Класс: 9й
Тема урока: Заграничные походы русской армии. Внешняя политика России в 1813 - 1825 гг.
Цели урока:
ü рассмотреть действия русских войск после изгнания Наполеона из России и определить внешнюю политику Александра I во второй половине его правления.
ü выяснить основные направления внешней политики России в 1813-1825 гг.;
ü развивать навыки анализа исторических документов, работы с картой;
ü учить выделять главное, сравнивать, ставить и разрешать проблемы.
Новые термины и даты: заграничные походы русской армии, 4-7 октября 1813 г. - "Битва народов", Венский конгресс (сентябрь 1814 - июль 1815), Священный союз (1815).ж
Оборудование: "Внешняя политика России в первой половине XIX века", портрет Александра I.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания
Назовите причины войны 1812 г.
1. Какие проблемы встали перед русской армией в начале войны? (Русская армия комплектовалась путем рекрутской повинности. Поэтому большинство мужского населения не были обучены военному делу. Было необходимо срочное пополнение армии. Кроме того, русские армии были разъединены, необходимо было их скорейшее объединение.)
2. Какие военные формирования были созданы в помощь русской армии? (Народные ополчения).
3. Какую задачу ставил перед собой Наполеон в начале войны? (Разбить русские армии по одиночке.)
4. Когда и где произошло объединение русских армий? Каково значение этого объединения? (22 мая 1812 г. под Смоленском 1 и 2 русские армии объединились. Таким образом план Наполеона был сорван).
5. Какова была тактика русской армии? Насколько она была обоснована? (Тактика отступления, уничтожение провианта, порча мельниц, угон скота и т.д. Тактика отступления была единственно правильной при сохранявшемся неравенстве сил).
6. Почему Барклай де Толли был смещён с поста главнокомандующего? (Барклай де Толли не был облечен полнотой власти, не мог требовать беспрекословного повиновения. Отступление русской армии, связанное с численным превосходством французов, вызывало недовольство как в самой армии, так и во всём русском обществе. Барклая де Толли считали главным виновником отступления, его обвиняли даже в измене и слухи эти стали распространяться по всей России. Авторитет Барклая де Толли резко падал. Национальноосвободительный характер войны требовал назначения главнокомандующим человеком, который бы пользовался всеобщим доверием и авторитетом. Такой фигурой был М. И. Кутузов.)
7. Когда произошло Бородинское сражение? Какое значение оно имело? (26 августа 1812 г. Переломный момент войны. Несмотря на продолжавшееся отступление русской армии, Бородинское сражение стало нравственной и политической победой России. Пошатнулась эта уверенность непобедимости Наполеона.)
8. Какое решение было принято Кутузовым на совете в Филях? Каков стратегический смысл этого решения? (Решение об оставлении Москвы. Кутузов полагал, что русская армия не вынесет второго сражения. Отступление же позволит её сохранить и, пополнив свежими войсками, дать новое сражение.)
9. Назовите последнее крупное сражение русской и французской армии. Какое значение оно имело? (Сражение под Малоярославцем 12 октября 1812 г. после этого сражения началось отступление французской армии, инициатива в войне окончательно перешла в руки русских войск.)
10. В чем историческое значение Отечественной войны 1812 г.? (Удалось отстоять национальную независимость и государственную самостоятельность России. Война имела Большое международное значение, положив начало освобождению народов в Центральной и Западной Европе).
II. Начало заграничных походов русской армии.
С изгнанием Армии Наполеона из России война не окончилась. Кутузов выступал против продолжения войны, а Александр I - за.
- Подумайте, какие аргументы в пользу своей точке зрения могли выдвигать полководец и император?
Кутузов
Нет смысла в том, чтобы кровью русских солдат освобождать Европу. Русская армия понесла большие потери в Отечественной войне, она истощена. Поэтому в новой войне она столкнется с огромными трудностями.
Александр I
Если дать Наполеону передышку, то Европа по-прежнему останется в его власти и сохранится угроза русской границе на Немане. При продолжении войны можно рассчитывать на поддержку Пруссии.
В Манифесте 25 декабря 1812 г. Александр I заявил о Заграничном походе русской армии, чтобы освободить Европу и не позволить Наполеону, восстановив силы, начать новую войну.
13 января 1813 г. русская армия перешла Неман и вступила на территорию Герцогства Варшавского. Начались
Запись на доске и в тетради:
1813 - 1815 - Заграничные походы русской армии
- В чем состояла цель заграничных походов русской армии? (Изгнание французской армии из России не снимало с народов Европы угрозы нового нашествия, борьбу следовало продолжать до окончательного разгрома врага. К тому же, Наполеон, воспользовавшись передышкой, собирался возобновить войну).
