Разработка урока географии в 8 классе «Основные типы воздушных масс и их циркуляция на территории России. Атмосферные фронты, циклоны и антициклоны. Карты погоды. Практическая работа. «Описание и прогнозирование погоды территории по карте погоды»
Оценка 4.9

Разработка урока географии в 8 классе «Основные типы воздушных масс и их циркуляция на территории России. Атмосферные фронты, циклоны и антициклоны. Карты погоды. Практическая работа. «Описание и прогнозирование погоды территории по карте погоды»

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
география
СCУЗ, ВУЗ
14.12.2023
Разработка урока географии в 8 классе  «Основные типы воздушных масс и их  циркуляция на территории России. Атмосферные фронты, циклоны и антициклоны. Карты погоды. Практическая работа. «Описание и прогнозирование погоды территории по карте погоды»
Разработка урока Основные типы воздушных масс и их циркуляция на территории России.docx

Разработка урока географии в 8 классе

«Основные типы воздушных масс и их  циркуляция на территории России. Атмосферные фронты, циклоны и антициклоны. Карты погоды. Практическая работа. «Описание и прогнозирование погоды территории по карте погоды»

Цель урока: Систематизация знаний  об атмосферной циркуляции в формировании климата России.

Задачи:

1.    Раскрыть роль атмосферной циркуляции в формировании климата России.

2.    Сформировать понятия «воздушные массы», «атмосферный фронт», «циклон», «антициклон».

3.    Выяснить, что происходит на границах воздушных масс.

4.    Выявить влияние циклонов и антициклонов на погоду.

5.    Научиться описывать и прогнозировать погоду по синоптической карте.

Планируемые результаты

Личностные: формирование способности к самообразованию на основе мотивации к изучению влияния атмосферной циркуляции на климат России.

Метапредметные устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы; сравнивать изучаемые природные явления; формулировать обобщения на основе изучаемого материала;  анализировать схемы;  представлять информацию в табличной форме.

Предметные: формирование представлений и знаний

Формируемые УУД

·         Личностные: познавательные интересы, активность, инициативность и самостоятельность в познании.

·     Регулятивные: умения оценить себя, усвоенный материал. 

·         Познавательные: умения  выбирать, анализировать, сравнивать, систематизировать классифицировать информацию.

Тип урока: урок освоения новых знаний

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, работа в группе (в паре)

Техническое оборудование и наглядные средства обучения: мультимедийный проектор с экраном;  медиа презентация, рис. 39. Влияние соседних территорий на климат России (учебник), рис. 40. Холодный атмосферный фронт  (учебник),  рис. 41. Теплый атмосферный фронт  (учебник),  рис. 42. Циклон (А) и Антициклон (Б) (учебник), атласы, Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/88660888

 

Структура и ход занятия

 

I.                   Организационно-мотивационный этап

1.1. Организационный этап

Здравствуйте, ребята! 

Я рада видеть Вас на уроке географии и готова начать урок. 

А вы готовы начать работу на нашем уроке? Пожелаем друг другу удачи и хорошего настроения,  а хорошее настроение залог успеха в работе.

1.2. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала.

Наш урок начнем с прочтения строк из стихотворения В.В. Маяковского  (читаю).

- Подумайте,  какая особенность погоды в них описана,  и какое отношение данные строки могут иметь к уроку.

- Что такое погода?

- Погода в отличие от климата характеризуется высокой изменчивостью.

- В чем причина такой изменчивости?

- Причина такой изменчивости приземного слоя воздуха в циркуляции (перемещения) в.м.

- С циркуляцией  в.м. связаны атмосферные процессы, о которых мы часто слышим в сводках погоды: атмосферных фронтах циклонах, антициклонах. А прогнозы погоды составляются на основе карт погоды.

А теперь сформулируем тему урока, учтя все, о чем мы сейчас сказали (слайд 2)

- Запишите тему урока в тетрадь.

1.3. Этап целеполагания деятельности

-  Сегодня на уроке мы погрузимся в удивительный мир атмосферных явлений и изучим закономерности циркуляции воздушных масс.

 

- Обозначим маршрут нашего погружения, для того определим  задачи урока.

 

- Сформулируйте задачи, решение которых позволит изучить тему урока.

 

- Скорректируем озвученные вами задачи.

