РАЗРАБОТКА ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ИНФОРМАТИКЕ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 5-7 КЛАССОВ
Выполнила: Купчинская Полина Александровна
Содержание
Введение. 3
Глава 1. Организация внеурочной деятельности по информатике для учащихся 5-7 классов. 5
1.1. Понятие и сущность внеурочной деятельности. 5
1.2. Цели, задачи и функции внеурочной деятельности. 10
Выводы по первой главе. 15
Глава 2. Программа внеурочной деятельности по информатике для 5-7 классов 16
2.1. Программа внеурочной деятельности по информатике для учащихся 5-7 классов 16
Выводы по второй главе. 35
Заключение. 36
Список используемой литературы и интернет источников. 39
Актуальность. Вопрос о том, как повысить качество преподавания и уровень воспитанности учащихся является приоритетным в современном образовании. Внеурочная деятельность углубляет знания, повышает интерес к предмету, стимулирует к самостоятельной работе на уроке и к постоянному поиску чего-то нового. Участвуя во внеурочных мероприятиях, обучающиеся познают окружающую действительность, фантазируют, приобретают новые знания, у них появляется возможность раскрыться и проявиться творчески.
Участие во внеурочной деятельности даёт детям чувство уверенности в себе и раскрывает их таланты, которыми они обладают или даже могут их открыть в себе. Такая возможность предоставляется им только через культурные и внеурочные мероприятия, открывающие личность; развитие скрытых талантов, поощрение интеллектуальных усилий и возможность здоровой конкуренции.
Внеурочная работа по информатике является важной составной частью учебно-воспитательного процесса школы, одной из форм организации свободного времени учащихся.
Поэтому сегодня, несомненно, для образовательного учреждения на одно из первых мест выходит вопрос об организации внеурочной деятельности и поэтому в задачи школы входит привлечение учащихся в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся понимать и осваивать новое, изобретать, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, помогать друг другу и уметь принимать решения, формулировать интересы и осознавать свои безграничные потенциалы. Такая возможность предоставляется Федеральным государственным образовательным стандартом.
Внеурочная деятельность является одним из важных средств формирования личности школьника, выявления его интересов и уровня развития, его умения работать в коллективе, и ориентироваться в современном обществе. Она направлена на достижение общей цели обучения и воспитания - усвоения ребенком необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей.
Именно поэтому проблема изучения организации внеурочной деятельности вызывает такой большой интерес, так как именно она занимает особое место в образовательном процессе.
Цель исследования – разработка программы внеурочной деятельности по информатике для учащихся 5-7 классов.
Для достижения цели исследования были определены следующие задачи исследования:
1. Раскрыть понятие и сущность внеурочной деятельности.
2. Исследовать цели, задачи, функции внеурочной деятельности.
3. Разработать программу внеурочной деятельности по информатике для учащихся 5-7 классов.
4. Создать учебно-методические разработки внеурочных мероприятий.
5. Апробировать разработанный внеурочные мероприятия в школе.
На основе поставленных задач, обозначим объект и предмет исследования.
Объект исследования – внеурочная деятельность обучающихся.
Предмет исследования – организация внеурочной работы по информатике в школе.
Для наиболее полного раскрытия темы и решения поставленных задач мы используем следующие методы: изучение литературы, обработка и анализ публикаций в специальных компьютерных газетах и журналах, и сайтах глобальной сети Internet по теме курсовой работы.
Работа состоит из: введения, двух глав с выводами, заключения, списка использованной литературы и интернет ресурсов.
Глава 1. Организация внеурочной деятельности по информатике для учащихся 5-7 классов
1.1. Понятие и сущность внеурочной деятельности
В данном параграфе мы рассмотрим, что представляет собой внеурочная деятельность.
Существует множество точек зрения на определение понятия «внеурочная деятельность», рассмотрим некоторые из них.
Внеурочная деятельность в школе представляет собой инновацию Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС). Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС понимается образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы [10].
В педагогическом энциклопедическом словаре внеурочная деятельность определяется как внеурочная работа, составная часть учебно-воспитательного процесса школы, одна из форм организации свободного времени учащихся. Направления, формы и методы внеурочной деятельности практически всегда совпадают с дополнительным образованием детей. В школе предпочтение отдаётся образовательному направлению, организации предметных кружков, научных обществ учащихся, а также развитию художественного творчества, технического творчества, спорта и других.
В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте под внеурочной (внеучебной) деятельностью понимается деятельностная организация на основе вариативной составляющей базисного учебного (образовательного) плана, организуемая участниками образовательного процесса, отличная от урочной системы обучения: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, КВНы, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования и так далее; занятия по направлениям внеурочной деятельности учащихся, позволяющие в полной мере реализовать Требования Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования [10].
К сожалению, обзор литературы позволяет предположить нам, что понятие внеурочная деятельность обширно и неоднозначно, так как нет общепринятого определения.
Мы взяли за основу такое определение: внеурочная деятельность включает в себя различные по содержанию, назначению, методике проведения, формам и способам руководства занятия. К примеру, школьные олимпиады, тематические вечера и деловые игры относятся к внеурочной деятельности.
Виды и направления внеурочной деятельности:
Для реализации в школе доступны следующие направления внеурочной деятельности: духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное [9, c. 5].
Рассмотрим подробнее, что представляет собой каждое из этих направлений.
Духовно-нравственное направление:
1) формирование гражданской культурны;
2) понимание последствия личных и общественных решений для более широкого сообщества-местного и глобального - и для окружающей среды и будущих поколений;
3) развитие способности переносить разные мнения и становиться все более ответственными за свои собственные действия или поведение;
4) развитие жизненного азарта и умения упорствовать, преодолевая любое внутреннее сопротивление, при встрече с препятствиями;
5) приобщение к традициям культуры своего народа, своего государства и общечеловеческим ценностям.
