Тема. Типы климатов России
Урок географии в 8 классе
Тема. Типы климатов России.
Цель урока: создать условия для формирования общего представления об основных типах климата России.
Задачи: формировать учебные действия:
предметные: - закрепить и систематизировать полученные знания и умения по теме «Климат. Климатообразующие факторы»;
- сформировать обобщенное представление о климатических поясах и типах климата на
территории России;
метапредметные: регулятивные: - ставить
совместно с учителем учебные задачи;
- работать в соответствии с поставленной учебной задачей;
- самостоятельно контролировать своё время и управлять им;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- осуществлять самоконтроль;
коммуникативные:
– самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в паре (определять общие цели, договариваться друг с другом и т.д.);
- оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
познавательные:
- выделять главное, существенные признаки понятий;
- ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл;
- работать с картой;
- проводить сравнение, устанавливать причинно-следственные связи;
личностные:
- ответственно относиться к учебе;
- коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной.
Тип урока. Урок изучения новых знаний
Форма. Урок-практикум
Оборудование. Климатическая карта России; мультимедийный проектор; презентации «Климаты России»(1) и «Климатообразующие факторы»(2); раздаточный материал: карточки-таблицы «Типы климатов России» (прил. 2); листы оценивания (прил. 1).
План-конспект
Этапы урок |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся Предполагаемые ответы |
Примечания |
|
I. Мотивационно-целевой
|
1. Орг. момент.
|
Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку. - Работая на уроке, оценивайте свои знания и умения и заполняйте оценочные листы. |
Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку. |
Листы самооценки
|
2. Формулироваине темы; постановка цели и учебных задач. |
Задаёт вопросы учащимся: - Что мы уже знаем о климате? - Что мы можем узнать ещё? |
Отвечают на вопросы.
|
|
|
- Какова тема нашего урока? |
Формулируют тему урока |
Слайд 1(1) |
||
- Какую цель поставим перед собой? |
Формулируют цель урока вместе с учителем |
Слайд 2(1) |
||
- Что мы можем сделать, чтобы достигнуть цели урока? |
Формулируют учебные задачи вместе с учителем |
Слайд 3(1) |
||
3. Мотивация деятельности |
- Зачем вам нужно знать особенности и размещение типов климата России? - Оцените свою работу. |
Отвечают на вопрос
Оценивают свою работу |
Слайд 4(1) |
|
II. Организационно-деятельностный |
1. Актуализация знаний
|
Задаёт вопросы: - Что такое климат? - Назовите климатообразующие факторы.
- Назовите основные элементы климата.
- Как распределяется температура по территории России?
- Как распределяются осадки?
- Назовите сухие и влажные районы.
- Что такое коэффициент увлажнения? - Определите К увл. 1 ряд – город Мурманск; 2 ряд – город Астрахань; 3 ряд – город Хабаровск.
- Оцените свою работу. Выводы. Все ли мы помним? Те, кто плохо справился, важно еще раз обратиться к §9 и записям в тетрадях. |
Отвечают на вопросы
- ГП, солнечная радиация, циркуляция ВМ, подстилающая поверхность, близость морей и океанов, рельеф. - Температура, количество осадков и распределение по сезонам года, испаряемость, коэффициент увлажнения, ВМ. - Летом - субширотно, т.е. с севера на юг, влияет солнечная радиация, зимой – субмеридианально понижается с юго-запада на северо-восток. - Неравномерно, уменьшается с запада на восток, на Дальнем Востоке снова увеличивается. - Сухие – Прикаспийская низменность, Центральная Якутия, влажные – западные склоны Большого Кавказа, юго-восток Камчатки
Практическая работа с картосхемами. 1 ряд - 400⁄250>1 – избыт. увл. 2 ряд - 200/1000<0,2 – скуд. увл. 3 ряд - 600/500>1 – избыт. увл. Проверяют работу. Оценивают работу.
|
Слайд 1(2) Слайд 2(2)
Слайд 3(2)
Слайды 4, 5 (2)
Слайды 6, 7, 8(2)
Слайд 9(2)
Слайды 10, 11(2)
Слайд 12(2)
Слайд 13(2) Слайд 14(2) |
2. Изучение новой темы а) Анализ карты «Типы климата» |
Анализирует карту «Типы климата» вместе с учащимися. - В результате неравномерного распределения тепла и влаги по территории различаются и особенности климата. - Назовите, в каких климатических поясах находится Россия? - Какие пояса основные? - Какие переходные? - Самый большой по площади пояс. - Что вы заметили в этом климатическом поясе?
- Какие показатели характеризуют климат?
- Оцените свою работу. Критерии самооценки на слайдах. Вывод. Все ли понятно? Те, кто плохо справился, важно еще раз обратиться к учебнику с. 66-67 |
Анализируют карту «Типы климата» вместе с учителем.