  1. Выясним, какие типы воздушных масс влияют на климат России, и научимся понимать, как они взаимодействуют друг с другом.
  2. Определим, что такое атмосферный фронт, его основные характеристики и типы, изучим влияние фронта на погоду и климат.
  3. Рассмотрим строение и принципы функционирования циклонов и антициклонов,   их влияние на погоду и климат.

4.      Научимся  описывать и прогнозировать  погоду территории по синоптической карте

II.                Содержательно-процессуальный этап урока

2.1. Воздушные массы

-  Что такое воздушные массы?

- Вспомните, какие существуют зональные типы воздушных масс.

- Какие типы в. м. влияют  на климат России?

-  Зональные в. м. малоподвижны и занимают огромные территории.

 Но внутри зональных в. м. существует много локальных в. м. Их возникновение связано с пребыванием воздуха над определенными территориями. Например, воздух, долгое время находившийся над морем, всегда более влажный, чем тот, который все время располагался над сушей. При этом и морской, и континентальный воздух могут быть частями одной и той же в. м., например, умеренной.

- Рассмотрим  влияние в. м. на климат России.

 

Типы воздушных масс, влияющих на климат России

Типы в. м.

Районы формирования

Свойства

Влияние на климат

 мАВМ

 Баренцево море

 Влажная, холодная

Похолодание

 кАВМ

 Северный ледовитый океан, у берегов Сибири,

острова и полуострова

 Сухая, холодная

Похолодание

 мУВМ

 Атлантический океан, Тихий океан

 Влажная

Летом – холодная

 Зимой - теплая

Летом – похолодание

Зимой  - оттепель

кУВМ

Забайкалье, Северная Монголия

Сухая

Летом – жаркая

Зимой - морозная

Летом – жара

Зимой - морозы

мТВМ

Черное и Средиземное моря

Влажная, теплая

Осадки

кТВМ

Средняя Азия

Сухая, пыльная, жаркая

Значительное повышение температуры

 

Вывод: Основные воздушные массы над территорией России: арктические, умеренные, тропические.

Свойства воздушных масс зависят от районов их формирования. Приходя на территорию, они приносят похолодание или потепление в зависимости от своих свойств.

 

2.2. Влияние соседних территорий на климат России

- Какова причина движения в. м.?

- Назовите постоянные ветры, дующие на территории России.

-Какова причина образования ветра?

- На  слайде мы видим постоянные и сезонные центры действия атмосферы, формирующие климат Северного полушария.

-  Какие барические  центры оказывают влияние на климат России?

-  Обратите внимание, что именно от них расходятся стрелки, показывающие направление основного переноса воздушных масс. Самые, пожалуй, знаменитые — Азорский максимум и Азиатский максимум (его также называют Сибирским антициклоном).

 

Вывод: В  большей части территории России господствует воздух умеренных широт. Северные территории подвержены влиянию холодных арктических в. м., южные – жарких тропических.

 

2.3 Атмосферные фронты

     В теле- и радиопередачах о погоде мы  часто слышим  выражение атмосферный фронт. Именно с этим термином связана резкая смена воздушных масс, а значит, и погоды.

 - Используя текст учебника с. 114, определите: Что такое атмосферный фронт.

- Какие существуют типы атмосферных фронтов.

- Рассмотрим механизм образования атмосферных фронтов (слайд 9, рис. учебника 76, 68 на стр. 115, 116).

Механизм образования холодного фронта.

Механизм образования теплого фронта.

Вывод:  Воздушные массы с разными свойствами разделены атмосферными фронтами – теплым, если  наступает теплый воздух, или холодным, если наступает холодный. 

     Важно понимать, что фронты это не просто линии на географических картах, они оказывают значительное воздействие на погоду и климат разных регионов. Изучение их характеристик помогает нам прогнозировать погоду и понимать, как изменения в атмосферных условиях могут повлиять на нашу повседневную жизнь.

2.4. Циклоны и антициклоны

- С атмосферными фронтами связано развитие циклонов и антициклонов. Это крупные атмосферные вихри, естественные механизмы, переносящие воздушные массы.

Задание:

1.      Используя предложенный текст и схему циклона и антициклона, сравните атмосферные вихри.

2.       Результаты сравнения занесите в таблицу. Работаем в паре.

 - Используя эталон - слайд 11. «Сравнительная характеристика циклонов и антициклонов»,  проведем проверку результатов вашей работы.

 

 

Параметры сравнения

Циклон

Антициклон

Что это

Атмосферный вихрь

Атмосферный вихрь

Давление в центре

 В центре - Н

На периферии - В

 В центре – В

На периферии - Н

Движение воздуха

 Восходящее, против часовой стрелке.