Социальное направление:
1) развитие межличностных навыков, необходимых для позитивного отношения со сверстниками и людьми всех возрастов;
2) понимание, как продуктивно участвовать в обществе и как эффективно взаимодействовать с социальными институтами и процессами;
3) развитие навыков и личных качества, необходимых для жизни и командной работы
4) понимание людей, а также понимание институтов, структур и характеристик общества, экономических и политических принципов, роли и обязанности жизни гражданина, родителя или работника в обществе;
Общеинтеллектуальное направление:
1) обогащение запаса знаний учащихся научными понятиями и законами;
2) активизация познавательной деятельности обучающихся;
3) умение высказывать своё мнение, доказывать свою точку зрения, обсуждать разные точки зрения;
4) воспитание у школьника потребности и привычки к самоотдаче, общественно-полезной работе, насыщенной духовной жизни, умение сочетать свои интересы с интересами коллектива;
5) развитие интеллектуальных способностей школьников;
Общекультурное направление:
1) развитие понимания красоты как в переживании художественного выражения, так и путем исследования своего собственного творческого мышления;
2) формирование ценностей потенциального обогащения культурного разнообразия;
3) обогащение знаний учащихся о разнообразии других культур, как своего города, страны, так и всего мира.
Спортивно-оздоровительное направление:
1) приобщение к здоровому образу жизни, к спортивным традициям;
2) воспитание осознанной потребности в здоровом образе жизни;
3) укрепление здоровья учащихся средствами физической культуры;
4) гармоничное физическое развитие (красивая осанка, пластика движений и т.д.);
5) воспитание смелости, упорства, ловкости, выносливости, дисциплинированности, выдержки и взаимопомощи;
6) формирование и развитие валеологической культуры.
Для каждого из этих направлений разрабатываются свои программы внеурочной деятельности.
Пять направлений внеурочной деятельности реализуются в её 9 видах. Рассмотрим подробнее, что представляет собой каждый вид деятельности и особенности их реализации:
1) Игровая деятельность: интеллектуальные и дидактические игры являются оптимальной формой обучающей деятельности, позволяющей в досуговой, интересной форме создавать ситуации применения усвоенных знаний, умений, навыков [9, c. 29].
2) Познавательная деятельность: стимулирование любознательности, исследовательского интереса обучающихся к конкретным ситуациям, явлениям. Следствием этого становиться повышение общего уровня мотивации к обучению, саморазвитию [9, c. 16].
3) Проблемно-ценностное общение: Организуется для коррекции отношения школьников к жизненным проблемам, понимания ценности жизни. Результаты образовательной деятельности можно разделить по уровням: первый уровень предусматривает приобретение учащимися социальных навыков, осознаний социальных реалий; второй — формирование позитивного отношения к общественным ценностям, выработка стимула улучшать существующие реалии, служить своему народу и государству; к результатам проблемно-ценностного общения третьего уровня относят самостоятельное выполнение ребенком значимого социального действия (участие в социальной жизни, проявление активной гражданской и нравственной позиции) [9, c. 19].
4) Досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение): Этот вид осуществления внеурочной деятельности учитывает обеспечение содержательного и в тоже время полезного отдыха детей. При реализации данного направления важно уделить особое внимание: свободе выбора (принудительные мероприятия нельзя считать досугом); досуговые интересы учащихся; активный характер участия, который может выражаться в активизации психофизической или эмоциональной сферы.
5) Социальное творчество: подготовка к участию в жизни социума, осуществляемая параллельно по двум направлениям: способность быстрой адаптации будущих выпускников к существующим реалиям; готовность вести преобразующую деятельность, ориентируясь на стремительно меняющиеся общественные тенденции.
6) Художественное творчество: организация комплекса кружковой деятельности, позволяющей создать оптимальные условия для гармоничного развития обучающихся [9, c. 64].
7) Трудовая (производственная) деятельность: деятельность, направленная на овладение теоретической и практической базой производственных действий, организуется в рамках кружковой работы с целью развития талантов учащихся, воспитания трудолюбия, уважительного отношения к результатам чужого труда, утверждения принципов взаимопомощи и взаимоподдержки. В процессе работы очень важно привить детям навыки организации трудовой деятельности с систематическими перерывами на отдых, навыки организации самостоятельного и коллективного труда [9, c. 80].
8) Спортивно-оздоровительная деятельность: выполняется путем привлечения школьников к участию в спортивно-массовых мероприятиях, активизации интереса детей к различным видам спорта, поощрения ориентации на здоровый образ жизни [9, c.87].
9) Туристско-краеведческая деятельность: туристическая и краеведческая деятельность реализуется как цельный образовательный комплекс, способствующий психофизическому, интеллектуальному, культурному, экологическому воспитанию. Это один из наиболее результативных видов внеурочной активности, который неизменно вызывает повышенный интерес со стороны школьников, педагогов и родительской общественности [9, c. 107].
Все виды внеурочной деятельности должны быть строго нацелены на воспитательные результаты.
Итак, обзор разных взглядов на трактовку понятия «внеурочная деятельность» привел нас к выводу о том, что внеурочная деятельность – это организованные занятия с учащимися, которые проводятся в школе для того, чтобы углубить знания учащихся по определённым предметам, выявить интерес именно к этим предметам. К внеурочной деятельности относятся: кружки, клубы, конференции, олимпиады, секции, соревнования, научные исследования, КВНы и другие. Наличие множества трактовок внеурочной деятельности подтверждает актуальность темы курсовой работы.
1.2. Цели, задачи и функции внеурочной деятельности
Главными целями внеурочной деятельности по ФГОС являются: создание благоприятных условий для эффективного развития всесторонне развитой личности и социализации каждого ученика, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций, создание условий для физического, интеллектуального и эмоционального отдыха детей, создание воспитывающей среды, которая обеспечивает активизацию социальных и интеллектуальных интересов учеников в свободное время, развитие здоровой, способной к творческому росту личности со сформированной гражданской ответственностью и правовым сознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на общественно-значимую практическую активность, реализацию добровольных инициатив.
