Окружающий мир 2022-2023 уч. г 2 «г класс 17.10.22 Шубина Н. А.
Тема: Совместный труд и отдых. Участие детей в делах семьи. Проверочная работа «Наша дружная семья».
Цель: уточнить представление детей о том, какие трудовые обязанности они могут и должны выполнять дома
Задачи: формирование правильного отношения к своим трудовым обязанностям, бережного отношения к вещам, книгам, игрушкам; воспитание трудолюбия и аккуратности. Уважение семейных ценностей.
Планируемые результаты:
|
Личностные: обогащать эстетический и познавательный опыт детей; воспитывать любовь и интерес к семье, доброжелательность, взаимопомощь, применять правила делового сотрудничества; оценивать собственную и коллективную деятельность. Предметные: определять смысл понятий «семья», «культура общения», «традиции», «поколение»; характеризовать семью, разделяя членов семьи на поколения; соотносить нормы культурного общения в семье и вне её. Метапредметные: познавательные: извлекать информацию из источников, рассуждать и делать выводы, удерживать познавательный интерес; регулятивные: выполнять задания по инструкции, планировать свою работу, осуществлять рефлексивно- оценочную деятельность; коммуникативные: приходить к общему решению в совместной деятельности, слышать и слушать друг друга, строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами, аргументировать свою позицию. |
Оборудование: компьютер, экран, проектор, учебник, учебная презентация.
Ход урока
Этап урока. Методы и приемы. |
Содержание. Деятельность учителя. |
Деятельность учащихся |
УУД |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. Орг. момент. Мотива-ционный
|
Внимание! Проверь, дружок, Готов ли ты начать урок? Всё ли на месте? Всё ли в порядке: Книжки, ручки и тетрадки? Есть у нас девиз такой: Всё, что надо под рукой! – Добрый день, ребята! Сегодня у нас будет необычный, интересный и серьезный урок.
|
Эмоционально настраиваются на работу
|
К.: планирование учебного сотрудничества
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2. Проверка домашнего задания. Актуализация знаний. |
-Ребята, отгадайте ребус "7Я". Скажите, о чём мы вели разговор на прошлом уроке. -Да, на прошлом уроке мы с вами начали большую и важную тему: "Моя семья". Семья - это самое главное в жизни каждого из нас, это родные люди, те, кого мы любим, о ком заботимся, кому желаем добра. - Давайте вспомним, что такое семья? (это группа близких родственников, живущих вместе). - А кого мы называем близкими родственниками? (людей, у которых общие родители, бабушки и дедушки, прабабушки и прадедушки) - Семья бывает маленькой и большой. В семье могут жить несколько поколений. Как вы это понимаете? (Поколение - это родственники близкого возраста, например, старшее поколение - бабушки и дедушки, среднее поколение - родители, младшее поколение - дети, внуки бабушек и дедушек). - А у кого из вас в семье проживает несколько поколений? - Я для вас приготовила задание – попробуем выполнить вместе. -Работа в группах: Повторим - Что такое семья»; ---«Правила общения в семье» 1 группа « Что такое семья» ●Где живёт семья? 1)Семья живёт в квартире, в доме. 2) Семья живёт, где вздумается. ●Как члены семьи относятся друг к другу? 1) Члены семьи обзываются , ругаются. 2) Члены семьи безразлично относятся друг к другу. 3) Члены семьи любят и уважают друг друга. ●Чем совместно занимается семья? 1) Члены семьи отдельно ведут домашнее хозяйства. 2) Только один член семьи занимается хозяйством. 3)Семья совместно занимается ведением домашнего хозяйства. ●Куда и как распределяют деньги в семье? 1)Совместно распределяют деньги на покупки и хозяйство. 2) Каждый тратит, как захочет.
2 группа «Правила общения в семье» ●Правила общения в семье.(подчеркни правильное) 1. Любить друг друга. 2. Уважать друг друга. 3. Ругать и обижать друг друга. 4. Слушать родителей и заботиться о них . 5.Скрывать неприятные поступки. 4. Быть честным и правдивым. 5. Не огорчать родителей поступками и учёбой. 6.Сердиться на родителей за их требовательность. 6. Не держать обиду на родителей. 7. Не требовать от родителей исполнения всех своих желаний.
3 группа «Собери пословицу» Семьей дорожить — счастливым быть. Человек без семьи, что дерево без плодов" Вся семья вместе, так и душа на месте.
