Математика 2022-2023 уч. г 2 г класс 16.03.23 г Шубина Н. А.
Тема урока: Распознавание и изображение геометрических фигур: ломаная.
Цель урока: создание условий для формирования у обучающихся умений находить длину ломаной двумя способами.
Задачи:
Образовательные:
1. Учить читать и записывать длину отрезков;
2. Способствовать усвоению навыка измерять длину ломаной двумя способами;
3. Учить сравнивать и преобразовывать величины;
Развивающие:
1. Способствовать формированию осуществлять поиск нужной информации в материале учебника, применять полученные знания в изменённых условиях;
3. Способствовать формированию составлять под руководством учителя план действий для решения учебных задач;
2. Способствовать формированию уважительно вести диалог с товарищами, стремиться к тому, чтобы учитывать разные мнения.
Воспитательные:
1. Способствовать воспитанию навыков понимания причин успеха в учебной деятельности;
2. Способствовать формированию умения использовать освоенные математические способы познания для решения несложных учебных задач;
3. Способствовать формированию потребности в проведении самоконтроля и в оценке результатов учебной деятельности.
Планируемые результаты изучения темы |
|||||
Предметные |
Метапредметные |
Личностные |
|||
Пр.1: читать и записывать длину отрезков. Пр.2: измерять длину ломаной двумя способами; Пр.3: сравнивать и преобразовывать величины; |
Познавательные УУД: П.1: описывать результаты учебных действий, используя математические термины и записи; П.2: осуществлять поиск нужной информации в материале учебника, применять полученные знания в изменённых условиях; П.3: выделять из предложенного текста информацию по заданному условию, дополнять ею текст задачи с недостающими данными, составлять по ней текстовые задачи с разными вопросами и решать их. Регулятивные УУД: Р.1: составлять под руководством учителя план действий для решения учебных задач; Р.2: понимать, принимать и сохранять учебную задачу и решать её в сотрудничестве с учителем в коллективной деятельности; Р.3: контролировать ход совместной работы и оказывать помощь товарищу в случаях затруднений. Коммуникативные УУД: К.1: строить речевое высказывание в устной форме, использовать математическую терминологию; К.2: уважительно вести диалог с товарищами, стремиться к тому, чтобы учитывать разные мнения; К.3: принимать активное участие в работе в паре и в группе с одноклассниками: определять общие цели работы, намечать способы их достижения, распределять роли в совместной деятельности, анализировать ход и результаты проделанной работы. |
Ученик получит возможность формирования: Л.1: понимания причин успеха в учебной деятельности; Л.2: умения использовать освоенные математические способы познания для решения несложных учебных задач; Л.3: потребности в проведении самоконтроля и в оценке результатов учебной деятельности. |
|||
Ресурсы |
|
||||
Учебно-методическое сопровождение |
Дидактические материалы |
ИКТ, ЦОР |
|
||
1.Учебник М.И. Моро, С.И. Волкова, С.В. Степанова «Школа России» 2 класс, 1 часть, с. 32-33; 2. Примерная рабочая программа по математика «Школа России» 1 – 4 класс. |
1. Карточки для самостоятельной работы. |
1.Презентация на тему «Длина ломаной» 2. Экран 3. Компьютер 4. Проектор |
|
||
Ход урока
Название этапа |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
УУД |
|
1.Мотивационный этап – заинтересовать обучающихся к работе |
Приветствует обучающихся. Организует проговаривание правил поведения на уроке. Добрый день, добрый час! Как я рада видеть вас. Друг на друга посмотрели И тихонечко все сели. Ну, теперь проверь, дружок, Ты готов начать урок? Всё ль на месте, Всё в порядке, Ручка, книжка и тетрадки? Все ли правильно сидят? - Проверьте свою готовность к уроку. На партах должны лежать учебник, тетрадь и письменные принадлежности, циркуль, линейка. Если у всех всё готово, можете присаживаться. |
Приветствуют педагога, проверяют готовность на рабочем столе, садятся за свои места. Проверяют наличия инструментов. |
Л: учебно- познавательный интерес, мотивация
|
|
2.Этап актуализации знаний по предложенной теме и осуществление первого пробного действия. |
- Перед началом новой темы давайте откроем рабочие тетради и запишем число, классная работа и проведём устный счёт.
