Разработка урока «Начальный этап Отечественной войны 1812 года»
Оценка 4.9

Разработка урока «Начальный этап Отечественной войны 1812 года»

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
история
9 кл
12.12.2023
Разработка урока «Начальный этап Отечественной войны 1812 года»
Разработка урока по истории России в 9 классе. Урок освоения нового материала. Применяются различные виды работы: анализ документов, вживание в исторический образ, работа с картой, видеоматериал.
1812.docx

Тема урока: «Начальный этап Отечественной войны 1812 года»

Цель урока: формирование представлений  о ходе Отечественной войны, героической обороне российского населения, выяснить, в чем заключается ее народный характер

Задачи:

Личностные: 

 - способствовать формированию чувства высокого, истинного патриотизма  на примере подвига российского народа;

-формировать коммуникативную компетентность в общении и  сотрудничестве со сверстниками;

Метапредметные:

- развивать умение самостоятельно формулировать тему и цели урока;

- формировать умение извлекать информацию из различных источников;

- формировать умение анализа, синтеза и сравнения;

- развивать умение связно и логично излагать свои мысли;

- развивать навыки работы в группе.

Предметные:

- развивать умения искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять  и аргументировать  своё  отношение к ней;

- воспитывать уважение к историческому наследию.

Тип урока: изучения нового материала с использованием компьютерных технологий.

Оборудование урока: Карта: «Отечественная война 1812года»; стенд: «Недаром помнит вся Россия…», мультимедийный проектор, учебник  История России под ред. академика РАН А.В.Торкунова . ч.1,  9 класс, атлас, контурная карта, портреты героев войны.

Межпредметные связи: всеобщая история, литература.

Основные понятия: флеши, редут, инфантерия, адъютант, ополчение, фураж, Бородинская битва, «Великая армия».

Основные даты и события:

1812 год: 12 июня - вторжение наполеоновской армии в Россию,

22 июля - соединение русских армий в Смоленске,

4-6 августа - Смоленское сражение,

 8 августа - назначение Кутузова главнокомандующим,

 24 августа - Шевардинский бой, 26 августа - Бородинское сражение,

Выдающиеся личности: М. И. Кутузов, М. Б. Барклай – де – Толли, П. И. Багратион, Н. Н. Раевский, М.И. Платов, Ф.П. Уваров, Д. Д. Давыдов, А. С. Фигнер. А. Н. Сеславин и др.

 

Ход урока.

I. Организационный момент.

Приветствие. Сдача рапорта.

 

II. Определение темы урока.

Звучит русская солдатская песня «Наполеон-то, Наполеон» (30 секунд)

Учитель: Прослушав русскую солдатскую песню, попытайтесь определить, какому историческому событию посвящены ее слова и какова тема нашего урока?

Кадеты: О нашествии войск Наполеона в Россию. Тема урока Отечественная война 1812 года.

Учитель: Действительно, тема урока «Начальный период Отечественной войны 1812 года», с момента вторжения наполеоновский войск до Бородинского сражения.  (Предлагает записать число и тему урока )

Кадеты: (записывают число и тему урока в тетрадь)

 

III. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Учитель: Как вы думаете, а каковы цели нашего занятия?

 

Кадеты: (предлагают варианты)

 

Учитель: (подводит итоги) Итак, цель нашего сегодняшнего урока

-выявить причины войны, описать состав и готовность армий воюющих сторон;

– рассмотреть события Отечественной войны с июня по август 1812 года;

-выявит значимость Бородинской битвы как главного сражения в войне.

 

IV. Актуализация знаний.

Учитель: Для начала давайте вспомним, как складывались отношения между Францией и Россией накануне войны?

Кадеты: Дело в том, что война между Францией и Россией была неизбежна. По мирному договору с Францией 1807 года Россия была вынуждена прекратить торговлю с Англией. Англия же была экономическим партнёром России, что плохо сказывалось на российской экономике. Нарушение Тизильтского договора Россией и стало основной причиной войны 1812 года

      Учитель:  Как вы помните, Наполеону подчинялась практически вся Европа. Планы по завоеванию мира у него, конечно же.  были поистине огромными. "Я буду властелином мира, остаётся одна Россия, но я раздавлю её"

 

V. Изучение нового материала.

Учитель:   Давайте сначала определения причины, цели и характер войны 1812 года.

 Для определения причин поработаем с документами (распечатки на каждой парте). Прочитайте внимательно приказ Наполеона при переходе армии через Неман и выдержки из высказываний Наполеона. Выясните, каковы причины войны с Россией, по словам Наполеона?

 (Просит одного из кадет зачитать вслух)

 

11 июня 1812 г.— Приказ Наполеона при переходе армии через Неман.

