Курс: Человек и профессия
Цели: знакомство с понятиями «внимание», «память», «мышление», «воображение»; определение индивидуальных особенностей данных познавательных процессов у учащихся, выработка рекомендаций по их развитию.
Оборудование и материалы: учебное пособие, тетрадь, схема «Окно Джогари»; игровое поле в клеточку (упр. «Муха»), рисунок в изображение 4 фигур, карточки для корректурной пробы, рисунки с двойным изображением, карточки с числами от 1 до 90; рисунки с изображением стола с предметами, наборы слов и чисел для определения вида памяти, набор пар слов, рисунок с гимнастическими упражнениями для узнавания; тексты задач, коробка спичек для каждого, карточки со словами (с пропущенными буквами), рисунок с изображением емкостей, картинка для определения причинно-следственных связей, карточки с набором слов (д/з по мышлению); предмет (газета, ручка), набор слов для составления предложений, набор фигур, набор кругов (квадратов, треугольников), рисунок с неизвестным изображением.
Ключевые понятия: самопознание, методы самопознания (общение, самонаблюдение, эксперимент, тест), внимание, свойства внимания (объем, концентрация, устойчивость, распределение, переключение), память, виды памяти (зрительная, слуховая, моторная, механическая, логическая), мышление, тип мышления (образное, наглядно-действенное, словесно-логическое, творческое), воображение, виды воображения (воссоздающее, творческое), произвольность.
Описание ситуации
Один знакомый стал мне жаловаться на своего друга: "Он не знает сам себя! Когда он себя поймет, он перестанет делать то, что делает!" - знакомый почему-то горячился, стал переходить на фотре, - «Как ему помочь?!» - хм, его вопрос звучал как готовый ответ «никак», - "Пока он сам себя не поймет, ничего не изменится!"
Задача
Поразмышлять, с чего начинается процесс самопознания человека, и попытаться оценить себя на основе собственных наблюдений.
Уточнение задания
1. Как можно человеку лучше узнать себя?
Ответ:
Через общение с другими людьми человек может увидеть особенности своего характера, уровень интеллекта. То есть, когда человек познает других людей, он познает и себя. Познавая себя необходимо постоянно обращаться к самому себе, анализировать поступки, действия как бы наблюдая за собой со стороны. Кроме этого необходимо испытывать себя. Например, во время контрольной работы или при выполнении практического задания оценить свою способность к выполнению. Узнать о себе и измерить в количественном выражении, в очках, баллах можно применяя тесты.
2. Что представляет собой окно Джогари (Johari window)?
Ответ: Окно Джогари позволяет нам узнать, насколько хорошо мы знаем себя. Окно состоит из четырех частей: открытой, скрытой, закрытой области и слепого пятна. В открытой части мы записываем те прилагательные, которые есть и в собственном списке и в общественном. В закрытую область записываем те прилагательные, которые есть в собственном списке, но отсутствуют в общественном. В скрытую область записываем прилагательные, которые есть в общественном списке, но отсутствуют в собственном. В область слепого пятна записываем слова, которых нет ни в одном списке. Таким образом окно Джогари позволяет нам разобраться в себе, лучше себя узнать.
3. Перечислите методы самопознания.
Ответ: Самонаблюдение, эксперимент, тесты.
4. Назовите «плюсы» и «минусы» каждого из методов.
Ответ:
«+» |
«-» |
Самонаблюдение |
|
· Человек анализирует и контролирует свои действия, мысли. |
· Человек затрудняется определить свои мотивы поведения и чувства. |
Эксперимент |
|
· Позволяет определить и подтвердить способность человека в какой-либо деятельности. · Требует от человека волевых усилий. |
· Метод сложен для неподготовленных людей. · Волнуют возможные неудачи. |
Тесты |
|
· Быстрое познание себя. · Возможность измерить в баллах, очках. |
· Возможны ошибочные результаты из-за несерьезного поверхностного отношения. |
Дополнительная информация
На главной стороне храма Аполлона в Дельфах, одетой паросским мрамором, вырезана надпись:
"Познай самого себя" (Nosce te ipsum - лат.) Это латинский перевод
древне-греческого изречения.
