Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя Центр образования «Содружество»
Разработка урока на дидактической основе по русскому языку 3 класс по теме:
«Проверка написания безударной гласной в суффиксах - ик, -ек»
Разработала: учитель начальных классов Воеводина С. В.
г. о. Спасск – Дальний 2025 год. |
Оглавление
Пояснительная записка ……………………………………………………….3
Основная часть …………………………………………………………………6
Литература ……………………………………………………………………..17
Приложение…………………………………………………………………….18
Пояснительная записка
Современный урок- это, прежде всего урок,
на котором учитель умело использует все возможности
для развития личности ученика,
её активного умственного роста,
глубокого и осмысленного усвоения знаний,
для формирования её нравственных основ.
Конаржевский Ю.А.
Задачи обучения школьников родному языку определяются, прежде всего, той ролью, которую выполняет язык в жизни общества и каждого человека, являясь важнейшим средством общения людей, познания окружающего мира.
В начальных классах осуществляется не только подготовка к изучению языка, но и изучение языка на понятийном уровне, доступном детям 7-10 лет. Обучение основывается на усвоении существенных признаков( особенностей ) морфологических, синтаксических, словообразовательных понятий, на установлении связей между признаками понятий ( внутрипонятийных связей ), а также связей между понятиями ( межпонятийных связей ). Весь начальный курс русского языка в целом представлен для учащихся как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой и обеспечивающих общение людей.
В этих целях курс русского языка строится таким образом, чтобы дети осознали, что они изучают те самые единицы речи, которыми пользуются при общении: слово, словосочетание, предложение, текст. У каждой из данных единиц есть свои особенности, и их нужно знать, чтобы точно выражать свои мысли и правильно понимать мысли других людей.
Во всех классах большое место отводится наблюдениям за лексическим значением слова; постепенно усваиваются и грамматические признаки слова, т.е. слово познается как часть речи, а также его морфемный состав.
3 класс занимает центральное место в обучении младших школьников русскому языку по всем основным разделам прежде всего потому, что происходит формирование основных понятий курса: части речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол), значимые части слова( корень, приставка, суффикс, окончание), предложение, словосочетание, текст. Дети изучают существенные признаки каждого из понятий и связи между ними, что чрезвычайно важно для усвоения языка и овладения речью. На основе знаний состава слова в 3 классе проводится формирование навыков правописания безударных гласных, глухих, звонких и непроизносимых согласных в корне слова, а также навыков правописания приставок.
Мною разработан урок русского языка в 3 -м классе общеобразовательной школы (УМК «Школа России»).
Согласно тематическому планированию, разработанному на основе примерной программы основного общего образования по русскому языку на основе учебника «Русский язык» 3 класса под редакцией Л. Ф. Зелениной, это 23 урок в теме «Морфология и морфемика». Предшествующие уроки посвящены «Правописанию безударных гласных в корне слова», «Чередованию согласных в корне слова», «Беглым гласным», «Образованию однокоренных слов с помощью суффиксов». Были написаны небольшие самостоятельные работы, тесты по закреплению изученного материала. На уроках дети знакомились с новыми понятиями и вспоминали ранее изученные, сами выбирали пути изучения нового правила и самостоятельно составляли краткие схемы для лёгкого запоминания новизны. Часто на уроках использовалась работа в группах, парах. Целью современного урока в условиях введения стандарта второго поколения является не только формирование знаний, умений и навыков, но и развитие индивидуальных способностей учащихся. Поэтому на своих уроках я применяю технологию «Критического мышления» и технологию групповой работы. Это актуально. Так как эффективность усвоения учебной информации при слушании лекции – 5%, а во время практических действий – 70%. При этом повышается:
Учитель может решить следующие педагогические задачи:
• выстроить понятийное содержание через противоречие между известным способом действия и новой ситуацией;
• инициировать и поддерживать детские догадки;
• создать для каждого ребенка возможность эмоционально включиться в общий поиск, не только заметить, но и пережить интеллектуальную трудность и ее преодоление.
Мною заявлен урок – «открытия» новых знаний.
Тема урока: " Проверка написания безударной гласной в суффиксах -ик, -ек"
Цель урока: Отработка навыков написания гласной в суффиксах -ек, -ик.