Внеурочная работа направлена на решение следующих задач [21, с. 27]:
1. Формирование у ребенка положительной Я-концепции, характеризующейся следующими факторами:
1.1. Убежденностью в успешном овладении им тем или иным видом деятельности;
1.2. Уверенностью в доброжелательном отношении к нему других людей.
1.3. Чувством собственной значимости. Положительная Я-концепция характеризует позитивное отношение ребенка к самому себе и объективность его самооценки, которая является основой дальнейшего развития индивидуальности ребенка [21, с. 29].
Разнообразная внеурочная деятельность способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся раскрыть на уроке. Разнообразие внеурочной деятельности помогает ребёнку самореализоваться, стать уверенней в себе, повысить свою самооценку и положительно воспринимать самого себя.
1. Включение в различные виды внеурочной работы обогащает личный опыт детей, их знания о разнообразии человеческой деятельности, дети приобретают необходимые практические навыки и умения.
2. Создание благоприятных условий для накопления опыта коллективной жизни, навыков сотрудничества. Учебный труд в силу его специфичности не может служить такой благоприятной основой сплочения коллектива, какой является внеурочная деятельность. Здесь учащиеся вступают в многосторонние взаимоотношения между собой, сотрудничают друг с другом и учатся жить в коллективе.
При этом внеурочная деятельность обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определенном аспекте, что в своей совокупности дает большой учебно-воспитательный эффект [21, с. 30].
3. Развитие познавательного интереса. Данная задача внеурочной работы отражает преемственность учебной и внеурочной деятельности, так как внеурочная работа связана с учебно-воспитательной работой на уроке, а также направлена на повышение эффективности учебного процесса.
4. Воспитание интересов учащихся в процессе внеурочной работы связано с решением важной задачи — выбором школьниками профессии и подготовкой их к труду. Известно, что различные виды внеурочных занятий являются одним из основных источников возникновения профессиональных интересов и профессиональной осведомленности учащихся, помогают им приобрести специальные знания, умения и навыки, проверить свои силы в избранной области деятельности [2, с. 91].
5. Организация свободного времени учащихся. В настоящее время очень важно удлинить сроки организованного педагогического влияния, чтобы предупредить отрицательные последствия детской безнадзорности.
Установлена зависимость между поведением учащихся и тем, как они проводят свободное время. Дети, которые не посещают внеурочные занятия, которые не интересуются жизнью класса и школы, они менее успевают за школьной программой по сравнению с другими учениками. По мере увеличения свободного времени проблема культуры его использования приобретает все большее значение в обществе [21, с. 39].
6. Формирование нравственного просвещения, нравственного убеждения, нравственного поведения, эмоционального, волевого компонентов мировоззрения. Во внеурочной работе усваиваются моральные нормы поведения через овладение нравственными понятиями. Эмоциональная сфера формируется через эстетические представления в творческой деятельности [21, с. 37]. Формирование потребности в продуктивной, социально-одобряемой деятельности через непосредственное знакомство с различными видами деятельности, формирование в соответствии с индивидуальными наклонностями интереса к ним, необходимых умений и навыков.
7. Благодаря внеурочной деятельности для детей создаются условия для формирования умений включаться в продуктивную, одобряемую обществом деятельность и при необходимости самостоятельно ее организовывать. Этот момент особенно актуален в связи с ростом количества подростков, ведущих антиобщественный образ жизни.
Существует мнение, что неуспевающих учеников не следует отвлекать от учебных занятий. Это, по нашему мнению, неверно, так как именно им надо помочь правильно использовать свое свободное время.
Цель и задачи внеурочной работы определяют ее функции — обучающую, воспитательную и развивающую.
Обучающая функция внеурочной работы не имеет такого приоритета, как в учебной деятельности. Во внеурочной работе она является вспомогательной и заключается в обучении определенным навыкам поведения, навыкам общения и коллективной жизни.
Необходимо обратить внимание на то, что правильное сочетание внеурочной и учебной работы обеспечивает большую гибкость всей системы учебно-воспитательной деятельности. Внеурочная работа может служить эффективным средством дифференциации обучения и воспитания при сохранении единого и обязательного учебного плана. Внеурочная работа может компенсировать его недостатки, трудно устранимые в рамках учебной деятельности из-за ее большой насыщенности обязательными занятиями.
Особая важность во внеурочной работе имеет развивающая функция, которая заключается в стимулировании интеллектуального роста у обучающихся, развитии их внимания, памяти, мыслительного процесса, речевых особенностей, выявлении и развитии индивидуальных способностей, склонностей и интересов учащихся через включение их в различные виды деятельности. Например, ученика, у которого будут наиболее развиты артистические способности, можно привлечь к участию в школьных праздниках и концертах, КВН и так далее. Ученика у которого будут проявляться способности к информатике можно привлечь к участию в олимпиадах, разработке полезных программ и так далее.
Отсюда можно сделать вывод, что главная цель внеурочной деятельности – это развитие здоровой, творчески растущей личности; активизация социальных и интеллектуальных интересов учащихся в свободное время; формирование гражданской ответственности и правого самосознания, подготовка к жизнедеятельности в новых условиях.
Роль учителя в организации учебной деятельности
1. Учитель должен быть хорошим планировщиком, чтобы различные мероприятия могли проводиться систематически в течение всего года.
2. Обязанностью педагога должно быть предоставление все больших и больших возможностей ребенку при проведении внеурочных занятий.
3. Учитель должен выступать в качестве новатора, внедряя некоторые инновационные программы.
4. Учитель должен быть хорошим организатором. Он также должен выступать в качестве директора, регистратора, оценщика, менеджера, лица, принимающего решения, советника, мотиватора, координатора, чтобы ученики могли получить максимум более тонких аспектов во внеурочной деятельности.