Надпись украшала Дельфийский храм в Греции. Смысл этой лаконичной фразы очень глубок. Именно процесс самопознания сопровождает человека всю сознательную жизнь. На всем ее протяжении перед каждым человеком постоянно встают вопросы: Кто я? Каков я? Знаю ли я себя? Что скрывается за моими поступками?
В поисках ответа на вопрос «Кто Я?» мы сравниваем себя с другими людьми (родителями, друзьями, знакомыми), героями литературных произведений. Это сравнение позволяет увидеть все многообразие характеров, взглядов, проявлений чувств, интересов и других особенностей людей, помогает выделить то особенное, что отличает одного человека от другого.
Давайте попытаемся определить, по каким признакам можно находить общее и отличное в людях. При встрече с каким-либо человеком вы, как правило, в первую очередь оцениваете его внешний вид: возраст, пол, физический облик, состояние здоровья. При более близком знакомстве появляется возможность узнать его биографические данные: где родился и вырос, в какой школе учился, с кем дружит, чем увлекается.
Длительное общение с различными людьми и личные контакты с каждым из них позволяют увидеть особенности его характера, темперамента, чувств, уровень интеллекта и способностей. Одновременно с этим происходит процесс самопознания. Таким образом, познавая других людей, вы познаете самого себя.
Познать себя человек может, постоянно обращаясь к самому себе: анализируя, оценивая, контролируя свои действия, чувства, мысли, как бы наблюдая за собой со стороны. Этот метод психологи называют самонаблюдение. Однако часто человек затрудняется определить свои чувства и мотивы поведения. Поэтому данный метод является сложным для неподготовленных людей.
Другой метод познания себя – эксперимент. Так ученые называют сознательную деятельность, направленную на установление какого-либо факта, подтверждение какой-либо гипотезы. Вы сталкиваетесь с экспериментом во время контрольных работ, пытаясь определить, способны ли вы выполнять какой-либо вид деятельности. Чем больше вы экспериментируете, тем лучше вы узнаете себя.
Для быстрого познания себя также широко применяются тесты. Тест в переводе с английского языка означает «испытание, проба, проверка». При помощи тестов мы представляем какую-либо ситуацию, в которой ярко проявляется то или иное свойство личности, качество характера, особенность коллектива (группы), что дает возможность быстро его измерить в количественном выражении (в баллах, очках). В ходе наших занятий вам будут предложены некоторые тесты, которые помогут вам узнать о себе и своих особенностях достаточно для выбора соответствующей профессии.
«Окно Джогари» (Окно Johari)
Окно Johari было придумано Джозефом Лафтом и Гарри Ингамом в 1950 году. Эта модель, показывающая, насколько хорошо Вы знаете самого себя.
Сначала необходимо описать себя прилагательными из списка, а потом предложить проделать то же самое своим друзьям и коллегам.
Веселый, взрослый, внимательный, возмужавший, гордый, дружественный, доверчивый, заботливый, зависимый, задумчивый, застенчивый, здравомыслящий, знающий, идеалистический, изобретательный, интравертный, ищущий, любвеобильный, мечтательный, мудрый, надежный, напористый, напряженный, независимый, нервный, осторожный, остроумный, отважный, отзывчивый, помогающий, понимающий, преданный, приспособляющийся, радостный, расслабленный, рациональный, религиозный, скромный, слабый, сложный, собранный, сочувственный, спокойный, спонтанный, счастливый, талантливый, тихий, уверенный, умный, упорный, храбрый, чувствительный, щедрый, экстравертный, энергичный
Далее берем лист бумаги, делим его вертикально пополам и горизонтально пополам. Получится четыре «окна» (части).