Солдаты! … В Тильзите Россия поклялась быть в вечном союзе с Франциею и в войне с Англией. Ныне она нарушает свои клятвы. Она не желает дать никакого объяснения в странных своих поступках … Не думает ли она, что мы переродились? Или мы более уже не солдаты Аустерлица? Она постановляет нас между бесчестием и войною. Выбор не может быть сомнителен. Идем же вперед, перейдем Неман, внесем войну в ее пределы. Вторая польская воина будет для французского оружия столь же славна, как и первая. Но мир, который мы заключим, принесет с собою и ручательство за себя и положит конец гибельному влиянию России, которое она в течение пятидесяти лет оказывала на дела Европы.

Наполеон.

 

Учитель: (вопрос для анализа документа) Как Наполеон определяет причины вторжения в Россию?

Кадеты: Россия нарушает условия Тильзитского договора, тайно продолжая торговать с Англией, «нарушает свои клятвы». Положить конец гибельному влиянию России, которое она  оказывала на дела Европы.

Учитель: Давайте вспомним, а кто правил Россией в данный период?

Кадеты: Александр I

Учитель: Назовите годы его правления.

Кадеты: 1801-1825 годы

Учитель: Для выяснения причин и целей войны для России проведём работу с приказом императора, изданным на второй день войны. (просит одного уз учеников сыграть роль императора. На кадета надевается голубая лента ордена Андрея Первозванного, атрибуты Александра I с парадного портрета. Этот кадет зачитывает документ)

Кадет (в образе императора):

 «Приказ Александра I по русской армии. 13 июня 1812 г.»

« Из давнего времени примечали мы неприязненные против России поступки французского императора, но всегда кроткими и миролюбивыми способами надеялись отклонить оные. Наконец, видя беспрестанное возобновление явных оскорблений, при всем нашем желании сохранить тишину, принуждены мы были ополчиться и собрать войска наши; но и тогда, ласкаясь еще примирением, оставались в пределах нашей империи, не нарушая мира, а быв токмо готовыми к обороне. Все сии меры кротости и миролюбия не могли удержать желаемого нами спокойствия. Французский император нападением на войска наши при Ковно открыл первый войну. И так, видя его никакими средствами непреклонного к миру, не остается нам ничего иного, как призвав на помощь свидетеля и защитника правды, всемогущего творца небес, поставить силы наши противу сил неприятельских. Не нужно мне напоминать вождям, полководцам и воинам нашим о их долге и храбрости. В них издревле течет громкая победами кровь славян. Воины! Вы защищаете веру, отечество, свободу. Я с вами. (Александр)»

 

Учитель: (вопросы для анализа документа)

Какие способы, в отношениях с Францией использовала Россия?

Кадеты: мирные способы, не желали военных столкновений.

Учитель: Какова была цель России в войне с Францией?

Кадеты: противостоять войскам Наполена, не допустить продвижение вглубь страны

Учитель: Исходя из причин и целей, определите характер войны.

Кадеты: Для России Отечественная, защита свободы   и независимости своей родины.

Учитель: Почему война стала называться Отечественной?

Кадеты: Освободить от врага, участвовали как регулярные войска, так же ополченцы и  партизаны.

Учитель: Какие войны, из истории нашей страны, имеют аналогичное название?

Кадеты: Велика Отечественная война 1941-1945 года с фашистами.

Учитель (учитель делает вывод)

Причины Отечественной войны

  Противоречия между Францией и Россией.

  Агрессивная внешняя политика Франции.

  Стремление Наполеона к мировому господству.

Характер войны:

Для России Отечественная, защита свободы   и независимости своей родины.

Для Франции захватническая и грабительская.

Учитель: Ранее вы самостоятельно ознакомились с пунктом №1

параграфа   4.( беседа с классом)- Какого было соотношение сил

воюющих сторон ?

 

Кадеты:

Франция

Россия

600 тыс. человек

220 тыс. человек

Учитель: Каковы были недостатки и достоинства комплектования и состава французской и русской армий?

Кадеты:

Франция

Россия

Армия наполеона лишь на половину состояла из французов. Вторую половину составляли войны покоренных народов, т.е. армия «двунадесятых языков». Скомплектованная по принудительному принципу – жажде славы и денег, она теряла свою боеспособность в случае серьезных неудач. Во Франции была всеобщая воинская повинность, т.е. все мужчины призывного возраста служили в армии, это позволяло быстро пополнять войска уже обученными азам военного дела людьми.

Русская армия комплектовалась путем рекрутской повинности, т.е. из определенного числа мужчин лишь один служил в армии. Следовательно, большинство мужчин страны не были обучены военному делу.

 

Учитель: Наполеон говорил: «Если я возьму Киев- возьму Россию за ноги; если я возьму Петербург, то я возьму Россию за голову; если я возьму Москву, то я поражу ее в самое сердце.»

 (запись на доске и в тетради)

12 июня 1812 года - армия Наполеона вторглась на территорию России.

