Формирование универсальных учебных действий в процессе урока музыки.
(Урок «открытия нового знания». 1 класс)
МОАУ «Гимназия №2» г. Оренбурга:
Учитель: Титова Г.В.
Авторы учебника: Критская Е.Д., Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина
Раздел: «Музыка вокруг нас».
Тема : «И муза вечная со мной!»
Музыкальный материал:
- «Па-де-де» из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского;
- «Музыкант» Б. Окуджавы;
- «Похвала пустыне» Н.А. Римского – Корсакова
Цель: Ввести детей в мир музыки. Помочь почувствовать разнообразие чувств, выраженных в музыке, танце, расширить представление об этих жанрах и побудить детей к рассуждению о музыке.
Проблема: Где звучит музыка?
Ход урока.
1.Мотивация к учебной деятельности.
1.1. На доске висят изображения шагов УД (смайлики)
Учитель приветствует детей ( пропевая): Здравствуйте ребята»
Ответ детей: Здравствуйте! (пропевая)
-Ачто вы видите на доске? (Рисунки, которые изображают шаги УД)
-Посмотрите на шаги УД. Можно ли какой-то шаг, пропустить на уроке? (Нет, т.к. чтобы познать много нового и интересного, надо уметь выполнять все шаги УД).
1.2.Звучит фонограмма: пение птиц, « шептание» деревьев, со звука льющейся воды, с шума волн моря и других звуков природы.
-Узнаёте ли вы эти звуки? Они похожи на музыку?
- Что же такое музыка?
(Далее звучит фрагмент музыки Н. А. Римского – Корсакова, и, вызывает у детей живой отклик.)
1.3.- Ребята, давайте возьмём в руки колокольчики, свистульки, дудочки и вместе присоединимся к оркестру. (ребята играют вместе с оркестром)
- Спасибо, вы молодцы! Что же вы услышали в музыке? ( пение птиц и музыку леса. Насыщенное звучание симфонического оркестра, несущее свет и радость)
-А скажите мне пожалуйста, кто сочиняет музыку, кто её исполняет?
- Музыку сочиняют для всех людей композиторы, исполняют музыку исполнители.
- Как называются люди, которые слушают музыку?
-Чтобы понимать, переживать музыку, необходимо стать настоящим слушателем.
- И так, нас ждут интересные открытия в Стране музыки! ( «надо»)
-А вы хотите, разгадать тайны, которые хранит прекрасная музыкальная страна? (хочу!)
2.Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии.
- Ну, что ж, отправляемся в путешествие. На уроках мы будем слушать и размышлять о том, что она рассказывает, знакомиться с творчеством различных композиторов и самостоятельно сочинять несложные мелодии, учиться их исполнять – петь; играть на музыкальных инструментах, разучивать движения и увлекательные игры под музыку; знакомиться с музыкальным искусством. Помогать вам в этом будет учебник-тетрадь.
-А теперь давайте выясним, где в жизни звучит музыка?
-Дома, на улице, в театре, кино, в школе и т.д.
- Как звучащая вокруг нас музыка влияет на мысли и чувства людей?
- Человек становится добрее.
- Как изменилась бы жизнь человека, если бы из неё исчезла музыка?
- Стало бы темно и грустно.
- Давайте представим, что мы вами находимся в концертном зале. Но прежде, давайте послушаем несколько правил, как надо слушать музыку.
Правила:
- Музыка должна звучать в тишине. Она не любит, когда её перебивают словами.
-Перед пением нужно не только настроиться на характер того произведения, которое будет разучиваться, но и «приготовиться» к работе над ним.
- Во время слушания музыки попытаться представить, о чём она нам рассказывает.
- А теперь послушайте, о ком нам рассказывает музыка?
Прослушивание: «Музыкант» Б. Окуджавы
- О каких музыкантах рассказала нам музыка?
- О композиторе, исполнителе, слушателе.
- Молодцы!
III Выявление места и причины затруднения
- Откройте учебник-тетрадь. Рассмотрим рисунки разворота «И Муза вечная со мной!»
- Кто же такие музы?
- Мы затрудняемся ответить на этот вопрос.
- Почему?
-Мы не знаем, кто такие музы.
IV Построение проекта выхода из затруднения
- Музы – это волшебницы, добрые феи, раскрывающие перед людьми чудесный мир искусства, в том числе и музыки.
Изначально музы - это греческие богини-покровительницы искусствам и наукам. Посвященные им храмы называли "мусейонами", от чего и произошло слово "музей". Всего их было 9, по количеству искусств и наук.
- Как можно узнать о богинях, о их предназначении?
