Открытый урок по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»
«Береги честь смолоду…»
Цели урока:
Образовательная: проверить знание текста повести «Капитанская дочка», освоение учащимися художественного «пространства» произведения;
Развивающая: развивать творческие способности учащихся, их устную речь, находчивость и смекалку; навыки самостоятельной аналитической работы с художественным текстом;
Воспитательные: прививать любовь к русской литературе; интерес к историческому прошлому своей страны.
Задачи урока:
формировать умение работать в группе (выслушивать мнение товарища, обсуждать проблемы, приходить к единому мнению).
Методы и приемы: блиц-опрос, беседа, тестирование, групповая работа
Оборудование: на мультимедиа эпиграфы, портрет А.С. Пушкина, рисунки
учащихся, предметы для аукциона, эмблемы команд,
Эпиграф: «Береги честь смолоду…»
Организационный момент
Слово учителя: Добрый день, дорогие ребята, учителя и гости! Мы рады приветствовать вас на нашем сегодняшнем уроке.
Психологический настрой.
_ Под медленную композицию закрыть глаза и представить образы, возникающие с ней. Расскажите о своих чувствах, желаниях, связанных с этой музыкой.
II. Ход урока
1. Слово учителя: Ребята, я думаю, что определенный психологический настрой на сегодняшний урок вы получили. Работать сегодня мы будем в группах.
2. Деление на 3 группы. Названия групп. Назначение самими учащимися командира. Знакомство с правилами работы в группе (слайд):
1) Работаем сообща.
2) Уважаем чужое мнение.
3) Не перебиваем других.
4) Говорит только один (не хором).
5) Соблюдаем регламент (временные рамки).
– Итак, мы прочитали последнее большое произведение А.С.Пушкина, которое было завершено 19 октября 1836 года, ровно за 100 дней до смерти гения. И мы с особым вниманием вглядываемся в его последние стихи, письма, стараясь найти в них сокровенный смысл. В этом отношении повесть «Капитанская дочка» – уникальное произведение. Это историческая повесть, в которой через различные жизненные обстоятельства проходит судьба главного героя –Петра Гринева. Историческая, прежде всего потому, что в повести показан народный бунт под предводительством Емельяна Пугачева.
Наша - задача - разгадать некоторые загадки «Капитанской дочки», загадки человеческой жизни, истории, над которыми размышлял Пушкин в конце своего творческого пути.( слайд портрет Пушкина).
Вспомните, что представляет нашему вниманию автор в самом начале произведения? (Эпиграф: Береги честь смолоду). Что такое эпиграф? (Короткая цитата, крылатое выражение, пословица, поговорка, помещенные автором перед текстом произведения с целью толкования основной идеи, замысла автора). К выявлению значения эпиграфа мы придем в конце занятия.
Сейчас мне хочется обратить ваше внимание на слова А.С. Пушкина «»
3. Викторина. (10 минут)
- Давайте вспомним страницы романа.
1. Имя отца Гринева? (Андрей Петрович.)
2. Служил при графе... (Минихе).
3. Сколько было крепостных у отца Гринева и в какой губернии была его деревня? (Триста крепостных; в Сuмбирской губернии.)
4. Сыну был пожалован в дядьки... (стремянный Савельич).
5. Выучился Петруша грамоте… (на двенадцатом году).
6. Был нанят француз... (мосье Бопре).
8. … который в отечестве своем был... (парикмахером).
9. … в Пруссии... (солдатом).
10. … а потом приехал в Россию, чтобы... (стать учителем, не очень понимая значения этого слова).
11. Батюшка вошел на урок... (географии).
12. В это время Гринев... (прилаживал мочальный хвост к мысу Доброй Надежды).
13. А Бопре… (спал на кровати сном невинности).
14. Продолжите: «Петруша в Петербург не поедет. Чему научится он, служа в Петербурге?..» (Мотать да повесничать? Нет, пускай послужит он в армии... да понюхает пороху, да будет солдат, а не шаматон.)
15. Швабрин сказал Гриневу: «Ежели хочешь, чтоб Маша Миpоновa ходила к тебе в сумерки, то вместо стишков подари ей…» (пару серег).
На мультимедиа вы видите портрет А.С.Пушкина. Задумчиво – внимательно лицо великого русского поэта, возможно он задумался сейчас о чести и доблести, о благородстве и чистоте души. Почему поэта занимает этот вопрос, а ведь вопрос чести, - один из главных в повести «Капитанская дочка».
Вопрос учителя: Ребята, почему, как вы думаете, Пушкин выбрал в качестве эпиграфа предложение по цели высказывания побудительное?
