Образ Герасима, его духовные и нравственные качества в произведении «Муму».
Цель:
1) Образовательная:
- вспомнить об истории создания рассказа «Муму»;
- рассмотреть героев и их поступки.
2) Развивающая:
- формировать умение анализировать текст художественного произведения;
- развивать умение выразить свои мысли, оценить поступок героя – обобщать, делать выводы;
- формировать представление о героях произведения на основе сопоставления словесного и графического образов;
- учить сжато излагать повествовательный текст;
- развивать коммуникативные навыки, обогащать словарный запас;
- продолжить работу по развитию культуры речи школьников.
3) Воспитательная:
- воспитание общечеловеческих ценностей;
- умение работать в группе: уважать мнение товарища, развитие чувства взаимопомощи, поддержки.
Методы обучения: словесные (рассказ, беседа, сообщения);
наглядные (иллюстрации, ИКТ);
Общедидактические методы: Объяснительно – иллюстративный, репродуктивный, проблемный, частично – поисковый, диалогический метод.
Формы организации урока: индивидуальные, фронтальные, групповые, коллективные.
Оборудование: мультимедийные презентация, иллюстрации к рассказу, рисунки.
Межпредметные связи: литература, нравственное образование
Словарная работа: крепостное право, дворянство, крепостные, челядь, дворня, дворовой;, прототип, сравнение, гипербола.
Ход урока
«Из...всей ...челяди самым замечательным лицом был дворник Герасим. Славный он был мужик» И.С.Тургенев «Муму»
Много лет назад в дальней господской деревне Сычево жил глухонемой от рождения мужик, по имени Андрей. Но приметила его барыня (маменька Варвара Петровна), восхитилась гвардейским его ростом и медвежьей силой, пожелала иметь того гвардейца у себя при московском доме в дворниках. Пусть колет дрова для кухни и комнат, возит в бочке воду из Александровского фонтана, обхаживает и сторожит барский двор. Ни у кого не будет во всей Москве такого гиганта-дворника, как дворник вдовы полковника Екатеринославского полка. А что нем да глух как пробка — и того лучше!
Для мужика городская работа — легкая, скучная. Но вот жил и жил Андрей, словно б не жалуясь, при барыне до самой ее смерти, службу справлял аккуратно, госпожу свою уважал, ни в чем ей не перечил.
Однажды приглянулась немому тихая дворовая девушка, а барыня, зная это, рассудила отдать ее замуж за другого — он это стерпел. И собачонку свою, по кличке Муму, любимицу, из речки Фонтанки спасенную как-то зимою, отраду и утешение, безропотно утопил сам, коли барыня приказала.
Уж как он там с нею прощался, с собачонкой, как топил, неизвестно. А только с той поры ни разу не улыбнулся Андрей, подарки от госпожи принимал хмуро, как каменный, а на собак не глядел, отворачивался. По смерти же барыни так же хмуро, без благодарности принял он вольную да и ушел куда-то на Русь.
— Ребята, не напоминают ли вам кого-то герои этой истории?
— Да, напоминают глухонемого дворника Герасима и барыню, у которой он жил.
— Вы правы, действительно, это герои рассказа Тургенева «Муму»: Герасим и старая барыня. Получается, что история, которую описал Тургенев в своем произведении, не придумана им, а происходила на самом деле.
--Время написания рассказа «Муму» – 1852 год. Какова историческая основа данного произведения? Чем характеризуется это время в России?
(Короткий рассказ о крепостном праве заранее подготовленного ученика.)
В России 19 века люди жили при крепостном праве. Это значило, что существовали богатые помещики и бедные крестьяне, которые полностью подчинялись своим хозяевам. У одного барина было много людей, но это были именно «люди», «челядь», «холопы». Они целый день в работе, они ютятся в каморках, устают, недосыпают, и всё это для того, чтобы угодить своему хозяину, ублажить его, выполнить любое его желание. Некоторые помещики даже не считали своих крепостных за людей. По поводу крепостных они говорили: «Моя вещь. Что хочу, то с ней и делаю. Я хозяин»!
- Тем и страшна была сила произвола крепостников, что именно у этого сословия была возможность делать всё, что заблагорассудится, со своими крепостными людьми. Именно при крепостном строе существовало самое страшное право – эксплуатация одного человека другим. Вот что такое крепостное право.
2. Словарная работа.
-Сегодня на уроке нам встретятся слова :
Нравственность.
Безнравственность.
Деспот.
Деспотизм.
Челядь.
Объясните значение этих слов. Дети отвечают. Учитель корректирует, дополняет
ответы учащихся.
Нравственность - правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил поведения .
