Разработка урока по окружающему миру "Совместный труд и отдых. Участие детей в делах семьи" (2 кл)

  • docx
  • 14.03.2023
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала труд и отдых в семье.docx

Окружающий мир 2022-2023 уч. г  2 «г класс  17.10.22     Шубина Н. А.

 

Тема: Совместный труд и отдых. Участие детей в делах семьи. Проверочная работа «Наша дружная семья».

Цель: уточнить представление детей о том, какие трудовые обязанности они  могут и  должны выполнять дома

Задачи:  формирование правильного отношения к своим трудовым обязанностям, бережного отношения к вещам, книгам, игрушкам; воспитание трудолюбия и аккуратности. Уважение семейных ценностей.

 

Планируемые результаты:

 

Личностные: обогащать эстетический и познавательный опыт детей; воспитывать любовь и интерес к семье, доброжелательность, взаимопомощь, применять правила делового сотрудничества; оценивать собственную и коллективную деятельность.

Предметные: определять смысл понятий «семья», «культура общения», «традиции», «поколение»;  характеризовать семью, разделяя членов семьи на поколения; соотносить  нормы культурного общения в семье и вне её.

Метапредметные:

познавательные: извлекать информацию из источников, рассуждать и делать выводы, удерживать познавательный интерес;

регулятивные: выполнять задания по инструкции, планировать свою работу, осуществлять рефлексивно- оценочную деятельность; 

коммуникативные: приходить к общему решению в совместной деятельности, слышать и слушать друг друга, строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами, аргументировать свою позицию.

 

Оборудование: компьютер, экран, проектор, учебник, учебная презентация.

 

                                                                                                                            Ход урока

Этап урока.

Методы и приемы.

Содержание. Деятельность учителя.

Деятельность учащихся

УУД

1. Орг. момент. Мотива-ционный

 

Внимание! Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Всё ли на месте? Всё ли в порядке:

Книжки, ручки и тетрадки?

Есть у нас девиз такой:

Всё, что надо под рукой!

– Добрый день, ребята! Сегодня у нас будет необычный, интересный и серьезный урок.

 

Эмоционально настраиваются на работу

 

К.: планирование учебного сотрудничества

 

2. Проверка домашнего задания. Актуализация знаний.

 -Ребята, отгадайте ребус "7Я". Скажите, о чём мы вели разговор на прошлом уроке.

-Да, на прошлом уроке мы с вами начали большую и важную тему: "Моя семья". Семья - это самое главное в жизни каждого из нас, это родные люди, те, кого мы любим, о ком заботимся, кому желаем добра.

- Давайте вспомним, что такое семья? (это группа близких родственников, живущих вместе).

- А кого мы называем близкими родственниками? (людей, у которых общие родители, бабушки и дедушки, прабабушки и прадедушки)

- Семья бывает маленькой и большой. В семье могут жить несколько поколений. Как вы это понимаете? (Поколение - это родственники близкого возраста, например, старшее поколение - бабушки и дедушки, среднее поколение - родители, младшее поколение - дети, внуки бабушек и дедушек).

- А у кого из вас в семье проживает несколько поколений? 

- Я для вас приготовила задание – попробуем выполнить вместе.

-Работа в группах: Повторим - Что такое семья»; ---«Правила общения в семье»

1 группа « Что такое семья»

●Где живёт семья?

              1)Семья живёт в квартире, в доме.

             2) Семья живёт, где вздумается.

●Как члены семьи относятся друг к другу?

1)       Члены семьи обзываются , ругаются.

2)       Члены семьи безразлично относятся друг к другу. 

3)       Члены семьи любят и уважают друг друга.

●Чем совместно занимается семья?

           1) Члены семьи  отдельно ведут домашнее  хозяйства.

           2) Только один член семьи занимается хозяйством.

             3)Семья  совместно  занимается ведением домашнего хозяйства.

●Куда и как распределяют деньги в семье?

      1)Совместно распределяют деньги на покупки и хозяйство.

       2) Каждый  тратит,   как захочет.

 

2 группа «Правила общения в семье»

●Правила общения в семье.(подчеркни правильное)

1.  Любить друг друга.

2.  Уважать друг друга.

3. Ругать и обижать друг друга.

4.  Слушать родителей и заботиться о них .

5.Скрывать неприятные поступки.

4. Быть честным и правдивым.

5. Не огорчать родителей поступками и учёбой.

6.Сердиться на родителей за их требовательность.

6. Не держать  обиду на родителей.

7. Не требовать от родителей исполнения всех своих желаний.

 

3 группа «Собери пословицу»

Семьей дорожить — счастливым быть.

Человек без семьи, что дерево без плодов"

Вся семья вместе, так и душа на месте.

 

Семья – это место твоего рождения, это близкие люди, которые любят тебя, и  которых любишь ты. Семья – это лучик доброты и тепла, это место, куда хочется бежать. Здесь тебя всегда поймут и помогут. Семья – главней всего на свете.