Задачи:
1. Подготовить учеников к активному и осмысленному усвоению материала путём постановки занимательного задания.
2. Организовать исследовательскую работу по формулированию детьми правила написания суффиксов - ик, -ек.
3. Организовать закрепление знаний и способов действий через групповую работу, составления алгоритма и самопроверку.
4. Продолжить работу по развитию навыков нестандартного мышления через составления синквейна «суффиксы – ик, - ек»
Оборудование: Презентация, карточки 1 – 5, карточки для обратной связи с суффиксами – ик, - ек, учебник «Русский язык» 3 класса под редакцией Л. Ф. Зелениной.
Данный урока актуален. В нём используются приёмы технологии «Развития критического мышления» и технологии групповой работы, которые позволили:
Ø Систематизировать и анализировать информацию на всех стадиях её условия;
Ø Формировать и решать проблемы;
Ø Работать с понятиями;
Ø Интерпретировать, творчески перерабатывать новую информацию, давать рефлексивную оценку пройденного;
Ø Само и взаимооценку.
На уроке использован один из популярных приёмов технологии критического мышления, это синквейн. Он помог организовать итоговое повторение, резюмировать полученную информацию, оценить понятийный багаж учащихся, научил кратко излагать знания.
Продуктивность моего опыта, на мой взгляд, заключается в следующем:
1) Этот урок обладает большим воспитательным потенциалом, который реализуется не только за счёт эффективного использования идейного содержания учебного материала, но и за счёт организации рационального общения и групповой работы.
2) Обогащается умственный потенциал детей благодаря целенаправленному формированию творческого мышления и компетентного мышления (сравнение, систематизация, анализ, синтез), развивается самостоятельная поисковая деятельность.
3) Развивается эмоциональная сфера. Ей способствуют вопросы и задания, при помощи которых дети изучают новые знания в группах.
4) Акцентируется внимание на развитие творческих способностей учащихся: воображение и мышление, через составление сиквейна.
На данном уроке учащиеся сами добывают новые знания, у них вырабатываются навыки умственных операций и действий, формируется способность открывать новые знания и находить новые способы действия путём выдвижения гипотез и их обоснования.
Данная разработка урока на дидактической основе будет интересна как молодым учителям начальных классов, так и учителям со стажем, которые находятся в постоянном творческом поиске новых форм преподавания русского языка. Этот урок рассчитан на разный уровень развития учащихся. Класс разделён на три группы: сильная, средняя и слабая. Поэтому задания у каждой группы рассчитаны на их возможности. Применять рекомендуется в обыкновенном общеобразовательном 3 классе.
Такой урок помогает каждому ученику раскрыться в силу своих возможностей, стимулирует самостоятельную мысль учащихся, даёт им возможность научиться работать в группах.
Предметный предполагаемый результат:
· открытие способов проверки суффиксов –ик, - ек;
· составление алгоритма написания суффиксов – ик, - ек;
Межпредметный предполагаемый результат:
· организация исследовательской работы по формулированию детьми правила написания суффиксов - ик, -ек через групповую работу, составления алгоритма и самопроверку;
· развитие навыков нестандартного мышления через составления синквейна «суффиксы – ик, - ек».
Личностный предполагаемый результат:
· положительный результат работы в группах;
· формирование социальных навыков, социально-психологических и коммуникативных компетенции.
Для проверки результативности изученного материала на данном уроке я использовала различные упражнения. Для закрепления нового способа проверки орфограмм ребята выполняли упражнение из учебника, вместе с учеником, который комментировал у доски. Для наилучшего развития умения применять изученное правило на практике ребята 1 и 2 группы вставляли гласные –и, -е, а ребята 3 группы исправляли ошибки и графически доказывали. Для развития самоконтроля и самооценки каждый ученик самостоятельно вставлял гласные – и, - е в текст карточки. Для развития нестандартного мышления учеников я предложила им составить синквейн.
Данный урок требует использования карточек с заданиями для каждой группы, сигнальные карточки красного и зелёного цвета, карточки с суффиксами - ик, - ек, таблица с правилами работы в группах, инструкция работы в группах, образец для самопроверки, алгоритм составления синквейна.
Требования к уровню подготовки учащихся.
