Открытый урок по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»
«Береги честь смолоду…»
Цели урока:
Образовательная: проверить знание текста повести «Капитанская дочка», освоение учащимися художественного «пространства» произведения;
Развивающая: развивать творческие способности учащихся, их устную речь, находчивость и смекалку; навыки самостоятельной аналитической работы с художественным текстом;
Воспитательные: прививать любовь к русской литературе; интерес к историческому прошлому своей страны.
Задачи урока:
формировать умение работать в группе (выслушивать мнение товарища, обсуждать проблемы, приходить к единому мнению).
Методы и приемы: блиц-опрос, беседа, тестирование, групповая работа
Оборудование: на мультимедиа эпиграфы, портрет А.С. Пушкина, рисунки
учащихся, предметы для аукциона, эмблемы команд,
Эпиграф: «Береги честь смолоду…»
Организационный момент
Слово учителя: Добрый день, дорогие ребята, учителя и гости! Мы рады приветствовать вас на нашем сегодняшнем уроке.
Психологический настрой.
_ Под медленную композицию закрыть глаза и представить образы, возникающие с ней. Расскажите о своих чувствах, желаниях, связанных с этой музыкой.
II. Ход урока
1. Слово учителя: Ребята, я думаю, что определенный психологический настрой на сегодняшний урок вы получили. Работать сегодня мы будем в группах.
2. Деление на 3 группы. Названия групп. Назначение самими учащимися командира. Знакомство с правилами работы в группе (слайд):
1) Работаем сообща.
2) Уважаем чужое мнение.
3) Не перебиваем других.
4) Говорит только один (не хором).
5) Соблюдаем регламент (временные рамки).
– Итак, мы прочитали последнее большое произведение А.С.Пушкина, которое было завершено 19 октября 1836 года, ровно за 100 дней до смерти гения. И мы с особым вниманием вглядываемся в его последние стихи, письма, стараясь найти в них сокровенный смысл. В этом отношении повесть «Капитанская дочка» – уникальное произведение. Это историческая повесть, в которой через различные жизненные обстоятельства проходит судьба главного героя –Петра Гринева. Историческая, прежде всего потому, что в повести показан народный бунт под предводительством Емельяна Пугачева.
Наша - задача - разгадать некоторые загадки «Капитанской дочки», загадки человеческой жизни, истории, над которыми размышлял Пушкин в конце своего творческого пути.( слайд портрет Пушкина).
Вспомните, что представляет нашему вниманию автор в самом начале произведения? (Эпиграф: Береги честь смолоду). Что такое эпиграф? (Короткая цитата, крылатое выражение, пословица, поговорка, помещенные автором перед текстом произведения с целью толкования основной идеи, замысла автора). К выявлению значения эпиграфа мы придем в конце занятия.
Сейчас мне хочется обратить ваше внимание на слова А.С. Пушкина «»
3. Викторина. (10 минут)
- Давайте вспомним страницы романа.
1. Имя отца Гринева? (Андрей Петрович.)
2. Служил при графе... (Минихе).
3. Сколько было крепостных у отца Гринева и в какой губернии была его деревня? (Триста крепостных; в Сuмбирской губернии.)
4. Сыну был пожалован в дядьки... (стремянный Савельич).
5. Выучился Петруша грамоте… (на двенадцатом году).
6. Был нанят француз... (мосье Бопре).
8. … который в отечестве своем был... (парикмахером).
9. … в Пруссии... (солдатом).
10. … а потом приехал в Россию, чтобы... (стать учителем, не очень понимая значения этого слова).
11. Батюшка вошел на урок... (географии).
12. В это время Гринев... (прилаживал мочальный хвост к мысу Доброй Надежды).
13. А Бопре… (спал на кровати сном невинности).
14. Продолжите: «Петруша в Петербург не поедет. Чему научится он, служа в Петербурге?..» (Мотать да повесничать? Нет, пускай послужит он в армии... да понюхает пороху, да будет солдат, а не шаматон.)
15. Швабрин сказал Гриневу: «Ежели хочешь, чтоб Маша Миpоновa ходила к тебе в сумерки, то вместо стишков подари ей…» (пару серег).
На мультимедиа вы видите портрет А.С.Пушкина. Задумчиво – внимательно лицо великого русского поэта, возможно он задумался сейчас о чести и доблести, о благородстве и чистоте души. Почему поэта занимает этот вопрос, а ведь вопрос чести, - один из главных в повести «Капитанская дочка».
Вопрос учителя: Ребята, почему, как вы думаете, Пушкин выбрал в качестве эпиграфа предложение по цели высказывания побудительное?