Кадеты: (записывают дату и событие в тетрадь)

Учитель: (организовывает работу с атласом и контурной картой). Откройте, пожалуйста,  атлас на стр. 6, контурную карту на стр. 2. Давайте ответим на вопросы и выполним задания, опираясь на картографический материал.

Посмотрите  в атлас и скажите, как были расположены русские войска в начале войны?

Кадеты: разделены на три части, три Западных армии

Военный министр М. Б. Барклай де Толли базировался вдоль реки Неман.

П. И. Багратион базировалась в Белоруссии.

А. П. Тормасов прикрывала Киев.

Учитель: Какую тактику ведения войны могли предпринять россияне, зная о троекратном численном превосходстве армии Наполеона?

Кадеты: Армиям необходимо было соединиться, для этого пришлось отступать.

Учитель: Давайте выполним задание №2, на стр. 2. В контурной карте

Кадеты: (читают вслух задание и выполнят цветными карандашами под контролем учителя)

Учитель: (организация физкультминутки, кадет просят встать)

У кадет  физкультминутка,

Наклонились, ну-ка, ну-ка!

Распрямились, потянулись,

А теперь назад прогнулись.

(Наклоны вперёд и назад.)

Разминаем руки, плечи,

Чтоб сидеть нам было легче,

Чтоб писать нам и читать

И совсем не уставать.

( Рывки руками перед грудью.)

Голова устала тоже.

Так давайте ей поможем!

Вправо-влево, раз и два.

Думай, думай, голова.

 (Вращение головой.)

Хоть зарядка коротка,

Отдохнули мы слегка.

( дети садятся за парты.)

Учитель:

Мы долго молча отступали

Досадно было, боя ждали,

Ворчали старики:

«Что ж мы? На зимние квартиры?

Не смеют, что ли, командиры

Чужие изорвать мундиры

О русские штыки?»

Это строки  из стихотворения М. Ю. Лермонтова «Бородино». В них говорится  о недовольстве в русском обществе из-за неудач первых недель войны. План Барклая-де-Толли не позволял подготовить войска к генеральному сражению. В обществе поднялась волна недовольства. Барклая-де-Толли стали винить в предательстве. Император Александр I назначил главнокомандующим генерала М. И. Кутузова. Он был героем недавней русско-турецкой войны, обладал ярким военным талантом. Его авторитет в народе и армии были неоспорим

Вступив в командование русской армией в августе, Кутузов объявил, что действия М. Барклая де Толли были вполне верными, и отступил еще дальше к Москве. Лишь в 110 км от древней столицы, неподалеку от села Бородино, он решил дать генеральное сражение Наполеону (запись на доске даты и события).

Кадеты: (записывают дату и событие в тетрадь)

26 августа (8 сентября)  1812 года - Бородинское сражение.

Учитель: я предлагаю вам посмотреть видеоматериал о Бородинском сражении и ответить на вопросы

Кадеты: смотрят фильм 00.48-05.51 минуты

 

Учитель: объясните, что означают исторические понятия, использованные в фильме.

Флеши - земляное укрепление для установки орудий. 

Реду́т (фр. redoute, убежище) — земляное укрепление, с валом и рвом, предназначенное для круговой обороны

Батарея — артиллерийское подразделение из нескольких орудий, а также

позиция, которую занимает такое подразделение.

 

Кавалерия — конное войско.

 

Учитель:

Сам атаман в дыму по полю,
Ну детушки, внимай - Приказ!
В седло! Пошёл! Клинки на волю!
Ох погуляем же за раз.

Налётом хищным, волчьей стаей,
На спины штурмовых колонн.
Живое по пути сметая,
Ворвались сотни сбив заслон.

             Владимир Деев.

 

О каком эпизоде Бородинского сражения идет речь?

 

Кадеты: Рейд казаков Платова

 

Учитель: Действительно, это только один пример доблести наших земляков - донских казаков в Отечественной войне под началом легендарного атамана Матвея Ивановича Платова. В 2023 году Ростовская область празднует 270 лет со дня его рождения. И мы должны помнить, что донские казаки под его руководством внесли весомый вклад в разгром армии Наполеона.

 

Учитель: Как вы считаете, Бородино - это победа или поражение, если учесть, что в конце битвы позиции с обеих сторон были такими же, как в начале сражения?

Кадеты: Ученики высказывают свое мнение

Учитель: Хотя в Бородинской битве никто не проиграл и ни кто не победил, потери были колоссальными с обеих сторон, но она имела большое значение для русских войск. В этой битве были разбиты лучшие силы противника. Благодаря этому сражению был подготовлен переход инициативы в руки русской армии. Пошатнулась уверенность французского войска в своей непобедимости, усилилось недовольство длительность похода.