Безнравственный - нарушающий правила нравственности.
Деспот - самовластный человек, попирающий чужие желания, не считающийся ни с кем.
Деспотизм- поведение деспота.
Челядь - при крепостном: дворовые слуги помещика.
Задание: определите к каждому из этих слов соответствующих персонажей.
Нравственный. Безнравственный. Деспот.
Герасим. Вся челядь. Барыня.
Татьяна. Барыня.
Деспотизм - поведение барыни.
3. Беседа по тексту.
- Какое впечатление на вас произвел рассказ И.С.Тургенева «Муму»?
- Кто из героев вам запомнился больше всего?
- Как вы думаете, кто убил «Муму»?
- Кого называли крепостными?
Поскольку Герасим о себе ничего рассказать не может, представление о нем складывается из сравнения его с окружающими. Чем же он выделяется среди них? Какого героя он напоминает вам?
(Он резко выделяется среди других дворовых своими человеческими качествами. Его непохожесть на окружающих уже в том, что Герасим глухонемой. Что автор говорит о его отношении к делу?
(Герасим непросто трудолюбив. Все спорится в его руках, за что бы он не взялся, будь то дворницкая метла или крестьянская коса
- И вот привычный уклад его жизни нарушается. Как сказано об этом в тексте? (Барыня взяла его из деревни...)
- Какой же силой должна обладать старушонка, чтобы так обойтись так с богатырем? (Дело вовсе не в силе, просто она помещица, а он крепостной)
Вывод: Герасим глухонемой богатырь, одинокий, страдающий, недоумевающий.
- В чем же источник его страданий? ( В том, что он крепостной, в том, что его судьбой распоряжаются другие)
- Тяжело было Герасиму в городе?
IV.Учитель: но ко всему привыкает человек, так и Герасим привык к своей жизни. Дворовые боялись его, да и он ни с кем дружбу не водил, кроме...
Светлым пятном в жизни Герасима была Татьяна.
За что она приглянулась ему? (Найдите в тексте)
- Как это стало известно барыне?
- Что решила причудливая старуха?
- Как встретил это известие Герасим? Он стал сражаться за Татьяну? Почему?
Зачитать в тексте: « Хитрость удалась как нельзя лучше...»( стр.221 ) И тогда как человек понимающий и благородный он уходит с ее дороги, понимая, что Татьяна добровольно или по принуждению выбрала Капитона.
Трудно далось ему это? (Горе его было так велико...)
ВЫВОД: В этом негласном поединке Герасим оказался нравственно сильнее, он достойно противостоял бесчеловечности - первая нравственная победа была одержана Герасимом. Чувствуется нравственное превосходство Герасима над окружающими его людьми. Это человек сильный и нежный, великодушный и способный сохранить чувство человеческого достоинства, а потому не идущий на конфликт, потому что он понимал, что зависит от барыни, что он ничего не решает.
- Оценит ли Татьяна его благородство? Когда это произойдет? Зачитать сцену прощания Татьяны с Герасимом. (Стр. 222 со слов « Когда же всё было готово…»)
- Кто распорядился судьбой Татьяны и Капитона?
V. Герасим и Муму.
Учитель: Но вот разбитое сердце награждено находкой маленького друга.
Чтение наизусть отрывка: «Дело было к вечеру ...»
Учитель: «Два одиноких существа нашли друг друга и души нечаяли друг в друге.. .Если бы...
Проводив Татьяну, Герасим в тяжелом состоянии шел вдоль реки…
Так в его жизнь вошла Муму (слайд 4).
– Новые радостные заботы разогнали мрачные мысли, и Герасим «очень доволен был своей судьбой».
– Изменился ли с появлением Муму сам Герасим?
– Объясните смысл слов: «Ни одна мать так не ухаживала за своим ребенком, как ухаживал Герасим за своей питомицей».
6. Герасим и барыня.
(Пауза – приглашение в театр встретиться с героиней рассказа).
Но счастье Герасима и Муму длилось недолго. Однажды… Монолог ученицы в роли барыни.
(Скажи, пожалуйста, что это за собака у нас на дворе всю ночь лаяла? Мне спать не давала! Не знаю, немого ли, другого ли кого, только спать мне не дала. Да я и удивляюсь, на что такая пропасть собак! Желаю знать. Ведь есть у нас дворная собака? Ну, чего еще, на что нам еще собака? Только одни беспорядки заводить. Старшего нет в доме – вот что. И на что немому собака? Кто ему позволил собак у меня на дворе держать? Вчера я подошла к окну, а она в палисаднике лежит, какую-то мерзость притащила, грызет – а у меня там розы посажены… Чтоб ее сегодня же здесь не было… Слышишь? Сегодня же!)