Работа с документами стр. 38
"Из рапорта генерала П. Х. Витгенштейна".
- Как встретили русскую армию в Берлине?
28 апреля в г. Бунцлау умер М. И. Кутузов. Умер от старости с осознанием достойно выполненного долга перед родиной и российским народом (см. Дополнительные материалы, I).
В короткое время Наполеон сумел собрать новую почти миллионную армию. Первые столкновения русско-прусских войск с войсками Наполеона были неудачны для союзников: в апреле 1813 г. они потерпели подряд два поражения: при Лютцене, а затем при Бауцене, вследствие чего им пришлось пойти на перемирие с Наполеоном.
III . Создание 5-й антинаполеоновской коалиции. Поражение Наполеона. Беседы с учащимися.
- Что такое коалиция? (Коалиция-объединение, союз государств для достижения общей цели.)
- Какие страны входили в антинаполеоновскую коалицию осенью 1813 г.? (Россия, Пруссия, Австрия, Англия, Швеция. Союзники воспользовались передышкой, чтобы вовлечь в борьбу новых участников.)
Работа с картой (в учебнике или атлас).
- Покажите на карте г. Лейпциг. Почему состоявшееся около него сражение назвали "Битвой народов"? Каковы были результаты сражения? (На стороне союзников сражались русские, прусские, австрийские и шведские войска; на стороне Наполеона - французы, поляки. бельгийцы, голландцы, саксонцы, баварцы, вюрденберцы, итальянцы. С обеих сторон участвовала более 500 тыс. человек. Битва продолжалась 3 дня и закончилась поражением Наполеона. Это поражение заставило его прекратить борьбу и обратиться с предложением мира к европейским державам).
Запись в тетрадях и на доске:
4-7 октября 1813 г. - "битва народов" под Лейпцигом.
Договориться не удалось и война продолжалась. Наполеон проявлял чудеса полководческого искусства, сражаясь с численно превосходящим противником, однако не смог устоять. 18(30) марта 1814 г. капитулировал Париж, союзные армии во главе с Александром I вошли в город. Наполеон вынужден был сдаться.
- Вспомните, какова была судьба Наполеона?(Бонапарт отрекся от престола, в конце апреля 1814 г. был отправлен на о. Эльба, который был пожалован ему во владение. Во Франции была восстановлена власть династии Бурбонов.)
IV. Венский конгресс
- Вспомните, что такое Венский конгресс? Когда и с какой целью он собрался?
- Каков был состав участников, какие решения были приняты?
Запись на доске и в тетради:
Венский конгресс (сентябрь 1814 - июль 1815) - конгресс представителей европейских держав, завершил войны коалиций европейских держав с французским императором Наполеоном I. Главная роль - у России, Англии, Австрии, Пруссии. Франция принимала участие наравне с другими странами.
Заседания Венского конгресса проходили до июня 1815 года. На нём присутствовало 450 дипломатов из 126 европейских государств. Они обсуждали судьбу Европы и её будущее устройство. Но решающий голос здесь имели делегации России, Великобритании и Австрийской империи. На конгрессе было решено восстановить границы европейских государств, которые существовали до 1792 года, то есть до начала французских завоевательных походов.
Цели Венского конгресса:
- установление такого соотношения сил, при котором ведущая роль в Европе принадлежала бы государствам - победителям Наполеона;
- необходимость территориального передела;
- восстановление прежних династий в европейских государствах;
- борьба с революционным движением.
Интересы России: Александр I настаивал на передаче России герцогства Варшавского на том основании, что она вынесла на своих плечах основную тяжесть войны с Наполеоном.
Англия, Австрия и Франция обеспокоенные усилением России возражали против этих требований. Россия пыталась заручиться в данном вопросе поддержкой Пруссии, обещая в свою очередь в ее состав Саксонии, контролируемой в тот момент русскими войсками. Пруссия согласилась поддержать Россию.
- Вспомните, какое событие заставило на время участников конгресса забыть про разногласия и объединить усилия? (Наполеон бежал с о.Эльбы в марте 1815 г.,сумел без кровопролития восстановить свою власть во Франции (100 дней Наполеона). Участники антинаполеоновской коалиции вынуждены были сплотиться для войны с Наполеоном. В битве при Ватерлоо 6 (13) июля 1815 г. войскам Наполеона было нанесено сокрушительное поражение англо-прусско-голландскими войсками. Он второй раз вынужден был отречься от престола и был сослан на о. Святой Елены уже в качестве почетного пленника).