Благодаря внеурочной деятельности учитель может решать следующие задачи. Во-первых, обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе. Во-вторых, оптимизировать учебную нагрузку обучающихся. В-третьих, улучшить условия для развития ребенка. В-четвёртых, учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.
Итак, перечисленные задачи определяют основные возможности и направления внеурочной работы в достижении ее основной цели и носят характер общих положений. В реальной воспитательной работе они конкретизируются в соответствии с особенностями класса и самого педагога.
Выводы по первой главе
В данной главе мы рассмотрели что представляет собой внеурочная деятельность.
Особенностью внеурочной деятельности младших школьников является объединение всех видов деятельности кроме урочной (экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, КВНы, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования и т.д.), в которых возможно и целесообразно решение задач их развития, воспитания и социализации.
Мы также рассмотрели виды внеурочной деятельности.
Внеурочная деятельность осуществляется по пяти направлениям развития личности:
1. Духовно-нравственное
2. Социальное
3. Общеинтеллектуальное
4. Общекультурное
5. Спортивно-оздоровительное
Внеурочная деятельность направлена на решение конкретных образовательных задач, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (ФГОС), а также способствует проявлению активности обучающихся.
Профессионально грамотно организованные условия внеурочной деятельности направлены на создание уникальной среды неформального образования, направленной на решение задач воспитания высоконравственного, духовно развитого, физически здорового, конкурентоспособного, компетентного гражданина страны.
Глава
2. Программа внеурочной деятельности по информатике для 5-7 классов
2.1. Программа внеурочной деятельности по информатике для учащихся 5-7 классов
Базовый курс информатики и ИКТ начинает изучаться только лишь с 8 по 9 класс, поэтому организация обучения информатики в 5-7 классах представляется в рамках внеурочной деятельности.
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО).
Цель программы: создать благоприятные условия для развития алгоритмического и логического мышления у обучающихся, развить у учащихся знания и умения в области «информатика».
Задачи:
· формирование знаний об основных принципах работы компьютера;
· раскрытие основных возможностей, приемов и методов обработки информации с помощью разных офисных программ;
· подготовка учеников к активной полноценной жизни и работе в условиях технологически развитого общества.
· формирование умений и навыков при работе на компьютере;
· формирование умений моделирования и использования компьютера в различных предметных областях;
· формирование умений и навыков для самостоятельного применения компьютера с целью решения практических задач.
Программа внеурочной деятельности предназначена для учащихся 5-7 классов и является приложением к основной образовательной программе 5-9 классов.
Программа реализуется в течение 3х учебных лет, продолжительность занятий – 1 час в неделю, итого 35 ч. в год.
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В ходе изучения курса достигаются следующие образовательные результаты, сформированные в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования.
Личностные результаты
· формирование познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новых задач;
· способность к самооценке на основе критериев успешности внеурочной деятельности;
· способность к самоанализу и самоконтролю поставленных целей и выполненных результатов, ориентация на понимание причин успеха во внеурочной деятельности;
· понимание необходимости обучения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний, формирование ответственного отношения к обучению;
· понимание роли информационных процессов в современном обществе;
· развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
· воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
· способность эффективного поиска необходимой информации через правильно сформулированные запросы;
· формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
· готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с применением средств и методов информатики и информационно-коммуникационных технологий;
Метапредметные результаты
· умение планировать и осуществлять свою деятельность, расширять познавательные интересы, определять и ставить перед собой новые учебные или познавательные задачи;
· формирование и развитие навыков определять понятия и определения, формировать обобщения, устанавливать аналогии, систематизировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, определять причинно-следственные связи, построение логических цепочек рассуждений и умение делать выводы;
· умение создавать, преобразовывать и применять знаки и символы, мoдели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
· фoрмирование и развитие компетентности в области использования ИКТ-компетенции.
· формирование самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
· формирование умений самостоятельного планирования пути достижения целей; умений соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;
· владение основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умение правильно, четко и однозначно сформулировать мысль в понятной собеседнику форме; умение осуществлять в коллективе совместную информационную деятельность, в частности при выполнении проекта; умение выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ; использование коммуникационных технологий в учебной деятельности и повседневной жизни.
3. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С УКАЗАНИЕМ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ И ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
5 класс
Раздел программы Содержание курса |
Форма организации |
Виды деятельности учащихся |
Информация вокруг нас (9 часов) Беседа о ТБ и культуре работы с информацией, организация рабочих мест за компьютерами. Информация и информатика. Основные устройства компьютера. Устройства ввода и вывода информации. Программы и документы. Рабочий стол, панель задач. Запуск программ. Работа с файлами и папками. Основные правила при задании имени файлу. Освоение мыши: указатель, действия с мышью, управление компьютером с помощью мыши. Компьютерные меню. Главное меню. Запуск программ. Окно программы и его структура. Диалоговые окна программ. Основные элементы управления, которые имеются в диалоговых окнах. Клавиатура. Группы клавиш. Правила при работе с клавиатурой. Основная позиция пальцев на клавиатуре. |
Познавательные беседа, компьютерный практикум, викторина
|
Игровая, познавательная, досугово- развлекательная, социальная |
Информационные технологии (18 часов) Текстовый редактор. Правила ввода текста. Приёмы редактирования (как вставлять, удалять и заменять символы). Перемещение и удаление фрагментов текста. Использование буфера обмена. Проверка правописания, расстановка переносов. Форматирование символов с помощью шрифта, размера, начертания, цвета. Форматирование абзацев с помощью выравнивания, отступа, интервалов. Вставка в документ таблиц, форматирование таблиц и заполнение их данными. Инструменты распознавания текстов и системы компьютерного перевода. Простейший графический редактор Paint. Инструменты графического редактора Paint. Инструменты создания простейших графических объектов. Исправление ошибок и внесение изменений. Работа с изображениями: удаление, перемещение, копирование. Устройства ввода графической информации. |
Занимательные беседы, практические задания, индивидуальный и групповой проект |
Игровая, познавательная, досугово- развлекательная, социальная |
Информационное моделирование (3 часа) Модели объектов и их назначение. Информационные модели. Словесные информационные модели. Простейшие математические модели. Табличные информационные модели. Структура и правила оформления таблицы. Простые таблицы. Табличное решение логических задач. Электронные таблицы. Графики и диаграммы. Наглядное представление о соотношении величин. Визуализация многорядных данных. Многообразие схем. Информационные модели на графах. Деревья. |
Познавательные беседы, компьютерный практикум, индивидуальный проект |
Познавательная, Социальная, творческая |
Обработка информации (5 часов) Поиск информации. Анимация (создание движущихся изображений). Слайд-шоу. Индивидуальный проект. |
Познавательные беседы, компьютерный практикум, индивидуальный проект. Защита проекта. Конференции. |
Познавательная, социальная, исследовательская, творческая. |
6 класс
Раздел программы Содержание курса |
Форма организации |
Виды деятельности учащихся |
Объекты и системы (7 часов) Объекты, их имена и признаки: свойства, действия, поведение, состояния. Отношения объектов. Разновидности объектов и их классификация. Состав объектов. Системы объектов. Система и окружающая среда. Персональный компьютер как система. Файловая система. Операционная система. Классификация. |
Познавательные беседы, практические задания
|
Познавательная, досугово- развлекательная, социальная, творческая |
Информационные модели (11 часов) Модели объектов и их назначение. Информационные модели. Словесные информационные модели. Простейшие математические модели. Табличные информационные модели. Структура и правила оформления таблицы. Простые таблицы. Решение логических задач с помощью нескольких таблиц. Вычислительные таблицы. Графики и диаграммы. Создание диаграмм на компьютере. Наглядное представление о соотношении величин. Визуализация многорядных данных. Многообразие схем. Информационные модели на графах. Использование графов при решении задач (деревья и т.д.). |
Познавательные беседы, практическая деятельность, тематический вечер «Информационное ассорти» |
Познавательная, досугово- развлекательная, социальная |
Алгоритмика (9 часов) Учебные исполнители в среде КуМир (Черепаха, Чертёжник, Робот, Водолей и др.) как примеры формальных исполнителей. Их назначение, среда, режим работы, система команд. Управление исполнителями с помощью команд и их последовательностей. Что такое алгоритм. Различные формы записи алгоритмов (нумерованный список, таблица, блок-схема). Примеры линейных алгоритмов, алгоритмов с ветвлениями и повторениями (в повседневной жизни, в литературных произведениях, на уроках математики и т.д.). Составление алгоритмов (линейных, ветвлениями и циклами) для управления исполнителям Чертежник, Водолей и др. |
Познавательные беседы, компьютерный практикум, QR-квест по теме алгоритмы |
Познавательная, досугово- развлекательная, социальная, творческая |
Создание мультимедийных объектов (6 часов) Мультимедийная презентация. Описание последовательно развивающихся событий (сюжет). Анимация. Возможности настройки анимации в редакторе презентаций. Создание эффекта движения с помощью смены последовательности рисунков. |
Познавательные беседы, компьютерный практикум, создание мультфильма |
Познавательная, досугово- развлекательная, социальная, творческая |
Повторение (2 часа) |
Познавательные беседы, компьютерный практикум, интеллектуальная игра «Поле Чудес» |
Познавательная, досугово- развлекательная, социальная, творческая |
7 класс
Раздел программы Содержание курса |
Форма организации |
Виды деятельности учащихся |
Информация и информационные процессы (9 часов) Информация и действия с информацией. Информационный процесс. Характеристики информации: «актуальность», «своевременность», «достоверность». Представление информации. Формы представления информации. Способы представления информации: естественные и формальные языки. Алфавит, мощность алфавита. Способы кодирования информации. Универсальность дискретного (цифрового, двоичного) кодирования. Двоичный алфавит. Двоичный код. Разрядность двоичного кода. Связь длины (разрядности) двоичного кода и количества кодовых комбинаций. Размер (длина) сообщения как мера количества содержащейся в нём информации. Разные подходы к измерению количества информации. Основные виды информационных процессов: хранение, передача и обработка информации. Примеры информационных процессов в системах различной природы; их роль в современном мире. Хранение информации. Использование таких носителей информации, как бумажные, магнитные, оптические и флэш-память. Качественные и количественные характеристики современных носителей информации: объем информации, хранящейся на носителе; скорости записи и чтения информации. Хранилища информации. Сетевое хранение информации. Передача информации. Источники, приёмники информации и информационный канал. Обработка информации. Обработка, которая связана с получением новой информации. Обработка, которая связана с изменением формы, но не изменяющая содержание информации. Поиск информации. |
