Тема урока: «Начальный этап Отечественной войны 1812 года»
Цель урока: формирование представлений о ходе Отечественной войны, героической обороне российского населения, выяснить, в чем заключается ее народный характер
Задачи:
Личностные:
- способствовать формированию чувства высокого, истинного патриотизма на примере подвига российского народа;
-формировать коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками;
Метапредметные:
- развивать умение самостоятельно формулировать тему и цели урока;
- формировать умение извлекать информацию из различных источников;
- формировать умение анализа, синтеза и сравнения;
- развивать умение связно и логично излагать свои мысли;
- развивать навыки работы в группе.
Предметные:
- развивать умения искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять и аргументировать своё отношение к ней;
- воспитывать уважение к историческому наследию.
Тип урока: изучения нового материала с использованием компьютерных технологий.
Оборудование урока: Карта: «Отечественная война 1812года»; стенд: «Недаром помнит вся Россия…», мультимедийный проектор, учебник История России под ред. академика РАН А.В.Торкунова . ч.1, 9 класс, атлас, контурная карта, портреты героев войны.
Межпредметные связи: всеобщая история, литература.
Основные понятия: флеши, редут, инфантерия, адъютант, ополчение, фураж, Бородинская битва, «Великая армия».
Основные даты и события:
1812 год: 12 июня - вторжение наполеоновской армии в Россию,
22 июля - соединение русских армий в Смоленске,
4-6 августа - Смоленское сражение,
8 августа - назначение Кутузова главнокомандующим,
24 августа - Шевардинский бой, 26 августа - Бородинское сражение,
Выдающиеся личности: М. И. Кутузов, М. Б. Барклай – де – Толли, П. И. Багратион, Н. Н. Раевский, М.И. Платов, Ф.П. Уваров, Д. Д. Давыдов, А. С. Фигнер. А. Н. Сеславин и др.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Приветствие. Сдача рапорта.
II. Определение темы урока.
Звучит русская солдатская песня «Наполеон-то, Наполеон» (30 секунд)
Учитель: Прослушав русскую солдатскую песню, попытайтесь определить, какому историческому событию посвящены ее слова и какова тема нашего урока?
Кадеты: О нашествии войск Наполеона в Россию. Тема урока Отечественная война 1812 года.
Учитель: Действительно, тема урока «Начальный период Отечественной войны 1812 года», с момента вторжения наполеоновский войск до Бородинского сражения. (Предлагает записать число и тему урока )
Кадеты: (записывают число и тему урока в тетрадь)
III. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Учитель: Как вы думаете, а каковы цели нашего занятия?
Кадеты: (предлагают варианты)
Учитель: (подводит итоги) Итак, цель нашего сегодняшнего урока
-выявить причины войны, описать состав и готовность армий воюющих сторон;
– рассмотреть события Отечественной войны с июня по август 1812 года;
-выявит значимость Бородинской битвы как главного сражения в войне.
IV. Актуализация знаний.
Учитель: Для начала давайте вспомним, как складывались отношения между Францией и Россией накануне войны?
Кадеты: Дело в том, что война между Францией и Россией была неизбежна. По мирному договору с Францией 1807 года Россия была вынуждена прекратить торговлю с Англией. Англия же была экономическим партнёром России, что плохо сказывалось на российской экономике. Нарушение Тизильтского договора Россией и стало основной причиной войны 1812 года
Учитель: Как вы помните, Наполеону подчинялась практически вся Европа. Планы по завоеванию мира у него, конечно же. были поистине огромными. "Я буду властелином мира, остаётся одна Россия, но я раздавлю её"
V. Изучение нового материала.
Учитель: Давайте сначала определения причины, цели и характер войны 1812 года.
Для определения причин поработаем с документами (распечатки на каждой парте). Прочитайте внимательно приказ Наполеона при переходе армии через Неман и выдержки из высказываний Наполеона. Выясните, каковы причины войны с Россией, по словам Наполеона?
(Просит одного из кадет зачитать вслух)
11 июня 1812 г.— Приказ Наполеона при переходе армии через Неман.