За несколько дней до Ватерлоо в Вене был подписан Заключительный акт Венского конгресса. По его условиям Александру I не удалось получить все польские земли. Однако к России перешла большая часть Герцогства Варшавского, получившая наименование Царства Польского. (Учитель показывает на карте.) Особое значение Венского конгресса состоит в том, что он позволил в течение почти 40 лет сохранить мир в Европе.
Конгресс решил:
-Восстановить
во Франции династию Бурбонов,
-Вернуться к границам 1792 г.,
-Россия получила Польшу,
-К Австрии и Пруссии отошли Владения Франции на
западе Германии и Апеннинах,
-Англия получила Мальту и контроль над
Ионическими о-ми,
-Для определения правителей в освобожденных
странах был принят принцип «легитимизма».
-Принято решение о создании «Священного Союза».
14.09.1814 г.
в Союз вошли- Россия, Пруссия, Австрия, затем к нему присоединились и
др.страны.
Цель Союза- «борьба с возможными революциями в Европе». В Союзе доминировала Россия.
V. "Священный союз".
Запись на доске и в тетради:
Заключительный акт Венского конгресса. Большая часть герцогства Варшавского перешла к России.
Для выполнения решений, принятых на Венском конгрессе возникла мысль о создании союза европейских держав, который бы регулировал отношения между государствами с правовых и религиозно- нравственных позиций.
Запись на доске и в тетради:
1815 г. - Россия, Австрия, Пруссия заключили Священный союз.
Вскоре к союзу присоединились все государства Европы за исключением Англии, Османской империи и Папской области. Задача Священного союза: христианские монархи должны оказывать друг другу помощь; борьба с революционным движением, совместное решение спорных вопросов.
Периодически происходили конгрессы Священного Союза. Последний состоялся в 1822 г.
VI. Восточная политика Александра I в 1813 - 1825 гг.
Самостоятельная работа с учебником.
Беседа с учащимися
- Как вы понимаете такой исторический термин как "восточный вопрос"? (Восточный вопрос - это ослабление Османской империи, Борьба европейских держав за раздел ее владений и как следствие, международные отношения, связанные с этим.)
- В чем заключается "восточный вопрос" для России? (Эта проблема свободы проливов Босфора и Дарданеллы для российских судов и помощь балканским народам в их борьбе за свободу и независимость от Османской империи, Обеспечение безопасности черноморского побережья России, создание благоприятных условий для развития Новороссии, защита торговых интересов России в черноморском регионе.)
- Какие отношения были у России с Турцией? (1806 - 1812 гг. Русско - турецкая война, Бухарестский мир, по которому России отошла Бессарабия.)
После Отечественной войны 1812 г. действия России в восточном вопросе были связаны с поддержкой борьбы балканских народов за независимость. В марте 1821 г. вспыхнуло греческое восстание.
- учитывая договоренности, лежащие в основе Священного союза, предположите, как должен был отреагировать Александр I на греческое восстание? (в соответствии с принципами Священного союза греческое восстание было революцией против законного, хотя и не христианского, монарха. Поэтому Александр I должен был осудить его).
Действительно, первая реакция Александра I была негативной, но Российское правительство пыталась добиться урегулирования греческого вопроса путем коллективной акции всех держав Священного Союза. Однако, западноевропейские державы не поддержали Россию не желая ее усиления на Балканах. В итоге Александр I в конце своего царствования принял решение самостоятельно действовать в греческом вопросе. Началась концентрация русских войск на границе с Турцией.
- Сделайте вывод о том, как менялась политика России в восточном вопросе во второй половине царствования Александра. (Политика России в восточном вопросе претерпевала изменение от открытого осуждения греческого восстания до попытки оказать ему содействия силами европейских держав. И в конце концов принятие решение действовать самостоятельно и оказать помощь Греции).
VII. Закрепление материала. Беседа с учащимися.
- Назовите направления внешней политики России в 1813 - 1825 гг. (Европейское направление: заграничные походы, Венский конгресс, Священный союз; восточное направление: отношение с Османской империей).
- Каково было влияние Отечественной войны и заграничных походов на международное положение России? (Победа в Отечественной войне, а также заграничные походы русской армии, принимавшей непосредственное участие в освобождении Европы и окончание борьбы с Наполеоном, привели к росту международного авторитета Российской империи. Нахождение русских войск в Европе помогло Александру I добиться на Венском конгрессе вхождения большей части Герцогства Варшавского в состав России. Российское правительство стремилась использовать результаты победы для упрочения новых границ, расширения политического влияния в Европе и на Балканах).
Задание на дом:
1.
§ 5 – выучить
2. повторить §1-4
3. Выучить даты
4. Подготовить сообщение о героях Отечественной
войны 1812 г.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.