Предмет |
Математика |
УМК |
«Гармония» автор Н.Б. Истомина |
Тип урока |
Урок решения учебной задачи |
Тема |
Ломаная |
Цель урока |
Ознакомление учащихся с геометрическим понятием «ломаная», формирование умения строить ломаные линии. |
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения |
Способствовать формированию учебно-познавательного интереса к новому материалу и способам решения новой учебной задачи; умения соотносить результат действия с поставленной целью, способности к организации самостоятельной учебной деятельности, способности к преодолению трудностей, умения слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение.
|
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения |
Регулятивные универсальные учебные действия – принимать и сохранять учебную задачу и активно включаться в деятельность, направленную на её решение в сотрудничестве с учителем и одноклассниками; – планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане; – различать способ и результат действия; контролировать процесс и результаты деятельности; – вносить необходимые коррективы в действие после его завершения, на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; Познавательные универсальные учебные действия – осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; – ориентироваться на разнообразие способов решения задач; – осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; – осуществлять синтез как составление целого из частей; – проводить сравнение и классификацию по заданным критериям; – строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; – обобщать; – осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза; – устанавливать аналогии; – владеть общим приемом решения задач. Коммуникативные универсальные учебные действия – выражать в речи свои мысли и действия; – строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр видит и знает, а что нет; – задавать вопросы; – использовать речь для регуляции своего действия. |
Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения |
Строить ломаную. Находить звенья и вершины ломаной. Обозначать вершины ломаной буквами. Распознавать замкнутую и незамкнутую ломаную. Сравнивать длины ломаных с помощью циркуля и линейки. Соотносить информацию о ломаной с её изображением. Выбирать ломаную из данных совокупностей различных линий. Описывать последовательность действий при сравнении длин ломаных линий. Использовать циркуль и линейку для сравнения длин ломаных. Выбирать ломаную линию, соответствующую данному условию. |
Основные понятия темы |
«ломаная линия», «звено», «вершина», «замкнутая» и «незамкнутая» ломаная линия |
Формы работы |
Фронтальная, в парах, индивидуальная. |
Ресурсы |
1. Истомина Н.Б. Математика: учебник для 1 класса общеобразовательных учреждений. В двух частях. Часть 2 / Н.Б. Истомина. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011. (с.66-68) 2. Истомина Н.Б., Редько З.Б. Математика: тетрадь к учебнику для 1 класса общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч. 2 / Н.Б. Истомина. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011. (с.55-56) |
Технология |
Личностно – ориентированного обучения; педагогика сотрудничества (учебный диалог, учебная дискуссия); ИКТ - технология (интерактивная доска). На уроке используется системно-деятельностный подход. |
Методы |
Частично-поисковый |
Оборудование: учебник, тетрадь на печатной основе, интерактивная доска, циркуль, линейка, цветные карандаши, палочки веточки, соломка, полоски бумаги.
Ход урока
Этапы урока |
Взаимодействие в образовательном процессе |
Формируемые УУД |
||||||||
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Личност-ные УУД |
Метапредметные УУД |
Предмет-ные УУД |
||||||
Регуля-тивные УУД |
Познава-тельные УУД |
Коммуни-кативные УУД |
||||||||
1.Организационный момент
2.Создание ситуации «успеха» |
Проверка готовности рабочих мест. Создание положительного настроя учащихся на урок. Сейчас у нас урок математики. -Ну-ка, проверяй, дружок, Ты готов начать урок? Все ль на месте, всё ль в порядке? Ручка, книжка и тетрадка? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? - Какие качества мы должны взять с собой на урок?
-Миша нарисовал нам рисунок.
- Какие задания он хотел бы предложить? - Назовите геометрические фигуры, которые вы видите на этом рисунке. - А что такое отрезок?
- Какую фигуру мы называем лучом?
- Что вы знаете о прямой линии?
– Как бы вы разделили данные линии на группы? - Что повторяли?
- Для чего? |
Приготовление к уроку. Приветствие учителя.
Сообразительность, смекалку, внимание, дружбу, старание.
- Назвать геометрические фигуры. - Прямая, кривая, отрезок, луч.
- Отрезок - это часть прямой линии, ограниченной с двух сторон. - Луч – это часть прямой, ограниченной с одной стороны. Это геометрическая фигура, у которой есть начало, но нет конца. - Прямая бесконечна, не имеет границ: ни начала, ни конца, т.е. её можно продолжить в любую сторону Идёт классификация (по цвету, по наличию точек, ровные - кривые). - Повторяли геометрические фигуры, их виды. - Мы должны уметь различать геометрические фигуры и уметь их чертить. |
Положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения. Следование в поведении моральным и этическим требованиям.
