Технологическая карта урока математики
Предмет |
Математика |
||||||||
Класс |
5 |
||||||||
Автор учебника |
Мерзляк А.Г., Полонский В.Б., Якир М.С. |
||||||||
Тема урока |
Сравнение десятичных дробей |
||||||||
Тип урока |
Урок знакомства с новым материалом |
||||||||
Цель |
Научить учащихся сравнивать десятичные дроби |
||||||||
Задачи |
- Обучающая: сформулировать правило сравнения десятичных дробей; сформировать умение пользоваться этим правилом - Развивающая: развивать логическое мышление, память, познавательный интерес, продолжить формировать математическую речь, вырабатывать умение анализировать и сравнивать, развивать навыки самоконтроля - Воспитывающая: развитие любознательности и интереса к предмету, воспитание у учащихся навыков учебного труда, формирование ответственности за конечный результат, доброжелательного отношения друг к другу |
||||||||
Методы проведения урока |
Игровые, коммуникационные, проблемные. |
||||||||
Формы работы |
Фронтальная, парная, групповая, индивидуальная. |
||||||||
Технологии |
Здоровьесберегающие, игровые, информационно-коммуникационные. |
||||||||
Оборудование |
Компьютер, мультимедийный проектор, экран, карточки для индивидуальной работы, конверты с заданиями для парной и коллективной работы, карточки с различными изображениями настроения совы для рефлексии, магниты, доска, магнитные доски для рисования, знаки сравнения на магнитах. |
||||||||
Формирование УУД |
|||||||||
Личностные |
Регулятивные |
Познавательные |
Коммуникативные |
||||||
Доброжелательное отношение к окружающим; устойчивый познавательный интерес; умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты.
|
Планирование алгоритма построения диалога с партнером; владение навыками самоанализа и самооценки своей деятельности. |
Строить логические рассуждения; извлекать необходимую информацию; находить наиболее эффективный способ решения задач в зависимости от конкретных условий; давать определение понятиям. |
Умение сотрудничать с учителем и одноклассниками, учитывать разные мнения в сотрудничестве; аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом; работать в паре, устанавливать рабочие отношения.
|
||||||
Планируемые результаты |
|||||||||
Предметные |
Метапредметные |
Личностные |
|||||||
- Сравнивать и упорядочивать десятичные дроби. - Понимать связь отношений «больше» и «меньше» с расположением точек на координатном луче. |
- Действовать в соответствии с алгоритмом. - Видеть учебную задачу в контексте проблемной ситуации. - Анализировать информацию. - Строить логические рассуждения. - Участвовать в коллективном обсуждении. |
- Положительное отношение к уроку. - Вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения. - Осознание необходимости самосовершенствования. - Проявлять самостоятельность при выполнении заданий. - Способность адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в изучении математики. - Аргументировать свою позицию. - Корректировка своего поведения на уроке в соответствии с моральной нормой. |
|||||||
Организационная структура урока |
|||||||||
Этапы урока |
Формируемые УУД |
Деятельность |
Время, Мин |
||||||
учителя |
учащихся |
||||||||
№1 Организационный этап.
Цель: создать благоприятный психологический климат |
Коммуникативные: Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Слушать, отвечать и реагировать на реплику адекватно речевой ситуации.
Регулятивные: Целеполагание.
Личностные: Самоопределение. Развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, формирование мотивации и формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и самообразованию. |
(Слайд №1)- пустой на экране. Добрый день, ребята! Я рада вас видеть. Проверьте, готовы ли вы к уроку. Все ли ребята присутствуют?
Сегодня на урок я к вам пришла с моей знакомой. А вам она знакома? Правильно, Совунья из известного вам мультфильма, очень умная, внимательная. Для того, чтобы стать такой она много училась. (Слайд №2) Давайте ей улыбнемся и помашем ручками. Постараемся стать друзьями для нее. Ребята, у вас на столах три картинки с разными настроениями Совуньи (грустным, веселым). Выберите одну, с каким настроением вы пришли на урок, и поднимите ее вверх. (Приложение №1) |
Готовятся к уроку, настраивают себя на работу.
