Разработка урока физики по теме «Архимедова сила» 7 класс
Учебный предмет: физика
Класс: 7 УМК: Пёрышкин А.В.
Тема урока: Архимедова сила
Тип урока: урок изучения нового материала, урок-исследование
Цель урока: организация продуктивной деятельности обучающихся, направленной на достижение ими результатов:
1. Предметных:
- понять смысл закона Архимеда и архимедовой силы;
- уметь измерять архимедову силу;
- овладеть опытом решения проблем и опытом эвристической деятельности при решении качественных физических задач по изучаемой теме;
2. Метапредметных:
· в познавательной деятельности
- использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;
· в информационно-коммуникативной деятельности
- умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение).
- отражать в устной и письменной форме результаты своей деятельности.
- формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах;
· в рефлексивной деятельности
- постановка целей, планирование, самоконтроль и оценка результатов своей деятельности;
- формирование умений работать в группе, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.
- поиск и устранение причин возникших трудностей.
3. Личностных:
1)
организовать свою учебу по выбранной теме: поставить достижимые цели, составить
реальный план, выполнить его и оценить свои результаты;
2) научиться аргументировано спорить, дискутировать в ходе изучения темы;
3)
научиться решать задачи и проблемы по теме.
Методы обучения: проблемный, эвристический, частично-поисковый, беседа, эксперимент, работа с карточками, использование ТСО, наблюдение, решение задач
Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная, групповая.
Средства обучения: ноутбук, проектор, экран, карточки с задачами, презентация, тела из пластилина разной формы, тела разного объема из пластилина, цилиндры алюминиевый и медный, сосуд с водой и маслом, нить, динамометр.
Ход урока
1. Организационный момент
Цель: Мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки
Приветствую
обучающихся и высказываю пожелания плодотворной работы. Анализирую, с каким
настроением дети пришли на урок
2. Повторение домашнего задания по теме «Давление жидкости на дно и стенки
сосуда»
Фронтальный опрос.
1. По какой формуле рассчитывается давление жидкости на дно сосуда?
2. По какой формуле рассчитывается давление жидкости на стенки сосуда?
4. В каких единицах выражают величины, входящие в эти формулы?
Организуем диалог с обучающимися на поиск необходимых знаний для изучения новой темы .
3. Постановка цели и задач урока
Постановка
опыта с пенопластовым шаром, погружаемым на дно сосуда с водой.
Ставим проблемные
вопросы.
Проблемный вопрос: Какая сила заставляет шар подниматься вверх?
Ребята, Дети обсуждают вопрос, ищут ответ, опираясь на жизненный опыт.
сформулируем
тему сегодняшнего урока.(СЛАЙД с названием темы урока)
Тема урока: «Архимедова сила»
Объявляю тему урока и раскрываю обучающие цели.
Записывают тему урока в тетрадь.
4. Актуализация знаний
Цель: актуализировать учебные знания и умения, мыслительные операции, необходимые для восприятия нового материала
1.Проведем опыт по обнаружению выталкивающей силы:
а) определим вес данного тела в воздухе Р1;
б) определим вес этого тела в воде Р2;
в) сравним результат и сделаем вывод
2. Почему
вес тела в воде меньше веса его в воздухе?
Актуализирует субъектный опыт обучающихся.
(Выполняют опыт и делают вывод: вес тела в воде меньше веса тела в воздухе: Р1 > Р2.)
3. Это
единственная сила, которая действует на тело?
(Нет, есть еще и сила тяжести, направленная вниз.)
4. Как можно
найти величину выталкивающей силы?
(Обучающиеся отвечают, что из веса тела в воздухе надо вычесть вес тела в
воде.)
Обучающиеся предполагают, что со стороны жидкости на тело действует сила,
которая выталкивает его вверх из воды.
Сегодня мы с вами будем изучать выталкивающую силу, действующую на тела, погруженные в жидкость и выясним, от каких величин она зависит. Она называется выталкивающей, или архимедовой силой в честь древнегреческого ученого Архимеда, который впервые указал на её существование и определил характеристики, от которых зависит эта сила. Еще эту силу называют подъемной, так как она заставляет плавать воздушные шар.(Слайд с изображением воздушных шаров,)
5. Первичное усвоение новых знаний (Класс делится на пять групп(зоны).Они получают различные задания на листочках ,приборы заранее разложены на столе.Обсуждают решение в группах,приходят к единому мнению.И только потом выступают с сообщением от группы.)
Цель: обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения
1. Давайте экспериментально установим факторы, влияющие на величину Архимедовой силы.
Работа в группах:
1 группа:
Оборудование: сосуд с водой, алюминиевый и медный цилиндр, нить.