Умение слушать и слышать собеседни-ка, обосновы-вать свою позицию, высказы-вать своё мнение. |
Оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что уже подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения. |
Умение осущест-влять анализ объектов с выделе-нием существен-ных и несущест-венных признаков
Умение строить рассужде-ния в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.
Умение проводить сравнение и классификацию по заданным критериям.
|
Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.
Умение с достаточ-ной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответ-ствии с задачами и условиями коммуни-кации. |
Знание геометрических фигур и определе-ние их понятий; умение распознавать изученные геометрические фигуры. |
|||
3.Создание ситуации «разрыва» |
- А Маша к этим фигурам добавила ещё одну.
-А как называется данная фигура? - Есть ли какое сходство у неё с отрезками? - Как бы вы её назвали? - А что бы вы хотели узнать про эту линию? |
У детей нет ответа на этот вопрос -не знаем
- Эта линия с двух сторон ограничена - Не знаем - Как называется? Как начертить? Из чего состоит? Как сконструировать? Где можно увидеть? |
Формиро-вание учебно-познава-тельного интереса к новому материалу и способам решения новой учебной задачи. |
Умение анализиро-вать, устанавли-вать аналогии. |
|
Умение выражать в речи свои мысли и действия, задавать вопросы, участво-вать в коллектив-ном обсужде-нии проблем. |
|
|||
4.Формули-ровка учебной задачи |
-Кто скажет чему надо научиться сегодня на уроке? -Так вот, сегодня на уроке мы будем наблюдать за такими линиями, займёмся исследованием и, надеюсь, ответим на многие ваши вопросы. |
- Нам нужно научиться строить новую линию, уметь отличать её от других фигур, узнать, какие бывают новые линии.
|
|
Целеполагание – как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно. |
Самостоя-тельное выделение и формули-рование познава-тельной цели. |
Умение с достаточ-ной полнотой и точностью выражать свои мысли. |
|
|||
5.Моделирование. Общий способ решения задачи.
6.Физкультминутка
7.Обобщение усвоенного и включение его систему ранее усвоенных ЗУНов и УУд.
8.Физкультминутка (для глаз)
9.Закрепление полученных знаний о ломаной.
|
- Попробуем сконструировать данную линию (работа в парах). У детей на партах сухие веточки, солома полоски бумаги, палочки. -Возьмите материалы, изготовьте с их помощью квадрат. Как вы это будете делать?
– Какое название вы бы дали этой линии? – А где можно узнать точно? (с.66) Выясняем, что точное название линии “ломаная линия”. № 176 – Машина линия похожа на линию АМЕКО? - Какую фигуру начертила Маша? - А где в жизни можно встретить модели ломаных линий?
Показ рифмованных движений для снятия переутомления
Работа с учебником №177 с. 66 - Как называются части-отрезки ломаной линии? - Сколько звеньев в ломаной, которую начертила Маша? -Сколько звеньев в ломаной линии, составленного квадрата? Исследование ломаной линии путём практической работы. Начертите ломаную линию в тетради.
- Можно ли построить ломаную из 1 звена? - А из 2 звеньев? Вывод: наименьшее количество звеньев ломаной – 2. Вводится понятие “вершина ломаной”. Для этого предлагается задание: “Обозначьте красным карандашом точки, в которых звенья соединяются друг с другом. Дайте им названия» Данные точки называются вершинами ломаной. Практическая работа в ТПО на с. 55.
Работа с учебником на с. 67
-Что можно сказать об этих ломаных? Разделите на группы.
К концу указки прикрепляется бабочка
- Самостоятельно выполним практическое задание в ТПО на с.55
Учитель оказывает разъяснительную помощь детям, осуществляя индивидуальный подход. Практическая работа по сравнению и построению ломаных линий в ТПО на с. 56.
|
- Сломаем на части, разрежем на части и затем составим квадрат и т.п. В процессе наблюдения выясняют: - части линии – отрезки, - соединяются концами, - идут друг за другом. Дети пытаются придумать название: сломаная - Нужно найти и прочитать материал в учебнике.
Сравнение по ранее выделенным параметрам - Ломаную.
Предположения детей: крыши домов, горы и т.д.
Повторение движений учителя
Дети находят модели линий и показывают их. - Фигура №2 лишняя, потому что это ломаная линия, а все остальные – кривые.
- Звенья ломаной линии. - 6
- 4 1 группа чертит ломаную из 3 звеньев. 2 группа чертит ломаную из 4 звеньев. 3 группа чертит ломаную из 5 звеньев. - Нет, для этой линии уже есть название “отрезок” Дети задумываются и предполагают, что можно. Выполнение детьми в тетради
Один ученик работает у доски. Дети сверяют свои варианты с вариантами, предложенными учеником на доске.
- Фигура №3 – замкнутая ломаная.
- Ломаные можно разделить на две группы: замкнутые ломаные и незамкнутые ломаные.