Вы приготовили рассказы о своей семье. (прослушивание нескольких)

Вывод: Что такое СЧАСТЛИВАЯ семья?

Отгадывают ребус

 

 

 

 

Отвечают на вопросы

 

 

 

 

Работают по группам

 

2. Постановка учебной задачи и ее решение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Прежде, чем перейти к новой теме предлагаю отгадать   кроссворд. 

- Итак, отгадываем первый кроссворд

 

1. Вроде ёжика на вид, но не просит пищи.

    По одёжке пробежит, и одежда станет чище. (Щётка)

2. Маленькое ведёрко на пальце сидит,

    Сотнями глаз во все стороны глядит.  (Напёрсток)

3. Пройдусь слегка горячим я, и гладкой станет простыня.

    Могу поправить недоделки  и навести на брюках стрелки.  (Утюг)

4. За водой идут – песни звонкие поют,

    А  назад идут – слёзы льют.  (Вёдра)

 

 

 

1.

щ

ё

т

к

а

 

 

2.

н

а

п

ё

р

с

т

о

к

 

 

 

 

3.

у

т

ю

г

 

 

 

4.

в

ё

д

р

а

 

 

 

 

Первое слово нашей темы – Труд

 

- Отгадываем  следующий кроссворд.

 

1. Зал есть в школе нашей, а на ней козлы и кони.

    Кувыркаемся мы тут ровно 45 минут.  (Спортзал)

2. Не радио, а говорит.

    Не театр, а кино показывает.  (Телевизор)

3. Зверь забавный сшит из плюша.

    Есть и лапы, есть и уши.

    Мёду зверю дай немного и устрой ему берлогу. (медведь)

4. Две полоски на снегу оставляю на бегу.

    Я лечу от них стрелой, а они опять за мной.  (Лыжи)

5. На квадратиках доски  короли свели полки.

    Нет для боя у полков ни патронов, ни штыков.  (Шахматы)

 

1

с

п

о

р

т

з

а

л

 

 

 

 

 

2

т

е

л

е

в

и

з

о

р

3

м

е

д

в

е

д

ь

 

 

 

 

 

4

л

ы

ж

и

 

 

 

 

 

 

5

ш

а

х

м

а

т

ы

 

 

 

 

Второе слово нашей темы – отдых    

-О чём будем вести разговор на уроке?

Прочитаем  тему урока:

 

Труд    и  отдых  в  семье.

- Какую цель поставим на урок?

 

 

 

Отгадывают кроссворд

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Определяют тему и цель урока

 

 

 

 

 

Р.: принимают и сохраняют уч. задачу, прогнозирование.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

 

П.: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

 

Физкультминутка

«Моя семья»

http://www.youtube.com/watch?v=-E4dtu3Lm6U

 

Выполняют движения по тексту

Р

3. Решение частных задач

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проверочная работа «Наша дружная семья».

 

 

4. Подведение итогов. Рефлексия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Домашнее задание

 

1) Заглядывая в давние времена человек  постоянно был связан с трудом

Т. к вся жизнь и весь быт неотделим от труда.

-Скажите, кто занимается домашним хозяйством .

Может ли мама починить табуретку, пропылесосить квартиру, принести дров, затопить печь?

Может ли папа постирать бельё, испечь пироги, уложить спать ребёнка?

 

2)  Родители занимаются домашними хлопотами  и я надеюсь у вас тоже есть обязанности .  Расскажите –какие?

 

- Вот я и узнала, что ребята нашего класса  помогают дома своим родителям, заботятся о них, правильно понимают, в чём заключается помощь детей в семье.

 

3) Чтение стихотворения.

- А вот сейчас послушайте стихотворение А.Л. Барто «Помощница» и подумайте, правильно ли Таня понимает , что такое помощь и труд.

(Это не помощь, это безделье)

 

У Танюши дел немало,

У Танюши много дел –

Утром брату помогала,

Он с утра конфеты ел.

 

Обещала вымыть ложки,

Пролила столярный клей,

Отворила двери кошке,

Помогла мяукать ей.

 

Вот у Тани сколько дела!

Таня ела, чай пила,

Села, с мамой посидела,

Встала, к бабушке пошла.

 

Перед сном сказала маме:

- вы меня разденьте сами,

Я устала, не могу.

Я вам завтра помогу!

 

- Это не помощь, это безделье!

 

4)- Ребята, назовите пословицы и поговорки о труде.     ( много пословиц –выбрать нужную)

 

Злой плачет от зависти, а добрый от радости.

Золото познаётся в огне, человек — в труде.

Не делай другим того, что себе не желаешь.

Кто надеется на небо, тот сидит без хлеба.

Кончил дело — гуляй смело.

Тёплое слово и в мороз согревает.

Ласковое слово — что весенний день.

 

4) Отгадывание слова, относящееся к отдыху.

1)      - Прочитайте слова во втором кроссворде. Только к какому виду деятельности они относятся?(отдыху)

- Отдых, ребята, обязательно должен быть полезным.

