Разработка урока по математике "Ломаная" (1 класс"

  • docx
  • 22.10.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Ломаная.docx

Предмет

Математика

УМК

«Гармония» автор Н.Б. Истомина

Тип урока

Урок решения учебной задачи

Тема

Ломаная

Цель урока

Ознакомление учащихся с геометрическим понятием «ломаная», формирование умения строить ломаные линии.

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения

Способствовать формированию учебно-познавательного интереса к новому материалу и способам решения новой учебной задачи; умения соотносить результат действия с поставленной целью, способности к организации самостоятельной учебной деятельности, способности к преодолению трудностей, умения слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение.

 

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения

Регулятивные универсальные учебные действия

– принимать и сохранять учебную задачу и активно включаться в деятельность, направленную на её решение в сотрудничестве с учителем и одноклассниками;

– планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

– различать способ и результат действия; контролировать процесс и результаты деятельности;

– вносить необходимые коррективы в действие после его завершения, на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;

Познавательные универсальные учебные действия

осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

осуществлять синтез как составление целого из частей;

проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

обобщать;

осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их

синтеза;

устанавливать аналогии;

владеть общим приемом решения задач.

Коммуникативные универсальные учебные действия

выражать в речи свои мысли и действия;

строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр видит и знает, а что нет;

задавать вопросы;

использовать речь для регуляции своего действия.

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения

Строить ломаную.

Находить звенья и вершины ломаной.

Обозначать вершины ломаной буквами. Распознавать замкнутую и незамкнутую

ломаную.

Сравнивать длины ломаных с помощью циркуля и линейки.

Соотносить информацию о ломаной с её изображением.

Выбирать ломаную из данных совокупностей различных линий.

Описывать последовательность действий при сравнении длин ломаных линий.

Использовать циркуль и линейку для сравнения длин ломаных.

Выбирать ломаную линию, соответствующую данному условию.

Основные понятия темы

 «ломаная линия», «звено», «вершина», «замкнутая» и «незамкнутая» ломаная линия

Формы работы

Фронтальная, в парах, индивидуальная.

Ресурсы

1.      Истомина Н.Б. Математика: учебник для 1 класса общеобразовательных учреждений. В двух частях. Часть 2 / Н.Б. Истомина. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011.  (с.66-68)

2.      Истомина Н.Б., Редько З.Б. Математика: тетрадь к учебнику для 1 класса общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч. 2 / Н.Б. Истомина. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011.  (с.55-56)

Технология

Личностно – ориентированного обучения; педагогика сотрудничества (учебный диалог, учебная дискуссия); ИКТ - технология (интерактивная доска). На уроке используется системно-деятельностный подход.

Методы

Частично-поисковый

 

 

Оборудование: учебник, тетрадь на печатной основе, интерактивная доска, циркуль, линейка, цветные карандаши, палочки веточки, соломка, полоски бумаги.

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход урока

 

 

Этапы урока

Взаимодействие в образовательном процессе

Формируемые УУД

 

Деятельность учителя

 

Деятельность учащихся

 

Личност-ные УУД

Метапредметные УУД

 

Предмет-ные УУД

Регуля-тивные УУД

Познава-тельные УУД

Коммуни-кативные УУД

1.Организационный момент

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Создание ситуации «успеха»

Проверка готовности рабочих мест.

Создание положительного настроя учащихся на урок.

Сейчас у нас урок математики.

-Ну-ка, проверяй, дружок,

Ты готов начать урок?

Все ль на месте, всё ль в порядке?

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

- Какие качества мы должны взять с собой на урок?

 

 

 

-Миша нарисовал нам рисунок.

 

 

 

 

 

 

 

 


- Какие задания он хотел бы предложить?

- Назовите геометрические фигуры, которые вы видите на этом рисунке.

- А что такое отрезок?

 

- Какую фигуру мы называем лучом?

