Урок 26 МОС-20-1 03.11.2020
Здравствуйте, уважаемые студенты группы МОС-20-1!
Задание: Вам необходимо самостоятельно изучить материал, выполнить задание.
Выполненную работу оформить в тетради и отправить отдельным файлом (электронный документ) в личное сообщение через социальные сети VK или на электронную почту kuchermila69@gmail.com.
Если такой возможности нет, выполненное задание предоставить в распечатанном (рукописном) виде после возобновления занятий.
Тема урока: Имя существительное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имен существительных. Род имен существительных.
Цели:
образовательные: активизировать и систематизировать знания студентов по теме; совершенствовать умение определять принадлежность слова к части речи на основе общего грамматического значения, морфологических признаков и синтаксической роли слова;
развивающие: развивать навыки логического мышления студентов, их аналитических способностей: умения сравнивать, сопоставлять, делать выводы, опираясь на свой жизненный опыт; умение сравнивать, сопоставлять, делать выводы, опираясь на свой жизненный опыт; развивать монологическую речь студентов; умение анализировать свою деятельность.
воспитательные: работать над воспитанием уважения к родному языку, к культуре и истории своей страны.
Вид урока: практическое
Тип урока : комбинированный
Методы: исследовательский, самостоятельная работа, письменный самоконтроль, выработка и совершенствование усвоенных навыков.
Формы: индивидуальный и фронтальный опрос, групповая работа, самостоятельная работа.
Междисциплинарные связи: литература, культура речи
Методическое обеспечение урока: рабочая программа по дисциплине, план, раздаточный материал.
Литература:
1.Русский язык .10-11 классы: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень/А.И.Власенков, Л.М. Рыбченкова. – 3-е изд. – М.: Просвещение,2016.
Ход занятия:
І. Организационный момент .
1.Проверка домашнего задания.
2. Словарный диктант
Варьировать, лосьон, въявь, объявление, обязанность, четырёхъячеистый, четырёхэтажный, сэкономить, сверхизысканный, сверхъестественный, бурьян, объесть, обед, бульон, двуязычный, двухэтажный, двухъярусный, Кащей Бессмертный, 9 Мая, Ломоносовские чтения, Герой Российской Федерации, Народный артист России, Большая Медведица, США, Красный Крест, Ближний Восток, Дом актёра, Ясная Поляна.
- Исправьте ошибки. Объясните основные орфограммы, встретившиеся в диктанте.
(употребление ъ и ь в качестве разделительных, ь для обозначения мягкости, для обозначения формы слова; правописание и, ы после приставок, употребление прописных букв).
ІІ. Сообщение темы занятия, определение цели . Мотивация учебной деятельности.
1. Проблемная постановка темы.
- К какому грамматическому классу слов относятся слова, представленные в диктанте? (Самостоят. Ч. Р.)
- Что их характеризует? (Служат для обозначения предметов, признаков, действий и других явлений окружающей действительности. Такие слова являются обычно самостоятельными членами предложения, несут на себе словесное ударение.)
- Какое значение имеют слова: объявление, обязанность, бульон? (Предметное)
- К какой части речи относятся слова с предметным значением? (Существительное)
- Учитывая сказанное, объясните, какой части речи будет посвящён наш урок? (Имени существительному.)
- Запишем тему урока.
ІІІ. Актуализация опорных знаний.
-Дайте определение имени существительному.
Именем существительным называется часть речи, обозначающая предмет и отвечающая на вопросы кто? что?
-Какие грамматические значения имеют имена существительные?
Имя существительное имеет грамматические значения рода, числа и падежа.
- Чем имя существительное является в предложении?
В предложении чаще всего выступает в роли подлежащего или дополнения.
Запись в тетради
С чего начинается Родина?
С картинки в твоем букваре.
С хороших и верных товарищей,
Живущих в соседнем дворе… (М.Матусовский)
Найдите в тексте имена существительные и определите их род, число и падеж.
IV. Работа над темой занятия
План
1. Морфология.
2. Объект изучения в морфологии - слово.
3. Имя существительное.
Морфология является одним из разделов грамматики. Термин «грамматика» используется в языкознании в двойном значении: в значении грамматического строя языка и в значении учения о грамматическом строе языка, то есть как обозначение соответствующей научной дисциплины. В последнем смысле грамматика представляет собой собрание правил об изменении слов и сочетании слов в предложении. В соответствии с этим грамматика подразделяется на два раздела: морфологию – собрание правил об изменении слов, то есть учение о грамматической природе слова и его формах (греч. morphe – форма, logos – слово, учение), и синтаксис – собрание правил о сочетании слов, то есть учение о построении предложения (греч. syntaxis – сочетание, построение).