Дети глазами следят за движениями бабочки.
После самостоятельного выполнения задания, дети обмениваются тетрадями и осуществляют проверку работы соседа.
№130 Ученик, который смог объяснить, алгоритм выполнения задания, следуя своему плану выполняет сравнение ломаных. Ученики на местах выполняют задания, осуществляя самоконтроль и самопроверку.
№ 131, №132 выполняют у доски по 1 ученику.
|
Способность к самостоятельной к организации самостоятельной учебной деятельности
Смысло-образова-ние – установление учащимися связи между целью учебной деятельности и тем, что побуждает деятель-ность.
Установка на здоровый образ жизни и ее реализация в реальном поведении
Способ-ность к организа-ции к самостоя-тельной учебной деятель-ности.
Способ-ность к преодоле-нию трудностей
Аккурат-ность.
Способст-вовать формиро-ванию учебно-познава-тельного интереса к новому материалу и способам решения новой учебной задачи.
Способст-вовать формиро-ванию учебно-познава-тельного интереса к новому материалу и способам решения новой учебной задачи. Способ-ность к преодоле-нию трудностей. |
Умение планиро-вать своё дейтсвие в соответ-ствии с поставлен-ной задачей и условиями её реализации
Прогнози-рование – предвос-хищение результата и уровня усвоения, его временных характе-ристик.
Выполнение действий по образцу.
Самоконт-роль в форме сличения способа действия и его результата.
Принимать и сохранять учебную задачу и активно включаться в деятель-ность, направлен-ную на её решение в сотрудни-честве с учителем и одноклас-сниками.
Самоконт-роль.
Коррекция.
Взаимо-контроль.
Коррекция.
Принимать и сохранять учебную задачу и активно включаться в деятель-ность, направлен-ную на её решение в сотрудни-честве с учителем и одноклас-сниками.
Самоконт-роль. |
Умение осущест-влять синтез как составле-ние целого из частей.
Моделиро-вание.
Умение осущест-влять поиск необхо-димой информа-ции для выполне-ния учебных заданий с использо-ванием учебной литературы
Сравнение и классифи-кация по заданным критериям.
Анализ объектов.
Ориенти-рование на разнообра-зие способов решения задачи.
Осущест-влять анализ объектов с выделени-ем существен-ных и несущест-венных признаков.
Проводить сравнение и классификацию.
Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.
Постановка и формули-рование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем.
Владеть общим приёмом решения задач.
Моделиро-вание. |
Умение строить понятные для партнёра высказы-вания, учитыва-ющие, что партнёр видит и знает, а что нет. Умение вступать в диалог
Умение с достаточ-ной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответ-ствии с задачами и условиями коммуни-кации.
Умение использо-вать речь для регуляции своего действия.
Умение с достаточ-ной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответ-ствии с задачами.
Умение использо-вать речь для регуляции своего действия.
Умение с достаточ-ной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответ-ствии с задачами.
Выражать в речи свои мысли и действия; строить понятные для партнёра высказы-вания, учитыва-ющие, что партнёр видит и знает, а что нет. |
Понятие «Квадрат».Умение строить квадрат из подручных материалов
Понятия «ломаная линия», «звенья ломаной», «вершины ломаной».
Умение соотно-сить информа-цию о ломаной с её изображе-нием.
Выбирать ломаную из данных совокупностей различных линий.
Строить ломаную. Находить звенья и вершины ломаной.
Обозначать вершины ломаной буквами
Выбирать ломаную линию, соответствующую данному условию.
Распозна-вать замкнутую и незамкну-тую ломаную.
Различение замкнутых и незамкну-тых ломаных.
Строить из незамкну-той ломаной замкнутую.
Сравнивать длины ломаных с помощью циркуля и линейки.
Описывать последовательность действий при сравнении длин ломаных линий. Использовать циркуль и линейку для сравнения длин ломаных. |
|||
10.Рефлексия |
- Мы с вами хорошо потрудились на уроке. - Какое «открытие» мы сегодня сделали? - Что вы узнали о новой фигуре?
– Какие задания вы выполнили с удовольствием? – А есть ли задания, при выполнении которых вы испытывали трудности? Продолжите мои предложения: -Я понял, что… -Было интересно… -У меня получилось… -На следующем уроке мы… Спасибо за урок! |
- Мы познакомились с ломаной линией. - Ломаная состоит из отрезков, соединенных своими концами. Части ломаной – звенья. Точки, в которых соединяются звенья, называются вершинами. Наименьшее количество звеньев-2. Ломаные линии могут быть замкнутыми и незамкнутыми.
|
Умение соотносить результат с поставленной целью. |
Оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения. |
Структури-рование знаний. |
Умение с достаточ-ной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Использо-вать речь для регуляции своего действия. |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.