Открытая область включает в себя информацию, которую я знаю о себе и которая известна окружающим людям ( имя, некоторые наши привычки и качества).
Закрытая область описывает информацию, которую мы о себе знаем, но другим не сообщаем. Сюда включается та информация, которую мы хотели бы сохранить в тайне от других.
Скрытая область - та информация, которую знают обо мне окружающие люди, но о которой я сам не подозреваю. Сюда входит то, как мы воспринимаем человека со стороны, в то время как он сам не имеет ни малейшего об этого понятия.
Слепое пятно – информация, не известная ни мне самому и никому другому.
Смысл самопознания заключается в том, чтобы уменьшить зону «слепого пятна» и расширить зону доступной самому человеку информации о себе.
Размер «окон» (кол-во слов в этой части) может изменяться: если мы разговариваем с другом, то самой большим является открытое окно. Если же мы сидим на экзамене, то для нас самым большим может являться слепое (мы не знаем, что в этот момент думает о нас преподаватель) или закрытое (если мы списываем под партой!).
В психотерапии (а именно для этой области прилагали свой интеллектуальный труд Джо и Харри) работа происходит над изменением слепого пятна и скрытой области, переводя информацию из этих окон в открытую или закрытую область. В простом же общении мы должны уметь контролировать размер этих окон, занимаясь нашими «играми» или «представлением себя» в различном контексте.
Описание ситуации
Машенька пришла со школы. Пообедав, она решила отдохнуть и посмотреть любимый сериал. После отдыха Маша села за уроки. По литературе задали читать рассказ. Читая рассказ, она постоянно думала о событиях, произошедших в новой серии сериала. Из-за этого она постоянно теряла смысл прочитанного и ей приходилась перечитывать отрывки по несколько раз.
Задача
Определить роль внимания в деятельности человека и познакомьтесь с индивидуальными свойствами внимания.
Уточнение задания
1. Какие условия требуются для возникновения произвольного внимания? непроизвольного?
Ответ:
Непроизвольное внимание может быть вызвано каким-то внешним раздражителем, отвлекающим нас от чего-либо. Например, необычный шум, вспышка света, крик. Произвольное внимание - является преднамеренным, активным. Оно присутствует только у человека. Произвольное внимание формируется в процессе обучения на уроках в школе или в то время когда мы трудимся. Произвольное внимание человек проявляет с помощью усилия воли, т. е ставит цель: «Мне нужно быть внимательным».
2. Составьте таблицу, содержащую характеристики внимания и примеры профессий.
Ответ:
Качества внимания, характеристика |
Примеры профессий |
1. Объем – это количество объектов, которые могут быть охвачены вниманием одновременно. |
Машинистка, телеграфист, стенографист, корректор, бухгалтер, экономист, агроном, оператор, менеджер. |
2. Устойчивость – длительное сосредоточение внимания на объекте. |
Чертежник, швея, художник, фрезеровщик, конструктор, бухгалтер, корректор, программист. |
3. Переключаемость – это способность быстро переходит от одного дела к другому, от одного предмета к другому. |
Воспитатель, следователь, учитель, продавец, водитель. |
4. Распределение внимания – это способность внимательно рассматривать два предмета или выполнять два дела одновременно. |
Оператор, педагог, водитель, наладчик.
|
5. Концентрация – степень сосредоточение внимания на объекте. |
Микробиолог, часовой мастер, хирург, токарь, скульптор, бухгалтер. |
Контекст задания
1. Какие свойства внимания необходимы для избираемой вами профессии?
Успешная деятельность человека во многом зависит от целенаправленности его внимания.
Внимание – направленность и сосредоточение сознания человека на определенном объекте. Объектами внимания могут выступать предметы и явления окружающего мира, мысли и чувства самого человека, образы.
По степени активности личности в организации внимания различают: непроизвольное и произвольное.
Внимание характеризуется следующими качествами: объемом, концентрацией, устойчивостью, переключением, распределением.
