Разработка урока Окружающий мир 3 класс "Школа России" Тема "Семейный бюджет"
Оценка 4.9

Разработка урока Окружающий мир 3 класс "Школа России" Тема "Семейный бюджет"

Оценка 4.9
Документация +1
docx
окружающий мир
3 кл
30.12.2020
Разработка урока  Окружающий мир 3 класс "Школа России" Тема "Семейный бюджет"
Разработка урока по окружающему миру 3 класс "Школа России" Тема "Семейный бюджет"
урок.docx

Разработка урока по окружающему  миру  3 класс                                                               

  Тема: «Семейный бюджет».                                                                                                          

Цели урока: познакомить учащихся с понятием «семейный бюджет»

Задачи:
1) Сформировать у детей первоначальное понятие о семейном бюджете. Закрепить понятия “Бюджет”, “Доходы”, “Расходы”.

2) Выявить основные источники формирования семейного бюджета. Овладеть практическими навыками распределять семейный бюджет.

3) Воспитывать бережное экономное отношение к семейному бюджету. Ценить труд всех членов семьи.

4) Развивать познавательный интерес учащихся, мотивацию к учению, умение выслушивать мнение товарищей, работать в группах и в коллективе.

Тип урока:

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Используемые учебники и учебные пособия: Учебник “Окружающий мир 3 класс” А.А.Плешакова

Используемая методическая литература: Методические рекомендации для учителя к учебнику “Окружающий мир 3 класс” А.А.Плешакова.

Используемое оборудование: компьютер, видеопроектор.

 

Планируемый результат обучения: Учащиеся научатся объяснять, что такое семейный бюджет, из чего он складывается, как ведётся хозяйство семьи, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.

Познавательные УУД: формировать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель урока, умение ориентироваться в средствах и расчетах доходов семьи; поиск и выделение из источников необходимой информации.

Коммуникативные УУД: формировать умение договариваться, находить общее решение, умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать; развивать способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.

Регулятивные УУД: формирование умения слушать собеседника, принимать и сохранять учебную задачу; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Личностные УУД - умение провести самооценку, организовать взаимооценку и взаимопомощь в группе; проявление интереса и активности в выборе решения; установление личностного смысла знания.

 

Ход урока:

1)      Орг. момент

-Добрый день, уважаемые гости! Ребята, поприветствуйте наших гостей, улыбнитесь. Если день начинать с улыбки, то можно надеяться, что он пройдет удачно. Давайте и наш урок проведем с улыбкой.

2) Актуализация знаний

-Какой раздел мы изучаем? (Экономика)

-Что изучили на прошлом уроке? (Гоударственный.бюджет)

-Чтобы проверить, как вы усвоили тему прошлого урока, проведем «Блицопрос».

*- Что такое госбюджет? (план доходов и расходов)

* - Что такое доходы? (деньги, которые поступают в госбюджет)

* - Как называются деньги, которые тратят? (расходы)

* - На что тратится госбюджет? ( образование, медицина, армия, полиция, экология, пенсия, заработная плата, стипендия, детские пособия, помощь людям, попавшим в беду).

- Может ли быть другой бюджет, кроме государственного?

- Что общего во всех бюджетах? (доходы и расходы)

3) Введение в тему                                                                                                                Сценка

- Посмотрите сценку и скажите, о каком виде бюджета в ней рассказывается?

Папа.  Семья, радуйтесь! Я зарплату получил! Завтра куплю лодку! Летом будем рыбу с лодки ловить.

Мама.  Еще чего выдумал! Я уже два года в одной шубе хожу! Мне нужна новая!

Сын. Мам, пап! Если вы не знаете, на что деньги потратить, отдайте их мне. Я уже все решил! У всех ребят в классе есть планшеты, а у меня – нет.

Дочь. Бабушка, дедушка! А вы чего молчите? Что вам – то нужно? Вот мне, например, куклу новую! И шоколадку хочется!

Дедушка. Нет, внученька! Ничего нам не нужно! У нас все есть.

Бабушка. Скоро пенсию получим. Купим лекарства, продукты да за квартиру заплатим. А больше нам ничего не нужно.

- Какой вид бюджета мы рассмотрели? (семейный)

- Сформулируйте тему урока.

- Зачем нам нужно знать?

- Поставим цель: узнать: из чего состоит семейный бюджет, будем учиться планировать семейный бюджет.

4) Работа над новой темой                                                        

    *Просмотр мультфильма. («Советы мудрой тетушки Совы»)

- Посмотрите внимательно мультфильм, узнайте, из чего состоит семейный бюджет? ( из доходов и расходов).

- Великий китайский мыслитель Конфуций говорил: «Государство – это большая семья, а семья – это маленькое государство». Объясните, как вы понимаете смысл этого высказывания?

   * Работа в группах «Член семьи – доход» ( 3 конверта) Приложение 1

- Сейчас узнаем, какие виды доходов бывают в семье.

- Вам нужно сопоставить члена семьи и вид дохода. Проверка.

- О каких видах дохода узнали?

   * Работа со словарями                                                                           

- Но еще есть виды семейного дохода, как прибыль, гонорар, рента.

- Может, вы знаете, что это такое? Обратимся к словарю. 1-я гр. находит значение слова «прибыль», 2-я гр. – «гонорар», а 3-я – «рента».

- Подумайте, а какие виды расходов есть в семье?

   * Игра «Доходы – расходы» ( хлопают-топают)

Зарплата папы, покупка компьютера, стипендия сына, пенсия бабушки, покупка продуктов, оплата счета за интернет, посещение цирка, зарплата мамы, ремонт автомобиля.

    * « Кейс». Приложение 2

- У вас кейс – это листы с текстом. В каждой группе текст одинаковый, но разные вопросы. Нужно найти правильный ответ и выделить его маркером. В группе есть чтец, секретарь, советники и человек, который за все отвечает.

- Прочитайте вопрос. Если задание понятно, начинайте.

Проверка (зачитывают ответы).

  Физминутка 

   * Планирование  семейного бюджета ( работа в паре)

- Сейчас вы попробуете спланировать  семейный бюджет.

- Посмотрите, как это сделала я. Я выбрала список членов семьи и их доходы. Я составила семью из трех человек: мама – доход 25 у.е., папа – 25 у.е., малыш – детское пособие – 1 у.е.). Доходы семьи -51 у.е. Расходы: лекарства- 4у.е., продукты-15 у.е., одежда- 20 у.е., бытовая химия – 2 у.е., транспорт -5 у.е., книги – 2 у.е., коммунальные услуги – 10 у.е. Расходы: 58 у.е.

- У вас есть карточки для работы в паре. Рассмотрите какие виды расходов являются обязательными? Начинайте планирование.

Проверка.

- У кого при планировании доходы = расходам? Это сбалансированный бюджет.

- У кого доходы больше, чем расходы? Это экономный бюджет.

- У кого доходы меньше расходов? Это дефицитный бюджет.

- Какая возникает проблема? ( Какой вид бюджета лучше? Почему? Возник дефицит или экономия – как поступить?)

(высказывания детей)

- Если экономия – отложим сбережения. Если дефицит – придется на чем-то экономить)

- Какой вид бюджета вы бы хотели видеть в своей семье? Почему?

- А могут ли в семье появиться незапланированные доходы? (лотерея, премия)

- Возникнуть непредвиденные расходы? (кто-то заболел, испортилась техника, на подарок и т.д.)

Вывод: -Для чего нужно просчитывать семейный бюджет? (чтобы расходы не превышали доходов).

-Такой план доходов и расходов должен быть в каждой семье, иначе могут произойти разные неприятности, как, например, у Ивана Петровича.

5)  Закрепление                                                                                                                                    *   Работа по учебнику  стр.75(последний абзац) 3 мин.

- Можно ли было избежать такой ситуации? (Конечно, если бы Иван Петрович заранее спланировал свои расходы).

Вывод: Все мы должны помнить, что семейная экономика – это правильное ведение хозяйства.

* Тест «Экономия бюджета»

- Ребята, а как можно экономить семейный бюджет?