По мнению академика Е.В.Тарле, исследователя наполеоновской эпохи, «моральная победа была на стороне русских, т.к. французам не удалось прорвать их оборону.

 

 

VI. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Составить хронологическую таблицу событий Отечественная война 1812 года с момента вторжения Наполеона до оставления Москвы французам,§4.

 

VI. Рефлексия (подведение итогов занятия)

Учитель: продолжите предложение

- сегодня я узнал…

- было интересно…

- было трудно…

- я выполнял задания…

- я почувствовал, что…

- меня удивило…

- мне захотелось…

Кадеты: делятся впечатлениями

Учитель: (выставление оценок )

 Учитель: (подводит итог) Сегодня мы познакомились с событиями начального этапа Отечественной войны 1812 года с момента вторжения наполеоновской армии на территорию нашей страны до Бородинского сражения. Мы выяснили, что на данном этапе войны инициатива принадлежала армии Наполеона, имевшей превосходство в силах. Бородинское сражение с военной точки зрения не выявило победителя, но была ослаблена наступательная активность французской армии, предопределено ее поражение в этой несправедливой, захватнической войне. Сражение вызвало огромный патриотический подъем в России, укрепило веру в возможность победы над врагом.

 

 

 

 

Приложение №1 к уроку «Начальный этап Отечественной войны 1812 года»

11 июня 1812 г.— Приказ Наполеона при переходе армии через Неман.

Солдаты! … В Тильзите Россия поклялась быть в вечном союзе с Франциею и в войне с Англией. Ныне она нарушает свои клятвы. Она не желает дать никакого объяснения в странных своих поступках … Не думает ли она, что мы переродились? Или мы более уже не солдаты Аустерлица? Она постановляет нас между бесчестием и войною. Выбор не может быть сомнителен. Идем же вперед, перейдем Неман, внесем войну в ее пределы. Вторая польская воина будет для французского оружия столь же славна, как и первая. Но мир, который мы заключим, принесет с собою и ручательство за себя и положит конец гибельному влиянию России, которое она в течение пятидесяти лет оказывала на дела Европы.

Наполеон.

 

 

«Приказ Александра I по русской армии. 13 июня 1812 г.»

« Из давнего времени примечали мы неприязненные против России поступки французского императора, но всегда кроткими и миролюбивыми способами надеялись отклонить оные. Наконец, видя беспрестанное возобновление явных оскорблений, при всем нашем желании сохранить тишину, принуждены мы были ополчиться и собрать войска наши; но и тогда, ласкаясь еще примирением, оставались в пределах нашей империи, не нарушая мира, а быв токмо готовыми к обороне. Все сии меры кротости и миролюбия не могли удержать желаемого нами спокойствия. Французский император нападением на войска наши при Ковно открыл первый войну. И так, видя его никакими средствами непреклонного к миру, не остается нам ничего иного, как призвав на помощь свидетеля и защитника правды, всемогущего творца небес, поставить силы наши противу сил неприятельских. Не нужно мне напоминать вождям, полководцам и воинам нашим о их долге и храбрости. В них издревле течет громкая победами кровь славян. Воины! Вы защищаете веру, отечество, свободу. Я с вами. (Александр)»

 

Флеши - земляное укрепление для установки орудий. 

Реду́т (фр. redoute, убежище) — земляное укрепление, с валом и рвом, предназначенное для круговой обороны

Батарея — артиллерийское подразделение из нескольких орудий, а также

позиция, которую занимает такое подразделение.

 

Кавалерия — конное войско.


 

Тема урока: «Начальный этап Отечественной войны 1812 года»

Тема урока: «Начальный этап Отечественной войны 1812 года»

Ход урока . I. Организационный момент

Ход урока . I. Организационный момент

Учитель: Как вы помните, Наполеону подчинялась практически вся

Учитель: Как вы помните, Наполеону подчинялась практически вся

Наконец, видя беспрестанное возобновление явных оскорблений, при всем нашем желании сохранить тишину, принуждены мы были ополчиться и собрать войска наши; но и тогда, ласкаясь еще…

Наконец, видя беспрестанное возобновление явных оскорблений, при всем нашем желании сохранить тишину, принуждены мы были ополчиться и собрать войска наши; но и тогда, ласкаясь еще…

Кадеты : Франция

Кадеты : Франция

Наполеона вторглась на территорию

Наполеона вторглась на территорию

Так давайте ей поможем! Вправо-влево, раз и два

Так давайте ей поможем! Вправо-влево, раз и два

Учитель : объясните, что означают исторические понятия, использованные в фильме

Учитель : объясните, что означают исторические понятия, использованные в фильме

Благодаря этому сражению был подготовлен переход инициативы в руки русской армии

Благодаря этому сражению был подготовлен переход инициативы в руки русской армии

Приложение №1 к уроку «Начальный этап

Приложение №1 к уроку «Начальный этап
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.12.2023