Урок литературного чтения во 2«Б» классе (УМК «Школа России»)
|
|
Тема |
«Люблю природу русскую! Осень» (Обобщающий урок) |
Педагогическая цель |
Создать условия для повторения и обобщения изученного материала, проверки знаний, умений и навыков по изученной теме |
Тип урока |
Повторение. |
Планируемые |
Научатся: наблюдать за «жизнью» слов в художественном тексте, различать стихотворный и прозаический текст; получат возможность научиться: наблюдать за рифмой и ритмом стихотворного текста; находить средства художественной выразительности; подбирать самостоятельно придуманные слова; создавать с помощью слова собственные картины; оценивать свой ответ; исправлять допущенные ошибки при повторном чтении; контролировать себя в процессе чтения; самостоятельно оценивать свои достижения.
|
Личностные |
Владеют навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умением сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками |
Универсальные |
познавательные: пользуются справочными источниками для нахождения необходимой, дополнительной информации. регулятивные: планируют, контролируют и оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определяют наиболее эффективные способы достижения результата; коммуникативные: аргументированно высказывают свою позицию; осознанно и произвольно строят сообщения в устной форме, в том числе творческого характера.
|
Образовательные |
Учебник «Литературное чтение» 2 класс, карточки для речевой разминки. |
Технологическая карта
Этапы урока |
Формы, методы, методические приёмы |
Содержание учебного материала |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формируемые УУД |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
I. Организационный момент Цель: содействовать установлению нормального рабочего настроя у школьников и готовности к сотрудничеству. |
Фронтальная. Словесный метод 1.Эмоциональный настрой на урок. |
- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Светлана Борисовна, урок литературного чтения у вас проведу я. Громко прозвенел звонок – Начинается урок. Ваши ушки на макушке, Глазки широко раскрыты. Слушайте, запоминайте, Ни минуты не теряйте!
|
Приветствует учащихся, эмоциональный настрой на урок. |
Приветствуют учителя. |
Личностные - принимать новый статус «ученик». |
2. Проверка готовности рабочего места. |
- Проверим готовность к уроку: у вас на столах должны лежать учебники литературного чтения и раздаточный материал. |
Проверяет готовность уч-ся. |
Проверяют рабочие места. |
Регулятивные: организовывать свое рабочее место под руководством учителя. |
|
II. Речевая разминка. Цель: развитие речи; готовность артикуляционного аппарат к чтению. |
Фронтальная. Словесный и практический 1.Фонетическая зарядка. |
-Перед началом урока проведём речевую разминку. У вас на партах лежат листочки с текстом. Послушайте, я сначала прочитаю: -Кончается лето, кончается лето, И солнце не светит, А прячется где-то. И дождь-первоклассник, Робея немножко, В косую линейку Линует окошко. - Прочитаем хором, медленно. - Начнем читать хором шепотом, постепенно переходя к громкому чтению. - Теперь начнем читать громко и перейдем к шепоту. |
Проговаривает вместе с детьми; и следит за правильностью произношения. |
Готовят артикуляционный аппарат к чтению. |
П - осуществляют смысловое чтение; структурирование знаний; работу с информацией, выполнение логических операций; извлечение необходимой информации из текстов; выявление сущности, особенности объектов. К - обмениваются мнениями; умеют слушать друг друга; могут работать в коллективе. Р - контролируют учебные действия |
III . Постановка учебной задачи Цель: Обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей уроков; актуализация субъективного опыта уч-ся |
Фронтальная. Словесный метод.
1.Сообщение темы и определение целей урока.
|
- Какое время года наступает после лета? (Осень) -Давайте совершим путешествие - наблюдение в осень. Из всех времен года она – самая застенчивая, и трудно бывает проследить её шаги.
|
Подводит учащихся к формулированию темы и целей урока. |
Обсуждают тему урока, формулируют цель.
|
П - осуществляют смысловое чтение; структурирование знаний; работу с информацией, выполнение логических операций; извлечение необходимой информации из текстов; выявление сущности, особенности объектов. К - обмениваются мнениями; умеют слушать друг друга; могут работать в коллективе. Р - контролируют учебные действия |
V.Работа по теме урока. Цель: обеспечить восприятие осмысление и первичное усвоения учащимися изучаемого материала; содействовать усвоению учащимися способов, которые привели к определенному выводу; создать содержательные и организационные условия учащимися методики воспроизведения изучаемого материала.
|
Фронтальная. Словесный и наглядный методы. 1.Разбор текста на части.
|
-Мы закончили работу над произведениями раздела «Люблю природу русскую. Осень», и в гости к нам пожаловала сама героиня Осень, ведь именно ей были посвящены стихотворения, и рассказы этого раздела. Сл.1
- Но в гости к нам пришло две осени. Посмотрите на картины: Как вы думаете, почему сразу две Осени сегодня у нас в гостях? Сл.2
-Давайте каждой осени определим её признаки, (радостная, золотая, яркая, красивая, грустная, печальная, пасмурная, ненастная) -Какая осень изображена на первом рисунке? (ранняя, золотая, яркая, красивая) -А на втором рисунке? (поздняя, грустная, печальная, пасмурная, ненастная) -У вас на партах лежат, карточки с текстом прочитайте и разделите его на части, которые описывают раннюю и позднюю осень.