●Семья – это место твоего рождения, это близкие люди, которые любят тебя, и которых любишь ты. Семья – это лучик доброты и тепла, это место, куда хочется бежать. Здесь тебя всегда поймут и помогут. Семья – главней всего на свете. Вы приготовили рассказы о своей семье. (прослушивание нескольких) Вывод: Что такое СЧАСТЛИВАЯ семья? |
Отгадывают ребус
Отвечают на вопросы
Работают по группам |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2. Постановка учебной задачи и ее решение
|
- Прежде, чем перейти к новой теме предлагаю отгадать кроссворд. - Итак, отгадываем первый кроссворд
1. Вроде ёжика на вид, но не просит пищи. По одёжке пробежит, и одежда станет чище. (Щётка) 2. Маленькое ведёрко на пальце сидит, Сотнями глаз во все стороны глядит. (Напёрсток) 3. Пройдусь слегка горячим я, и гладкой станет простыня. Могу поправить недоделки и навести на брюках стрелки. (Утюг) 4. За водой идут – песни звонкие поют, А назад идут – слёзы льют. (Вёдра)
Первое слово нашей темы – Труд
- Отгадываем следующий кроссворд.
1. Зал есть в школе нашей, а на ней козлы и кони. Кувыркаемся мы тут ровно 45 минут. (Спортзал) 2. Не радио, а говорит. Не театр, а кино показывает. (Телевизор) 3. Зверь забавный сшит из плюша. Есть и лапы, есть и уши. Мёду зверю дай немного и устрой ему берлогу. (медведь) 4. Две полоски на снегу оставляю на бегу. Я лечу от них стрелой, а они опять за мной. (Лыжи) 5. На квадратиках доски короли свели полки. Нет для боя у полков ни патронов, ни штыков. (Шахматы)
Второе слово нашей темы – отдых -О чём будем вести разговор на уроке? Прочитаем тему урока:
Труд и отдых в семье. - Какую цель поставим на урок? |
Отгадывают кроссворд
Определяют тему и цель урока
|
Р.: принимают и сохраняют уч. задачу, прогнозирование.
К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
П.: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Физкультминутка |
«Моя семья» http://www.youtube.com/watch?v=-E4dtu3Lm6U
|
Выполняют движения по тексту |
Р |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3. Решение частных задач
Проверочная работа «Наша дружная семья».
4. Подведение итогов. Рефлексия.
5. Домашнее задание
|
1) Заглядывая в давние времена человек постоянно был связан с трудом Т. к вся жизнь и весь быт неотделим от труда. -Скажите, кто занимается домашним хозяйством . Может ли мама починить табуретку, пропылесосить квартиру, принести дров, затопить печь? Может ли папа постирать бельё, испечь пироги, уложить спать ребёнка?
2) Родители занимаются домашними хлопотами и я надеюсь у вас тоже есть обязанности . Расскажите –какие?
- Вот я и узнала, что ребята нашего класса помогают дома своим родителям, заботятся о них, правильно понимают, в чём заключается помощь детей в семье.
3) Чтение стихотворения. - А вот сейчас послушайте стихотворение А.Л. Барто «Помощница» и подумайте, правильно ли Таня понимает , что такое помощь и труд. (Это не помощь, это безделье)
У Танюши дел немало, У Танюши много дел – Утром брату помогала, Он с утра конфеты ел.
Обещала вымыть ложки, Пролила столярный клей, Отворила двери кошке, Помогла мяукать ей.
Вот у Тани сколько дела! Таня ела, чай пила, Села, с мамой посидела, Встала, к бабушке пошла.
Перед сном сказала маме: - вы меня разденьте сами, Я устала, не могу. Я вам завтра помогу!
- Это не помощь, это безделье!
4)- Ребята, назовите пословицы и поговорки о труде. ( много пословиц –выбрать нужную)
Злой плачет от зависти, а добрый от радости. Золото познаётся в огне, человек — в труде. Не делай другим того, что себе не желаешь. Кто надеется на небо, тот сидит без хлеба. Кончил дело — гуляй смело. Тёплое слово и в мороз согревает. Ласковое слово — что весенний день.
4) Отгадывание слова, относящееся к отдыху. 1) - Прочитайте слова во втором кроссворде. Только к какому виду деятельности они относятся?(отдыху) - Отдых, ребята, обязательно должен быть полезным.