Отвечают на вопрос учителя: да, это Совунья.
Машут руками и приветствуют Совунью.
Выбирают одну из трех карточек (веселую, грустную), поднимают выбранную вверх. |
2 |
|||||
№2 Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Цель: познакомить с темой урока и целью |
Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.
Коммуникативные: проявление активности во взаимодействии для решения познавательных задач; умение использовать речь для регуляции своего действия, строение понятные для окружающих высказывания.
Регулятивные: Целеполагание. Уметь планировать свою деятельность в соответствии с целевой установкой.
Личностные: Самоопределение, умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия.
|
Ребята, чтобы определиться с темой и целью нашего урока, для начала обратимся к слайдам и проведем устный счет. (Слайд №3) Сравните числа на экране. У вас на партах планшеты и ручки (магнитные доски для рисования). На планшетах напишите номер той дроби, какая больше: первая или вторая. Правильно, больше первая из дробей. (Слайд №4) Кто может проговорить, почему?
(Слайд №5) Сравните другие числа? Правильно, больше вторая из дробей. (Слайд №6) Кто может проговорить, почему?
(Слайд №7) Среди данных чисел выберите большее? Правильно, больше второе число. (Слайд №8) Кто может проговорить, почему?
(Слайд №9) Какое здесь большее? Правильно, больше второе число. (Слайд №10) Кто может проговорить, почему?
Ребята, какие мы сейчас числа сравнивали?
Постановка проблемы Хорошо, с вами сравним еще два числа. Какое из данных чисел больше? (Слайд №11)
Ребята, как вы думаете, чему на уроке мы будем учиться?
Какая тема нашего урока? Какую цель мы поставим сегодня на уроке?
Планшеты уберите в сторону. Открываем тетради, записываем дату, классная работа и тему урока «Сравнение десятичных дробей».
|
Слушают учителя, отвечают на вопросы.
Сравнивают .
На планшетах пишут №1. Знаменатели одинаковые, сравниваем числители, 9 больше 3, поэтому первая дробь больше второй.
Сравнивают На планшетах пишут №2. Неправильная дробь больше правильной.
Сравнивают . На планшетах пишут №2. У второго смешанного числа целая часть больше, поэтому оно больше.
Сравнивают . На планшетах пишут №2. Целые части одинаковые, сравниваем дробные части. У второго числа дробная часть больше, поэтому оно больше.
Обыкновенные дроби, правильные и неправильные, смешанные числа.
Отвечают, что не могут сравнить эти числа, так как они десятичные.
Учиться сравнивать десятичные дроби.
Сравнение десятичных дробей. Научиться сравнивать десятичные дроби.
Записывают дату, классная работа и тему урока. |
3
|
|||||
№3 Этап актуализации знаний.
Цель:, Стимулировать активность ученика на восприятие учебного материала, производить первичное усвоение изученного материала с помощью приёма «верно-неверно»
|
Познавательные: структурирование собственных знаний.
Коммуникативные: умение использовать речь для регуляции своего действия, строить понятные для окружающих высказывания.
Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Личностные: оценивание усваиваемого материала.
|
Ребята, а вы не забыли, что наша гостья на уроке Совунья очень мудрая? Она мне подсказывает поискать ответ на наш вопрос у лучшего друга ученика на уроке - учебника. Откройте страницу 212, прочтите правило №1: «Если в конце десятичной дроби приписать нуль или отбросить нуль, то получится дробь, равная данной». Давайте разберемся почему так можно поступать (приписывать нули или же отбрасывать их в конце десятичной дроби) Если мы рассмотрим наши числа с единицей измерения метр, то получим: 3,8 м = 3м 8 дм = 380 см 3,80м = 3м 80 см = 380 см Делаем вывод о том, что 3,8 = 3,80 (Слайд №12)
Ребята, Совунья придумала свой пример на сравнение двух десятичных дробей и хочет вам его показать. Давайте с вами проверим, выполнила ли она его верно. Если вы считаете, что задание верно выполнено, поднимите картинку с веселой Совуньей, если Совунья ошиблась и выполнила неверно, поднимите картинку с грустной Совуньей. (Слайд №13)
Ребята, Совунья ошиблась. (Слайд №14) Приписывать нули или же их отбрасывать мы можем только в конце десятичной дроби. Правильный пример на сравнение следующий. (Слайд №15)
Ребята, Совунья нам предлагает сравнить следующую пару чисел: 4,1 и 2,357 (Слайд №16) Как вы думаете, в этой ситуации как мы должны рассуждать?