1. Сколько десятков и единиц в числе 57? 2. Сколько миллиметров в 4 см? 3. Сумму чисел 4 и 9 увеличьте на 5 4. К 12 прибавьте разность 10 и 6. 5. От разности 17 и 4 отнимите 8. 6. От суммы 12 и 7 отнимите разность 11 и 3. Проверка индивидуальной работы у доски. Выставление отметок работающим у доски.
- Какие вы молодцы, прекрасно справились с заданиями. - Давайте вспомним, с помощью чего мы определяем время? - Правильно, с помощью часов. А кто вспомнит, какие стрелки есть на часах? - Что показывает каждая стрелка?
- Кто мне скажет, сколько же минут в одном часе? - Когда пройдет 1 час, на сколько сдвинется часовая стрелка? - Давайте с вами немного потренируемся (показывает на макете время).
|
Дети записывают в тетради.
1. В числе 57 - 5 десятков и 7 единиц. 2. В 4 см - 40 мм. 3. (4+9) + 5 =18.
4. 12 + (10-6) = 16. 5. (17-4) – 8 = 5. 6. (12+7) – (11-3) = 11.
- С помощью часов. - Часовая, минутная и секундная. - Маленькая – это часовая, большая – это минутная, а самая тоненькая – это секундная. - В одном часе 60 минут.
- На одну цифру, а минутная за час сделает целый круг. Дети называют время.
- Да.
Ответы детей. |
П: извлекают необходимую информацию из рассказа учителя, собственного опыта; осуществляют поиск необходимой информации
К: владеть диалогической формой речи
|
|
3.Выявление затруднения: в чём сложность нового материала, что именно создаёт проблему, поиск противоречий. |
На доске нарисованы фигуры. - Какая фигура здесь лишняя? - Как называется фигура 3? - Какая фигура из оставшихся лишняя? - Как называются остальные линии? - Из чего состоит ломаная? - А можно ли узнать длину этих ломаных? - Поднимите руки, кто думает, что можно? А как вы думаете, какими способами можно это сделать?
- Как вы думаете, какая тема нашего урока?
- Откройте учебник на странице 32 и прочитайте, тему нашего урока.
- Попробуйте сформулировать цель урока (чему мы научимся)?
- А цель нашего урока звучит так. Цель: научиться находить длину ломаной разными способами. |
- 3, потому что нет углов. - Кривая линия. - 1, потому что все отрезки выходят из одной точки. - Ломанные.
- Из звеньев.
- Тема урока: «Длина ломаной».
Читают тему урока с учебника. - узнаем способы нахождения длины ломаной, научимся сравнивать длины ломаных.
|
Р: целеполагание Р: принимать и сохранять учебную задачу
|
|
4.Разработка проекта, плана по выходу из создавшегося затруднения, рассмотрение множества вариантов, поиск оптимального решения. |
-Ребята, на слайде вы видите план нашего сегодняшнего урока, но он перепутан, попробуйте его расставить в правильном порядке. - Кто хочет ответить, поднимайте руку.
|
План урока: 1. Узнать способы измерения ломаной линии. 2. Научиться измерять длину ломаной. 3. Проверить, как научились измерять длину ломаной. |
Р: осмысляют учебный материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров Л: Способность осознавать и оценивать свои мысли, действия и выражать их в речи; |
|
5.Реализация выбранного плана по разрешению затруднения. |
- Мы с вами сейчас будем работать с циркулем, давайте повторим технику безопасности.
- Ребята, посмотрите на рисунок на странице 32.