 

 

- Кто у вас дома читает газеты?

- Это периодическая печать, из неё мы узнаём много нового, интересного.

- А какие детские периодические издания  вы знаете? (журналы …)

 

2)      ЧТО ещё отнесём к разделу «ОТДЫХ»

- А игрушками вы играете?

- Что вы должны помнить, когда игру надо заканчивать?

(все игрушки убрать, если сломалась – починить)

- Послушайте стихи А.Л. Барто и скажите, какой игрушке не повезло, у какой игрушки плохая хозяйка или хозяин?

("Лошадка", "Зайка", "Мишка", "Мячик")

 

Я люблю свою лошадку,

Причешу ей шёрстку гладко.

Гребешком приглажу хвостик

И верхом поеду в гости.

 

Зайку бросила хозяйка,

Под дождём остался зайка.

Со скамейки слезть не смог,

Весь до ниточки промок.

 

- Ребята, вы должны помнить, что, когда вам родители покупают игрушки, они хотят доставить вам радость. Поэтому и вы постарайтесь не огорчать их, берегите игрушки, книги, свои вещи, ухаживайте за своими вещами.

 

 

3)  ВЫВОД- Отдых, ребята, обязательно должен быть полезным.

Слова: шахматы, телевизор. Когда мы играем в шахматы или смотрим телевизор, читаем книги или журналы, то мы отдыхаем, но в тоже время узнаём много нового и интересного, т.е. расширяем свой кругозор, развиваем свой ум.

-А бывает так что собирается вся семья и занимается чем –либо, каким-то интересным занятием.

Например –ходить на рыбалку по выходным, печь пироги  всей семьёй, летом отправляться в поход с ночёвкой в лес и тд…..Это называется –ТРАДИЦИЯ.

 

- Чтобы вы поняли смысл этого слова, я бы хотела напомнить традиции русского народа.

 

- Кто расскажет о своих традициях.

 

 

- Какие цели ставили? Достигли цели?

- Оцените свою работу на уроке.

- Что понравилось?

- Где испытывали затруднение?

- Кто доволен своей работой на уроке?

-Кого бы похвалили за работу?

-Какое открытие вы сделали для себя сегодня?

- Я довольна нашей работой на уроке.

 

 

 

 

- Рассказать о совместном труде и отдыхе в свой семье и об участии в делах семьи

 

 

 

Слушают учителя

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы.

 

Участвуют в беседе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выбирают пословицы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слушают стихотворение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы. Высказывают свое мнение, делают выводы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рассказывают о семейных традициях.

 

 

Отвечают на вопросы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Записывают в дневник дом. зад

 

П.: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

 

 

 

 

П.: осмысленное чтение, извлечение необходимой информации из прослушанного текста.

 

 

 

 

 

 

 

 

К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

П.: поиск и выделение необходимой информации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Р: планируют свое действие в соответ. с задачей.

 

 

 

П.: осмысленное чтение, извлечение необходимой информации из прослушанного текста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

 

 

 

 

 

 

 

Р: осуществляют итоговый  контроль.

 

 

 

 

 

 


1 группа « Что такое семья» (подчеркни правильное)

●Где живёт семья?

              1)Семья живёт в квартире, в доме.

             2) Семья живёт, где вздумается.

●Как члены семьи относятся друг к другу?

1)    Члены семьи обзываются , ругаются.

2)    Члены семьи безразлично относятся друг к другу. 

3)    Члены семьи любят и уважают друг друга.

●Чем совместно занимается семья?

           1) Члены семьи  отдельно ведут домашнее  хозяйства.

           2) Только один член семьи занимается хозяйством.

             3)Семья  совместно  занимается ведением домашнего хозяйства.

●Куда и как распределяют деньги в семье?

      1)Совместно распределяют деньги на покупки и хозяйство.

       2) Каждый  тратит,   как захочет.

 

 

 

2 группа «Правила общения в семье»

●Правила общения в семье (подчеркни правильное)

1.  Любить друг друга.

2.  Уважать друг друга.

3. Ругать и обижать друг друга.

4.  Слушать родителей и заботиться о них .

5.Скрывать неприятные поступки.

4. Быть честным и правдивым.

5. Не огорчать родителей поступками и учёбой.

6.Сердиться на родителей за их требовательность.

6. Не держать  обиду на родителей.

7. Не требовать от родителей исполнения всех своих желаний.

 

 

 

3 группа «Собери пословицу»

Семьей дорожить -                                что дерево без плодов.        

Человек без семьи,                                так и душа на месте.

Вся семья вместе,                                  счастливым быть.

 

                                         

 

 

 


 

 

 

 

1.

 

 

 

 

 

 

 

2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.

 

 

 

 

 

 

 

4.

 

 

 

 

 

 

 

 

1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.

 

 

 

 

 

3.

 

 

 

 

 

 

 

 

4.

 

 

 

 

 

 

5.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru