Разработка урока по окружающему миру 3 класс
Тема: «Семейный бюджет».
Цели урока: познакомить учащихся с понятием «семейный бюджет»
Задачи:
1) Сформировать у детей первоначальное понятие о семейном бюджете. Закрепить
понятия “Бюджет”, “Доходы”, “Расходы”.
2) Выявить основные источники формирования семейного бюджета. Овладеть практическими навыками распределять семейный бюджет.
3) Воспитывать бережное экономное отношение к семейному бюджету. Ценить труд всех членов семьи.
4) Развивать познавательный интерес учащихся, мотивацию к учению, умение выслушивать мнение товарищей, работать в группах и в коллективе.
Тип урока:
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Используемые учебники и учебные пособия: Учебник “Окружающий мир 3 класс” А.А.Плешакова
Используемая методическая литература: Методические рекомендации для учителя к учебнику “Окружающий мир 3 класс” А.А.Плешакова.
Используемое оборудование: компьютер, видеопроектор.
Планируемый результат обучения: Учащиеся научатся объяснять, что такое семейный бюджет, из чего он складывается, как ведётся хозяйство семьи, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.
Познавательные УУД: формировать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель урока, умение ориентироваться в средствах и расчетах доходов семьи; поиск и выделение из источников необходимой информации.
Коммуникативные УУД: формировать умение договариваться, находить общее решение, умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать; развивать способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.
Регулятивные УУД: формирование умения слушать собеседника, принимать и сохранять учебную задачу; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Личностные УУД - умение провести самооценку, организовать взаимооценку и взаимопомощь в группе; проявление интереса и активности в выборе решения; установление личностного смысла знания.
Ход урока:
1) Орг. момент
-Добрый день, уважаемые гости! Ребята, поприветствуйте наших гостей, улыбнитесь. Если день начинать с улыбки, то можно надеяться, что он пройдет удачно. Давайте и наш урок проведем с улыбкой.
2) Актуализация знаний
-Какой раздел мы изучаем? (Экономика)
-Что изучили на прошлом уроке? (Гоударственный.бюджет)
-Чтобы проверить, как вы усвоили тему прошлого урока, проведем «Блицопрос».
*- Что такое госбюджет? (план доходов и расходов)
* - Что такое доходы? (деньги, которые поступают в госбюджет)
* - Как называются деньги, которые тратят? (расходы)
* - На что тратится госбюджет? ( образование, медицина, армия, полиция, экология, пенсия, заработная плата, стипендия, детские пособия, помощь людям, попавшим в беду).
- Может ли быть другой бюджет, кроме государственного?
- Что общего во всех бюджетах? (доходы и расходы)
3) Введение в тему Сценка
- Посмотрите сценку и скажите, о каком виде бюджета в ней рассказывается?
Папа. Семья, радуйтесь! Я зарплату получил! Завтра куплю лодку! Летом будем рыбу с лодки ловить.
Мама. Еще чего выдумал! Я уже два года в одной шубе хожу! Мне нужна новая!
Сын. Мам, пап! Если вы не знаете, на что деньги потратить, отдайте их мне. Я уже все решил! У всех ребят в классе есть планшеты, а у меня – нет.
Дочь. Бабушка, дедушка! А вы чего молчите? Что вам – то нужно? Вот мне, например, куклу новую! И шоколадку хочется!
Дедушка. Нет, внученька! Ничего нам не нужно! У нас все есть.
Бабушка. Скоро пенсию получим. Купим лекарства, продукты да за квартиру заплатим. А больше нам ничего не нужно.
- Какой вид бюджета мы рассмотрели? (семейный)
- Сформулируйте тему урока.
- Зачем нам нужно знать?
- Поставим цель: узнать: из чего состоит семейный бюджет, будем учиться планировать семейный бюджет.
4) Работа над новой темой
*Просмотр мультфильма. («Советы мудрой тетушки Совы»)
- Посмотрите внимательно мультфильм, узнайте, из чего состоит семейный бюджет? ( из доходов и расходов).
- Великий китайский мыслитель Конфуций говорил: «Государство – это большая семья, а семья – это маленькое государство». Объясните, как вы понимаете смысл этого высказывания?
* Работа в группах «Член семьи – доход» ( 3 конверта) Приложение 1
- Сейчас узнаем, какие виды доходов бывают в семье.
- Вам нужно сопоставить члена семьи и вид дохода. Проверка.
- О каких видах дохода узнали?
* Работа со словарями
- Но еще есть виды семейного дохода, как прибыль, гонорар, рента.
- Может, вы знаете, что это такое? Обратимся к словарю. 1-я гр. находит значение слова «прибыль», 2-я гр. – «гонорар», а 3-я – «рента».
- Подумайте, а какие виды расходов есть в семье?
* Игра «Доходы – расходы» ( хлопают-топают)
Зарплата папы, покупка компьютера, стипендия сына, пенсия бабушки, покупка продуктов, оплата счета за интернет, посещение цирка, зарплата мамы, ремонт автомобиля.
* « Кейс». Приложение 2
- У вас кейс – это листы с текстом. В каждой группе текст одинаковый, но разные вопросы. Нужно найти правильный ответ и выделить его маркером. В группе есть чтец, секретарь, советники и человек, который за все отвечает.
- Прочитайте вопрос. Если задание понятно, начинайте.
Проверка (зачитывают ответы).
