Разработка урока по математике для 5 кл по теме "Сравнение десятичных дробей"
Оценка 4.8

Разработка урока по математике для 5 кл по теме "Сравнение десятичных дробей"

Оценка 4.8
docx
15.02.2022
Разработка урока по математике для 5 кл по теме "Сравнение десятичных дробей"
УРОК сравнение №3 - копия.docx

Технологическая карта урока математики

 

Предмет

Математика

Класс

5

Автор учебника

Мерзляк А.Г., Полонский В.Б., Якир М.С.

Тема урока

Сравнение десятичных дробей

Тип урока

Урок знакомства с новым материалом

Цель

Научить учащихся сравнивать десятичные дроби

Задачи

- Обучающая: сформулировать правило сравнения десятичных дробей; сформировать умение пользоваться этим правилом

- Развивающая: развивать логическое мышление, память, познавательный интерес, продолжить формировать математическую речь, вырабатывать умение анализировать и сравнивать, развивать навыки самоконтроля

 - Воспитывающая: развитие любознательности и интереса к предмету, воспитание у учащихся навыков учебного труда, формирование ответственности за конечный результат, доброжелательного отношения друг к другу

Методы проведения урока

Игровые, коммуникационные, проблемные.

Формы работы

Фронтальная, парная, групповая, индивидуальная.

Технологии

Здоровьесберегающие, игровые, информационно-коммуникационные.

Оборудование

Компьютер, мультимедийный проектор, экран, карточки для индивидуальной работы, конверты с заданиями для парной и коллективной работы, карточки с различными изображениями настроения совы для рефлексии, магниты, доска, магнитные доски для рисования, знаки сравнения на магнитах.

Формирование УУД

Личностные

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

Доброжелательное отношение к окружающим;  устойчивый познавательный интерес; умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты.

 

 

Планирование алгоритма построения диалога с партнером; владение навыками самоанализа и самооценки своей деятельности.

Строить логические рассуждения; извлекать необходимую информацию; находить наиболее эффективный способ решения задач в зависимости от конкретных условий; давать определение понятиям.

Умение сотрудничать с учителем и одноклассниками, учитывать разные мнения в сотрудничестве; аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;

работать в паре, устанавливать рабочие отношения.

 

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

- Сравнивать и упорядочивать десятичные дроби.

- Понимать связь отношений «больше» и «меньше» с расположением то­чек на координатном луче.  

- Действовать в соответствии с алгоритмом.

- Видеть учебную задачу в контексте проблемной ситуации. 

- Анализировать информацию.

- Строить логические рассуждения.

- Участвовать в коллективном обсуждении.

- Положительное отношение к уроку.

- Вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения.

- Осознание необходимости самосовершенствования.

- Проявлять самостоятельность при выполнении заданий.

- Способность адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в изучении математики.

 - Аргументировать свою позицию.

- Корректировка своего поведения на уроке в соответствии с моральной нормой.

Организационная структура урока

Этапы урока

Формируемые УУД

Деятельность

Время,

Мин

учителя

учащихся

№1

Организационный этап.

 

Цель: создать благоприятный психологический климат

Коммуникативные: Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Слушать, отвечать и реагировать на реплику адекватно речевой ситуации.

 

Регулятивные:  Целеполагание.

 

Личностные: 

Самоопределение. Развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, формирование мотивации и формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и самообразованию.

(Слайд №1)- пустой на экране.

Добрый день, ребята! Я рада вас видеть.

Проверьте, готовы ли вы к уроку. Все ли ребята присутствуют?

 

Сегодня на урок я к вам пришла с моей знакомой. А вам она знакома?  Правильно, Совунья из известного вам мультфильма, очень умная, внимательная. Для того, чтобы стать такой она много училась.

(Слайд №2)

Давайте ей улыбнемся и помашем ручками. Постараемся стать друзьями для нее. Ребята, у вас на столах три картинки с разными настроениями Совуньи (грустным, веселым). Выберите одну, с каким настроением вы пришли на урок, и поднимите ее вверх. (Приложение №1)

Готовятся к уроку, настраивают себя на работу.

 

 

Отвечают на вопрос учителя: да, это Совунья.

 

 

 

Машут руками и приветствуют Совунью.

 

Выбирают одну из трех карточек (веселую, грустную),           поднимают  выбранную вверх.

2

№2

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

 

Цель: познакомить с темой урока и целью

Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

 

Коммуникативные: проявление активности во взаимодействии для решения познавательных задач;  умение использовать речь для регуляции своего действия, строение  понятные для окружающих высказывания.