 

 

 

- Что вы знаете о прямой линии?

 

– Как бы вы разделили данные линии на группы?

- Что повторяли?

 

-  Для чего?

Приготовление к уроку.

Приветствие учителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сообразительность, смекалку,  внимание, дружбу, старание.

 

 

 

 

 

 

- Назвать геометрические фигуры.

- Прямая, кривая, отрезок, луч.

 

- Отрезок - это часть прямой линии, ограниченной с двух сторон.

- Луч – это часть прямой, ограниченной с одной стороны. Это геометрическая фигура,  у которой есть начало, но нет конца.

- Прямая бесконечна, не имеет границ: ни начала, ни конца, т.е. её можно продолжить в любую сторону

Идёт классификация (по цвету, по наличию точек, ровные - кривые).

- Повторяли геометрические фигуры, их виды.

- Мы должны уметь различать геометрические фигуры и уметь их чертить.

Положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения.

Следование в поведении моральным и этическим требованиям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Умение слушать и слышать собеседни-ка, обосновы-вать свою позицию, высказы-вать своё мнение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что уже подлежит  усвоению, оценивание качества и уровня  усвоения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Умение осущест-влять анализ объектов с выделе-нием существен-ных и несущест-венных признаков

 

 

Умение строить рассужде-ния в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.

 

Умение проводить сравнение и классификацию по заданным критериям.

 

 

Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Умение  с достаточ-ной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответ-ствии с задачами и условиями коммуни-кации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Знание геометрических фигур и определе-ние их понятий; умение распознавать изученные геометрические фигуры.

3.Создание ситуации «разрыва»

- А Маша к этим фигурам добавила ещё одну.

 

 


-А как называется данная фигура?

- Есть ли какое сходство у неё с отрезками?

- Как бы вы её назвали?

 - А что бы вы хотели узнать про эту линию?

У детей нет ответа на этот вопрос

-не знаем

 

- Эта линия с двух сторон ограничена

- Не знаем

- Как называется? Как начертить? Из чего состоит? Как сконструировать? Где можно увидеть?

Формиро-вание учебно-познава-тельного интереса к новому материалу и способам решения новой учебной задачи.

Умение анализиро-вать, устанавли-вать аналогии.

 

Умение выражать в речи свои мысли и действия, задавать вопросы, участво-вать в коллектив-ном обсужде-нии проблем.

 

4.Формули-ровка учебной задачи

-Кто скажет чему надо научиться сегодня на уроке?

-Так вот, сегодня на уроке мы будем наблюдать за такими линиями, займёмся исследованием и, надеюсь, ответим на многие ваши вопросы.

- Нам нужно научиться строить новую линию, уметь отличать её от других фигур, узнать, какие бывают новые линии.

 

 

 

Целеполагание – как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно.

Самостоя-тельное выделение и формули-рование познава-тельной цели.

Умение  с достаточ-ной полнотой и точностью выражать свои мысли.

 

5.Моделирование. Общий способ решения задачи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.Физкультминутка

 

 

7.Обобщение  усвоенного и включение его  систему ранее усвоенных ЗУНов и УУд.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8.Физкультминутка (для глаз)

 

 

 

 

9.Закрепление полученных знаний о ломаной.

 

 

- Попробуем сконструировать данную линию (работа в парах).

У детей на партах сухие веточки, солома полоски бумаги, палочки.

-Возьмите материалы, изготовьте с их помощью квадрат. Как вы это будете делать?

 

 

 

 

– Какое название вы бы дали этой линии?

– А где можно узнать точно? (с.66)

Выясняем, что точное название линии “ломаная линия”.  № 176

IMG_0001

– Машина линия похожа на линию АМЕКО?

- Какую фигуру начертила Маша?

- А где в жизни можно встретить модели ломаных линий?

 

 

 

 

Показ рифмованных движений для снятия переутомления

 

 

Работа с учебником №177 с. 66

IMG_0001

- Как называются части-отрезки ломаной линии?