Определить Архимедовы силы, действующие на эти тела. Сравнить плотность тел и Архимедовы силы, действующие на тела. Сделать вывод о зависимости архимедовой силы от плотности тела
2 группа
Оборудование: сосуд с водой, тела разного объема из пластилина, динамометр и нить.
Определить Архимедову силу, действующую на каждое из тел. Сравнить эти силы и сделать вывод о зависимости Архимедовой силы от объема тела
3 группа
Оборудование: динамометр, нить, сосуды с водой и маслом, алюминиевый цилиндр.
Определить Архимедовы силы, действующие на тело в воде, в соленой воде и масле. Чем отличаются эти жидкости? Что можно сказать об Архимедовых силах, действующих на тело в различных жидкостях? Установите зависимость Архимедовой силы от плотности жидкости.
4 группа
Оборудование: мензурка с водой, алюминиевый цилиндр, нить, динамометр.
Определить Архимедовы силы, действующие на тело на глубине h1 и h2, большей, чем h1.Сделайте вывод о зависимости Архимедовой силы от глубины погружения тела.
5 группа
Оборудование: кусочки пластилина в форме шара, куба..
Поочередно опуская каждую фигурку в воду с помощью динамометра определить Архимедову силу, действующую на нее. Сравнить эти силы и сделать вывод о зависимости Архимедовой силы от формы тела.
2. На основании выводов, полученных каждой группой, строим схему, от чего зависит и от чего не зависит Архимедова сила.
Обучающиеся ставят эксперименты, формулируют выводы и записывают их в тетрадь. Координирую действия обучающихся при проведении эксперимента, в случае необходимости –оказываю помощь, выполняю роль консультанта. На основе эксперимента ,обучающиеся сделали выводы: выталкивающая сила зависит от плотности жидкости и от объема тела, но не зависит от формы тела ,плотности тела и глубины погружения.
3. Учитывая проведенные эксперименты и выводы учащихся, приходим к тому, что архимедова (или выталкивающая) сила находится по формуле
FA = g р ж.Vт
(в данной формуле под Vm понимают ту часть объема тела, которая полностью находится в жидкости.
Контроль правильности ответов обучающихся.
6. Первичная проверка понимания.
Цель: фиксация полученных знаний при решении качественных задач
Переходим к следующему этапу нашего занятия – научимся применять полученные знания
1. Подводная лодка вошла из моря в реку.Изменилась ли на него действующая архимедова сила. Почему?
2. Первоклассник и одиннадцатиклассник нырнули в реку.Кого вода выталкивает сильнее ?Почему.
3. В сосуд,
содержащий воду, керосин и жидкий растворитель (четыреххлористый углерод,
плотность которого равна 1595 кг/м3) опущены три шарика: парафиновый. пробковый
и стеклянный. Как расположены шарики?
Слушаю и проверяю правильность
рассуждений при решении задач. Выявляю пробелы первичного осмысления учащимися изученного материала,ликвидируем неясности осмысления обучающимися изученного материала.
7. Первичное закрепление
Цель: фиксация полученных знаний при решении расчетных задач
Для закрепления изученного материала решим несколько задач расчетных.(СЛАЙД с условиями задач)
1. Гранитная плита размером 3х1х0,5 м полностью погружена в воду. Вычислите Архимедову силу, действующую на плиту.
2. Бетонная плита размером 4х0,3х0,25 м погружена в воду на половину своего объема.. Вычислить архимедову силу, действующую на нее. 3.Чему равна архимедова сила,действующая в воде на полностью погруженный медный брусок массой 890 грамм.,в керосине.
3.Объем куска железа 0,1 дм3.Какая архимедова сила будет действовать на него при его погружении в воду,в бензин.
Индивидуальное решение в тетрадях,параллельно у доски сильные ученики решают.
Закрепляет методику изучения нового материала
8. Итог урока,мотивация оценок за урок,выставление их в журнал,дневник.
1. Можно ли считать выполненной задачу, поставленную в начале урока?
2. Какие новые термины мы изучили на уроке? Что они означают?
3. Чему вы научились?
4. Как
вы можете использовать на практике полученные знания?
9. Рефлексия, прием «Продолжить предложение»
У меня сегодня получилось….
Мне трудно было….
Мне было непонятно….
Я работал на уроке…
Я старался….
Я заинтересовался…..
10.Домашнее задание
Цель: зафиксировать новое содержание урока, оценить результаты учебной деятельности, согласовать домашнее задание.
Обязательное домашнее задание – изучить § 51, Упр 26 (1,3,4), ответить на вопросы, выучить новые определения и формулы
Формулирует домашнее задание, проводит инструктаж по его выполнению.
Мотивирует выполнение домашнего задания.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.