- Кто у вас дома читает газеты? - Это периодическая печать, из неё мы узнаём много нового, интересного. - А какие детские периодические издания вы знаете? (журналы …)
2) ЧТО ещё отнесём к разделу «ОТДЫХ» - А игрушками вы играете? - Что вы должны помнить, когда игру надо заканчивать? (все игрушки убрать, если сломалась – починить) - Послушайте стихи А.Л. Барто и скажите, какой игрушке не повезло, у какой игрушки плохая хозяйка или хозяин? ("Лошадка", "Зайка", "Мишка", "Мячик")
Я люблю свою лошадку, Причешу ей шёрстку гладко. Гребешком приглажу хвостик И верхом поеду в гости.
Зайку бросила хозяйка, Под дождём остался зайка. Со скамейки слезть не смог, Весь до ниточки промок.
- Ребята, вы должны помнить, что, когда вам родители покупают игрушки, они хотят доставить вам радость. Поэтому и вы постарайтесь не огорчать их, берегите игрушки, книги, свои вещи, ухаживайте за своими вещами.
3) ВЫВОД- Отдых, ребята, обязательно должен быть полезным. Слова: шахматы, телевизор. Когда мы играем в шахматы или смотрим телевизор, читаем книги или журналы, то мы отдыхаем, но в тоже время узнаём много нового и интересного, т.е. расширяем свой кругозор, развиваем свой ум. -А бывает так что собирается вся семья и занимается чем –либо, каким-то интересным занятием. Например –ходить на рыбалку по выходным, печь пироги всей семьёй, летом отправляться в поход с ночёвкой в лес и тд…..Это называется –ТРАДИЦИЯ.
- Чтобы вы поняли смысл этого слова, я бы хотела напомнить традиции русского народа.
- Кто расскажет о своих традициях.
- Какие цели ставили? Достигли цели? - Оцените свою работу на уроке. - Что понравилось? - Где испытывали затруднение? - Кто доволен своей работой на уроке? -Кого бы похвалили за работу? -Какое открытие вы сделали для себя сегодня? - Я довольна нашей работой на уроке.
- Рассказать о совместном труде и отдыхе в свой семье и об участии в делах семьи
|
Слушают учителя
Отвечают на вопросы.
Участвуют в беседе.
Выбирают пословицы
Отвечают на вопросы
Слушают стихотворение
Отвечают на вопросы. Высказывают свое мнение, делают выводы.
Рассказывают о семейных традициях.
Отвечают на вопросы
Записывают в дневник дом. зад
|
П.: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.
П.: осмысленное чтение, извлечение необходимой информации из прослушанного текста.
К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
П.: поиск и выделение необходимой информации
Р: планируют свое действие в соответ. с задачей.
П.: осмысленное чтение, извлечение необходимой информации из прослушанного текста.
К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Р: осуществляют итоговый контроль.
|
1 группа « Что такое семья» (подчеркни правильное)
●Где живёт семья?
1)Семья живёт в квартире, в доме.
2) Семья живёт, где вздумается.
●Как члены семьи относятся друг к другу?
1) Члены семьи обзываются , ругаются.
2) Члены семьи безразлично относятся друг к другу.
3) Члены семьи любят и уважают друг друга.
●Чем совместно занимается семья?
1) Члены семьи отдельно ведут домашнее хозяйства.
2) Только один член семьи занимается хозяйством.
3)Семья совместно занимается ведением домашнего хозяйства.
●Куда и как распределяют деньги в семье?
1)Совместно распределяют деньги на покупки и хозяйство.
2) Каждый тратит, как захочет.
2 группа «Правила общения в семье»
●Правила общения в семье (подчеркни правильное)
1. Любить друг друга.
2. Уважать друг друга.
3. Ругать и обижать друг друга.
4. Слушать родителей и заботиться о них .
5.Скрывать неприятные поступки.
4. Быть честным и правдивым.
5. Не огорчать родителей поступками и учёбой.
6.Сердиться на родителей за их требовательность.
6. Не держать обиду на родителей.
7. Не требовать от родителей исполнения всех своих желаний.
3 группа «Собери пословицу»
Семьей дорожить - что дерево без плодов.
Человек без семьи, так и душа на месте.
Вся семья вместе, счастливым быть.
|
|
1. |
|
|
|
|
|
|
|
2. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3. |
|
|
|
|
|
|
|
4. |
|
|
|
|
|
|
|
1. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2. |
|
|
|
|
|
3. |
|
|
|
|
|
|
|
|
4. |
|
|
|
|
|
|
5. |
|
|
|
|
|
|
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.