- Сколько звеньев в ломаной, которую начертила Маша?

-Сколько звеньев в ломаной линии, составленного квадрата?

Исследование ломаной линии путём практической работы.

Начертите ломаную линию в тетради.

 

- Можно ли построить ломаную из 1 звена? 

- А из 2 звеньев?

Вывод: наименьшее количество звеньев ломаной – 2.

Вводится понятие “вершина ломаной”. Для этого предлагается задание: “Обозначьте красным карандашом точки, в которых звенья соединяются друг с другом. Дайте им названия»

 Данные точки называются вершинами ломаной.

Практическая работа в ТПО на с. 55.

IMG_0003

 

 

 

 

 

Работа с учебником на с. 67

IMG_0001

 

 

 

 

 

-Что можно сказать об этих ломаных? Разделите на группы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


К концу указки прикрепляется бабочка

 

 

- Самостоятельно выполним практическое задание в ТПО на с.55

 

Учитель оказывает разъяснительную помощь детям, осуществляя индивидуальный подход.

Практическая работа по сравнению и построению ломаных линий в ТПО на с. 56.

 

 

 

 

 

 

- Сломаем на части, разрежем на части и затем составим квадрат и т.п.

В процессе наблюдения выясняют:

- части линии – отрезки,

- соединяются концами,

- идут друг за другом.

Дети пытаются придумать название: сломаная

- Нужно найти и прочитать материал в учебнике.

 

 

 

 

 

 

 

 

Сравнение по ранее выделенным параметрам

- Ломаную.

 

Предположения детей: крыши домов, горы и т.д.

 

 

 

 

Повторение движений учителя

 

 

Дети находят модели линий и показывают их.

- Фигура №2 лишняя, потому что это ломаная линия, а все остальные – кривые.

 

 

 

- Звенья ломаной линии.

- 6

 

- 4

1 группа чертит ломаную из 3 звеньев.

2 группа чертит ломаную из 4 звеньев.

3 группа чертит ломаную из 5 звеньев.

- Нет, для этой линии уже есть название “отрезок”

Дети задумываются и предполагают, что можно.

Выполнение детьми в тетради

 

 

 

 

 

 

Один ученик работает у доски.

Дети сверяют свои варианты с вариантами, предложенными учеником на доске.

 

 

 

 

 

 

 

- Фигура №3 – замкнутая ломаная.

 

 

- Ломаные можно разделить на две группы: замкнутые ломаные и незамкнутые ломаные.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети глазами следят за движениями бабочки.

 

 

 

 

После самостоятельного выполнения задания, дети обмениваются тетрадями и осуществляют проверку работы соседа.

 

 

 

 

 

 

 

№130

Ученик, который смог объяснить, алгоритм выполнения задания, следуя своему плану выполняет сравнение ломаных.

Ученики на местах выполняют задания, осуществляя самоконтроль и самопроверку.

 

№ 131, №132 выполняют у доски по 1 ученику.

 

 

 

 

 

 

Способность к самостоятельной к организации самостоятельной учебной деятельности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Смысло-образова-ние – установление учащимися связи между целью учебной деятельности и тем, что побуждает деятель-ность.

 

 

 

 

 

Установка на здоровый образ жизни и ее реализация в реальном поведении

 

Способ-ность к организа-ции к самостоя-тельной учебной деятель-ности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Способ-ность к преодоле-нию трудностей

 

 

Аккурат-ность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Способст-вовать формиро-ванию учебно-познава-тельного интереса к новому материалу и способам решения новой учебной задачи.

 

 

Способст-вовать формиро-ванию учебно-познава-тельного интереса к новому материалу и способам решения новой учебной задачи.

Способ-ность к преодоле-нию трудностей.