- Сейчас мы узнаем, какими способами можно найти длину ломаной. 1) Узнать длину каждого звена ломаной и найти сумму этих длин можно так: 5 + 3 + 3 = 11 (см) 2) Начертить прямую. С помощью циркуля отложить на прямой один за другим отрезки, равные по длине звеньям ломаной, и узнать длину всего получившегося отрезка (11 см). - Итак, ребята, какие два способа измерения ломаной линии мы узнали? - Сравните эти два способа: сколько измерений сделали в первом случае? Во втором? |
1. Не держи циркуль концами вверх. 2. Не оставляй циркуль раскрытым. 3. Передавай циркуль закрытым, тупым концом вперед. 4. Работай аккуратно! Будь внимателен!
- С помощью линейки, с помощью циркуля и линейки
- В первом – 3 - Во втором - 1 |
Л: проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; К: Строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер видит и знает, а что нет; П: Строить рассуждения в форме связи простых суждений П: поиск информации в тексте, выделять нужную информацию
|
|
6.Первичное закрепление нового знания. |
- Посмотрите на №2 на странице 32. Прочитайте задание. УСТНО. - Рисунок у вас на полях учебника. Скажите, какие фигуры изображены на рисунке? - Посчитайте, сколько звеньев в каждой ломанной? - Так, а чем отличаются эти ломаные?
- А теперь давайте найдем с вами длины этих ломаных линий. - Давайте сравним их, что можем сказать с вами об этих ломаных.
- Посмотрите на рисунок на странице 33. Прочитайте задание. - Измерьте ломаные на картинке. Что у вас получилось? Чему равна ломанная от домика до колодца? А от домика до беседки? - Дорожка от домика до колодца – 5 см, длина от домика до беседки – 6 см, какой сделаем вывод? - Верно. - Каким способом измерения ломаной вы пользовались?
- Посмотрите на №3. Что нам нужно сделать в этом задании? - А что это за величины? - Давайте сначала вспомним, сколько см в 1 дм? - Сколько мм в 1 см? - И сколько мм в 1 дм? - Выполняем в тетрадях самостоятельно, а потом проверим. - Обменяйтесь тетрадями и сравним с доской.
- Приведите доказательства.
- А теперь, давайте отдохнем. ФИЗМИНУТКА Ветер дует нам в лицо. Закачалось деревцо. Ветер тише, тише, тише. Деревцо всё выше, выше. |
1. Узнай длину каждой ломаной. 2. Сравни ломаные и их длины. - Ломаные линии. - Три. - Одна замкнутая, другая незамкнутая.
Линия, концы которой соединены вместе, называется замкнутой линией, а линия, концы которой не соединены, называется незамкнутая линия.
- Длина 1 линии – 7 см, длина 2 линии – 7 см. - Они одинаковые.
- Рассмотри рисунок. От дома проложены дорожки к колодцу и к беседке. Какая дорожка длиннее?
- От домика до колодца 5 см (3см + 2 см), а от домика до беседки – 6 см (3см + 3см). - Дорожка от домика до беседки длиннее, чем дорожка от домика до колодца на 1 см.
- Сравнить величины.
- Единицы измерения длины.
- В 1 дм -10 см. - В 1 см - 10 мм. - В 1 дм - 100 мм. Выполняют самостоятельно в тетрадях.
Упражнение № 3. 45 см = 4 дм 5 см – 45 см – это 40 и 5 см, в одно дм – 10 см, значит 45 см = 4 дм и 5 см 36 см < 4 дм 1 дм > 100 мм
24 мм < 3 см 60 мм < 60 см 10 мм = 1 см
Машут руками на лицо. Качаются из стороны в сторону. Приседая, машут руками вверх- вниз. Тянутся вверх. |
Л: проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; К: Строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер видит и знает, а что нет; П: Строить рассуждения в форме связи простых суждений П: поиск информации в тексте, выделять нужную информацию
|
|
7. Самостоятельная работа и проверка по эталону. |
- Ребята, перед вами карточки с самостоятельной работой. Подпишите листочек и выполните задание.