Здесь в первую очередь нужно посмотреть на целую часть дробей. Та из дробей будет больше, у которой целая часть больше. (Слайд №17) Давайте в нашем учебнике на странице 211 прочитаем правило №2:
«Из двух десятичных дробей больше та, у которой чалая часть больше» Ребята у меня на доске две десятичные дроби написаны. Правильно ли я сейчас поставлю знак сравнения? На доске учитель сравнивает дроби: 3,567 > 35,1
Учитель исправляет ошибку: 3,567 < 35,1.
Молодцы, что внимательные и видите ошибки. Совунья вами гордится, посмотрите (Слайд №18) Хорошо, а кто может следующее задание выполнить на сравнение десятичных дробей 7,3 и 7,29? Внимание на экран. (Слайд №19)
Верно, ребята, правило сравнения десятичных дробей у нас в учебнике формулируется на странице 212. Прочтите правило №3: «Чтобы сравнить две десятичные дроби с равными целыми частями и различным количеством цифр после запятой, надо с помощью приписывания нулей справа уравнять количество цифр в дробных частях, после чего сравнить полученные дроби поразрядно» (Слайд №20) Ребята, все ли правила вам понятны?
|
Открывают учебники и читают правило. Воспринимают информацию, анализируют, делают вывод.
Слушают учителя, записывают себе в тетрадь информацию о переводе одних единиц измерения в другие. Делают выводы.
Воспринимают информацию на экране, анализируют.
Поднимают сигнальные карточки (грустные или веселые картинки с Совуньей) для ответов.
Идет обсуждение ответов, обоснование правильных.
После выполнения задания идет разбор ответов учащихся с аргументацией своей позиции.
Воспринимают информацию на экране. Делают вывод, что на экране приведенный пример неверный.
Анализируют на экране информацию, высказывают предположения о том, которое больше и стараются ответить почему. Больше первая дробь, так как у нее целая часть больше.
Читают правило на странице 211.
Отвечают, что неверное сравнение. Целая часть второй дроби больше, значит она больше.
Отвечают, что можно приписывать нули в конце десятичной дроби. Тогда можно сравнить дробные части поразрядно. Получаем, что 7,30 > 7,29
Отвечают на вопрос учителя. |
8 |
|||||
№4 Этап первичной проверки понимания изученного.
Цель: проверить знания нахождения суммы и разности натурального числа и смешанного. |
Познавательные: формирование умений совместно с другими детьми в группе сверять полученные результаты с образцом, формирование интереса к данной теме.
Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.
Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата.
Личностные: умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; формирование готовности к самообразованию.
|
Ребята, а теперь давайте выполним номера из нашего учебника №821 (1); №822 (1); №823 (устно) (Приложение 2) (Слайд №21)
Кто желает выполнить №821(1) ? (ученик у доски)
Следующий номер №822 (1) выполним в парах. Два человека по желанию могут выполнить это задание у доски. Для удобства можно записывать столбиком дроби. (два человека у доски)
Совунья предлагает выполнить следующий номер №823 на магнитных досках. Укажите номер большей из дробей. Учитель комментирует ответы детей, если неправильно то, просит объяснить выбранный ответ учащимся.
|
Выполняют работу самостоятельно, сравнивая с тем, что пишем учащийся у доски.
5,400 = 5,40 = 5,4 = 5,4000
Выполняют задание в парах, каждая пара сидящих рядом просматривают свои работы, обсуждают результаты, сравнивая их с представленными на доске.
Работа детей с магнитными досками, пишут номер большей десятичной дроби.
|
8
|
|||||
№5 Физминутка.