 (высказывания детей)

- Можно ли экономить на транспорте? На оплате электроэнергии? На продуктах питания?

-Давайте поучимся экономить семейный бюджет. Я читаю высказывание, если это поможет сэкономить – ставьте +, если нет - ).

*1) Уходя из дома, не забывай выключить свет.(+)

*2) Требуя новую игрушку, не забывай подумать о семейном бюджете.(+)

*3) Проси у родителей новую игрушку к каждому празднику.(-)

*4) Экономя семейный бюджет, откажись от похода в цирк.(+)

*5) Сходил в магазин – оставь сдачу себе.(-)

*6) Бережно относись к своим вещам.(+)

*7) Чаще пользуйся услугами такси – береги ноги.(-)

*8) Чаще разговаривай с друзьями по мобильному телефону.(-)

*9) Чтобы сэкономить семейный бюджет, надо чаще питаться в гостях.(+)

Проверка: + + - + - + - - +

- У кого ответы совпали полностью?

- Сколько ответов не совпало? – Учитесь экономить семейный бюджет.

6) Итог урока

- Что такое семейный бюджет?

- Можете ли вы дома поделиться с родителями советом по планированию бюджета?

- Один мудрый человек сказал: «Нажить много денег – храбрость, сохранить их – мудрость, а умело расходовать – искусство».

- А народная мудрость гласит: Копейка рубль бережет. Был бы ум, будет и рубль. Копейка к копейке – проживет семейка.

- Прочитайте пословицы. Какая подходит к теме урока?

7) Домашнее задание  Прочитать статью о семейном бюджете, выполнить задания.

- Представьте, что на день рождения вам подарили 1000р., составьте план своих расходов.

8) Рефлексия. «5 пальцев»

- Если  не ошибся в графическом диктанте – разогни один палец.

- Если понял, что такое семейный бюджет – разогни второй палец.

- Если научился планировать семейный бюджет – разогни третий палец.

- На уроке давал правильные ответы – четвертый.

- Активно работал – пятый.

Оценка «5» тому, кто разогнул все пальцы на руке.

 

 

 

 

Приложение 1

 Задание: соединить стрелками члена семьи и вид дохода.

Мама                       пенсия

Папа                        зарплата

Бабушка                  стипендия

Сестра                     пособие

Брат                         зарплата

 

 

 

Приложение 2

                                    Что такое доходы и расходы?

        Семейный бюджет – это денежный вклад семьи. Он состоит из доходов и расходов.    В переводе с английского означает «денежная сумка». Это план доходов и расходов семьи.

         Любая семья имеет доходы. Это те деньги, которые зарабатывают и получают члены семьи. Зарплата папы, зарплата мамы, стипендия сына, пенсия бабушки, пенсия дедушки. Расходы семьи – это траты на самые разные услуги и товары. Например: на питание, на оплату жилья, транспорт, отдых, лечение, книги, игрушки, одежду.

               Если семья бюджет не планирует, или планирует неразумно, то расходы превысят                      доходы. Тогда получится дефицит бюджета. А если постараться уложиться точно в доходы, то получится сбалансированный бюджет. А еще лучше, если доходы будут   тратиться не полностью, тогда можно отложить сбережения. Это будет экономия.

 

 

Задание для 1 группы:   Что такое «семейный бюджет»?

Задание для 2 группы:   Что такое  «доходы и расходы»?

Задание для 3 группы:   Что такое «планирование бюджета»?

 


 

Разработка урока по окружающему миру 3 класс

Разработка урока по окружающему миру 3 класс

Чтобы проверить, как вы усвоили тему прошлого урока, проведем «Блицопрос»

Чтобы проверить, как вы усвоили тему прошлого урока, проведем «Блицопрос»

Сейчас узнаем, какие виды доходов бывают в семье

Сейчас узнаем, какие виды доходов бывают в семье

Если экономия – отложим сбережения

Если экономия – отложим сбережения

Сколько ответов не совпало? –

Сколько ответов не совпало? –

Приложение 2

Приложение 2
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.12.2020