 

Регулятивные: Целеполагание. Уметь планировать свою деятельность в соответствии с целевой установкой.

 

Личностные: Самоопределение, умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия.

 

Ребята, чтобы определиться с темой и целью нашего урока, для начала обратимся к слайдам и проведем устный счет.

(Слайд №3)

Сравните числа на экране. У вас на партах планшеты и ручки (магнитные доски для рисования). На планшетах напишите номер той дроби, какая больше: первая или вторая.

Правильно, больше первая из дробей. (Слайд №4)  Кто может проговорить, почему?

 

(Слайд №5) Сравните другие числа?

Правильно, больше вторая из дробей. (Слайд №6)  Кто может проговорить, почему?

 

(Слайд №7) Среди данных чисел выберите большее?

Правильно, больше второе число.

(Слайд №8)  Кто может проговорить, почему?

 

(Слайд №9) Какое здесь большее?

Правильно, больше второе число.

(Слайд №10)  Кто может проговорить, почему?

 

 

 

Ребята, какие мы сейчас числа сравнивали?

 

Постановка проблемы

Хорошо, с вами сравним еще два числа. Какое из данных чисел больше?

(Слайд №11)  

 

Ребята, как вы думаете, чему на уроке мы будем учиться?

 

Какая тема нашего урока? Какую цель мы поставим сегодня на уроке?

 

Планшеты уберите в сторону.

Открываем тетради, записываем дату, классная работа и тему урока «Сравнение десятичных дробей».

 

Слушают учителя, отвечают на вопросы.

 

 

Сравнивают .

 

На планшетах пишут №1.

Знаменатели одинаковые, сравниваем числители, 9 больше 3, поэтому первая дробь больше второй.

 

Сравнивают

На планшетах пишут №2.

Неправильная дробь больше правильной.

 

Сравнивают .

На планшетах пишут №2.

У второго смешанного числа целая часть больше, поэтому оно больше.

 

Сравнивают .

На планшетах пишут №2.

Целые части одинаковые, сравниваем дробные части. У второго числа дробная часть больше, поэтому оно больше.

 

Обыкновенные дроби, правильные и неправильные, смешанные числа.

 

Отвечают, что не могут сравнить эти числа, так как они десятичные.

 

Учиться сравнивать десятичные дроби.

 

Сравнение десятичных дробей. Научиться сравнивать десятичные дроби.

 

 

Записывают дату, классная работа и тему урока.

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

№3

Этап актуализации знаний.

 

Цель:, Стимулировать активность ученика на восприятие учебного материала, производить первичное усвоение изученного материала с помощью приёма «верно-неверно»

 

 

 

Познавательные: структурирование собственных знаний.

 

Коммуникативные: умение использовать речь для регуляции своего действия, строить понятные для окружающих высказывания.     

 

 

Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

 

Личностные:  оценивание усваиваемого материала.

 

 

Ребята, а вы не забыли, что наша гостья на уроке Совунья очень мудрая? Она мне подсказывает поискать ответ на наш вопрос у лучшего друга ученика на уроке - учебника. Откройте страницу 212, прочтите правило №1:

«Если в конце десятичной дроби приписать нуль или отбросить нуль, то получится дробь, равная данной».

Давайте разберемся почему так можно поступать (приписывать нули или же отбрасывать их в конце десятичной дроби)

Если мы рассмотрим наши числа с единицей измерения метр, то получим:

3,8 м = 3м 8 дм = 380 см

3,80м = 3м 80 см = 380 см

Делаем вывод о том, что 3,8 = 3,80

(Слайд №12)  

 

Ребята, Совунья придумала свой пример на сравнение двух десятичных дробей и хочет вам его показать. Давайте с вами проверим, выполнила ли она его верно.

Если вы считаете, что задание верно выполнено, поднимите картинку с веселой Совуньей, если Совунья  ошиблась и выполнила неверно, поднимите картинку с грустной Совуньей. 

(Слайд №13)

 

Ребята, Совунья ошиблась. (Слайд №14) Приписывать нули или же их отбрасывать мы можем только в конце десятичной дроби.

Правильный пример на сравнение следующий. (Слайд №15)

 

 

 

Ребята, Совунья нам предлагает сравнить следующую пару чисел: 4,1 и 2,357

(Слайд №16)

Как вы думаете, в этой ситуации как мы должны рассуждать?

 

Здесь в первую очередь нужно посмотреть на целую часть дробей. Та из дробей будет больше, у которой целая часть больше. (Слайд №17)

Давайте в нашем учебнике на странице 211 прочитаем правило №2:

 

«Из двух десятичных дробей больше та, у которой чалая часть больше»

Ребята у меня на доске две десятичные дроби написаны. Правильно ли я сейчас поставлю знак сравнения?