1 вариант Начерти ломаную из трёх звеньев. Длина одного звена 5 см, другое звено 3 см, а третье 4 см. Вычисли длину ломаной.
Ответ: длина ломаной … см.
2 вариант Начерти ломаную из трёх звеньев. Длина одного звена 7 см, другое звено 3 см меньше, а третье 2 см. Вычисли длину ломаной.
Ответ: длина ломаной … см. |
Выполняют самостоятельную работу.
1 вариант 1) 5 + 3 + 4 = 12 (см) – длина всей ломаной.
Ответ: длина ломаной 12 см.
2 вариант 1) 7 + 4 + 2 = 13 см.
Ответ: длина ломаной 13 см. |
Л: Способность к организации самостоятельной учебной деятельности;
|
|
8.Включение в систему знаний и умений. |
- Хорошо, следующий №4 стр. 33. Читайте задание.
- Давайте разберем первую задачу. 1) Высота березы 15 м, а клёна на 5 м… - Как продолжим условия задачи?
- Теперь, давайте разберем вторую задачу. 2) Масса арбуза … кг, а тыквы 10 кг. - Как дополним условие второй задачи. - Ну и давайте, разберем 3 задачу. 3) На двух веточках смородины 15 ягод. На одной из них … ягод. - Как дополним условие второй задачи.
- Хорошо, теперь по своим условиям решите одну любую задачу самостоятельно, кто сделает это первым, поднимите руки.
2 ученика записывают решение на доске
. - Ребята, вернемся к плану нашего урока. Как звучал первый пункт плана? - Верно, мы узнали с вами способы измерения ломаной? Значит мы выполнили первый пункт плана? - Как звучал, второй пункт плана? - Мы с вами научились измерять длину ломаной? А это значит, что …?
- Ну и как же звучал последний пункт плана? - Мы его выполнили? - Верно, ребята мы выполнили все пункты плана. |
- Дополни условие задачи и поставь вопрос так, чтобы она решалась вычитанием. Реши ее устно.
1) Высота березы 15 м, а клёна на 5 м меньше. Какой высоты клён?
2) Масса арбуза 14 кг, а тыквы 10 кг. На сколько арбуз тяжелее тыквы?
3) На двух веточках смородины 15 ягод. На одной из них 7 ягод. Сколько ягод на другой веточке?
1 задача: 1) 15 - 5 = 10 (м) – высота клёна. Ответ: 10 метров высота клёна.
2 задача: 2) 14 – 10 = 4 (кг) – тяжелее. Ответ: на 4 кг тяжелее.
3 задача: 1) 15 – 7 = 8 (яг.) – на другой веточке. Ответ: 8 ягод на другой веточке.
- Узнать способы измерения ломаной линии. - Да. - Научиться измерять длину ломаной. - Да, выполнили. - Это значит, что мы выполнили второй пункт плана. - Проверить, как научились измерять длину ломаной. - Да |
К: Строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер видит и знает, а что нет; П: Строить рассуждения в форме связи простых суждений П: поиск информации в тексте, выделять нужную информацию
|
|
9.Рефлексия, включающая в себя рефлексию учебной деятельности, и самоанализ, и рефлексию чувств и эмоций.
10.Домашнее задание |
- Итак, ребята, какая же была тема нашего урока? - Так какие же способы измерения ломаной линии вы теперь знаете? - А какой способ для вас легче и понятней? - А где в жизни нам пригодится умение находить длину ломаной линии? - Мы выполнили последний пункт плана? - Поднимите руку те, у кого всё получилось, кто сможет похвалить себя на сегодняшнем уроке. -Хорошо, я согласна с вами. - Откройте свои дневники и запишите домашнее задание.
Учебник: страница 33 № 5, 7. |
- Длина ломаной.
- -С помощью линейки, циркуля и линейки.
Отвечают на вопросы.
- Да. Оценивают свою работу на уроке. Записывают домашнее задание. |
Л: самооценка |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.