Знать:
Ø определения частей слова;
Ø определение родственных слов;
Уметь:
· должны уметь отвечать на прямые и косвенные вопросы, делать выводы;
· уметь разбирать слова по составу;
· уметь видеть безударную гласную;
· уметь выбирать правильный материал из данного;
· уметь применять изученный материал на практике;
· уметь оценивать своих товарищей;
Этапы урока |
Способы деятельности учителя |
Способы деятельности ученика |
Как работает на цель Формируемые УУД |
||||
1.Организационный момент. |
- Ребята, у нас сегодня урок открытия новых знаний. Прочитайте запись на доске.
- А как вы её понимаете? –
Хорошо. Мы вернёмся к ней в конце урока.
|
Ученики читают: (слайд 2) как трудно жить на свете, не усвоив правило…
Ученики высказывают свои мнения.
|
Цель: Создание условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс. УУД: - личностные (действие смыслообразования, установление учащимися связи между целью учебной деятельностью и ее мотивом); - коммуникативные (планирование учебного сотрудничества с учителем и учениками)
|
||||
2. Чистописание.
|
- Сейчас давайте откроем тетради и запишем число, классная работа.
- Очень важно для грамотного человека уметь каллиграфически писать.
- Прочитайте соединения, которые написаны на доске.
- Пропишите их чередуя и каллиграфически правильно.
|
Ученики выполняют письменную работу в тетрадях.
Дети читают: (слайд 3) ик ек ик ек
Дети пишут соединения в своих тетрадях.
|
Цель: обрабатывание у детей каллиграфических навыков и аккуратности. УУД : - регулятивные(контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном)
|
||||
3. Актуализация знаний учащихся.
|
- А сейчас прочитайте вот эти высказывания.
-Как мы называем такие высказывания?
- Объясните их значения.
- Запишите эти пословицы, каждую с новой строчки.
- В первом предложении найдите существительное.
- Во втором предложении найдите существительное.
Разбирите их по составу.
- Давайте проверим.
- Как образовались эти слова?
- Какое значение придали суффиксы ик, ек словам?
- Ребята, посмотрите внимательно на слово орешек и назовите безударные гласные?
- В какой части слова стоит гласная о?
- Как проверяют безударные гласные в корне?
- А в нашем случае можно проверить гласную о?
- Почему?
- В какой части слова стоит гласная е?
- Безударная гласная в суффиксе – это орфограмма. Сегодня мы научимся её проверять.
|
Дети читают: (слайд 4) Крепкий орешек – сразу не раскусишь.
Мой домик, как хочу, так и ворочу.
Пословицы.
Ученики объясняют.
Дети записывают пословицы.
орешек
домик
Дети самостоятельно выполняют разбор слов по составу.
Ученики с места называют части слова : орешек (окончание нулевое, основа орешек, корень ореш, суффикс ек),
домик (окончание нулевое, основа домик, корень дом, суффикс ик),
При помощи суфиксов –ек, -ик. Уменьшительно – ласкательное.
Безударные гласные – о, -е.
В корне.
Подбирают проверочные слова.
Нет.
Это словарное слово. Гласную о нужно запомнить.
В суффиксе. |
Цель: Организация актуализацию изученных способов действий, достаточных для проблемного изложения нового материала.
УДД: - регулятивные (целеполагание; планирование); - познавательные (общеучебные (поиск и выделение необходимой информации); логические (построение логической цепи рассуждений; доказательство)).
|
||||
4. Новый материал.
|
- Ребята, сегодня на уроке мы будем работать в группах. Давайте вспомним правила работы.
-Прочитайте инструкцию к работе в группе.
-А теперь выберите капитана своей группы, который будет выступать с готовым решением. - Я вижу, что вы готовы вспомнить знания, которые нам пригодятся. - У вас лежит карточка № 1.
Вместе вы должны её прочитать.
- Проверяем. - 1к. читайте правильное утверждение из первой строчки. - 2к. из второй строчки и т.д. - Чья команда согласна с первым ответом, со вторым ответом и т. д.?
-Суммируйте все верные утверждения и дайте определение суффикса, как части слова.
- Молодцы, вижу, что ранее изученный материал вы усвоили хорошо. - Оказывается, мы много уже знаем о суффиксе, но ещё не всё. Для этого вам нужно поработать со следующим заданием.
|
Один ученик читает памятку работы в группах. (слайд 5) 1. Уважай своего товарища. 2. Умей каждого выслушать. 3. Не согласен – предлагай!