На доске учитель сравнивает дроби:

3,567  > 35,1

 

Учитель исправляет ошибку: 3,567  < 35,1.

 

Молодцы, что внимательные и видите ошибки. Совунья вами гордится, посмотрите (Слайд №18)

Хорошо, а кто может следующее задание выполнить на сравнение десятичных дробей 7,3 и 7,29? Внимание на экран. (Слайд №19)

 

Верно, ребята, правило сравнения десятичных дробей у нас в учебнике формулируется на странице 212. Прочтите правило №3:

«Чтобы сравнить две десятичные дроби с равными целыми частями и различным количеством цифр после запятой, надо с помощью приписывания нулей справа уравнять количество цифр в дробных частях, после чего сравнить полученные дроби поразрядно» (Слайд №20)

Ребята, все ли правила вам понятны?

 

Открывают учебники и читают правило. Воспринимают информацию, анализируют, делают вывод.

 

 

 

 

Слушают учителя, записывают себе в тетрадь информацию о переводе одних единиц измерения в другие. Делают выводы.

 

Воспринимают информацию на экране, анализируют.

 

 

 

 

Поднимают сигнальные карточки (грустные или веселые картинки с Совуньей) для ответов.

 

Идет обсуждение ответов, обоснование правильных.

 

 

 

После выполнения задания идет разбор ответов учащихся с аргументацией своей позиции.

 

Воспринимают информацию на экране. Делают вывод, что на экране приведенный пример неверный.

 

Анализируют на экране информацию, высказывают предположения о том, которое больше и стараются ответить почему.

Больше первая дробь, так как у нее целая часть больше.

 

 

 

 

Читают правило на странице 211.

 

 

 

 

 

 

Отвечают, что неверное сравнение. Целая часть второй дроби больше, значит она больше.

 

 

 

Отвечают, что можно приписывать нули в конце десятичной дроби. Тогда можно сравнить дробные части поразрядно.

Получаем, что 7,30 > 7,29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопрос учителя.

8

№4

Этап первичной проверки понимания изученного.

 

Цель: проверить знания нахождения суммы и разности натурального числа и смешанного.

Познавательные: формирование умений совместно с другими детьми в группе сверять полученные результаты с образцом, формирование интереса к данной теме.

 

Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

 

Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата.

 

Личностные:  умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия;

формирование готовности к самообразованию.

 

Ребята, а теперь давайте выполним номера из нашего учебника

№821 (1); №822 (1); №823 (устно) (Приложение 2)

(Слайд №21)                          

 

Кто желает выполнить №821(1) ?

(ученик у доски)

 

Следующий номер №822 (1) выполним в парах. Два человека по желанию могут выполнить это задание у доски. Для удобства можно записывать столбиком дроби. (два человека у доски)

 

 

 

Совунья предлагает выполнить следующий номер №823 на магнитных досках. Укажите номер большей из дробей.

Учитель комментирует ответы детей, если неправильно то, просит объяснить выбранный ответ учащимся.

 

Выполняют работу самостоятельно, сравнивая с тем, что пишем учащийся у доски.

 

5,400 = 5,40 = 5,4 = 5,4000

 

 

Выполняют задание в парах, каждая пара сидящих рядом просматривают свои работы, обсуждают результаты, сравнивая их с представленными на доске.

 

 

 

Работа детей с магнитными досками, пишут номер большей десятичной дроби.

 

8

 

 

№5

Физминутка.

 

Цель: Сменить деятель-ность, обеспечить эмоциональ-ную разгрузку учащихся.

 

 

Личностные:  личностная ориентация на здоровый образ жизни.

 

Ребята, давайте немножко отдохнем и выполним физминутку под музыку. (Слайд №22)

Учитель включает следующий слайд, чтобы не отвлекало внимание детей изображение на экране.

(Слайд 23) – пустой слайд

Повторяют движения за учителем.

1

№6

Этап обобщения и систематизации знаний

 

Цель: повторить правила сложения и вычитания смешанных чисел, корректировать знания учащихся после выполнения теста.

Познавательные: умение  ориентироваться в системе своих  знаний.

 

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли контроль, коррекция, оценка.

 

Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата.

 

Личностные:  формирование позитивной самооценки.