-Прочитать в книге, энциклопедии, в интернете.
-Давайте откроем энциклопедию и узнаем имена богинь и их предназначение:
Самые известные:
Мельпомена (покровительница трагедий),
Клио (историческая), Терпсихора (муза пения и танцев),
Урания (муза астрономов),
Эрато (богиня любовной поэзии).
Менее известные (на мой взгляд):
Талия (для комедиантов),
Полигимния (муза красноречия),
Евтерпа (лирическая поэзия),
Каллиопа (героический эпос).
V Первичное закрепление во внешней речи.
- Кто же были богини?
-Мы узнали, что богини были покровительницы искусств, музыки и танца.
- Сколько было их по количеству?
- Девять.
Давайте посмотрим на экран и повторим их имена.
- Какую цель вы поставили перед собой сегодня на уроке?
- Познакомиться с музами.
-Что вам помогло справиться с затруднением?
- Нам помогла информация прочитанная в энциклопедии.
- Что можно использовать для открытия нового знания?
- Учебник, книгу и т.д.
- Какой следующий шаг мы будем выполнять?
- Слушать музыку.
Показ фрагмента и слушание «Па-де-де» из балета «Щелкунчик»
- Каков характер этой музыки?
-Попробуйте определить настроение, которое возникло у вас после прослушивания.
- Что каждому из вас рассказала музыка? (ответ детей)
- Какие музыкальные инструменты вы услышали? (ребята называют инструменты, которые они услышали в оркестре)
-Какая богиня помогла вам понять настроение музыки из балета «Щелкунчик»?
- Её зовут Терпсихора, она богиня музыки и танцев.
-Кто исполнял (играл) музыку Чайковского (один исполнитель или много исполнителей).
-Как называется коллектив музыкантов, играющих на разных инструментах? – оркестр.
-Кто руководит исполнением оркестра?
- Дирижёр.
- Эту музыку сочинил Пётр Ильич Чайковский. Жил он в 21 веке. Это великий русский композитор. (Показать на экране портрет)
Вы молодцы!
-А сейчас, музыкальная разминка. Прошу всех встать
Ролевая игра «Дирижируем оркестром»
Игра даст возможность детям не только ощутить себя настоящим исполнителем, но и эмоционально откликнуться на музыку. Свободное дирижирование (вне схемы) на уроках музыки помогает формировать навыки координации простых движений под музыку разного характера.
VII Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
- Вспомните, ребята, с какой музыкой мы с вами сегодня познакомились и кто её автор?
- На сегодняшнем уроке мы познакомились с музыкой композитора Петра Ильича Чайковского «Па-де-де» из балета «Щелкунчик».
- Какое настроение в музыке?
- Торжественное, возвышенное. Музыка урока, способствует созданию праздничного настроения.
- Для самоконтроля вам предлагается выполнить следующее задание.
Вам предлагается несколько картин русских художников, ваша задача подобрать картину по настроению услышанной вами музыки П.И. Чайковского.
- Все выполнили задание?
- У кого возникло затруднение?
-Прошу, ваше мнение. И почему вы сделали этот выбор? (ребята отвечают)
-Молодцы!
- К какому этапу мы переходим?
VIII. Включение в систему знаний и повторение.
Почувствовать себя певцами-хористами вы сможете при исполнении песни Д.Б. Кабалевского «Песня о школе» и продолжить своё путешествие по Стране музыки.
(исполнение)
-На примере песни, скажите, какой характер в песне?
-Какое настроение?
-О чём поётся в песне?
- Как зовут музу, которая путешествовала с вами?
- Её зовут Терпсихора.
-Молодцы!
IX. Рефлексия учебной деятельности.
-Что необходимо сделать в конце урока?
- Подвести итог нашей работы.
-Какие два основных этапа УД мы выполнили?
-Мы выяснили, что мы не знаем и открыли новые для себя знания.
-Какова была цель?
- Почувствовать разнообразие чувств, выраженных в музыке, танце, расширить представление об этих жанрах и познакомиться с музами.
-Вы достигли цели?
-Да.
- Что вы узнали?
- Мы узнали, что музы – это волшебницы, добрые феи, раскрывающие перед людьми чудесный мир искусства, в том числе и музыки.
- Что без музыки человек не может жить.
- Что она создаёт нам настроение и т.д.
-У кого остались затруднения?
- У вас на парте лежат красные и синие цветочки.
Красный цветок оценивает вашу работу на отлично, а синий на хорошо.
Оцените свою работу.
Я вас благодарю за работу на уроке.
Звучит музыка – ребята выходят из класса.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.