Объектом изучения в морфологии являются отдельные слова. Однако в морфологии слова изучаются не так, как в лексикологии. Лексикология изучает лексическое значение слова, его происхождение, функционально-стилистические свойства, употребляемость. Морфология же изучает грамматические свойства слова. Например, в слове пилотаж лексикологию интересует то, что оно французского происхождения (pilotage), является авиационным термином и обозначает искусство управления летательным аппаратом. Для морфологии же важно то, что это слово является именем существительным, неодушевленным, нарицательным, мужского рода, во множественном числе не употребляется, способно определяться именем прилагательным (высший пилотаж) и изменяться по падежам (пилотаж, пилотажа, пилотажу, пилотаж, пилотажем, о пилотаже).
Задачи морфологии не ограничиваются изучением только форм слова и выражаемых ими общих грамматических значений. В морфологию включается учение о частях речи как лексико-грамматических категориях слов.
В зависимости от лексического значения, от характера морфологических признаков и синтаксической функции все слова русского языка делятся на определенные лексико-грамматические разряды, называемые частями речи.
Части речи являются категориями наиболее общего характера. Именам существительным присуще общее значение предметности, прилагательным – качества, глаголу – действия и т. д. Все эти значения (предметность, качество, действие) относятся к числу общих лексико-грамматических значений, тогда как собственно лексические значения слов различны, причем одна и та же основа может стать источником образования разных по грамматическим признакам слов, то есть разных частей речи. Например, от основ, имеющих общее значение предметности – -камен-, -дерев-, можно образовать и имена существительные камень, дерево, и имена прилагательные каменный, деревянный, и глаголы каменеть, деревенеть; от основ, имеющих общее значение качества, -бел-, -глух- могут быть образованы не только прилагательные белый, глухой или глаголы белеть, оглушить, но и существительные белизна, глухота.
Морфологические признаки разных частей речи различны. Например, имена существительные обладают категориями рода, падежа и числа. Части речи различаются по характеру морфологических изменений: существительные изменяются по падежам и числам (склоняются), но не по родам.
В некоторых изменяемых частях речи выделяются слова, не подвергающиеся морфологическим изменениям. Сюда относятся, например, имена существительные заимствованные (пальто, метро и др.), которые не изменяются ни по падежам, ни по числам; имена прилагательные заимствованные типа беж, бордо и др.
Значение и разряды имени существительных.
Выделяются следующие лексико-грамматические разряды имен существительных:
1) нарицательные и собственные;
2) одушевленные и неодушевленные;
3) собирательные;
4) предметно-вещественные и отвлеченные.
Нарицательные существительные служат названием многих однородных предметов (человек, город, река и т.д.) Существительные собственные дают собственное имя конкретному предмету, выделяя его из множества однородных предметов (Николай, Енисей, Кавказ). Собственные имена существительные пишутся с большой буквы.
Одушевленные существительные называют различные живые существа и отвечают на вопрос кто? (слесарь, директор, лошадь и т.д)
Неодушевленные существительные указывают на неживые предметы и отвечают на вопрос что? (камень, гора, дом и т.д.)
Собирательные существительные обозначают множество однородных предметов как неделимое целое (молодежь, студенчество, листва и т.д)
Предметно-вещественные существительные называют конкретные предметы-вещи (стол, стул, книга и т.д.), а отвлеченные существительные – различные отвлеченные понятия (добро, правда, радость и т.д.)
Самостоятельная работа
Запишите по памяти (по 5 примеров на каждый пункт)
1) названия главных городов государств (Вена в Австрии)
2) название рек с указанием части света (Миссисипи в Америке)
3) название городов России (Калуга)
4) имена и фамилии русских писателей, композиторов, художников (художник Илья Репин)
Запись под диктовку.
От данных слов образуйте собирательные существительные.
Листья, дубы, березы, ели, молодые люди, студенты, крестьяне, профессора, генералы, бедняки, мошки
Листва, дубняк, березняк, ельник, молодёжь, беднота, бельё, генералитет, профессура, крестьянство, мошкара .
Склонение имен существительных.