 

 

Давайте, давайте выполним теперь задание в группах. Выполняем номер №826 на скорость, кто быстрее и внимательнее. Переписывать ничего не нужно у меня эти десятичные дроби уже напечатаны в конверте. Вам лишь нужно расположить их в правильном порядке по возрастанию (Приложение 3)

 

 

Для закрепления выполним тест на готовых карточках по нашей теме. Подпишите тесты, правильный ответ обведите  в кружок. (Приложение 4)

(тест из 5 заданий в двух вариантах)

Вариант 1

1. Сравнить  5,894 и 6,1:

а) 5,894 > 6,1;                  

б) 5,894 = 6,1;

в) 5,894 < 6,1.                     

2. Сравнить 0,529 и 0,57:

а) 0,529 < 0,57;                    

б) 0,529 = 0,57;

в) 0,529 > 0,57.                  

3. Сравнить 2,4  и 2,40:

а) 2,4 < 2,40;                    

б) 2,4 = 2,40;

в) 2,4 > 2,40.                

4. Замените значок «*» цифрой так, чтобы полученная запись была верной     5,688 < 5,6*1:

а) 8;     б) 9;    в) 0.   

5. Числа 4,41*;  4,*2;  4,31*5 записаны в порядке убывания. Вместо звездочки впишите одну и ту же цифру так, чтобы условие осталось верным.

а) 5;        б) 2;         в) 3.        

Вариант 2

1. Сравнить 56,913 и 59,1:

а) 56,913> 59,1;                    

б) 56,913= 59,1;

в) 56,913 < 59,1.

2. Сравнить 0,634 и 0,67:

а) 0,634 < 0,67;                    

б) 0,634 = 0,67;

в) 0,634 > 0,67.

3. Сравнить  8,20  и 8,2:

а) 8,20 < 8,2;                    

б) 8,20 = 8,2;

в) 8,20 > 8,2.

4. Замените значок «*» цифрой так, чтобы полученная запись была верной     0,7*5 < 0,715:

а) 1;     б) 0;    в) 2.

5. Числа 5,2*;  5,**;  5,*4 записаны в порядке возрастания. Вместо звездочки впишите одну и ту же цифру так, чтобы условие осталось верным.

а) 3;         б) 4;        в) 5.

 

Давайте проверим наши работы. Поменяемся карточками с соседом по парте. Побудим  в роли учителя, ориентируясь на экран с правильными ответами. (Слайд №24)

 

Выполняют задания в группах. В конвертах карточки с десятичными дробями, учащиеся располагают их в порядке возрастания на парте.

 

 

 

 

 

Выполняют оценку результатов деятельности.

 

 

 

 

 

Выполняют тест. Взаимопроверкой осуществляют проверку. 

6

 

№7

Этап информации о домашнем задании

 

Цель: обеспечение понимания детьми содержания и выполнения домашнего задания

Познавательные: осуществлять анализ информации.

 

Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения.

 

Регулятивные: использовать речь для регуляции своего действия.

 

Личностные:  умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия.

 

Ребята, откроем дневники, запишем домашнее задание. (Слайд №25)

Задание №1

Выполнить из учебника №824 и на страницах 211 – 212 выучить правила сравнения десятичных дробей.

Задание №2

Раскрасьте любимый торт Совуньи в соответствии с ответами. (Приложение 5)

Фиксируют информацию в дневники, задают вопросы.

2

№8

Этап подведения итогов учебного занятия

 

Цель: дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся.  

Познавательные: структурировать, выделять главное и второстепенное.

 

Коммуникативные: адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

 

Регулятивные: самостоятельно анализировать условия достижения целей на основе учета выделенных.

 

Личностные:  адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

 

Ребята давайте подведем итоги нашего урока.

- Какую цель ставили перед собой на уроке?

- Смогли ли ее достичь?

Отвечают на вопросы.

1

№9

Рефлексия

 

Цель: способность адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в изучении темы.

Познавательные: рефлексия.

 

Коммуникативные: умение анализировать собственные успехи, неудачи, определять пути коррекции.

 

Регулятивные: оценивание собственной деятельности на уроке.

 

Личностные:  формирование самооценки.

 

 

Ребята, а теперь вернемся к картинкам с грустной и веселой Совуньей. Поднимите вверх ту картинку, которую посчитаете нужной лично для вас. Грустная картинка означает, что на уроке я работал плохо, я многое не понимал. Веселая означает, что на уроке я работал отлично, мне было всё понятно.

 

Спасибо за урок. (Слайд 26)

Вы стали настоящими друзьями   Совуньи, и в благодарность она приготовила вам конверты с сюрпризом.

 

Оценивают свою работу на уроке.