 Нисходящее, по часовой стрелке.

Скорость движения

30-40 км,. ч., подвижны. 

Малоподвижны.

Влияние на погоду

Зимой: снег, ветер, облачно, потепление.

Летом: дождь, ветер, облачно, похолодание.

Зимой: морозно, ясно, без осадков.

Летом: жарко, ясно, без осадков.

 

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя;

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя,

То по кровле обветшалой

Вдруг соломой зашумит, То, как путник запоздалый, К нам в окошко застучит.

         А.С. Пушкин. Зимний вечер

Мороз и солнце; день чудесный!

Еще ты дремлешь, друг прелестный –

Пора, красавица, проснись:

Открой, сомкнуты негой взоры

Навстречу северной Авроры,

Звездою севера явись!

                А.С. Пушкин. Зимнее утро

 

    

Вывод: В центре циклона – восходящие потоки воздуха, поэтому конденсируется влага и выпадают осадки. В  центре антициклона – нисходящие потоки воздуха, поэтому он нагревается и становится сухим.

Районы распространения:

 В Европейской России циклоны чаще всего идут с запада (в соответствии с западным переносом), на Дальнем Востоке - с Тихого океана, порой в виде самых грозных циклонов — тайфунов, с сильнейшими ветрами и ливневыми осадками, вызывающими штормы и наводнения. Антициклоны активно действуют зимой в Восточной Сибири, летом и зимой на юге Восточно-Европейской и Западно-Сибирской равнин.

2.5. Карта погоды

- Погода, в отличие от климата, крайне изменчива и играет не меньшую роль в хозяйственной деятельности человека. В связи с этим крайне важно уметь предсказывать, какие изменения произойдут в ближайшее время.
Для этого синоптики составляют карты погоды.

1. Изучите фрагмент синоптической карты          (атлас, стр. 20)

2. Какую информацию она содержит?

3. Как  показаны атмосферные фронты:

          - холодный атмосферный фронт;

          - теплый атмосферный фронт?

4. Как  показан циклон?

5. Как показан антициклон?

2.6. Применение изученного материала

 Применим полученные знания, выполним обучающую практическую работу.

Практическая работа «Описание и прогнозирование погоды территории по карте погоды» (Приложение 1)

2.7. Проверка приобретённых знаний, умений и навыков

- Выполните диагностическую работу (Приложение 2)

- Проведите самопроверку по эталону.

III.             Оценочно-рефлексивный этап урока

3.1.Подведение итогов урока

(вопросы на рефлексивное осмысление)

- Вспомните  тему и задачи урока.

- Насколько цель достигнута,  оцените меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом.

- Какие новые понятия в ходе урока изучили?

- Какие новые источники географической  информации мы применяли?

- Что оказалось наиболее сложным?

 

- Ребята, сегодня мы рассмотрели важную и интересную тему о циркуляции воздушных масс. Эта тема помогает нам лучше понять, как функционирует наша атмосфера и какие процессы влияют на климат и погоду в разных регионах планеты.

 

 - Мы начали с изучения понятия воздушных масс и их характеристик. Помните, что это огромные объемы воздуха, которые имеют схожие температуру и влажность. Они формируются в разных частях земной поверхности и двигаются, создавая изменения в погоде.

 

- Затем мы обсудили закономерности циркуляции воздуха, связанные с барическими центрами, сушей и морем. Понимание этих закономерностей помогает нам объяснить, почему на Земле существуют различные климатические зоны и почему погода меняется с течением времени.

 

- Мы также кратко затронули тему атмосферных фронтов и их роли в формировании погоды. Атмосферные фронты это границы между разными воздушными потоками,  и они могут вызывать осадки и изменения ветра.

 

- Наконец, мы заглянули внутрь циклонов и антициклонов, разбирая структуру этих атмосферных явлений и их воздействие на климат. Циклоны и антициклоны играют важную роль в определении погоды в разных регионах.

 

- Важно понимать, что знание о циркуляции воздуха помогает нам прогнозировать погоду, понимать климатические изменения и даже влиять на решения в области сельского хозяйства, экологии и строительства.

 

- Надеюсь, что урок был для вас полезным и интересным. Помните, что изучение географии позволяет нам лучше понимать мир вокруг нас и делать более осознанные решения в будущем. Удачи вам в дальнейших исследованиях и путешествиях в мире  географии!