Объем внимания – это количество объектов, которые человек может воспринимать одновременно достаточно отчетливо. Обычно это 5 – 7 предметов.
Задание 2. Упражнение «Фигуры».
Сейчас вам в течение 1 секунды покажут рисунок. Постарайтесь запомнить все, что увидите на нем.
А теперь учащиеся должны нарисовать, какие фигуры были изображены и какие цифры были вписаны в каждую фигуру.
Проверка: за каждую правильно изображенную фигуру засчитайте себе 1 балл; за каждую верно написанную цифру засчитайте себе еще по 1 баллу; за каждую цифру, правильно вписанную в соответствующую фигуру еще по 1 баллу. Сколько баллов вы набрали?
12 – 10 – у вас отличный объем внимания; 9 – 8 – у вас хороший объем внимания; 7 – 6 – объем внимания мал; 5 и меньше – есть, над чем подумать. Дайте оценку свойству внимания.
Устойчивость внимания – способность длительное время удерживать внимание на одном предмете или деятельности.
Задание 3. Корректурная проба
Перед вами текст. Просматривая строку за строкой слева направо за 2 минуты вычеркните как можно быстрее и без ошибок буквы А перед Л и буквы О после М. После окончания 2 минут поставьте вертикальную черту.
КАЖДЫЙ, КТО ПОСЕТИЛ ГОРОД-ГЕРОЙ МИНСК И НАМЕРЕН ПРОДОЛЖАТЬ СВОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ, ЗАБЛАГОВРЕМЕННО ВЫБРАЛ НУЖНЫЙ МАРШРУТ. ЕСЛИ ПОСМОТРЕТЬ НА КАРТУ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ РЕСПУБЛИКИ, ТО МОЖНО ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ, ЧТО САМЫЕ ГЛАВНЫЕ ДОРОГИ РАЗБЕГАЮТСЯ, СЛОВНО ЛУЧИКИ, ОТ БЕЛОРУССКОЙ СТОЛИЦЫ К ОБЛАСТНЫМ ГОРОДАМ: БРЕСТУ, ГРОДНО, МОГИЛЕВУ, ГОМЕЛЮ, ВИТЕБСКУ. НА ЭТИХ ШОССЕ, ПРОЛЕГАЮЩИХ ПО ЖИВОПИСНЕЙШИМ МЕСТАМ БЕЛОРУССИИ, ВЫ МОЖЕТЕ СДЕЛАТЬ КРАТКОВРЕМЕННУЮ ОСТАНОВКУ ДЛЯ ОТДЫХА, ПООБЕДАТЬ В ОДНОМ ИЗ МНОГИХ ПРИДОРОЖНЫХ РЕСТОРАНОВ, ЗАПРАВИТЬ МАШИНУ БЕНЗИНОМ, ПРОИЗВЕСТИ РЕМОНТ АВТОМОБИЛЯ, ЕСЛИ В ЭТОМ БУДЕТ НЕОБХОДИМОСТЬ.
ПЕРВЫЕ ДЕСЯТКИ КИЛОМЕТРОВ ШОССЕ ПЛАВНО СПУСКАЮТСЯ СО СКЛОНОВ МИНСКОЙ ВОЗВЫШЕННОСТИ. СПРАВА И СЛЕВА ВСПАХАННЫЕ ПОЛЯ, СОСНОВЫЕ РОЩИ, НА ВАШЕМ ПУТИ ВСТРЕТИТСЯ ГОРОД БОРИСОВ, ВОЗНИКШИЙ В XII ВЕКЕ НА ЛЕВОМ БЕРЕГУ РЕКИ БЕРЕЗИНЫ. ВЫ МИНУЕТЕ НЕБОЛЬШОЙ РАЙОННЫЙ ЦЕНТР КРУПКИ, А ОТСЮДА НЕДАЛЕКО И ДО ОРШИ – ГОРОДА ВИТЕБСКОЙ ОБЛАСТИ. ЭТА ДОРОГА ВЕДЕТ НА МОСКВУ И ВИТЕБСК. НО В ВИТЕБСК МОЖНО ПОПАСТЬ И ПО ДРУГОМУ ПУТИ, ПРОХОДЯЩЕМУ ЧЕРЕЗ ГОРОДА И ГОРОДСКИЕ ПОСЕЛКИ ЛОГОЙСК, ПЛЕЩЕНИЦЫ, БЕГОМЛЬ, ЛЕПЕЛЬ, НА ЭТОЙ ЖЕ МАГИСТРАЛИ НАХОДИТСЯ И МЕМОРИАЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС ХАТЫНЬ.