Ответы учащихся: Потому что хочет заставить каждого из вас беречь свою честь.
Слово учителя: Честь можно снискать добрыми делами, бескорыстием, человечностью. Так вот кто же из героев снискал себе честь и сохранил ее до конца повести.
Это мы с вами и должны обсудить.
2 «Встреча с героями»
Слово учителя: Отгадайте с какими героями вы сейчас встретитесь?
А) Сидел под образами в красном кафтане в высокой шапке и важно подбочась? (Е.Пугачев)
Б) «Трусиха. До сих пор не может слышать выстрела из ружья так и затрепещется» (Марья Ивановна);
в) Он был одет казаком и отрастил себе бороду (Швабрин);
Г) «Но жить убийством и разбоем – значит, по мне клевать мертвечину» (Гринев);
3 АУКЦИОН:
На продажу выставлены поистине «бесценные вещи», купить, которые сможет
любой из вас за оценку «3», «4», «5» в обмен за знания. С условиями игры вы уже
ознакомлены. Помогать вам будут сообразительность и память.
Дифференцированное задание:
- на «4» - назвать, из какого эпизода вещь;
- на «5» - рассказать эпизод.
На мультимедиа изображены предметы:
Кувшин воды, накрытый ломтем хлеба.
(начальная цена – 3 балла, кто больше?)
(стук молотком – вещь продана)
Письмо, написанное женской рукой.
(стартовая цена – 3 балла, кто больше?)
(стук молотком – вещь продана)
Топор
(стартовая цена – 3 балла, кто больше?)
(стук молотком – вещь продана)
4 Слово учителя: Кто больше назовет фольклорных элементов в повести.
Ответы учащихся:
Эпиграфы ко многим главам;
Речь Пугачева насыщена пословицами и поговорками, иносказательная
речь Пугачева на постоялом двору;
Сходство
Пугачева с царем из сказок. За добро платит добром.
Возьмите листочки с заданием №1 (приложение№1)и соотнесите слова по их
лексическому значению. определяем основные черты характера Петра Гринева,
исходя из его следующих поступков
1Уплата долга за проигрыш. 2Благодарность за спасение. 3Поединок за честь девушки. 4Отказ присягнуть бунтовщику. 5Рискует жизнью ради спасения Маши, не оставляет в беде Савельича. 6Самопожертвование ради доброго имени Маши Мироновой.
|
1 Прядочность 2Хорошее воспитание 3Храбрость 4Верность родине 5Патриотизм 6Благородность 7Преданность 8Великодушие 9Честность |
Мы уже сказали и о том, что Гринёв – главный герой повести, дали ему характеристику, выявляя основные черты характера. Скажите, пожалуйста, кто из героев произведения противостоит Петру, являясь полной противоположностью (Швабрин). Что общего у этих героев?
(оба дворяне, офицеры, служат в Белогорской крепости, влюблены в Машу Миронову). Найдем теперь различия, заполните сравнительную таблицу, указывая поведение каждого персонажа в определенной ситуации (слайд 7). На ваших листочках задание №2.
Критерий сравнения |
Гринёв |
Швабрин |
1. Отношение к семье капитана Миронова |
С симпатией и любовью, с дружеской улыбкой, искренне любит и считает своей семьёй. |
Насмешливо, с издёвкой, распространяет клевету. |
2. Поведение на поединке |
Сражается честно, отважно, защищая честь девушки. |
Наносит предательский удар беззащитному Гринёву, когда тот обернулся на голос Савельича. |
3. Поведение во время захвата крепости пугачёвцами |
Отказывается принести присягу самозванцу. Готов мужественно умереть. Отказывается целовать руку Пугачёву. |
Становится на сторону бунтовщиков, нарушает воинскую присягу. |
4. Отношение к Маше Мироновой |
Любит её, но дает свободу выбора, уважает ее решение. Готов отдать жизнь за неё. Рискует собой, спасая девушку. Не называет ее имени на следствии, не желая впутывать в разбирательство. |
Описывает “совершенною дурочкою”. Держит взаперти, морит голодом и выдаёт Пугачёву. |
5. Поведение с Пугачёвым |
Держится смело, искренне отвечая на вопросы, ведет себя достойно дворянина. |
Унижается перед Пугачёвым, ползает у него в ногах, вымаливая прощение. |
Подскажите, пожалуйста, кто же в рассматриваемом произведении является историческим лицом, реально существующим? (Емельян Пугачёв) (слайд 9). Охарактеризуйте необычного героя, опираясь на следующую таблицу, обращая внимание на исторически верные подробности и художественный вымысел.