Солдаты! … В Тильзите Россия поклялась быть в вечном союзе с Франциею и в войне с Англией. Ныне она нарушает свои клятвы. Она не желает дать никакого объяснения в странных своих поступках … Не думает ли она, что мы переродились? Или мы более уже не солдаты Аустерлица? Она постановляет нас между бесчестием и войною. Выбор не может быть сомнителен. Идем же вперед, перейдем Неман, внесем войну в ее пределы. Вторая польская воина будет для французского оружия столь же славна, как и первая. Но мир, который мы заключим, принесет с собою и ручательство за себя и положит конец гибельному влиянию России, которое она в течение пятидесяти лет оказывала на дела Европы.
Наполеон.
Учитель: (вопрос для анализа документа) Как Наполеон определяет причины вторжения в Россию?
Кадеты: Россия нарушает условия Тильзитского договора, тайно продолжая торговать с Англией, «нарушает свои клятвы». Положить конец гибельному влиянию России, которое она оказывала на дела Европы.
Учитель: Давайте вспомним, а кто правил Россией в данный период?
Кадеты: Александр I
Учитель: Назовите годы его правления.
Кадеты: 1801-1825 годы
Учитель: Для выяснения причин и целей войны для России проведём работу с приказом императора, изданным на второй день войны. (просит одного уз учеников сыграть роль императора. На кадета надевается голубая лента ордена Андрея Первозванного, атрибуты Александра I с парадного портрета. Этот кадет зачитывает документ)
Кадет (в образе императора):
«Приказ Александра I по русской армии. 13 июня 1812 г.»
« Из давнего времени примечали мы неприязненные против России поступки французского императора, но всегда кроткими и миролюбивыми способами надеялись отклонить оные. Наконец, видя беспрестанное возобновление явных оскорблений, при всем нашем желании сохранить тишину, принуждены мы были ополчиться и собрать войска наши; но и тогда, ласкаясь еще примирением, оставались в пределах нашей империи, не нарушая мира, а быв токмо готовыми к обороне. Все сии меры кротости и миролюбия не могли удержать желаемого нами спокойствия. Французский император нападением на войска наши при Ковно открыл первый войну. И так, видя его никакими средствами непреклонного к миру, не остается нам ничего иного, как призвав на помощь свидетеля и защитника правды, всемогущего творца небес, поставить силы наши противу сил неприятельских. Не нужно мне напоминать вождям, полководцам и воинам нашим о их долге и храбрости. В них издревле течет громкая победами кровь славян. Воины! Вы защищаете веру, отечество, свободу. Я с вами. (Александр)»
Учитель: (вопросы для анализа документа)
Какие способы, в отношениях с Францией использовала Россия?
Кадеты: мирные способы, не желали военных столкновений.
Учитель: Какова была цель России в войне с Францией?
Кадеты: противостоять войскам Наполена, не допустить продвижение вглубь страны
Учитель: Исходя из причин и целей, определите характер войны.
Кадеты: Для России Отечественная, защита свободы и независимости своей родины.
Учитель: Почему война стала называться Отечественной?
Кадеты: Освободить от врага, участвовали как регулярные войска, так же ополченцы и партизаны.
Учитель: Какие войны, из истории нашей страны, имеют аналогичное название?
Кадеты: Велика Отечественная война 1941-1945 года с фашистами.
Учитель (учитель делает вывод)
Причины Отечественной войны
• Противоречия между Францией и Россией.
• Агрессивная внешняя политика Франции.
• Стремление Наполеона к мировому господству.
Характер войны:
Для России Отечественная, защита свободы и независимости своей родины.
Для Франции захватническая и грабительская.
Учитель: Ранее вы самостоятельно ознакомились с пунктом №1
параграфа 4.( беседа с классом)- Какого было соотношение сил
воюющих сторон ?
Кадеты:
Франция |
Россия |
600 тыс. человек |
220 тыс. человек |
Учитель: Каковы были недостатки и достоинства комплектования и состава французской и русской армий?