Умение планиро-вать своё дейтсвие в соответ-ствии с поставлен-ной задачей и условиями её реализации

 

 

Прогнози-рование – предвос-хищение результата и уровня усвоения, его временных характе-ристик.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнение действий по образцу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самоконт-роль в форме сличения  способа действия  и его результата.

 

 

 

 

 

Принимать и сохранять учебную задачу и активно включаться в деятель-ность, направлен-ную на её решение в сотрудни-честве с учителем и одноклас-сниками.

 

Самоконт-роль.

 

Коррекция.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Взаимо-контроль.

 

Коррекция.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Принимать и сохранять учебную задачу и активно включаться в деятель-ность, направлен-ную на её решение в сотрудни-честве с учителем и одноклас-сниками.

 

Самоконт-роль.

Умение осущест-влять синтез как составле-ние целого из частей.

 

Моделиро-вание.

 

 

 

 

 

Умение осущест-влять поиск необхо-димой информа-ции для выполне-ния учебных заданий с использо-ванием учебной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сравнение и классифи-кация по заданным критериям.

 

 

 

 

 

Анализ объектов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ориенти-рование на разнообра-зие способов решения задачи.

 

 

 

Осущест-влять анализ объектов с выделени-ем существен-ных и несущест-венных признаков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проводить сравнение и классификацию.

 

 

Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Постановка и формули-рование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем.

 

Владеть общим приёмом решения задач.

 

 

Моделиро-вание.

Умение строить понятные для партнёра высказы-вания, учитыва-ющие, что партнёр видит и знает, а что нет. Умение вступать в диалог

 

 

 

 

 

Умение  с достаточ-ной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответ-ствии с задачами и условиями коммуни-кации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Умение использо-вать речь для регуляции своего действия.

 

Умение  с достаточ-ной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответ-ствии с задачами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Умение использо-вать речь для регуляции своего действия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Умение  с достаточ-ной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответ-ствии с задачами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выражать в речи свои мысли и действия;

строить понятные для партнёра высказы-вания, учитыва-ющие, что партнёр видит и знает, а что нет.

Понятие «Квадрат».Умение строить квадрат из подручных материалов

 

 

 

 

 

 

 

Понятия «ломаная линия», «звенья ломаной», «вершины ломаной».

 

 

Умение соотно-сить информа-цию о ломаной с её изображе-нием.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выбирать ломаную из данных совокупностей различных линий.

 

 

Строить ломаную.

Находить звенья и вершины ломаной.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обозначать вершины ломаной буквами

 

Выбирать ломаную линию, соответствующую данному условию.

 

 

 

 

 

 

Распозна-вать замкнутую и незамкну-тую

ломаную.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Различение замкнутых и незамкну-тых ломаных.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Строить из незамкну-той ломаной замкнутую.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сравнивать длины ломаных с помощью циркуля и линейки.

 

Описывать последовательность действий при сравнении длин ломаных линий.

Использовать циркуль и линейку для сравнения длин ломаных.

10.Рефлексия

- Мы с вами хорошо потрудились на уроке.

- Какое «открытие» мы сегодня сделали?

- Что вы узнали о новой фигуре?

 

 

 

 

– Какие задания вы выполнили с удовольствием?

– А есть ли задания, при выполнении которых вы испытывали трудности?

Продолжите мои предложения:

-Я понял, что…

-Было интересно…

-У меня получилось…

-На следующем уроке мы…

Спасибо за урок!

 

- Мы познакомились с ломаной линией.

- Ломаная состоит из отрезков, соединенных своими концами. Части ломаной – звенья. Точки, в которых соединяются звенья, называются вершинами. Наименьшее количество звеньев-2. Ломаные линии могут быть замкнутыми и незамкнутыми.

 

 

 

 

 

 

Умение соотносить результат с поставленной целью.

Оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения.

Структури-рование знаний.

Умение  с достаточ-ной полнотой и точностью выражать свои мысли.

 

Использо-вать речь для регуляции своего действия.