Разработка урока музыки , 1 класс "И муза вечная со мной!"
Оценка 4.9

Разработка урока музыки , 1 класс "И муза вечная со мной!"

Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
музыка
1 кл
06.02.2020
Разработка урока музыки , 1 класс "И муза вечная со мной!"
Ввести детей в мир музыки. Помочь детям почувствовать разнообразие чувств, расширить представления о музыкальных жанрах.
Разработка урока по музыке.doc

Формирование универсальных учебных действий в процессе урока музыки.

                             (Урок «открытия нового знания». 1 класс)

 

                                                                                           МОАУ «Гимназия №2» г. Оренбурга:

                                                                                           Учитель: Титова Г.В.

 

Авторы учебника:  Критская Е.Д., Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина

 

 

Раздел: «Музыка вокруг нас».

 

Тема : «И муза вечная со мной!»

 

 Музыкальный материал:

-  «Па-де-де» из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского;

- «Музыкант» Б. Окуджавы;

- «Похвала пустыне» Н.А. Римского – Корсакова

 

Цель: Ввести детей в мир музыки. Помочь почувствовать разнообразие чувств, выраженных в музыке, танце, расширить представление об этих жанрах и побудить детей к рассуждению о музыке.

Проблема: Где звучит музыка?

 

                                               Ход урока.

 

1.Мотивация к учебной деятельности.

 

1.1. На доске висят изображения шагов УД (смайлики)

Учитель приветствует детей ( пропевая): Здравствуйте ребята»

Ответ детей: Здравствуйте! (пропевая)

-Ачто вы видите на доске? (Рисунки, которые изображают шаги УД)

-Посмотрите на шаги УД. Можно ли какой-то шаг, пропустить на уроке? (Нет, т.к. чтобы познать много нового и интересного, надо уметь выполнять все шаги УД).

 

1.2.Звучит фонограмма: пение птиц, « шептание» деревьев, со звука льющейся воды, с шума волн моря и других звуков природы.

-Узнаёте ли вы эти звуки? Они похожи на музыку?

- Что же такое музыка?

(Далее звучит фрагмент музыки Н. А. Римского – Корсакова, и, вызывает у детей живой отклик.)

1.3.- Ребята, давайте возьмём в руки колокольчики, свистульки, дудочки и вместе присоединимся к оркестру. (ребята играют вместе с оркестром)

 - Спасибо, вы молодцы! Что же вы услышали в музыке? ( пение птиц и музыку леса. Насыщенное звучание симфонического оркестра, несущее свет и радость)

-А скажите мне пожалуйста, кто сочиняет музыку, кто её исполняет?  

 - Музыку сочиняют для всех людей композиторы, исполняют музыку исполнители.

- Как называются люди, которые слушают музыку?

-Чтобы понимать, переживать музыку, необходимо стать настоящим слушателем.

- И так, нас ждут интересные открытия в Стране музыки! ( «надо»)

-А вы хотите, разгадать тайны, которые хранит прекрасная музыкальная страна? (хочу!)

 

2.Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии.

 

      - Ну, что ж, отправляемся в путешествие. На уроках мы будем слушать и размышлять о том, что она рассказывает, знакомиться с творчеством различных композиторов и самостоятельно сочинять несложные мелодии, учиться их исполнять – петь; играть на музыкальных инструментах, разучивать движения и увлекательные игры под музыку; знакомиться с музыкальным искусством. Помогать вам в этом будет учебник-тетрадь.

-А теперь давайте выясним, где в жизни звучит музыка?

-Дома, на улице, в театре, кино, в школе и т.д.

- Как звучащая вокруг нас музыка влияет на мысли и чувства людей?

- Человек становится добрее.

- Как изменилась бы жизнь человека, если бы из неё исчезла музыка?

- Стало бы темно и грустно.

- Давайте представим, что мы вами находимся в концертном зале.  Но прежде, давайте  послушаем несколько правил, как надо слушать музыку.

 

Правила:

- Музыка должна звучать в тишине. Она не любит, когда её перебивают словами.

-Перед пением нужно не только настроиться на характер того произведения, которое будет разучиваться, но и «приготовиться» к работе над ним.

- Во время слушания музыки попытаться представить, о чём она нам рассказывает.

 

- А теперь послушайте, о ком нам рассказывает музыка?

 

Прослушивание: «Музыкант» Б. Окуджавы

- О каких музыкантах рассказала нам музыка?

- О композиторе, исполнителе, слушателе.

- Молодцы!

 

III Выявление места и причины затруднения

 

- Откройте учебник-тетрадь. Рассмотрим рисунки разворота «И Муза вечная со мной!»

- Кто же такие музы?

- Мы затрудняемся ответить на этот вопрос.

- Почему?

-Мы не знаем, кто такие музы.

 

IV Построение проекта выхода из затруднения

 

- Музы – это волшебницы, добрые феи, раскрывающие перед людьми чудесный мир искусства, в том числе и музыки.

Изначально музы - это греческие богини-покровительницы искусствам и наукам. Посвященные им храмы называли "мусейонами", от чего и произошло слово "музей". Всего их было 9, по количеству искусств и наук.

- Как можно узнать о богинях, о их предназначении?

-Прочитать в книге, энциклопедии, в интернете.