Ответы учащихся: Потому что хочет заставить каждого из вас беречь свою честь.
Слово учителя: Честь можно снискать добрыми делами, бескорыстием, человечностью. Так вот кто же из героев снискал себе честь и сохранил ее до конца повести.
Это мы с вами и должны обсудить.
2 «Встреча с героями»
Слово учителя: Отгадайте с какими героями вы сейчас встретитесь?
А) Сидел под образами в красном кафтане в высокой шапке и важно подбочась? (Е.Пугачев)
Б) «Трусиха. До сих пор не может слышать выстрела из ружья так и затрепещется» (Марья Ивановна);
в) Он был одет казаком и отрастил себе бороду (Швабрин);
Г) «Но жить убийством и разбоем – значит, по мне клевать мертвечину» (Гринев);
3 АУКЦИОН:
На продажу выставлены поистине «бесценные вещи», купить, которые сможет
любой из вас за оценку «3», «4», «5» в обмен за знания. С условиями игры вы уже
ознакомлены. Помогать вам будут сообразительность и память.
Дифференцированное задание:
- на «4» - назвать, из какого эпизода вещь;
- на «5» - рассказать эпизод.
На мультимедиа изображены предметы:
Кувшин воды, накрытый ломтем хлеба.
(начальная цена – 3 балла, кто больше?)
(стук молотком – вещь продана)
Письмо, написанное женской рукой.
(стартовая цена – 3 балла, кто больше?)
(стук молотком – вещь продана)
Топор
(стартовая цена – 3 балла, кто больше?)
(стук молотком – вещь продана)
4 Слово учителя: Кто больше назовет фольклорных элементов в повести.
Ответы учащихся:
Эпиграфы ко многим главам;
Речь Пугачева насыщена пословицами и поговорками, иносказательная
речь Пугачева на постоялом двору;
Сходство
Пугачева с царем из сказок. За добро платит добром.
Возьмите листочки с заданием №1 (приложение№1)и соотнесите слова по их
лексическому значению. определяем основные черты характера Петра Гринева,
исходя из его следующих поступков
|
1Уплата долга за проигрыш. 2Благодарность за спасение. 3Поединок за честь девушки. 4Отказ присягнуть бунтовщику. 5Рискует жизнью ради спасения Маши, не оставляет в беде Савельича. 6Самопожертвование ради доброго имени Маши Мироновой.
|
1 Прядочность 2Хорошее воспитание 3Храбрость 4Верность родине 5Патриотизм 6Благородность 7Преданность 8Великодушие 9Честность |
Мы уже сказали и о том, что Гринёв – главный герой повести, дали ему характеристику, выявляя основные черты характера. Скажите, пожалуйста, кто из героев произведения противостоит Петру, являясь полной противоположностью (Швабрин). Что общего у этих героев?
(оба дворяне, офицеры, служат в Белогорской крепости, влюблены в Машу Миронову). Найдем теперь различия, заполните сравнительную таблицу, указывая поведение каждого персонажа в определенной ситуации (слайд 7). На ваших листочках задание №2.
|
Критерий сравнения |
Гринёв |
Швабрин |
|
1. Отношение к семье капитана Миронова |
С симпатией и любовью, с дружеской улыбкой, искренне любит и считает своей семьёй. |
Насмешливо, с издёвкой, распространяет клевету. |
|
2. Поведение на поединке |
Сражается честно, отважно, защищая честь девушки. |
Наносит предательский удар беззащитному Гринёву, когда тот обернулся на голос Савельича. |
|
3. Поведение во время захвата крепости пугачёвцами |
Отказывается принести присягу самозванцу. Готов мужественно умереть. Отказывается целовать руку Пугачёву. |
Становится на сторону бунтовщиков, нарушает воинскую присягу. |
|
4. Отношение к Маше Мироновой |
Любит её, но дает свободу выбора, уважает ее решение. Готов отдать жизнь за неё. Рискует собой, спасая девушку. Не называет ее имени на следствии, не желая впутывать в разбирательство. |
Описывает “совершенною дурочкою”. Держит взаперти, морит голодом и выдаёт Пугачёву. |
|
5. Поведение с Пугачёвым |
Держится смело, искренне отвечая на вопросы, ведет себя достойно дворянина. |
Унижается перед Пугачёвым, ползает у него в ногах, вымаливая прощение. |
Подскажите, пожалуйста, кто же в рассматриваемом произведении является историческим лицом, реально существующим? (Емельян Пугачёв) (слайд 9). Охарактеризуйте необычного героя, опираясь на следующую таблицу, обращая внимание на исторически верные подробности и художественный вымысел.