 

Получают конверты с сюрпризом (внутри конфета).

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Приложение 1

Картинки для работы на уроке и рефлексии

 

                             

Грустная Совунья                                            Веселая Совунья

 

 

Приложение 2

 

№821 (1) из учебника

Запишите несколько десятичных дробей, равных данной: 5,400

 

№822 (1) из учебника

Уравняйте количество цифр после запятой в данных дробях: 2,16; 18,5; 0,476; 1,4

 

№823 из учебника

Сравните числа:

 

 

1)    9,4 и 9,6

3)6,3 и 6,31

5)0,3 и 0,08

2)    5,5  и 4,8

4)3,29 и 3,316

6)7,2 и 7,094

 

 

 

 

Приложение 3

№826 из учебника

Запишите числа в порядке возрастания: 9,6; 9,8; 9,53; 9,02, 9,2

(эти десятичные дроби напечатаны в конвертах)

 

 

 

Приложение 4

Тест на понимание нового материала урока

 

Вариант 1

1. Сравнить  5,894 и 6,1:

а) 5,894 > 6,1;                  

б) 5,894 = 6,1;

в) 5,894 < 6,1.                     

2. Сравнить 0,529 и 0,57:

а) 0,529 < 0,57;                    

б) 0,529 = 0,57;

в) 0,529 > 0,57.                  

3. Сравнить 2,4  и 2,40:

а) 2,4 < 2,40;                    

б) 2,4 = 2,40;

в) 2,4 > 2,40.                

4. Замените значок «*» цифрой так, чтобы полученная запись была верной     5,688 < 5,6*1:

а) 8;     б) 9;    в) 0.   

5. Числа 4,41*;  4,*2;  4,31*5 записаны в порядке убывания. Вместо звездочки впишите одну и ту же цифру так, чтобы условие осталось верным.

а) 5;        б) 2;         в) 3.        

 

Вариант 2

1. Сравнить 56,913 и 59,1:

а) 56,913> 59,1;                    

б) 56,913= 59,1;

в) 56,913 < 59,1.

2. Сравнить 0,634 и 0,67:

а) 0,634 < 0,67;                    

б) 0,634 = 0,67;

в) 0,634 > 0,67.

3. Сравнить  8,20  и 8,2:

а) 8,20 < 8,2;                    

б) 8,20 = 8,2;

в) 8,20 > 8,2.

4. Замените значок «*» цифрой так, чтобы полученная запись была верной     0,7*5 < 0,715:

а) 1;     б) 0;    в) 2.

5. Числа 5,2*;  5,**;  5,*4 записаны в порядке возрастания. Вместо звездочки впишите одну и ту же цифру так, чтобы условие осталось верным.

а) 3;         б) 4;        в) 5.

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 5

 

Домашнее задание

 

1)    Номер 824 из учебника

Сравните числа:

 

 

3)    16,8 и 17, 3

3)24,92 и 24,9

5)0,065 и 0,1

4)    12,7  и 12, 5

4)18,486 и 18,5

6)96,35 и 96,087

 

2)    Раскрасить торт Совуньи в соответствии с получившимися ответами

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Технологическая карта урока математики

Технологическая карта урока математики

Предметные Метапредметные

Предметные Метапредметные

Постановка цели и задач урока.

Постановка цели и задач урока.

Ребята, как вы думаете, чему на уроке мы будем учиться?

Ребята, как вы думаете, чему на уроке мы будем учиться?

Совуньей, если Совунья ошиблась и выполнила неверно, поднимите картинку с грустной

Совуньей, если Совунья ошиблась и выполнила неверно, поднимите картинку с грустной

Молодцы, что внимательные и видите ошибки

Молодцы, что внимательные и видите ошибки

Ребята, а теперь давайте выполним номера из нашего учебника №821 (1); №822 (1); №823 (устно) (Приложение 2) (Слайд №21)

Ребята, а теперь давайте выполним номера из нашего учебника №821 (1); №822 (1); №823 (устно) (Приложение 2) (Слайд №21)

Познавательные: умение ориентироваться в системе своих знаний

Познавательные: умение ориентироваться в системе своих знаний

Давайте проверим наши работы.

Давайте проверим наши работы.

Этап подведения итогов учебного занятия

Этап подведения итогов учебного занятия

Приложение 1 Картинки для работы на уроке и рефлексии

Приложение 1 Картинки для работы на уроке и рефлексии

Приложение 3 №826 из учебника

Приложение 3 №826 из учебника

Приложение 5 Домашнее задание 1)

Приложение 5 Домашнее задание 1)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.02.2022