А теперь посчитайте, сколько букв до черты вы просмотрели:
А = ________
Проверьте, сколько букв вы вычеркнули правильно:
Б = ________
Найдите ошибки. Сколько их?
В = ________
Устойчивость внимания определяется по формуле:
А – (Б / Б + В).
Распределение внимания – это способность внимательно рассматривать два предмета или выполнять два дела одновременно.
Задание 5. «Веселый счет». Записывайте одновременно числа по порядку от 1 до 20, одновременно ведя вслух обратный отсчет от 20 до 1. Задание выполняется в парах.
Когда вы делали больше ошибок: в начале или в конце задания? Сколько было сделана ошибок при выполнении задания? (обычно в конце работы ошибок и затруднений бывает меньше, чем в начале: внимание, как любая функция, развивается, если ею заниматься, и угасает, если ею не пользоваться).
Переключаемость внимание – это способность быстро переходит от одного дела к другому, от одного предмета к другому.
Концентрация внимания – степень сосредоточение внимания на объекте.
Задание 6. «Назови по порядку».
Если вам удастся за 15 минут найти числа по порядку от 1 до 90, то у вас хорошая переключаемость внимания. Если на это у вас ушло больше времени, нужно потренироваться.
![]() |
Внимание и профессия
Внимание, часто проявляясь, у конкретного человека превращается в очень важную способность – внимательность. Разные профессии предъявляют особые требования к внимательности.
Существует ряд профессий, в которых высокая ответственность за ошибку заставляет специалиста постоянно быть в состоянии готовности к действиям. Это профессии летчика, авиадиспетчера, водителя, оператора производств. Такие профессии, как контролер, диспетчер, слесарь-сборщик, летчик, монтажник радиоаппаратуры, оператор, требуют устойчивости внимания на протяжении всего рабочего дня.
Даже обыкновенному токарю требуются развитые свойства внимания. Работая за станком, токарь периодически переключает свое внимание с инструкции на деталь, с механизма управления станком на инструменты.
Многих техногенных катастроф удалось бы избежать, если люди с нарушениями внимания были бы вовремя отстранены от работы.
Как развивать внимание?
1. Приучайте себя работать внимательно в разнообразной обстановке: шумной, отвлекающей.
2. Тренируйтесь в одновременном наблюдении за несколькими объектами.
3. Упражняйтесь в переключении внимания.
4. Развивайте силу воли. На первом месте должно быть «надо», а не «хочу». Чередуйте легкие и трудные дела, интересные и неинтересные.
5. Тренируйте способность к сосредоточению. Сосредоточиться помогает все: поза, состояние мышц, взгляд. Чем более ты собран, тем внимательнее.
6. Для развития внимания полезны игры: шахматы, головоломки, спортивные игры. А у племен индейцев-охотников существовала игра: соревнующиеся в течение короткого времени наблюдали за объектом, после чего каждый отдельно рассказывает судье, что он видел. Побеждает тот, кто назовет больше признаков, деталей.
7. Лучше всего развивать внимание именно в той деятельности, для которой вам это нужно. Например, для сдачи экзаменов лучше всего тренировать внимание на учебных пособиях.
8. И последнее. Самый лучший способ развить внимание – быть внимательным к людям.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.