|
Историческая правда |
Художественный вымысел |
|
“Мужицкий царь”, предводитель бунта. Служили и те, кто ему не верили |
Взаимоотношения с Гриневым “В Пугачеве-разбойнике побеждает человек”: |
|
Взятие поволжских городов, безуспешная осада Оренбурга |
Способен проявить милость |
|
Умный, отважный, энергичный |
Может быть благородным: на добро отвечает милостью |
|
Жестокий |
Способен оценить честь и мужество противника |
|
Трагическая судьба |
|
Кого еще из героев мы не имеем права отодвинуть на второй план? Кто является главной героиней повести? (Капитанская дочка – Маша Миронова, возлюбленная Петра Гринёва).
(слайд 10) ответьте кратко, устно на следующие вопросы:
1. Почему Маша отказалась венчаться с любимым, прочтя письмо отца Гринева? О ком она заботилась?
(Маша не хотела идти против воли отца Гринёва, она боялась, что, если Петр воспротивится воли родителя, отец его лишит благословения. Миронова волновалась о судьбе любимого.)
2. Почему Миронова просит у императрицы “Милости, а не правосудия”? (Потому что, с точки зрения закона, Гринёв был виновен: вошёл в сотрудничество с бунтовщиком, странным образом был пощажен и отпущен. Тем более Гринёв не стал называть подлинных причин своих поступков, чтобы сохранить доброе имя Маши Мироновой. Поэтому Гринев осужден вполне справедливо, а спасти его может именно милость государыни.)
3. Пушкин назвал произведение “Капитанская дочка”, а не “Гринёв” или “Пугачев”. С чем это связано? (Вокруг Маши, её судьбы развертываются все события повести, героиня стоит в центре сюжета.)
Мы с вами охарактеризовали Пугачева, указывая и историческую правду и художественный вымысел, упомянули о милости государыни Екатерины II (слайд 11). Как вы считаете, кто больше всего заслуживает характеристики “великодушный государь”? (Мнения детей могут разойтись. Здесь главное – обоснованное доказательство учеников. Пугачев – в повести проявляет великодушие к Гринёву, Екатерина – именно благодаря её милости воссоединились сердца влюбленных.)
Все в данном случае правы, аргументируя свою позицию. Вернемся к началу урока, где мы указывали эпиграфы к произведению и к уроку (слайд 12). Объясните смысл эпиграфа к повести “Береги честь смолоду”. (Можно отнести и к чести Гринёва, который является ярким примером – он не предал родину, не стал упоминать имя Маши, выполнял свои обещания. Высшее проявление чести – самопожертвование ради другого человека. А также Маша выступает носительницей высокой нравственности и чести.)
К серьезным жизненным испытаниям Петруша был не готов. Но, видимо, уроки отца да встреча с семьей Мироновых все-таки не прошли даром. И их серьезных жизненных ситуаций Петру удалось выйти с честью. Перед нами вырастает образ честного, доброго, отважного человека, способного к большому чувству, верного любви и своему долгу.
Слово учителя:
-Хочется привести слова из не включенного Пушкиным в окончательную редакцию введения к роману – обращение пишущего записки Гринева в старости к своему внуку: “Ты увидишь, что завлеченный пылкостью моих страстей во многие заблуждения, находясь несколько раз в самых затруднительных обстоятельствах, я выплыл, наконец, и, слава богу, дожил до старости, заслужив почтение моих близких и добрых знакомых. То же пророчу и тебе, если сохранишь в сердце твоем два прекрасных качества: доброту и благородство: “
-Хочется обратить внимание на одну его единственную фразу: «Потомство их благоденствует в Симбирской губернии». Скорее всего, дети и внуки Петра и Маши унаследуют лучшие качества своих родителей: верность и преданность, человеколюбие и милосердие, справедливость и честность. Эти нравственные уроки Пушкина мы должны запомнить на всю жизнь и постараться передать их своим потомкам.
Мы живем в Дагестане, где существуют неписанные законы гор, по которым честь и достоинство стоят на первом месте, даже родная мать отказывается от сына, если он поступает бесчестно. Это отражено в произведении М.Ю. Лермонтова «Валерик». Мы должны помнить и соблюдать все то ценное, которое оставили нам предки.
Домашнее задание учащимся:
Написать небольшое эссе на тему: «Что для меня значат понятия: совесть, честь и благородство»?
Итог урока:
– А какие выводы сделали вы, ребята, для себя?
-Актуальна ли тема чести сегодня?
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.