Склонением называется изменение имен существительных по падежам. Именительный падеж называется прямым падежом, а остальные – косвенным.
Имена существительные, |
Имена существительные, |
Названия множества одинаковых лиц, предметов (собирательные существительные): молодёжь, детвора, крестьянство, студенчество, сырьё, ельник, учительство, человечество |
Названия составных и парных предметов: брюки, весы, ворота, качели, грабли, клещи, вилы, ножницы, носилки, часы, перила, счёты, шорты, щипцы, плоскогубцы, очки |
Названия предметов с вещественным значением: асфальт, бензин, железо, мёд, молоко, свёкла, силос, каучук, сталь, рожь, хлопок, цемент, фарфор, щавель |
Названия материалов или их отходов, остатков: белила, дрожжи, духи, консервы, макароны, обои, опилки, труби, очистки, сласти, сливки, чернила |
Названия качества или признака: белизна, злоба, ловкость, молодость, свежесть, синева, темнота, чернота |
Названия промежутков времени: каникулы, сутки, будни |
Названия действий или состояний: косьба, рубка, доставка, молотьба, беготня, выполнение, удивление, изумление, внушение, горения, хождение, ходьба, плавание, чтение |
Названия действий и состояний природы: хлопоты, выборы, побои, переговоры, нападки, дебаты, заморозки, всходы, сумерки |
Собственные имена в качестве наименований единичных предметов: Москва, Волга, Циолковский |
Некоторые географические названия: Карпаты, Сокольники, Жигули, Горки, Афины, Альпы |
Слова: бремя, вымя, пламя, темя |
Названия игр: шахматы. жмурки, шашки |
Работа у доски.
Подчеркните имена существительные, определите их падеж, род и число.
Твой стих красой и ароматом
Родной и небу и земле,
Блуждает странником косматым
Между миров, светя во мгле.
Любовь в его кудрях я длинных
И пыль от Млечного Пути,
И желтый лист дубрав пустынных,
Где отдыхал он в забытьи.
Стремится речь его свободно;
Как в звоне стали чистой, в ней
Закал я слышу благородный
Души возвышенной твоей.(А. Майков)
Задания на восприятие:
1) Установите к какому лексико-граммматическому разряду (конкретные, отвлечённые, собирательные, вещественные) относятся имена существительные: лист (конкр.), листва (собир.), симфония (конкр.), городишко (конкр.), деление (отвл.), пшено (веществ.), молоко (веществ.),сапожище (конкр.), детвора (собир.), поэзия (отвл.), подмастерье (конкр.), ручища (конкр.).
2) К каким типам склонения относятся выделенные слова?
Листва(1)
Городишко(2)
Деление(2)
Сапожище(2)
Детвора(1)
ручища (1)
3)Докажите, что слово кукла – одушевлённое. (Форма родительного падежа мн. ч. совпадает с формой вин п. – признак одушевлённости.)
К одушевленным именам существительным относятся:
1) названия некоторых игрушек (кукла, матрешка, марионетка, робот, снеговик),
2) названия умерших людей (мертвец, покойник, утопленник},
3) названия некоторых карт (валет, дама, король, туз)
4) названия фигур в шахматах (конь, слон, ферзь, король).
Одушевленные имена существительные: в. п. = р. п.
Неодушевленные имена существительные: в. п. = и. п.
Некоторые имена существительные могут быть одушевленными и неодушевленными:
1) названия микроорганизмов (инфузория, бактерия, микроб),
2) имена существительные (образ, тип, характер; куколка (насекомого), личинка; змей (воздушный)),
3) неодушевленные имена существительные при употреблении в переносном значении становятся одушевленными;
Например: тюфяк - род матраса, тюфяк - нерешительный человек выбросил тюфяк на пол. Тюфяк был пыльный. В. п. = И. п. - неодушевленное существительное. Мы встретили этого тюфяка. Сегодня тюфяка не было. В. п. = Р. п. - одушевленное существительное.
Неодушевленными являются все имена существительные, имеющие только форму множественного числа (ножницы, джунгли).
Имена существительные І, ІІ, ІІІ склонений.