Историческая правда |
Художественный вымысел |
“Мужицкий царь”, предводитель бунта. Служили и те, кто ему не верили |
Взаимоотношения с Гриневым “В Пугачеве-разбойнике побеждает человек”: |
Взятие поволжских городов, безуспешная осада Оренбурга |
Способен проявить милость |
Умный, отважный, энергичный |
Может быть благородным: на добро отвечает милостью |
Жестокий |
Способен оценить честь и мужество противника |
Трагическая судьба |
|
Кого еще из героев мы не имеем права отодвинуть на второй план? Кто является главной героиней повести? (Капитанская дочка – Маша Миронова, возлюбленная Петра Гринёва).
(слайд 10) ответьте кратко, устно на следующие вопросы:
1. Почему Маша отказалась венчаться с любимым, прочтя письмо отца Гринева? О ком она заботилась?
(Маша не хотела идти против воли отца Гринёва, она боялась, что, если Петр воспротивится воли родителя, отец его лишит благословения. Миронова волновалась о судьбе любимого.)
2. Почему Миронова просит у императрицы “Милости, а не правосудия”? (Потому что, с точки зрения закона, Гринёв был виновен: вошёл в сотрудничество с бунтовщиком, странным образом был пощажен и отпущен. Тем более Гринёв не стал называть подлинных причин своих поступков, чтобы сохранить доброе имя Маши Мироновой. Поэтому Гринев осужден вполне справедливо, а спасти его может именно милость государыни.)
3. Пушкин назвал произведение “Капитанская дочка”, а не “Гринёв” или “Пугачев”. С чем это связано? (Вокруг Маши, её судьбы развертываются все события повести, героиня стоит в центре сюжета.)
Мы с вами охарактеризовали Пугачева, указывая и историческую правду и художественный вымысел, упомянули о милости государыни Екатерины II (слайд 11). Как вы считаете, кто больше всего заслуживает характеристики “великодушный государь”? (Мнения детей могут разойтись. Здесь главное – обоснованное доказательство учеников. Пугачев – в повести проявляет великодушие к Гринёву, Екатерина – именно благодаря её милости воссоединились сердца влюбленных.)
Все в данном случае правы, аргументируя свою позицию. Вернемся к началу урока, где мы указывали эпиграфы к произведению и к уроку (слайд 12). Объясните смысл эпиграфа к повести “Береги честь смолоду”. (Можно отнести и к чести Гринёва, который является ярким примером – он не предал родину, не стал упоминать имя Маши, выполнял свои обещания. Высшее проявление чести – самопожертвование ради другого человека. А также Маша выступает носительницей высокой нравственности и чести.)
К серьезным жизненным испытаниям Петруша был не готов. Но, видимо, уроки отца да встреча с семьей Мироновых все-таки не прошли даром. И их серьезных жизненных ситуаций Петру удалось выйти с честью. Перед нами вырастает образ честного, доброго, отважного человека, способного к большому чувству, верного любви и своему долгу.
Слово учителя:
-Хочется привести слова из не включенного Пушкиным в окончательную редакцию введения к роману – обращение пишущего записки Гринева в старости к своему внуку: “Ты увидишь, что завлеченный пылкостью моих страстей во многие заблуждения, находясь несколько раз в самых затруднительных обстоятельствах, я выплыл, наконец, и, слава богу, дожил до старости, заслужив почтение моих близких и добрых знакомых. То же пророчу и тебе, если сохранишь в сердце твоем два прекрасных качества: доброту и благородство: “
-Хочется обратить внимание на одну его единственную фразу: «Потомство их благоденствует в Симбирской губернии». Скорее всего, дети и внуки Петра и Маши унаследуют лучшие качества своих родителей: верность и преданность, человеколюбие и милосердие, справедливость и честность. Эти нравственные уроки Пушкина мы должны запомнить на всю жизнь и постараться передать их своим потомкам.
Мы живем в Дагестане, где существуют неписанные законы гор, по которым честь и достоинство стоят на первом месте, даже родная мать отказывается от сына, если он поступает бесчестно. Это отражено в произведении М.Ю. Лермонтова «Валерик». Мы должны помнить и соблюдать все то ценное, которое оставили нам предки.
Домашнее задание учащимся:
Написать небольшое эссе на тему: «Что для меня значат понятия: совесть, честь и благородство»?
Итог урока:
– А какие выводы сделали вы, ребята, для себя?
-Актуальна ли тема чести сегодня?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.