Физминутка
* Планирование семейного бюджета ( работа в паре)
- Сейчас вы попробуете спланировать семейный бюджет.
- Посмотрите, как это сделала я. Я выбрала список членов семьи и их доходы. Я составила семью из трех человек: мама – доход 25 у.е., папа – 25 у.е., малыш – детское пособие – 1 у.е.). Доходы семьи -51 у.е. Расходы: лекарства- 4у.е., продукты-15 у.е., одежда- 20 у.е., бытовая химия – 2 у.е., транспорт -5 у.е., книги – 2 у.е., коммунальные услуги – 10 у.е. Расходы: 58 у.е.
- У вас есть карточки для работы в паре. Рассмотрите какие виды расходов являются обязательными? Начинайте планирование.
Проверка.
- У кого при планировании доходы = расходам? Это сбалансированный бюджет.
- У кого доходы больше, чем расходы? Это экономный бюджет.
- У кого доходы меньше расходов? Это дефицитный бюджет.
- Какая возникает проблема? ( Какой вид бюджета лучше? Почему? Возник дефицит или экономия – как поступить?)
(высказывания детей)
- Если экономия – отложим сбережения. Если дефицит – придется на чем-то экономить)
- Какой вид бюджета вы бы хотели видеть в своей семье? Почему?
- А могут ли в семье появиться незапланированные доходы? (лотерея, премия)
- Возникнуть непредвиденные расходы? (кто-то заболел, испортилась техника, на подарок и т.д.)
Вывод: -Для чего нужно просчитывать семейный бюджет? (чтобы расходы не превышали доходов).
-Такой план доходов и расходов должен быть в каждой семье, иначе могут произойти разные неприятности, как, например, у Ивана Петровича.
5) Закрепление * Работа по учебнику стр.75(последний абзац) 3 мин.
- Можно ли было избежать такой ситуации? (Конечно, если бы Иван Петрович заранее спланировал свои расходы).
Вывод: Все мы должны помнить, что семейная экономика – это правильное ведение хозяйства.
* Тест «Экономия бюджета»
- Ребята, а как можно экономить семейный бюджет?
(высказывания детей)
- Можно ли экономить на транспорте? На оплате электроэнергии? На продуктах питания?
-Давайте поучимся экономить семейный бюджет. Я читаю высказывание, если это поможет сэкономить – ставьте +, если нет - ).
*1) Уходя из дома, не забывай выключить свет.(+)
*2) Требуя новую игрушку, не забывай подумать о семейном бюджете.(+)
*3) Проси у родителей новую игрушку к каждому празднику.(-)
*4) Экономя семейный бюджет, откажись от похода в цирк.(+)
*5) Сходил в магазин – оставь сдачу себе.(-)
*6) Бережно относись к своим вещам.(+)
*7) Чаще пользуйся услугами такси – береги ноги.(-)
*8) Чаще разговаривай с друзьями по мобильному телефону.(-)
*9) Чтобы сэкономить семейный бюджет, надо чаще питаться в гостях.(+)
Проверка: + + - + - + - - +
- У кого ответы совпали полностью?
- Сколько ответов не совпало? – Учитесь экономить семейный бюджет.
6) Итог урока
- Что такое семейный бюджет?
- Можете ли вы дома поделиться с родителями советом по планированию бюджета?
- Один мудрый человек сказал: «Нажить много денег – храбрость, сохранить их – мудрость, а умело расходовать – искусство».
- А народная мудрость гласит: Копейка рубль бережет. Был бы ум, будет и рубль. Копейка к копейке – проживет семейка.
- Прочитайте пословицы. Какая подходит к теме урока?
7) Домашнее задание Прочитать статью о семейном бюджете, выполнить задания.
- Представьте, что на день рождения вам подарили 1000р., составьте план своих расходов.
8) Рефлексия. «5 пальцев»
- Если не ошибся в графическом диктанте – разогни один палец.
- Если понял, что такое семейный бюджет – разогни второй палец.
- Если научился планировать семейный бюджет – разогни третий палец.
- На уроке давал правильные ответы – четвертый.
- Активно работал – пятый.
Оценка «5» тому, кто разогнул все пальцы на руке.
Приложение 1
Задание: соединить стрелками члена семьи и вид дохода.
Мама пенсия
Папа зарплата
Бабушка стипендия
Сестра пособие
Брат зарплата
Приложение 2
Что такое доходы и расходы?
Семейный бюджет – это денежный вклад семьи. Он состоит из доходов и расходов. В переводе с английского означает «денежная сумка». Это план доходов и расходов семьи.
Любая семья имеет доходы. Это те деньги, которые зарабатывают и получают члены семьи. Зарплата папы, зарплата мамы, стипендия сына, пенсия бабушки, пенсия дедушки. Расходы семьи – это траты на самые разные услуги и товары. Например: на питание, на оплату жилья, транспорт, отдых, лечение, книги, игрушки, одежду.
Если семья бюджет не планирует, или планирует неразумно, то расходы превысят доходы. Тогда получится дефицит бюджета. А если постараться уложиться точно в доходы, то получится сбалансированный бюджет. А еще лучше, если доходы будут тратиться не полностью, тогда можно отложить сбережения. Это будет экономия.
Задание для 1 группы: Что такое «семейный бюджет»?
Задание для 2 группы: Что такое «доходы и расходы»?
Задание для 3 группы: Что такое «планирование бюджета»?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.