Кадеты:
Франция |
Россия |
Армия наполеона лишь на половину состояла из французов. Вторую половину составляли войны покоренных народов, т.е. армия «двунадесятых языков». Скомплектованная по принудительному принципу – жажде славы и денег, она теряла свою боеспособность в случае серьезных неудач. Во Франции была всеобщая воинская повинность, т.е. все мужчины призывного возраста служили в армии, это позволяло быстро пополнять войска уже обученными азам военного дела людьми. |
Русская армия комплектовалась путем рекрутской повинности, т.е. из определенного числа мужчин лишь один служил в армии. Следовательно, большинство мужчин страны не были обучены военному делу. |
Учитель: Наполеон говорил: «Если я возьму Киев- возьму Россию за ноги; если я возьму Петербург, то я возьму Россию за голову; если я возьму Москву, то я поражу ее в самое сердце.»
(запись на доске и в тетради)
12 июня 1812 года - армия Наполеона вторглась на территорию России.
Кадеты: (записывают дату и событие в тетрадь)
Учитель: (организовывает работу с атласом и контурной картой). Откройте, пожалуйста, атлас на стр. 6, контурную карту на стр. 2. Давайте ответим на вопросы и выполним задания, опираясь на картографический материал.
Посмотрите в атлас и скажите, как были расположены русские войска в начале войны?
Кадеты: разделены на три части, три Западных армии
Военный министр М. Б. Барклай де Толли базировался вдоль реки Неман.
П. И. Багратион базировалась в Белоруссии.
А. П. Тормасов прикрывала Киев.
Учитель: Какую тактику ведения войны могли предпринять россияне, зная о троекратном численном превосходстве армии Наполеона?
Кадеты: Армиям необходимо было соединиться, для этого пришлось отступать.
Учитель: Давайте выполним задание №2, на стр. 2. В контурной карте
Кадеты: (читают вслух задание и выполнят цветными карандашами под контролем учителя)
Учитель: (организация физкультминутки, кадет просят встать)
У кадет физкультминутка,
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись.
(Наклоны вперёд и назад.)
Разминаем руки, плечи,
Чтоб сидеть нам было легче,
Чтоб писать нам и читать
И совсем не уставать.
( Рывки руками перед грудью.)
Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Вправо-влево, раз и два.
Думай, думай, голова.
(Вращение головой.)
Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка.
( дети садятся за парты.)
Учитель:
Мы долго молча отступали
Досадно было, боя ждали,
Ворчали старики:
«Что ж мы? На зимние квартиры?
Не смеют, что ли, командиры
Чужие изорвать мундиры
О русские штыки?»
Это строки из стихотворения М. Ю. Лермонтова «Бородино». В них говорится о недовольстве в русском обществе из-за неудач первых недель войны. План Барклая-де-Толли не позволял подготовить войска к генеральному сражению. В обществе поднялась волна недовольства. Барклая-де-Толли стали винить в предательстве. Император Александр I назначил главнокомандующим генерала М. И. Кутузова. Он был героем недавней русско-турецкой войны, обладал ярким военным талантом. Его авторитет в народе и армии были неоспорим
Вступив в командование русской армией в августе, Кутузов объявил, что действия М. Барклая де Толли были вполне верными, и отступил еще дальше к Москве. Лишь в 110 км от древней столицы, неподалеку от села Бородино, он решил дать генеральное сражение Наполеону (запись на доске даты и события).
Кадеты: (записывают дату и событие в тетрадь)
26 августа (8 сентября) 1812 года - Бородинское сражение.
Учитель: я предлагаю вам посмотреть видеоматериал о Бородинском сражении и ответить на вопросы
Кадеты: смотрят фильм 00.48-05.51 минуты
Учитель: объясните, что означают исторические понятия, использованные в фильме.
Флеши - земляное укрепление для установки орудий.
Реду́т (фр. redoute, убежище) — земляное укрепление, с валом и рвом, предназначенное для круговой обороны
Батарея — артиллерийское подразделение из нескольких орудий, а также
позиция, которую занимает такое подразделение.
Кавалерия — конное войско.
Учитель:
Сам
атаман в дыму по полю,
Ну детушки, внимай - Приказ!
В седло! Пошёл! Клинки на волю!
Ох погуляем же за раз.
Налётом хищным, волчьей стаей,
На спины штурмовых колонн.
Живое по пути сметая,
Ворвались сотни сбив заслон.
Владимир Деев.
О каком эпизоде Бородинского сражения идет речь?