Познавательные беседы, компьютерный практикум, викторина |
Познавательная, досугово- развлекательная, социальная, исследовательская |
Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией (8 часов) Общие принципы организации и работы компьютера. Основные компоненты персонального компьютера (процессор, оперативная и внешняя (долговременная) память, устройства ввода и вывода информации), их функции и основные характеристики. Состав и функции программного обеспечения: системное ПО, прикладное ПО, системы программирования. Компьютерные вирусы. Защита и профилактика информации от вредоносных программ. Антивирусные программы. Правовые нормы использования программного обеспечения. Файл. Типы файлов. Файловая система. Графический пользовательский интерфейс (рабочий стол, окна, диалоговые окна, меню). Оперирование компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме: создание, именование, сохранение, удаление объектов, организация их семейств. Архивирование и разархивирование. Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации персонального компьютера. |
Познавательные беседы, компьютерный практикум, интеллектуальная игра «Мозговой штурм» |
Познавательная, досугово- развлекательная |
Обработка графической информации (5 часов) Формирование изображения на экране монитора. Компьютерное представление цвета. Растровая и векторная компьютерная графика. Интерфейсы различных графических редакторов. Форматы графических файлов. Создание графических изображений. |
Познавательные беседы, компьютерный практикум, деловая игра "Фотоателье» |
Познавательная, досугово- развлекательная, социальная, исследовательская, творческая |
Обработка текстовой информации (9 часов) Текстовые документы и технологии их создания. Структурные единицы текста (раздел, абзац, строка, слово, символ). Создание, редактирование и форматирование текстовых документов на компьютере. Стилевое форматирование. Визуализация информации в текстовых документах. Включение в текстовый документ списков, таблиц, диаграмм, формул и графических объектов. Гипертекст. Создание ссылок: сноски, оглавления, предметные указатели. Коллективная работа над документом. Примечания. Запись и выделение изменений. Форматирование страниц документа. Ориентация, размеры страницы, величина полей. Нумерация страниц. Колонтитулы. Сохранение документа в различных текстовых форматах. Кодовые таблицы. Код для обмена информацией, примеры кодирования букв национальных алфавитов. Представление о стандарте Юникод. |
Занимательные беседы, компьютерный практикум |
Познавательная, досугово- развлекательная, социальная, творческая |
Мультимедиа (6 часов) Понятие технологии мультимедиа и области использования мультимедиа. Видео и звук - составляющие мультимедиа. Компьютерные презентации. Дизайн презентации и макеты слайдов. Звуки и видео изображения. Монтаж видео. Программа для создания презентаций Microsoft PowerPoint. |
Индивидуальные проекты |
Познавательная, досугово- развлекательная, социальная, творческая |
4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 класс
№ п/п |
Наименование тем |
Кол-во часов |
Информация вокруг нас (9 часов) |
||
1. |
Инструктаж по ТБ. Компьютер - универсальная машина для работы с информацией |
1 |
2. |
Ввод информации в память компьютера. Практическая работа №1 «Вспоминаем клавиатуру» |
1 |
3. |
Управление компьютером. Практическая работа №2 «Вспоминаем приёмы управления компьютером» |
1 |
4. |
Хранение информации. Практическая работа №3 «Создаём и сохраняем файлы». |
1 |
5. |
Передача информации Контрольная работа № 1 по теме «Устройства компьютера и основы пользовательского интерфейса» |
1 |
6. |
Электронная почта. Практическая работа №4 «Работаем с электронной почтой». |
1 |
7. |
В мире кодов. Способы кодирования информации |
1 |
8. |
Игра-викторина «Кодирование информации» |
1 |
Информационные технологии (18 часов) |
||
9. |
Текст как форма представления информации. Компьютер — основной инструмент подготовки текстов |
1 |
10. |
Основные объекты текстового документа. Ввод текста. Практическая работа №5 «Вводим текст» |
1 |
11. |
Редактирование текста. Практическая работа №6. «Редактируем текст» |
1 |
12. |
Фрагменты текста. Практическая работа №7. «Работаем с фрагментами текста». |
1 |
13. |
Форматирование текста. Практическая работа №8 «Форматируем текст» |
1 |
14. |
Структура таблицы. Практическая работа №9 «Создаём простые таблицы» |
1 |
15. |
Наглядные формы представления информации от текста к рисунку, от рисунка к схеме. |
1 |
16. |
Диаграммы. Практическая работа №10 «Строим диаграммы». |
1 |
17. |
Компьютерная графика. Графический редактор Paint. Практическая работа №11 «Изучаем инструменты графического редактора». |
1 |
18. |
Устройства ввода графической информации. Практическая работа №12 «Работаем с графическими фрагментами» |
1 |
19. |
Графический редактор. Практическая работа №13 «Планируем работу в графическом редакторе» |
1 |
20. |
Создание проекта поздравительная открытка «С днём рождения» |
1 |
21. |
Систематизация информации. Практическая работа №14 «Создаём списки» |
1 |
22. |
Поиск информации. Практическая работа №15 «Ищем информацию в сети интернет». |
1 |
23. |
Кодирование как изменение формы представления информации. |
1 |
24. |
Преобразование информации по заданным правилам. Практическая работа №16 «Выполняем вычисления с помощью программы калькулятор» |
1 |
25. |
Создание проекта. Школьная стенгазета по информатике «Нанотехнологии». |
2 |
Информационное моделирование (3 часа) |
||
26. |
Преобразование информации путём рассуждений |
1 |
27. |
Разработка плана действий и его запись |
1 |
28. |
Мини-проект «Классификация». Создание ментальной карты в онлайн-сервисе |
1 |
Обработка информации (5 часов) |
||
29. |
Создание движущихся изображений. Практическая работа №17 «Создаём анимацию» |