На кустах и деревьях пожелтела листва. По дорожкам ветер кружит сухие листья. По небу плывут серые тучи. Медленно кружась в воздухе, падают и падают с берез легкие, невесомые желтые листья. От дерева к дереву протянулись тонкие серебристые нити легкой паутины. Мелкий холодный дождь моросит весь день. Пролетают первые снежинки. Еще цветут поздние цветы.
-Какая часть стихотворения относится к ранней осени? Прочитайте. ( На кустах и деревьях пожелтела листва. По дорожкам ветер кружит сухие листья. По небу плывут серые тучи. Медленно кружась в воздухе, падают и падают с берез легкие, невесомые желтые листья. От дерева к дереву протянулись тонкие серебристые нити легкой паутины.) -Какая часть стихотворения относится к поздней осени? Прочитайте. ( Мелкий холодный дождь моросит весь день. Пролетают первые снежинки. Еще цветут поздние цветы.)
Обобщение: Поэты это те же художники только они работают без красок и кисточек, они описывают красоту осени словами. |
Учитель предлагает учащимся определить признаки осени по картинке. Предлагает чтение текста и разделение его на части. |
Слушают учителя, рассматривают картинки, определяют признаки осени, читают и делят текст на части. |
П - моделирование логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и обоснование. К - инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации. Р -планирование своих действий.
|
|
Фронтальный. Словесный. 2.Игра «Азбука в загадках.» |
Сл.3 -А сейчас мы с вами поиграем, в игру. -Вам необходимо разгадать загадки, но это необычные загадки первую букву, каждой разгадки мы будем вносить в таблицу, что бы собрать ключевое слово. 1)Папе носит он газету, Мне – от бабушки приветы. (Почтальон)
2)Уплетая калачи, Едет парень на печи, Едет прямо во дворец. Кто же этот молодец? (Емеля)
3)Не зверь, не птица под снегом таится, Весна придет – побежит, запоет. (Ручей)
4)Как откроет рот – кошмар! Слышно только: как – кар - кар!(Ворона)
5)Был он желтым, стал он белым. Только дунет ветерок – К облакам взлетит он смело, Он летающий цветок. (Одуванчик)
6)В магазине не была, На базаре не была. А домой пришла – Молока принесла. (Корова)
7)Сразу два лихих коня В зимний лес везут меня. (Лыжи)
8)Встанет буквой Т на крыше: Все увидит, все услышит. (Антенна)
9)Не сидит она на месте, На хвосте разносит вести. (Сорока)
10)Стоит, горит, рыдает И тает, тает, тает. (Снег)
11)К речке дерево склонилось, А склонившись, удивилось: -Как же я красива, Я – речная (Ива)
12)Для работ малярных Не найти ей равных. (Кисть) - Вот мы и разгадали все загадки, какое слово получилось? (Первоклассник) - А, что связывает первоклассника с осенью? (Идут в школу) -Правильно, как и все другие ребята. Это своеобразная примета осени. -Скажите, с чего для вас начинается осень, какие преображения природе она несет, как изменяется её облик? (Желтеют листья, опадают листья, идут дожди, становится холодно.) Видео ролик «Осень» |
Предлагает учащимся разгадать загадки, чтобы собрать загаданное слово. |
Внимательно слушают, выполняют задания, разгадывают загадки. |
Р - принимают и сохраняют учебную задачу. К - умеют слушать и понимать партнера по диалогу.
|
|
Фронтальный. Индивидуальный. Словесный.