Один ученик читает инструк-цию к работе в группе. (слайд 6 1. Выбрать капитана. 2. Внимательно читать задания. 3. Если команда готова отвечать, то капитан поднимает номер группы. 4. Если команда согласна с ответом другой команды, то она поднимает зелёную карточку, если не согласна, то красную.
Команды выбирают капитана.
Капитаны читают задания всей команде.
Найти в каждой строчке верное утверждение и его подчеркнуть. 1. Суффикс – это маленькое слово. Суффикс – это часть слова. 2. Суффикс служит для образования новых слов. Суффикс служит для связи слов в предложении. 3. Суффикс стоит перед корнем. Суффикс стоит после корня. 4. Суффикс не имеет значение. Суффикс имеет значение. Команды выполняют задание.
Капитаны читают правильные ответы из каждой строчки.
Капитаны показывают сигнальные карточки . Если они согласна с ответом другой команды, то поднимают зелёную карточку, если не согласна, то красную.
Ученик даёт определение суффикса. |
Цели: 1) Формирование коммуникативных навыков; готовности к межличностному общению, сотрудничеству. 2) Организация подводящего или побуждающего диалога по проблемному объяснению нового знания.
УДД: - личностные (действие смыслообразования, установление учащимися связи между целью учебной деятельностью и ее мотивом); - регулятивные (целеполагание, планирование); - логические (анализ, обобщение); познавательные (постановка и формулирование проблемы; общеучебные (смысловое чтение
|
||||
5. Стадия осмысления.
|
- А теперь возьмите карточку № 2. Вам нужно будет прочитать тексты и выбрать из них тот, в котором написаны неизвестные вам знания.
- Чья команда уже готова?
- Информация под каким номером вам была неизвестна? - Прочитайте тему нашего урока.
- А сейчас попробуйте сформулировать цель урока. - Учитель сообщает цель урока: открытие способа проверки суффиксов - ик, - ек. (слайд 8) - Какие задачи вы поставите перед собой на уроке?
- Знаем ли мы, как объяснить правописание безударной гласной в суффиксах –ик, - ек.? - Как мы можем узнать об этом?
- Какой путь вы выбираете? - Почему? Обоснуйте свой ответ.
|
Команды читают тексты карточки № 2 и выполняют задание.
Карточка № 2 1. Суффикс – это часть слова, которая стоит за корнем и служит для образования новых слов. Суффикс имеет значение.
2. Чтобы выделить в слове суффикс нужно: − Выделить в слове окончание, для этого нужно изменить форму слова. − Выделить в слове корень, для этого необходимо подобрать родственные слова. − Выделить в слове суффикс. 3. Есть два похожих суффикса: –ик– и –ек– : [дом'ик], [внуч'ик], [топор'ик], [молоточ'ик]. Без ударения эти суффиксы произносятся одинаково, а пишутся по-разному. Команда, чей ответ уже готов, поднимает сигнальную карточку. Дети читают правильный ответ.
Дети читают тему урока. Слайд 7 « Проверка написания безударной гласной в суффиксах –ик, - ек.»
Предположения детей.
Ответы ребят:
– Научиться писать слова с суффиксами –ек -, - ик - Познакомиться с правилом проверки орфограммы. Ответы детей.
Можно прочитать правило в учебнике. Можно самим вывести это правило. Вывести самим. Это интереснее. – Правило лучше запоминается. – Когда выводишь правило сам, то понимаешь его и применяешь на письме.
|
Цель: 1) Организовать подводящий или побуждающий диалог по проблемному объяснению нового знания.
2) Организовать уточнение и согласование темы урока.
УДД: - личностные (действие смыслообразования, установление учащимися связи между целью учебной деятельностью и ее мотивом); - регулятивные (целеполагание, планирование); - логические (анализ, обобщение); - познавательные (постановка и формулирование проблемы; общеучебные (смысловое чтение))
|
||||
6. Прием «Мозговой штурм». Групповая работа
|
- Я знаю, что вы любите исследовать и наблюдать, поэтому предлагаю вам поработать в группах. - Возьмите карточку № 3. Группы читайте своё задание. - Вам всё понятно? - Выполняйте.