-Давайте откроем энциклопедию и узнаем имена богинь и их предназначение:

Самые известные:

Мельпомена (покровительница трагедий),

Клио (историческая), Терпсихора (муза пения и танцев),

Урания (муза астрономов),

Эрато (богиня любовной поэзии).

Менее известные (на мой взгляд):

Талия (для комедиантов),

Полигимния (муза красноречия),

Евтерпа (лирическая поэзия),

Каллиопа (героический эпос).

 

V Первичное закрепление во внешней речи.

 

- Кто же были богини?

-Мы узнали, что богини были покровительницы искусств, музыки и танца.

- Сколько было их по количеству?

- Девять.

Давайте посмотрим на экран и повторим их имена.

- Какую цель вы поставили перед собой сегодня на уроке?

- Познакомиться с музами.

-Что вам помогло справиться с затруднением?

- Нам помогла информация прочитанная в  энциклопедии.

- Что можно использовать для открытия нового знания?

- Учебник, книгу и т.д.

- Какой следующий шаг мы будем выполнять?

- Слушать музыку.

 

 

Показ фрагмента и слушание  «Па-де-де» из балета «Щелкунчик»

 

- Каков характер этой музыки?

-Попробуйте определить настроение, которое возникло у вас после  прослушивания.

- Что каждому из вас рассказала музыка? (ответ детей)

- Какие музыкальные инструменты вы услышали? (ребята называют инструменты, которые они услышали в оркестре)

-Какая богиня помогла вам понять настроение музыки из балета «Щелкунчик»?

- Её зовут Терпсихора, она богиня музыки и танцев.

-Кто исполнял (играл) музыку Чайковского (один исполнитель или много исполнителей).

-Как называется коллектив музыкантов, играющих на разных инструментах? – оркестр.

-Кто руководит исполнением оркестра?

- Дирижёр.

- Эту музыку сочинил Пётр Ильич Чайковский. Жил он в 21 веке. Это великий русский композитор. (Показать на экране портрет)

Вы молодцы!

-А сейчас, музыкальная разминка. Прошу всех встать

Ролевая игра «Дирижируем оркестром»

Игра даст возможность детям не только ощутить себя настоящим исполнителем, но и эмоционально откликнуться на музыку. Свободное дирижирование (вне схемы) на уроках музыки помогает формировать навыки координации простых движений под музыку разного характера.

 

VII Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

 

- Вспомните, ребята, с какой музыкой мы с вами сегодня познакомились и кто её автор?

- На сегодняшнем уроке мы познакомились с музыкой композитора Петра Ильича Чайковского «Па-де-де» из балета «Щелкунчик».

- Какое настроение в музыке?

- Торжественное, возвышенное. Музыка урока, способствует созданию праздничного настроения.

- Для самоконтроля вам предлагается выполнить следующее задание.

 

Вам предлагается несколько картин русских художников, ваша задача подобрать картину по настроению услышанной вами музыки П.И. Чайковского.

- Все  выполнили задание?

- У кого возникло затруднение?

-Прошу, ваше мнение. И почему вы сделали этот выбор? (ребята отвечают)

-Молодцы!

- К какому этапу мы переходим?

 

VIII. Включение в систему знаний и повторение.

 

Почувствовать себя певцами-хористами вы сможете  при  исполнении песни Д.Б. Кабалевского «Песня о школе» и продолжить своё путешествие по Стране музыки.

(исполнение)

-На примере песни, скажите, какой характер в песне?

-Какое настроение?

-О чём поётся в песне?

- Как зовут музу, которая путешествовала с вами?

- Её зовут Терпсихора.

-Молодцы!

 

IX. Рефлексия учебной деятельности.

 

-Что необходимо сделать в конце урока?

- Подвести итог нашей работы.

-Какие два основных этапа УД мы выполнили?

-Мы выяснили, что мы не знаем и открыли новые для себя знания.

-Какова была цель?

-  Почувствовать разнообразие чувств, выраженных в музыке, танце, расширить представление об этих жанрах и познакомиться с музами.

-Вы достигли цели?

-Да.

- Что вы узнали?

- Мы узнали, что музы – это волшебницы, добрые феи, раскрывающие перед людьми чудесный мир искусства, в том числе и музыки.

- Что без музыки человек не может жить.

- Что она создаёт нам настроение и т.д.

-У кого остались затруднения?

- У вас на парте лежат красные и синие цветочки.

Красный цветок оценивает вашу работу на отлично, а синий на хорошо.

Оцените свою работу.

Я вас благодарю за работу на уроке.

Звучит музыка – ребята выходят из класса.

 

 

 


Формирование универсальных учебных действий в процессе урока музыки

Формирование универсальных учебных действий в процессе урока музыки

Спасибо, вы молодцы! Что же вы услышали в музыке? ( пение птиц и музыку леса

Спасибо, вы молодцы! Что же вы услышали в музыке? ( пение птиц и музыку леса

III Выявление места и причины затруднения -

III Выявление места и причины затруднения -

Какой следующий шаг мы будем выполнять? -

Какой следующий шаг мы будем выполнять? -

Все выполнили задание? - У кого возникло затруднение? -Прошу, ваше мнение

Все выполнили задание? - У кого возникло затруднение? -Прошу, ваше мнение
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.02.2020