І склонение составляют имена существительные женского и мужского рода с окончаниями –а (-я) в И.п. (трава, заря, юноша, дядя). Имена существительные на –ия в Д. и П. падежах имеют окончание –и (к линии, о линии)
ІІ склонение образуют имена существительные мужского рода с основой на твердый или мягкий согласный (в том числе и на -й) и с нулевым окончанием в И.п., а также существительные среднего рода с окончанием –о (е), -е в И.п. (серп, селезень, соловей, пролетарий, добро, ружье, море, объявление).
Имена существительные среднего рода на –ие и мужского рода на –ий в П.п имеют окончание –и (о растении, о пролетарии).
ІІІ склонение включает в себя имена существительные женского рода с основой на мягкий согласный или шипящий и с нулевым окончанием в И.п. (радость, рожь).
Работа у доски. Три студента склоняют у доски существительные: 1. страна, земля. 2. стол, уровень. 3. жизнь, грусть.
Самостоятельная работа. Под диктовку запишите в тетради имена существительные, распределив их по колонкам.
Декорация, дирижер, солнце, ложь, оркестр, драма, молодежь, трагедия, шерсть, концерт, камыш, симфония, талант, окно, луч, печенье, фестиваль, мышь, варенье, помощь, кровать, здание, лекция, сердце, гавань, конь, ночь, нож, кольцо.
Существительные І склонения |
Существительные ІІ склонения |
Существительные ІІІ склонения |
|
|
|
Задание. Образовать род. подеж
басни - басен
башни - башен
вафли - вафель
ватрушки - ватрушек
двойни - двоен
вишни - вишен
кочерги - кочерёг
кухни - кухонь
молнии - молний
песни - песен
подписи - подписей
новости - новостей
полыньи - полыней
пустыни - пустынь
рощи - рощ
сабли - сабель
скворечни - скворечен
тучи - туч
туфли - туфель
черешни - черешен
яблони - яблонь
Комментированный диктант.
Дорога шла через рожь. Вот пробежала мышь, вот в роще послышался плач. Кругом стояла полная тишь, только дергач словно передразнивал кого-то, да камыш о чем-то тихо шептался с рекой. Скоро мне попался большой ерш, а у дяди на леске бился огромный лещ. Мы сделали шалаш и в нем провели ночь. Утром, лишь только блеснул первый луч, мы были уже на ногах. Дядя достал калач и жареную дичь, и мы, позавтракав, пошли домой.
V. Рефлексия. Итоги занятия.
Какие правила о правописании имени существительного мы сегодня повторили?
МИНИ-эссе по теме «Имя существительное» (Что нового я узнал… Что меня удивило… Мне кажется….)
Оценивание работы студентов на занятии
VI. Домашнее задание.
Выучить конспект занятия. Используя отвлеченные существительные (качество, работа, внимание, продуктивность, опыт, инициатива, забота, любовь, трудолюбие), напишите сочинение-рассуждение на тему «Моя будущая профессия» (не более 10 предложений)
Стилистическая дифференциация:
при наличии дублетных форм следует отграничивать нормативные для современного общелитературного языка, свойственные книжной, преимущественно письменной речи формы на -Ы (-И), от устноразговорных, просторечных или профессиональных, иногда с оттенком устарелости, форм на -А (-Я): бухгалтера, выбора, договора, шофера, гроба.
С ударяемым окончанием -А (-Я) употребляются:
веера, директора,
доктора, профессора,
катера, клевера,
корма, короба,
кузова, невода,
отпуска, паспорта,
стога, сторожа,
флигеля, хлева,
шомпола, штабеля,
штемпеля, якоря,
ястреба.
С неударяемым окончанием -Ы (-И) употребляются:
выборы, договоры,
приговоры, почерки,
инженеры, шофёры,
бухгалтеры, редакторы,
лекари, лекторы,
корректоры, конюхи,
тракторы, порты,
прииски, фронты,
клапаны.
Равноправные варианты имеют слова:
слесаря и слесари,
пекаря и пекари,
цеха и цехи,
инспектора и инспекторы,
фельдшера и фельдшеры.
Различаются по смыслу формы:
корпуса (войсковые соединения) — корпусы (туловища);
образа (иконы) — образы (литературно-художественные);
повода (поводья) — поводы (побуждения);
пояса (часть одежды) — поясы (часовые);
учителя (преподаватели) — учители (идейные);
соболя (меха) — соболи (животные)
V. Осознание и осмысление учебного материала.
VI. Систематизация знаний и умений.
VII. Применение знаний и умений на практике.
VIII. Рефлексия. Итоги занятия.
IX. Домашнее задание.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.