– Какой была барыня?
– Почему барыня во что бы то ни стало решила убрать собаку? Чем она ей помешала? (Непослушание)
– Предпринимает ли Герасим какие-нибудь меры по спасению Муму?
(нет, он беспрекословно подчиняется воле барыни)
– Почему Герасим решает сам исполнить приказ барыни?
-Кто оказался победителем в этом нравственном поединке?
-Барыня не смогла отнять у него право быть человеком.
7. Чтение заключительного эпизода
Вывод: Силы неравны, все против него, он не сможет уберечь Муму от людей барыни. Выхода нет. Единственное, что он может сделать, – спасти собаку от жестокости и бесчувственных лакеев, облегчить ее страдания, потому что понимает, что это приказ барыни. Он принимает удивительно гордое, полное мучительной скорби и достоинства решение: утопить ее сам, чтобы напоследок никакие чужие руки не причинили ей зла.
8. Смерть Муму.
– Уход из жизни любимого существа послужил толчком к решительным, самостоятельным действиям героя.
– Что предпринимает Герасим? (он решает вернуться в свою деревню)
9. -Почему он так поступил? Причины. -Переживалась ли гибель единственного близкого существа Герасимом? -Почему Герасим покидает барский дом, самовольно уходит?
-Отрывок из повести «Уход Герасима в деревню». (стр. 240-241).
- Как связан пейзаж с действиями Герасима и его настроением?
-Докажите близость Герасима к природе.
-С кем сравнивает Тургенев Герасима в конце повести? А в начале?
-Как называется этот стилистический приём. (Автор сравнивает не внешний облик, а действия. Сначала пойманный зверь, а потом-лев). -Найдите определения в тексте, доказывающие духовную силу героя?
-А что радует Герасима в пути? (Запах поспевшей ржи, ласковые удары ветра).
-А что он чувствует?.( То что никогда не чувствовал. Это говорит о его душевном внутреннем подъёме).
-Найдите в тексте слова - повторы и подчеркните их карандашом. Зачитайте.
-Какую роль играют слова -повторы в тексте ? ( Время идёт вперёд , быстрое и безостановочное движение, сочувствие и симпатию автора).
-Почему Тургенев показал Герасима немым? (Немота -спокойствие, равнодушие крепостного- символ крепостного народа).
Вывод.
Эта повесть о сильной потребности человека преодолеть чувство одиночества. В повести изображено медленное и мучительное пробуждение сознания и зарождение протеста против барыни, деспотизма, крепостного права.
Он уже не пойманный зверь, а лев – царь, хозяин положения. Сравнение со львом помогает ощутить мощный прилив сил, делающих его неуязвимым для опасностей. Разве человек, являющийся частью такого прекрасного мира, может быть чьей-то собственностью, слепым орудием зла в чужих руках. И Герасим своим уходом в деревню протестует против действий барыни. Он больше не может мириться с тем положением, в котором оказался.
10. Подумай, кто виноват в смерти Муму? Почему ты так считаешь?
Вывод: Всем ходом повествования Тургенев доказывает, что в судьбе Герасима виновата не столько барыня, сколько существующий строй, основанный на зависимости одного человека от другого, т.е. крепостное право. В образе Герасима показаны лучшие черты народа-труженика: благородство, душевная чистота, глубина чувств, любовь к родному краю, чувство собственного достоинства, а главное, способность противостоять несправедливости (слайд 9).
- Памятник Муму поставлен в Петербурге.
11. Обобщение по уроку. Общий вывод.
Прототип Герасима.
Прототипом образа Герасима явился немой дворник Андрей, который жил у Варвары Петровны Лутовиновой, матери писателя. Это был «красавец с русыми волосами и синими глазами, огромного роста и с такой же силой, он поднимал 10 пудов. Обиды, которые терпел Герасим от своей барыни, почти полностью повторяют обиды, нанесённые реальному дворнику Андрею. Андрей, в отличие от Герасима, служил барыне до конца жизни, сохранил рабскую покорность ей даже после уничтожения собаки.
– Почему Тургенев изменил конец истории с глухонемым?
(Автор концовкой рассказа выражает свое торжество – победу Герасима не только над гнетом барыни, но и над самим собой, над привычкой терпеть и повиноваться, привычкой не иметь и не сметь иметь своих решений).
12. Оценки за урок. Рефлексия:
-что я узнал сегодня на уроке
-что мне на уроке понравилось больше всего
-что я запомнил…
Оценки за урок…………
13. Задание на дом: написать письмо барыне или Герасиму от ученика 21 века
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.