- Давайте проверим ваши выводы
- Как проверить верность наших выводов? - Обратимся к научному источнику. - Откройте учебник на странице 133. - Прочитайте правило.
- Какое открытие вы для себя сделали?
|
Группы читайте своё задание.
Ответы капитанов.
Дети выполняют работу по командам
1 уровень Сравни пары слов и сделай вывод, когда в слове пишется суффикс –ик– , а когда суффикс – ек–.
Есть арбузик – нет арбузика Есть бантик – нет бантика Есть барашек – нет барашка Есть горошек – нет горошка. Карточка № 3 2 уровень Соедини пары слов и сравни их. Сделай вывод, когда в слове пишется суффикс –ик– , а когда суффикс – ек–. билетик (нет) кармашка садик (нет) пенёчка кармашек (нет) садика пенёчек (нет) билетика Карточка № 3 3 уровень Измени форму данных слов, подставляя к ним слова нет, много. Сделай вывод, когда в слове пишется суффикс –ик– , а когда суффикс – ек–. ключик – кораблик – замочек – сыночек– Капитаны читают выводы по группам.
1 группа: Мы сравнили пару слов: есть арбузик – нет арбузика. Заметили, что и в первом и во втором слове есть суффикс –ик–. Сравнили эту пару слов с другой: есть барашек – нет барашка. Сделали вывод, что если изменив форму слова, гласная исчезает, то пишется суффикс –ек–, а если не исчезнет, то суффикс –ик. 2 группа. А мы соединили пары слов и тоже заметили, что у нас в словах билетик – (нет) билетика, суффикс –ик– во втором слове сохранился. А в паре слов пенёчек – (нет) пенёчка, в первом слове суффикс – ек–, а во втором слове его нет, он исчез, пропал. Сделали вывод, что если изменив форму слова, гласная исчезает, то пишется суффикс –ек–, а если не исчезнет, то суффикс –ик. 3 группа: Мы изменили форму слов, подставляя к ним слово нет. Например:ключик – нет ключика, кораблик – нет кораблика, и заметили, что гласная в суффиксе осталась на месте. Решили, что если изменив форму слова, гласная остается, то пишется суффикс –ик–.Потом мы изменили форму других слов. Например: замочек – нет замочка, сыночек – нет сыночка, заметили, что гласная в суффиксе исчезла. Сделали вывод, что если изменив форму слова, гласная исчезает, то пишется суффикс –ек–.. Мы тоже сделали такой же вывод как 1 и 2 группы. Надо прочитать правило в учебнике.
Ученики читают правило на стр. 133
Я узнал когда пишется суффикс –ик –, а когда суффикс –ек –.
|
Цель: Организовать усвоение детьми нового способа действий при решении данного класса задач с их проговариванием во внешней речи: 1) – фронтально.
УДД: - регулятивные (волевая саморегуляция); - познавательные (общеучебные (извлечение необходимой информации из прослушанных текстов); логические (анализ; построение логической цепи рассуждений)); - коммуникативные (планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками);
|
||||
7. Физ. минутка. |
- А сейчас давайте немного отдохнём и расслабим наши мышцы. (слайд 9) Не боимся мы пороши – Ловим снег хлопком в ладоши Руки в стороны по швам Снега хватит вам и нам!
|
Повторяют ученики: Не боимся мы пороши – Ловим снег хлопком в ладоши Руки в стороны по швам Снега хватит вам и нам! Дети выполняют движения.
|
Цель: Снять физическое напряжение у учащихся. |
||||
8. Составление алгоритма. ик).
|
– Давайте, попробуем вывести алгоритм действий, который поможет нам правильно писать эти суффиксы
- Сравните свои алгоритмы с алгоритмом на доске. Что заметили?
Слайд 10: 1 1 шаг. Поставь во мн. ч. или из и измени слово
Да ( пиши –ек) Нет ( пиши – ик)
|
Дети предлагают свои варианты.
На доске порядок действия описан тот же, что мы предлагали. |
Цель: Организовать усвоение детьми нового способа действий при решении данного класса задач с их проговариванием во внешней речи: 1) – фронтально.
УДД: - регулятивные (волевая саморегуляция); - познавательные (общеучебные (извлечение необходимой информации из прослушанных текстов); логические (анализ; построение логической цепи рассуждений)); - коммуникативные (планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками);
|
||||
9. Закрепление.
|
- Теперь давайте применим полученные знания на практике. - Давайте выполним упр. 109 стр. 133
- Прочитайте задание.