Цель: Сменить деятель-ность, обеспечить эмоциональ-ную разгрузку учащихся.
|
Личностные: личностная ориентация на здоровый образ жизни.
|
Ребята, давайте немножко отдохнем и выполним физминутку под музыку. (Слайд №22) Учитель включает следующий слайд, чтобы не отвлекало внимание детей изображение на экране. (Слайд 23) – пустой слайд |
Повторяют движения за учителем. |
1 |
|||||
№6 Этап обобщения и систематизации знаний
Цель: повторить правила сложения и вычитания смешанных чисел, корректировать знания учащихся после выполнения теста. |
Познавательные: умение ориентироваться в системе своих знаний.
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли контроль, коррекция, оценка.
Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата.
Личностные: формирование позитивной самооценки.
|
Давайте, давайте выполним теперь задание в группах. Выполняем номер №826 на скорость, кто быстрее и внимательнее. Переписывать ничего не нужно у меня эти десятичные дроби уже напечатаны в конверте. Вам лишь нужно расположить их в правильном порядке по возрастанию (Приложение 3)
Для закрепления выполним тест на готовых карточках по нашей теме. Подпишите тесты, правильный ответ обведите в кружок. (Приложение 4) (тест из 5 заданий в двух вариантах) Вариант 1 1. Сравнить 5,894 и 6,1: а) 5,894 > 6,1; б) 5,894 = 6,1; в) 5,894 < 6,1. 2. Сравнить 0,529 и 0,57: а) 0,529 < 0,57; б) 0,529 = 0,57; в) 0,529 > 0,57. 3. Сравнить 2,4 и 2,40: а) 2,4 < 2,40; б) 2,4 = 2,40; в) 2,4 > 2,40. 4. Замените значок «*» цифрой так, чтобы полученная запись была верной 5,688 < 5,6*1: а) 8; б) 9; в) 0. 5. Числа 4,41*; 4,*2; 4,31*5 записаны в порядке убывания. Вместо звездочки впишите одну и ту же цифру так, чтобы условие осталось верным. а) 5; б) 2; в) 3. Вариант 2 1. Сравнить 56,913 и 59,1: а) 56,913> 59,1; б) 56,913= 59,1; в) 56,913 < 59,1. 2. Сравнить 0,634 и 0,67: а) 0,634 < 0,67; б) 0,634 = 0,67; в) 0,634 > 0,67. 3. Сравнить 8,20 и 8,2: а) 8,20 < 8,2; б) 8,20 = 8,2; в) 8,20 > 8,2. 4. Замените значок «*» цифрой так, чтобы полученная запись была верной 0,7*5 < 0,715: а) 1; б) 0; в) 2. 5. Числа 5,2*; 5,**; 5,*4 записаны в порядке возрастания. Вместо звездочки впишите одну и ту же цифру так, чтобы условие осталось верным. а) 3; б) 4; в) 5.
Давайте проверим наши работы. Поменяемся карточками с соседом по парте. Побудим в роли учителя, ориентируясь на экран с правильными ответами. (Слайд №24)
|
Выполняют задания в группах. В конвертах карточки с десятичными дробями, учащиеся располагают их в порядке возрастания на парте.
Выполняют оценку результатов деятельности.
Выполняют тест. Взаимопроверкой осуществляют проверку. |
6
|
|||||
№7 Этап информации о домашнем задании
Цель: обеспечение понимания детьми содержания и выполнения домашнего задания |
Познавательные: осуществлять анализ информации.
Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения.
Регулятивные: использовать речь для регуляции своего действия.
Личностные: умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия.
|
Ребята, откроем дневники, запишем домашнее задание. (Слайд №25) Задание №1 Выполнить из учебника №824 и на страницах 211 – 212 выучить правила сравнения десятичных дробей. Задание №2 Раскрасьте любимый торт Совуньи в соответствии с ответами. (Приложение 5) |
Фиксируют информацию в дневники, задают вопросы. |
2 |
|||||
№8 Этап подведения итогов учебного занятия
Цель: дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся. |
Познавательные: структурировать, выделять главное и второстепенное.