3.2.Этап информации о д/з

Домашнее задание: § 18 - 19 , ответить на вопросы на с. 119, 122..

 

                                                                                                                                                                                                      

Список использованных источников

1.      География: 8 класс: Учебник / А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е.К. Липкина и др. - М: Просвещение, 2023

2.      Костромской областной институт развития образования. Методика проведения практических работ в курсе географии основной школы: 8 класс, часть 2

3.      Электронные ресурсы: Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/88660888

 

                                                                                                                                   Приложение 1

Практическая работа 7.

Описание и прогнозирование погоды территории по карте погоды

 

Цель работы: научиться описывать и прогнозировать погоду территории по карте погоды.

Задачи:

1.      Описать особенности погоды территории по карте погоды.

2.      Составить простейший прогноз погоды.

Форма представления результатов практической работы: описание.

Оборудование: карта погоды из демоверсии ОГЭ 2023 года (задания 5-6)

 

Сложные явления, происходящие в тропосфере, отражаются на специальных картах синоптических, которые показывают состояние погоды на определенный час. Первые метеорологические элементы ученые обнаружили на картах мира Клавдия Птолемея. Синоптическая карта создавалась постепенно. А. Гумбольдт в 1817 г. построил первые изотермы. Первым синоптиком был английский гидрограф и метеоролог Р. Фицрой. Он с I860 г. давал прогнозы бурь и составлял карты погоды, которые очень ценили моряки.

Ход работы

1.      По карте погоды определите элементы погоды для выбранного населённого пункта Западной Сибири (температуру воздуха, состояние облачности, осадки, атмосферное давление).

2.      Определите тип погоды (циклональный или антициклональный).

3.      Составьте прогноз погоды в выбранном населённом пункте для следующего дня (или недели).

 

map11geo

 

                                                                                                                               

 

                          

                                                                                                                                   Приложение 2

Диагностическая работа

по теме «Основные типы воздушных масс и их  циркуляция на территории России. Атмосферные фронты, циклоны и антициклоны. Карты погоды.

 

Задание 1. Выберите из списка воздушные массы, которые не оказывают влияние на климат России.       

А. Тропические

Б.  Арктические

В.  Умеренные

Г.  Экваториальные

 

Задание 2. Соотнесите название барического центра с его атмосферным давлением (высокое или низкое)

 

1.    Азорский

2.    Исландский

3.    Арктический

4.    Алеутский

5.    Гавайский

 

А)  Максимум (высокое давление)

Б)  Минимум (низкое давление

Задание 3. Выберите термин, которому соответствует следующее определение.

... – узкая переходная, шириной несколько десятков, а длиной сотни, иногда тысячи километров, в которой активно развиваются метеорологические процессы.

1.            Циклон

2.            Область пониженного давления

3.            Атмосферный фронт

4.            Воздушная масса

 

Задание 4.  Выберите в таблице соответствие между атмосферным фронтом и его описанием.

1. Холодный фронт

А) Холодный воздух  надвигается на теплый и вытесняет его  вверх

2. Теплый фронт

Б) Теплый воздух надвигается на холодный и вытесняет его вверх

 

В) Теплый воздух надвигается на холодный и поднимается по его краю

 

Задание 5. Установите соответствие.

1. Циклон.

2. Антициклон

А. Крупный атмосферный вихрь с высоким давлением в центре.
Б. Пасмурная погода.
В. Малооблачная, тёплая погода летом, морозная — зимой.
Г. Крупный атмосферный вихрь с низким давлением в центре.

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Разработка урока географии в 8 классе «Основные типы воздушных масс и их циркуляция на территории

Разработка урока географии в 8 классе «Основные типы воздушных масс и их циркуляция на территории

Причина такой изменчивости приземного слоя воздуха в циркуляции (перемещения) в

Причина такой изменчивости приземного слоя воздуха в циркуляции (перемещения) в

ТВМ Средняя Азия

ТВМ Средняя Азия

Параметры сравнения Циклон

Параметры сравнения Циклон

I. Оценочно-рефлексивный этап урока 3

I. Оценочно-рефлексивный этап урока 3

Приложение 1 Практическая работа 7

Приложение 1 Практическая работа 7

Приложение 2 Диагностическая работа по теме «Основные типы воздушных масс и их циркуляция на территории

Приложение 2 Диагностическая работа по теме «Основные типы воздушных масс и их циркуляция на территории
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.12.2023