Кадеты: Рейд казаков Платова
Учитель: Действительно, это только один пример доблести наших земляков - донских казаков в Отечественной войне под началом легендарного атамана Матвея Ивановича Платова. В 2023 году Ростовская область празднует 270 лет со дня его рождения. И мы должны помнить, что донские казаки под его руководством внесли весомый вклад в разгром армии Наполеона.
Учитель: Как вы считаете, Бородино - это победа или поражение, если учесть, что в конце битвы позиции с обеих сторон были такими же, как в начале сражения?
Кадеты: Ученики высказывают свое мнение
Учитель: Хотя в Бородинской битве никто не проиграл и ни кто не победил, потери были колоссальными с обеих сторон, но она имела большое значение для русских войск. В этой битве были разбиты лучшие силы противника. Благодаря этому сражению был подготовлен переход инициативы в руки русской армии. Пошатнулась уверенность французского войска в своей непобедимости, усилилось недовольство длительность похода.
По мнению академика Е.В.Тарле, исследователя наполеоновской эпохи, «моральная победа была на стороне русских, т.к. французам не удалось прорвать их оборону.
VI. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
Составить хронологическую таблицу событий Отечественная война 1812 года с момента вторжения Наполеона до оставления Москвы французам,§4.
VI. Рефлексия (подведение итогов занятия)
Учитель: продолжите предложение
- сегодня я узнал…
- было интересно…
- было трудно…
- я выполнял задания…
- я почувствовал, что…
- меня удивило…
- мне захотелось…
Кадеты: делятся впечатлениями
Учитель: (выставление оценок )
Учитель: (подводит итог) Сегодня мы познакомились с событиями начального этапа Отечественной войны 1812 года с момента вторжения наполеоновской армии на территорию нашей страны до Бородинского сражения. Мы выяснили, что на данном этапе войны инициатива принадлежала армии Наполеона, имевшей превосходство в силах. Бородинское сражение с военной точки зрения не выявило победителя, но была ослаблена наступательная активность французской армии, предопределено ее поражение в этой несправедливой, захватнической войне. Сражение вызвало огромный патриотический подъем в России, укрепило веру в возможность победы над врагом.
Приложение №1 к уроку «Начальный этап Отечественной войны 1812 года»
11 июня 1812 г.— Приказ Наполеона при переходе армии через Неман.
Солдаты! … В Тильзите Россия поклялась быть в вечном союзе с Франциею и в войне с Англией. Ныне она нарушает свои клятвы. Она не желает дать никакого объяснения в странных своих поступках … Не думает ли она, что мы переродились? Или мы более уже не солдаты Аустерлица? Она постановляет нас между бесчестием и войною. Выбор не может быть сомнителен. Идем же вперед, перейдем Неман, внесем войну в ее пределы. Вторая польская воина будет для французского оружия столь же славна, как и первая. Но мир, который мы заключим, принесет с собою и ручательство за себя и положит конец гибельному влиянию России, которое она в течение пятидесяти лет оказывала на дела Европы.
Наполеон.
«Приказ Александра I по русской армии. 13 июня 1812 г.»
« Из давнего времени примечали мы неприязненные против России поступки французского императора, но всегда кроткими и миролюбивыми способами надеялись отклонить оные. Наконец, видя беспрестанное возобновление явных оскорблений, при всем нашем желании сохранить тишину, принуждены мы были ополчиться и собрать войска наши; но и тогда, ласкаясь еще примирением, оставались в пределах нашей империи, не нарушая мира, а быв токмо готовыми к обороне. Все сии меры кротости и миролюбия не могли удержать желаемого нами спокойствия. Французский император нападением на войска наши при Ковно открыл первый войну. И так, видя его никакими средствами непреклонного к миру, не остается нам ничего иного, как призвав на помощь свидетеля и защитника правды, всемогущего творца небес, поставить силы наши противу сил неприятельских. Не нужно мне напоминать вождям, полководцам и воинам нашим о их долге и храбрости. В них издревле течет громкая победами кровь славян. Воины! Вы защищаете веру, отечество, свободу. Я с вами. (Александр)»
Флеши - земляное укрепление для установки орудий.
Реду́т (фр. redoute, убежище) — земляное укрепление, с валом и рвом, предназначенное для круговой обороны
Батарея — артиллерийское подразделение из нескольких орудий, а также
позиция, которую занимает такое подразделение.
Кавалерия — конное войско.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.