Работают фронтально.
- Выделяются климатические области: умеренно-континентальный, континентальный, резко континентальный, муссонный, т.к. меняются с запада на восток температура, количество осадков. - Средняя температура января и июля, амплитуда, количество осадков, господствующие воздушные массы. Оценивают свою работу.
|
Слайд 5(1)
Слайд 6(1) |
|
б) Практическая работа. Работа в парах |
Даёт задание. - Проанализируйте карты «Типы климата» и «Климатическая карта» и параграф 10 учебника. Заполните таблицу. Работаем в парах. - Определим общие цели. - Договоритесь друг с другом , кто какую работу будет выполнять. - Если выполняете свою задачу раньше, то окажите необходимую помощь товарищам. - В процессе работы учитывайте мнение товарища, обосновывайте собственную позицию.
- Проверим таблицы. - Оцените свою работу. Выводы. Все ли понятно? Те, кто плохо справился, важно еще раз обратиться к таблице с заполненными данными. |
Слушают задание. Выполняют практическую работу, работая в парах.
- Проанализировать карты атласа, определив средние температуры января и июля, количество и режим осадков, господствующие воздушные массы и область распространения.
Проверяют задание. Оценивают работу.
|
Слайд 7(1)
Слайд 8(1) Слайд 9(1) |
|
в) Сравнение типов климата |
Ведёт беседу - Какой самый холодный климат? - В каком самая холодная зима? - В каком самое холодное лето? - Какой тип климата имеет наибольшую амплитуду температуры? - В каком климате зима холодная, сухая, а лето влажное? - В каком климате мы живем? - Оцените свою работу от 1 до 3 баллов |
Отвечают на вопросы - Арктический.
- Резко-континентальный. - Арктический. - Резко-континентальный.
- В муссонном.
- В континентальном. |
Слайд 10(1) |
|
в) Выступления с подготовленными заранее сообщениями |
- Выслушаем сообщения, которые учащиеся подготовили к уроку. Оценивает работу (1-3 балла) |
Выступают учащиеся с подготовленными заранее сообщениями на тему «Типы климата» |
Слайды 11-14(1) |
|
3. Первичное закрепление |
Проводит географический диктант. - Какому типу климата соответствует описание? 1. Зима очень морозная и продолжительная. Полярная ночь. Лето холодное, средняя температура около «0». Осадков не много, но увлажнение избыточное. 2. Преобладает западный перенос ветров и циклональная деятельность. Зима не очень холодная, лето теплое. От +12ºС, +14ºС на севере до +22ºС на юге. 3. Зимой устанавливается морозная ясная погода – антициклон. Особенно холодно в котловинах. Господствует континентальный воздух. Лето теплое +16ºС, +18ºС. 4. В этом поясе самая суровая зима, средняя температура около - 40ºС, лето прохладное. 5. Зима холодная и сухая. Снега на сопках почти нет. Летом приходит морской воздух и приносит дожди. - Проверьте ответы. - Оцените работу. |
Записывают ответы в тетради.
1. Арктический
2. Умеренный пояс, умеренно-континентальный климат
3. Резко-континентальный
4. Субарктический
5. Муссонный |
Слайд 15(1)
|
|
III. Оценочно-рефлексивный |
1. Итог урока. Рефлексия. |
Ведёт беседу - Что мы сегодня изучали? - Выполнили ли мы поставленные задачи? - Достигли ли мы поставленной цели? - Сделаем выводы по теме. - Довольны ли вы своими успехами при изучении темы? |
Отвечают на вопросы. |
Слайд 16(1) |
2. Оценивание работы. |
- Оцените свою работу. Оценивает работу учащихся, выставляет оценки Выводы. Все ли понятно? Те, кто испытывали затруднения – почему? как можно справиться с этими затруднениями? Отсюда вытекает домашнее задание. Мы выполняем его не для учителя, а для себя, чтобы закрепить полеченные знания, восполнить пробелы в знаниях. |
Оценивают свою работу
|
Слайд 17(1) |
|
3. Домашнее задание |
Выберите задание для себя в зависимости от того, насколько вам необходимо уточнить, повторить и закрепить узученный материал.
Изучить §§10,11, на к\к отметить климатические пояса России. По желанию приготовить сообщение по теме: -«Субтропический климат Черноморского побережья», -«Климат Алтайского края», - «Климат Заринского района». На «3» - знать типы климатов России, их размещение и особенности. На «4 и 5» - уметь объяснять особенности типов климата и особенности их размещения. |
Записывают в дневники Задают вопросы на уточнение, понимание, предложения по формулировке домашнего задания. |
Слайд 18(1) |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.