Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
« Кармановская средняя школа имени Н. П. Майорова»
Гагаринского района Смоленской области
Разработка урока
по "Основам религиозных культур и светской этики"
(модуль "Светская этика")
(4 класс)
Тема: Дружба
Иванова Наталья Родионовна
учитель начальных классов
с.Карманово 2020г.
Тип урока: комбинированный
ТДЦ: познакомить с понятием «дружба», с её отличительными чертами: избирательность и бескорыстность; развитие у учащихся умения отличать дружеские отношения от других отношений, доказывать свою точку зрения, делать выводы и обосновывать их, уважительно относиться к мнению других, даже если оно не совпадает с собственным мнением, вести коллективный поиск истины; воспитывать умения сопереживать людям, проявлять такие качества характера, как тактичность, культура общения.
Оборудование: Православная культура 4-5классы: учебник для общеобразовательных учреждений- М.: Просвешение 2012г., словарь Ожегова, песня «Настоящий друг», музыка Е. Крылатова, песенка Кота Леопольда, мультимедиа, музыкальный центр, карточки с дифференцированным заданием в группах, Карточки для рефлексии 15смX12 cм, слова с понятиями, доска, иллюстрации с изображением дружеских отношений детей.
Ход урока.
1. Организационный момент.
– Добрый день дорогие ребята! Я думаю, что сегодняшний урок принесет нам всем радость общения друг с другом. Повернитесь друг к другу лицом, улыбнитесь, посмотрите своему соседу в глаза и скажите: «Желаю тебе сегодня на уроке …»
2. Подготовка к восприятию нового материала.
-Тему урока, о которой мы будем говорить сегодня, узнаете, если внимательно прослушаете, стихотворение.
Слайд№2.
- О ком автор говорит в этом стихотворении?
3. Сообщение темы, постановка цели.
-Предположите, о чем пойдет речь на нашем уроке?
- Сегодня мы будем говорить о том, что такое настоящая дружба и что она дает человеку, познакомимся с отличительными чертами дружбы: избирательность и бескорыстность; попытаемся научиться отличать дружеские отношения от других отношений.
Слайд№3
4.Объяснение нового материала.
Мозговой штурм». Работа над понятием «дружба» .
а) Ребята, очень часто в речи мы слышим: « дружба», «дружить».
Пожалуйста, подумайте над вопросом: «Что такое дружба?»
(После небольшого размышления каждый высказывает свое мнение.)
Слайд№4 -5
Учитель подводит итог и дает определение понятию «дружба».
(Работа с толковым словарём, можно предложить детям найти слово в словаре).
- В толковом словаре дается такое определение, что такое дружба: «Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов».
- Как вы понимаете выражение «взаимное доверие»? Общность
б) Учащимся предлагается подумать над вопросом: «Зачем дружба нужна людям?».
Слайд№7 интересов? Привязанность?
- Дружба нужна взрослым и детям в любой жизненной ситуации.
Слайд№6
Вывод: Для того чтобы жизнь человека была полезной, приносила радость не только себе, но и другим людям. Без взаимного доверия, привязанности, общности интересов не может быть настоящей дружбы.
5. Работа с учебником (с.32, 33). В ходе работы на доске появляются понятия: избирательность, бескорыстность.
6. Релаксация:
Вспомните, пожалуйста, песенки о дружбе.
Давайте споём с вами одну из этих песенок.
Слайд№8
Молодцы! Как хорошо спели.
7. Закрепление.
Работа в группах.
I группа.
Выделить 5 качеств настоящего друга.
Содержание карточки.
1. Я умею хранить секреты друзей.
2. Мне нравится помогать друзьям.
3. Я никогда не говорю другу обидные слова.
4. Я всегда прощаю друга, если мы поссорились.
5. Я умею просить прощение друга, если его обидел(а).
6. У меня нет верного друга.
7. Я могу дружить только с теми, кто мне помогает.
8. Если мой друг поступает плохо, я всегда говорю ему об этом.
9. Я дружу только с тем, кто хорошо учится.
10. Я всегда остаюсь с другом и в беде и в радости.
II группа составит рассказ " Настоящий друг".
III группа нужно выяснить, каким должен быть друг.
Предлагаю карточки со словами. Выберите те качества, которыми должен обладать друг.
На карточках записаны слова:
Скромность
доброжелательность
настойчивость
общительность
отзывчивость
зависть
эгоизм
равнодушие
хвастовство
злоба
готовность прийти на помощь в любую минуту.
(играет мелодия песни Кота Леопольда).
Время одна минута. Слайд№9
Представители каждой группы озвучивают выполнение своего задания.
8.Рефлексия.
Возьмите приготовленные листочки и запишите на них те качества
своего характера, которые мешают настоящей дружбе. ( 1 минутка).
А теперь прочитайте их про себя и разорвите листок на мелкие
кусочки, что бы эту тайну больше никто не узнал. А вы подумайте,
что надо сделать, чтобы эти качества к вам никогда не вернулись.
Слайд №10.
9. Подведение итогов урока.
- Чему учились на этом уроке?
- Когда дружбу можно считать настоящей?
- Какую роль играет дружба в жизни человека?
Слайд№11.
Учитель: Я думаю, знания, полученные на уроке, пригодятся вам в жизни.
Пусть в вашей жизни будут только верные и настоящие друзья. И каждый из вас пусть будет настоящим другом всем окружающим. А костёр дружбы не гаснет.
10.Д. /задание: прочитать стр. 32 – 33, Расспросить у родителей об их школьных товарищах - составить мини сочинение.
Спасибо за урок.
Слайд№12.
Используемая литература:
1. Классные часы в начальной школе /Авт-сост. Т.Н. Максимова. – М.: ВАКО, 2008. – С. 242 – 250.
2. Для вас, ребята! Репертуарно-тематический сборник / Сост.Т.И. Громова. М., 1996.
3. Сборник детских песен.
4. Кузнецова . Игры, викторины, праздники в школе и дома. М., 1999.
5. Уроки добра и красоты / Сост. Л.Г. Павлова, Н.Е. Щуркова. Смоленск, 1995.
Интернет ресурсы:
· Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»
· Сеть творческих учителей
I группа.
Выделить 5 качеств настоящего друга.
Содержание карточки.
11. Я умею хранить секреты друзей.
12. Мне нравится помогать друзьям.
13. Я никогда не говорю другу обидные слова.
14. Я всегда прощаю друга, если мы поссорились.
15. Я умею просить прощение друга, если его обидел(а).
16. У меня нет верного друга.
17. Я могу дружить только с теми, кто мне помогает.
18. Если мой друг поступает плохо, я всегда говорю ему об этом.
19. Я дружу только с тем, кто хорошо учится.
20. Я всегда остаюсь с другом и в беде и в радости.
II группа - составит рассказ " Настоящий друг".
III группа - выяснить, каким должен быть друг.
Выберите те качества, которыми должен обладать друг.
Скромность
доброжелательность
настойчивость
общительность
отзывчивость
зависть
эгоизм
равнодушие
хвастовство
злоба
готовность прийти на помощь в любую минуту.
Рефлексия
Запишите на них те качества
своего характера,
которые мешают настоящей дружбе.
( 1 минутка).
Избиратель -ность
Бескорыст –ность
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.