- Давайте выполним его у доски. Тепер - Тепе- – Теперь каждый возьмите карточку № 4, прочитайте задание. Задание понятно?
- Самостоятельно проверьте с образцом на доске.
- Кто не сделал ни одной ошибки? Молодцы. - Остальные ещё потренируются на других уроках.
|
Один ученик читает.
Дети выполняют у доски с комментированием Дети читают задание и отвечают на вопрос.
Уровень 1. Вставьте в слова гласную и или е и запишите в тетрадь.
Звоночка - звоноч…к, денёчка - денёч…к, калачика - калач…к, ножичка - ножич…к молоточка - молоточ...к, бубенчика - бубенч…к, карандашика - карандаш…к, пёсика – пёс.к.
Уровень 2. - Вставить пропущенные гласные и, е и записать в тетрадь.
Велосипед…к, халат…к, бегемот…к, бережоч…к , рисуноч…к, манеж…к, песоч…к, полушубоч.к.
3 уровень. – Ваша задача найти ошибки, исправить их и доказав правильность своего утверждения, списать правильно. Кармашик, слоник, хвостек, лучик, кузнечек, мячик, вечерочик, орешик, платочек, столик. Ребята самостоятельно сверяют свою работу с образцом. (слайд 11)
Обратная связь детей и учителя.
|
Цель: Организовать выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действий.
УДД: - познавательные (общеучебные (моделирование; рефлексия, контроль и оценка); логические (подведение под понятия, выведение следствий)); - личностные (действие смыслообразования, установление учащимися связи между целью учебной деятельностью и ее мотивом); коммуникативные (умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли) |
||||
10. Физ. минутка.
|
(слайд 12) – Если я назову слова с суффиксом –ик – приседают мальчики, с суффиксом –ек – приседают девочки. (слайд 13)
Пёсик, дубочек, звоночек, кирпичик, дворик, годочек, шарик, лесочек, цветочек, дождик. |
Дети приседают, услышав свой суффикс. |
Цель: Снять физическое напряжение у учащихся, с учётом закрепления новых знаний.
|
||||
11. Закрепление. |
- Возьмите карточку № 5. Прочитайте текст и вставьте пропущенные орфограммы. (выполняет каждый ученик)
- Давайте проверим. Учитель читает пропущенные слова, - Теперь вы ещё лучше научились применять новое правило на практике. |
Дети выполняют задание по карточки № 5 самостоятельно.
Дожд…к капает с утра. Витя взял зонт…к и вышел во двор..к. Там лежал грустный бараш..к.
Дети поднимают карточки с суффиксами ик, ек |
Цель: Организовать выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действий.
УДД: - познавательные (общеучебные (моделирование; рефлексия, контроль и оценка); логические (подведение под понятия, выведение следствий)); - личностные (действие смыслообразования, установление учащимися связи между целью учебной деятельностью и ее мотивом); - коммуникативные (умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли) |
||||
12. Итог урока. Рефлексия.
|
- Какова была тема урока?
- Какая проблема стояла перед вами? - Мы решили её? - Чему мы научились?
Дети, а эти знания нам пригодятся в жизни? - Где, например? - Давайте вернёмся к словам, которые были нам не понятны в начале урока. - Как теперь будет звучать наше предложение?
|
« Проверка написания безударной гласной в суффиксах –ик, - ек.»
Когда писать суффикс – ик, - ек.
Конечно.
Научились правильно писать суффиксы – ик, -ек.
Конечно.
Ответы ребят.
(слайд 14) Как трудно жить на свете, не усвоив правило написания суффиксов – ик, - ек.
|
|
||||
13. Прием «Написание синквейна»
|
- А сейчас давайте оформим вывод, написав синквейн. - Напоминаю: (слайд 15) На первой строчке записывается одно слово – существительное. Это и есть тема синквейна. На второй строчке надо написать два прилагательных. На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия. На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение. Последняя строчка – это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение.
Каждая группа зачитайте свои синквейны.
|
Написание синквейн детьми по группам.