Коммуникативные: адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
Регулятивные: самостоятельно анализировать условия достижения целей на основе учета выделенных.
Личностные: адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
|
Ребята давайте подведем итоги нашего урока. - Какую цель ставили перед собой на уроке? - Смогли ли ее достичь? |
Отвечают на вопросы. |
1 |
|||||
№9 Рефлексия
Цель: способность адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в изучении темы. |
Познавательные: рефлексия.
Коммуникативные: умение анализировать собственные успехи, неудачи, определять пути коррекции.
Регулятивные: оценивание собственной деятельности на уроке.
Личностные: формирование самооценки.
|
Ребята, а теперь вернемся к картинкам с грустной и веселой Совуньей. Поднимите вверх ту картинку, которую посчитаете нужной лично для вас. Грустная картинка означает, что на уроке я работал плохо, я многое не понимал. Веселая означает, что на уроке я работал отлично, мне было всё понятно.
Спасибо за урок. (Слайд 26) Вы стали настоящими друзьями Совуньи, и в благодарность она приготовила вам конверты с сюрпризом.
|
Оценивают свою работу на уроке.
Получают конверты с сюрпризом (внутри конфета). |
1
|
|||||
Приложение 1
Картинки для работы на уроке и рефлексии
Грустная Совунья Веселая Совунья
Приложение 2
№821 (1) из учебника
Запишите несколько десятичных дробей, равных данной: 5,400
№822 (1) из учебника
Уравняйте количество цифр после запятой в данных дробях: 2,16; 18,5; 0,476; 1,4
№823 из учебника
Сравните числа: |
|
|
1) 9,4 и 9,6 |
3)6,3 и 6,31 |
5)0,3 и 0,08 |
2) 5,5 и 4,8 |
4)3,29 и 3,316 |
6)7,2 и 7,094 |
Приложение 3
№826 из учебника
Запишите числа в порядке возрастания: 9,6; 9,8; 9,53; 9,02, 9,2
(эти десятичные дроби напечатаны в конвертах)
Приложение 4
Тест на понимание нового материала урока
Вариант 1 1. Сравнить 5,894 и 6,1: а) 5,894 > 6,1; б) 5,894 = 6,1; в) 5,894 < 6,1. 2. Сравнить 0,529 и 0,57: а) 0,529 < 0,57; б) 0,529 = 0,57; в) 0,529 > 0,57. 3. Сравнить 2,4 и 2,40: а) 2,4 < 2,40; б) 2,4 = 2,40; в) 2,4 > 2,40. 4. Замените значок «*» цифрой так, чтобы полученная запись была верной 5,688 < 5,6*1: а) 8; б) 9; в) 0. 5. Числа 4,41*; 4,*2; 4,31*5 записаны в порядке убывания. Вместо звездочки впишите одну и ту же цифру так, чтобы условие осталось верным. а) 5; б) 2; в) 3.
|
Вариант 2 1. Сравнить 56,913 и 59,1: а) 56,913> 59,1; б) 56,913= 59,1; в) 56,913 < 59,1. 2. Сравнить 0,634 и 0,67: а) 0,634 < 0,67; б) 0,634 = 0,67; в) 0,634 > 0,67. 3. Сравнить 8,20 и 8,2: а) 8,20 < 8,2; б) 8,20 = 8,2; в) 8,20 > 8,2. 4. Замените значок «*» цифрой так, чтобы полученная запись была верной 0,7*5 < 0,715: а) 1; б) 0; в) 2. 5. Числа 5,2*; 5,**; 5,*4 записаны в порядке возрастания. Вместо звездочки впишите одну и ту же цифру так, чтобы условие осталось верным. а) 3; б) 4; в) 5.
|
Приложение 5
Домашнее задание
1) Номер 824 из учебника
Сравните числа: |
|
|
3) 16,8 и 17, 3 |
3)24,92 и 24,9 |
5)0,065 и 0,1 |
4) 12,7 и 12, 5 |
4)18,486 и 18,5 |
6)96,35 и 96,087 |
2) Раскрасить торт Совуньи в соответствии с получившимися ответами
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.