3.Игра «Чьи стихи?» |
-А сейчас мы проверим, как вы запомнили стихотворения и авторов из пройденного раздела. -По строчкам из стихотворения вы должны определить, чьи это стихи. 1)Есть в осени первоначальной Короткая, но дивная пора – (Фёдор Иванович Тютчев)
2)Стаи птиц улетают Прочь за синее море. Все деревья блистают В разноцветном уборе. ( Константин Дмитриевич Бальмонт)
3)Туча небо кроет, Солнце не блестит. Ветер в поле воет, Дождику моросит. ( Алексей Николаевич Плещеев)
4)С вечера все спится, На дворе темно. Лист сухой валится, Ночью ветер злится Да стучит в окно. ( Афанасий Афанасьевич Фет)
5)опустел скворечник – Улетели птицы, Листьям на деревьях Тоже не сидится. ( Ирина Петровна Токмакомва) -Молодцы ребята, я вижу вы хорошо усвоили пройденный раздел.
|
Предлагает учащимся вспомнить стихотворения и автора, который его написал по нескольким строкам из стихотворений. |
Читают данные учителем строки стихотворений, и определяют автора. |
Р-адекватно использовать речевые средства для решения различных задач; извлекать информацию, предоставленную в разных формах; строить рассуждения; осуществлять анализ и синтез.
|
Физкультминутка. Цель: снизить утомляемость учащихся, профилактика утомления мышц. |
Фронтальная. Словесный, наглядный и практический. |
- Пришло время немного отдохнуть. Встаньте из-за парт. Повторяйте движения за мной:
Шуми, шуми, зеленый лес! (руки вверх, наклоны в сторону) Знаком мне шум твой величавый (рывки руками) И твой поклон, и блеск небес (наклоны вперед) Над головой твоей кудрявой (шаги на месте)
|
Способствует предотвращению утомляемости, рассеянности, невнимательности детей на уроке. |
Осуществляют профилактику утомления, повторяя движения за учителем. |
Р- применять установленные правила. |
|
Фронтальная. Словесный, практический. 4.Чтение стихотворений наизусть.
|
-Ребята, а сейчас давайте вспомним, какие стихотворения вы учили. (5 человек рассказывают стихотворения наизусть) |
Предлагает вспомнить выученные ранее наизусть стихотворения и рассказать. |
Рассказывают стихотворения наизусть. |
П - моделирование логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и обоснование. К - инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации. Р -планирование своих действий. |
|
Фронтальная. Словесный, практический. 5.Игра « Заполни пропуск» |
Сл.4 -Ребята я вывела вам на доске стихотворения, которые вы изучали только, когда я их писала, я забыла, некоторые слова. -Вы поможете мне их вспомнить и дописать? 1) Осень. Обсыпается весь наш ……сад, Листья ………. по ветру летят; Лишь вдали……., там, на дне долин, Кисти ярко-красные вянущих …..
Осень. Обсыпается весь наш бедный сад, Листья пожелтелые по ветру летят; Лишь вдали красуются, там, на дне долин, Кисти ярко-красные вянущих рябин.
2) Закружилась …….. золотая. В розоватой ….. на пруду Словно бабочек …….. стая С замираньем летит на звезду. Закружилась листва золотая. В розоватой воде на пруду Словно бабочек легкая стая С замираньем летит на звезду. -Молодцы и с этим заданием вы справились. |
Предлагает учащимся пройденные стихотворения с пропущенными словами. |
Вспоминают стихотворения и дописывают пропущенные слова. |
Р - принимают и сохраняют учебную задачу. К - умеют слушать и понимать партнера по диалогу.
|
|
Фронтальная. Словесный, наглядный и практический методы. 7.Составление рифмованного текста. |
-Теперь представьте себя поэтами и сами попробуйте сочинить четверостишье об осени, используя рифмы – подсказки осень – спросим, летели – сели, шуршат – листопад. -Наступила осень ? Я спросил у мамы. Птицы всё летели, За окном листопад, Под ногами листья все сильней шуршат.
|
Объясняет выполнение задания. Предлагает составить стихотворение при помощи рифм подсказок. |
Устно составляют стихотворения. |
П - осуществляют анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию; поиск необходимой информации; построение логической цепи рассуждений. Р-осуществляют волевую саморегуляцию в ситуации затруднения. К-формулируют и аргументируют свое мнение и позицию в коммуникации; учитывают разные мнения, координируют в сотрудничестве разные позиции. Л - оценивают усваиваемое содержание |
VII. Итог урока Цель:обеспечить формирование целостной системы ведущих знаний учащихся. |
Фронтальная, Индивидуальная. Словесный. 1.Обобщающая беседа.
|
– Что вам понравилось в разделе. Изучение , которого мы закончили. -Чему вы научились при изучении данного раздела. ОЦЕНКИ ЗА УРОК. -Урок окончен. До свидания.
|
Проводит обобщающую беседу по всему пройденному материалу.
|
Отвечают на вопросы, тем самым закрепляют знания, полученные на уроке. |
П-ориентируются в системе знаний. Р - оценивают собственную деятельность на уроке. Л -проявляют интерес к предмету
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.