Синквеин. (образец) (слайд 16) 1.Суффиксы –ик –,–ек –. 2.Гласный, уменьшительно-ласкательный. 3.Изменяем, не выпадает, выпадает. 4.Если слово ты изменишь, узнаешь какой суффикс надо писать. 5.Внимание
|
|
||||
14. Выставление оценок за урок.
15. Домашнее задание |
- Как вы думаете, кто из ребят нам сегодня помог справиться с заданиями?
- Я согласна с этим. Они активно работали на уроке, делали выводы и умело организовывали работу в группах. Они получают «пятёрки». - А остальным я поставлю оценки за урок после проверки самостоятельной работы.
Запишите домашнее задание: правило на стр. 133, стр. 131 упр. 105
- Спасибо всем вам и каждому в отдельности за вашу серьезную работу на уроке, ребята, и за помощь мне в его проведении (слайд 18)
|
Ребята называют капитанов и других одноклассников.
Ученики записывают домашнее задание. (слайд 17) |
Цель: рефлексия учебной деятельности на уроке.
УУД: - личностные: учащиеся высказывают своё мнение, свою позицию. - коммуникативные: оформлять свои мысли в устной речи. |
||||
Литература:
1. Русский язык. Учеб. для 3 кл. нач. шк. В 2 ч. Ч. 1 / (сост. Зеленина и др.) – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2009.
2. Еженедельная газета объединения педагогических изданий «Первое сентября» Начальная школа. № 18, № 20 сентябрь, 2011 .
3. Ежемесячный научно-методический журнал «Начальная школа» № 2 2010.
4. Internet: www 1 september. ru .
ПРИЛОЖЕНИЕ |
Карточка № 1
1. Суффикс – это маленькое слово. Суффикс – это часть слова.
2. Суффикс служит для образования новых слов. Суффикс служит для связи слов в предложении.
3. Суффикс стоит перед корнем. Суффикс стоит после корня.
4. Суффикс не имеет значение. Суффикс имеет значение.
Карточка № 2
1. Суффикс – это часть слова, которая стоит за корнем и служит для образования новых слов. Суффикс имеет значение.
2. Чтобы выделить в слове суффикс нужно:
− Выделить в слове окончание, для этого нужно изменить форму слова.
− Выделить в слове корень, для этого необходимо подобрать родственные слова.
− Выделить в слове суффикс.
3. Есть два похожих суффикса: –ик– и –ек– : [дом'ик], [внуч'ик], [топор'ик],
[молоточ'ик]. Без ударения эти суффиксы произносятся одинаково, а пишутся по-разному.
Карточка № 3
Сравни пары слов и сделай вывод, когда в слове пишется суффикс –ик– , а когда суффикс – ек–.
Есть арбузик – нет арбузика
Есть бантик – нет бантика
Есть барашек – нет барашка
Есть горошек – нет горошка.
Карточка № 3
Соедини пары слов и сравни их. Сделай вывод, когда в слове пишется суффикс –ик– , а когда суффикс – ек–.
билетик (нет) кармашка
садик (нет) пенёчка
кармашек (нет) садика
пенёчек (нет) билетика
Карточка № 3
Измени форму данных слов, подставляя к ним слова нет, много.
Сделай вывод, когда в слове пишется суффикс –ик– , а когда суффикс – ек–.
ключик –
кораблик –
замочек –
сыночек–
Карточки № 4. Вставьте в слова гласную и или е и запишите в
тетрадь.
Звоночка - звоноч…к, денёчка - денёч…к, калачика - калач…к, ножичка - ножич…к молоточка - молоточ...к, бубенчика - бубенч…к, карандашика - карандаш…к, пёсика – пёс.к.
Карточки № 4. Вставить пропущенные гласные и, е и записать в
тетрадь.
Велосипед…к, халат…к, бегемот…к, бережоч…к , рисуноч…к, манеж…к, песоч…к, полушубоч.к.
Карточки № 4. Найди ошибки, исправить их и доказав правильность своего утверждения, списать правильно.
Кармашик, слоник, хвостек, лучик, кузнечек, мячик, вечерочик, орешик, платочек, столик.
Карточка № 5. Прочитайте текст и вставьте пропущенные орфограммы.
Дожд…к капает с утра.
Витя взял зонт…к и вышел во двор..к.
Там лежал грустный бараш..к.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.