1 |
30. |
Практическая работа № 18 «Создаем слайд-шоу» |
1 |
31. |
Индивидуальный проект (предметная область «Информатика») |
3 |
32. |
Представление и защита проекта |
1 |
Итого: |
35 |
6 класс
№ п/п |
Наименование тем |
Кол-во часов |
Объекты и системы (7 часов) |
||
1. |
Инструктаж по ТБ. Объекты окружающего мира |
1 |
2. |
Компьютерные объекты. |
1 |
3. |
Практическая работа №1. «Работаем с основными объектами операционной системы». |
1 |
4. |
Разнообразие отношений объектов и их множеств. Практическая работа №2. «Повторяем возможности графического редактора — инструмента создания графических объектов» |
1 |
5. |
Отношения между множествами. Отношение «входит в состав». |
1 |
6. |
Отношение является разновидностью. Классификация объектов. |
1 |
7. |
Практическая работа №3. «Повторяем возможности текстового процессора — инструмента создания текстовых объектов» |
1 |
Информационные модели (11 часов) |
||
8. |
Как мы познаем окружающий мир. |
1 |
9. |
Понятие как форма мышления. Как образуются понятия. Практическая работа №4. «Конструируем и исследуем графические объекты». |
1 |
10. |
Определение понятия. Конструируем и исследуем графические объекты. |
1 |
11. |
Информационное моделирование как метод познания. Практическая работа №5. «Создаем графические модели». |
1 |
12. |
Словесные информационные модели. Словесные описания (научные, художественные). Практическая работа №6. «Создаем словесные модели». |
1 |
13. |
Математические модели. Практическая работа №7. «Создаем многоуровневые списки». |
1 |
14. |
Табличные информационные модели. Правила оформления таблиц. Практическая работа №8. «Создаем табличные модели». |
1 |
15. |
Решение логических задач с помощью нескольких таблиц. Вычислительные таблицы. Практическая работа №9. «Создаем вычислительные таблицы в текстовом процессоре». |
1 |
16. |
Зачем нужны графики и диаграммы. Наглядное представление процессов изменения величин. Практическая работа №10. «Создаем модели — графики и диаграммы». |
1 |
17. |
Многообразие схем. Практическая работа №11. «Создаем модели — схемы, графы и деревья». |
1 |
18. |
Тематический вечер «Информационное ассорти» |
1 |
Алгоритмика (9 часов) |
||
19. |
Что такое алгоритм. Исполнители вокруг нас. |
1 |
20. |
Формы записи алгоритмов. |
1 |
21. |
Линейные алгоритмы. |
1 |
22. |
Алгоритмы с ветвлениями. |
1 |
23. |
Алгоритмы с повторениями. |
1 |
24. |
Знакомство с исполнителем Чертежник. |
1 |
25. |
Пример алгоритма управления Чертежником. |
1 |
26. |
Чертежник учится, или Использование вспомогательных алгоритмов. |
1 |
27. |
QR-квест по теме алгоритмы |
1 |
Создание мультимедийных объектов (6 часов) |
||
28. |
Мультимедийная презентация. Возможности настройки анимации в редакторе презентаций. |
1 |
29. |
Создание эффекта движения с помощью смены последовательности рисунков. |
1 |
30. |
Создаем линейную презентацию. Практическая работа №12 «Часы». |
1 |
31. |
Создаем презентацию с гиперссылками. Практическая работа №13. «Времена года». |
1 |
32. |
Создание мультфильма |
2 |
Повторение (2 часа) |
||
33. |
Практическая работа №14. «Выполняем итоговый проект». |
1 |
34. |
Интеллектуальная игра «Поле Чудес» |
1 |
Итого: |
35 |
7 класс
№ п/п |
Наименование тем |
Кол-во часов |
Информация и информационные процессы (9 часов) |
||
1. |
Инструктаж по ТБ. Информация и её свойства |
1 |
2. |
Информационные процессы. Обработка информации |
1 |
3. |
Информационные процессы. Хранение и передача информации |
1 |
4. |
Всемирная паутина как информационное хранилище |
1 |
5. |
Представление информации |
1 |
6. |
Дискретная форма представления информации |
1 |
7. |
Единицы измерения информации |
1 |
8. |
Обобщение и систематизация основных понятий темы Информация и информационные процессы. |
1 |
9. |
Викторина-тест «Измерение информации» |
1 |
Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией (8 часов) |
||
10. |
Основные компоненты компьютера и их функции |
1 |
11. |
Персональный компьютер. |
1 |
12. |
Программное обеспечение компьютера. Системное программное обеспечение |
1 |
13. |
Системы программирования и прикладное программное обеспечение |
1 |
14. |
Файлы и файловые структуры |
1 |
15. |
Пользовательский интерфейс |
1 |
16. |
Обобщение и систематизация основных понятий темы Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией. |
1 |
17. |
Интеллектуальная игра «Мозговой штурм» |
1 |
Обработка графической информации (5 часов) |
||
18. |
Формирование изображения на экране компьютера |
1 |
19. |
Компьютерная графика |
1 |
20. |
Создание графических изображений |
1 |
21. |
Деловая игра «Фотоателье (графический редактор)» |
1 |
Обработка текстовой информации (9 часов) |
||
22. |
Текстовые документы и технологии их создания |
1 |
23. |
Создание текстовых документов на компьютере |
1 |
24. |
Прямое и стилевое форматирование |
1 |
25. |
Визуализация информации в текстовых документах |
1 |
26. |
Распознавание текста и системы компьютерного перевода |
1 |
27. |
Оценка количественных параметров текстовых документов |
1 |
28. |
Оформление реферата «История вычислительной техники» |
1 |
Мультимедиа (6 часов) |
||
29. |
Технология мультимедиа |
1 |
30. |
Компьютерные презентации |
1 |
31. |
Создание мультимедийной презентации |
1 |
32. |
Обобщение и систематизация основных понятий главы Мультимедиа. |
1 |
33. |
Сетевой проект «Наша любимая школа» |
3 |
Итого: |
35 |
В соответствии с разработанной программой внеурочной деятельности в 5 классе изучение темы «Информация вокруг нас» (9 часов) завершается игрой-викториной «Кодирование информации».
В тему «Информационные технологии» (18 часов) входят такие мероприятия, как создание проекта поздравительная открытка «С днём рождения» и создание проекта «Школьная стенгазета по информатике «Нанотехнологии»».
«Информационное моделирование» (3 часа) заканчивается мини-проектом «Классификация». Создание ментальной карты в онлайн-сервисе.
Тема «Обработка информации (5 часов) заканчивается индивидуальным проектом (предметная область «Информатика»), затем ученики представление и защищают свои проекты.
В 6 классе тема «Информационные модели» (11 часов) заканчивается тематическим вечером «Информационное ассорти».
«Алгоритмика» (9 часов) заканчивается QR-квестом по изученной теме.
Тема «Информация и информационные процессы» (9 часов) завершается викториной «Измерение информации»
Тема «Создание мультимедийных объектов» (6 часов) завершается созданием мультфильма (в группе или индивидуально).
В конце последней четверти можно подвести итог и вспомнить всё то, что прошли за год в виде интеллектуальной игры «Поле Чудес» тема «Повторение» (2 часа).
В 7 классе тема Информация и информационные процессы (9 часов) завершается викториной-тестом «Измерение информации»
Тема «Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией» (8 часов) завершается интеллектуальной игрой «Мозговой штурм».
В тему «Обработка графической информации» (5 часов) входит такое мероприятие, как деловая игра «Фотоателье (графический редактор)».
Тема «Мультимедиа» (6 часов) завершается проектом «Наша любимая школа».
1
2
2.1
1. Асмолов А. Г. Дополнительное персональное образование в эпоху перемен: сотрудничество, сотворчество, самотворение. — Образовательная политика. / А. Г. Асмолов — Электрон. Журн. Москва, 2014. – 6 с. http://edupolicy.ru/wp-content/uploads/2014/07/Asmolov-№2.2014.pdf
2. Бешенков С. А. Проект примерной программы по информатике для среднего образования / С. А. Бешенков – Москва: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. – С. 71-77.
3. Бородин. М. Н. Информатика. Программы для образовательных организаций, 2-11 класс. / М. Н. Бородин, 2015. – 568 с.
4. Босова Л. Л. Информатика. 5–6 классы: методическое пособие / Л. Л. Босова, А. Ю. Босова. — 2-е изд., перераб. — Москва.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018. — 384 с.
5. Босова Л. Л. Информатика: учебник для 5 класса/ Л.Л. Босова, А.Ю. Босова: 8-е изд.; стереотипное. – Москва: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018. -184 с.
6. Босова Л. Л. Информатика: учебник для 6 класса/ Л.Л. Босова, А.Ю. Босова: 8-е изд.; стереотипное. – Москва: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018. -216 с.
7. Босова Л. Л. Информатика: учебник для 7 класса/ Л.Л. Босова, А.Ю. Босова: 8-е изд.; стереотипное. – Москва: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018. -224 с.
8. Босова Л. Л. Информатика. 5-7 классы. Занимательные задачи. / Л. Л. Босова, А. Ю. Босова, И. М. Бондарева. М.: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2018. — 208 с.
9. Григорьев Д. В. Методический конструктор: пособие для учителя. (Стандарты второго поколения) / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов — М.: Просвещение, 2014. — 223 с.
10. Данилюк А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России: Серия «Стандарты второго поколения». [Текст] / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. — М.: «Просвещение». — 2009.
11. Куличкова А. Г. Информатика. 2-11 классы. Внеклассные мероприятия. / А. Г. Куличкова: 2-е изд. - Волгоград: 2016 — 152 с.
12. Кулюткин Ю. Н. Образовательные технологии: Из опыта развития глобального мышления учащихся. Материалы для специалиста образовательного учреждения. / Ю. Н. Кулюткина, Е. Б. Спасская. – Санкт-Петербург: Каро, 2002 – 152 с.
13. Лингевич. О. В. Организация внеурочной деятельности в образовательных учреждениях / О. В. Лингевич. – 2016. – С. 80–82.
14. Масленникова О. Н. Рабочая программа по информатике, 5 класс. /О. Н. Масленникова. Москва: ВАКО, 2015. – 41 с.
15. Малев В. В. Внеурочная работа по информатике: Учебно-методическое пособие для студентов физико-математического факультета. В 2-х ч. — Ч.I. Дидактические основы внеурочной работы. / В. В. Малев, А. А. Малева — Воронеж: ВГПУ, 2001. — 64 с.
16. Малев В. В. Общая методика преподавания информатики. Внеклассная работа: Учебное пособие. / В. В. Малеев. - Воронеж: ВГПУ, 2005. - 271 с.
17. Мартынова С. А. Библиографическое описание: Внеурочная деятельность в соответствии с ФГОС НОО / С. А. Мартынова — 2015. — С. 19-21.
18. Рабочая программа курса внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению личности в 5-6 классе «Увлекательный мир информатики» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://shkola14.ucoz.ru/Portfolio_AP/NMD/progr_vneuroch_dejat_uvlek_mir_inf.pdf - Загл. с экрана. (Дата обращения: 10.02.2018).
19. Словарь терминов ФГОС [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://sch867u.mskobr.ru/files/slovar_terminov_fgos.pdf (Дата обращения: 03.02.2019).
20. Система гигиенических требований к условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.методкабинет.рф/index.php/gigientrebovaniyaoob.html - Загл. с экрана. (Дата обращения: 10.11.2018).
21. Смирнов С.А. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии / С.А. Смирнов. — М.: Академия, 1998. — 512 с.
22. Методические рекомендации Министерства образования и науки РФ «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального образовательного стандарта общего образования» (приложение к письму Департамента общего образования Минобрнауки России от 12 мая 2011 г. № 03–296).
23. Учительский портал. Внеурочные мероприятия по информатике. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.uchportal.ru/load/188 – Загл. с экрана. (дата обращения: 19.01.2019).
24. Филатова М. Н. Внеурочная деятельность учащихся как средство достижения личностных и метапредметных результатов в условиях реализации ФГОС // М. Н. Филатова. — 2015. — С. 430-434. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://moluch.ru/archive/96/21584/. Загл. с экрана. (дата обращения: 19.04.2019).
25. ФГОС во внеурочной деятельности [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://урок.рф/library/fgos_vo_vneurochnoj_deyatelnosti_111641.html - Загл. с экрана. (Дата обращения: 14.03.2018).
26. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://window.edu.ru/resource/768/72768/files/FGOS_OO.pdf свободный.– Загл. с экрана (дата обращения: 19.03.2019).
27. Цветкова М. С. Информатика. Математика. Программы внеурочной деятельности для начальной и основной школы: 3–6 классы / М. С. Цветкова, О. Б. Богомолова. – М: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2018. — 128 с.
28. Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.