Тема урока: «Как путешествует письмо?»
Тип урока: первичное восприятие новых знаний.
Цели урока:
раскрыть роль почтовой связи в жизни людей; познакомить учащихся с работой почты, видами почтовых отправлений;
Формируемые УУД:
1) регулятивные: умение принимать и сохранять учебную задачу; умение адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей; умение вносить необходимые коррективы;
2) коммуникативные: умение допускать возможность существования различных точек зрения; умение договариваться и приходить к общему решению;
3) предметные: умение проявлять понимание, что реальная ситуация может быть представлена схемой; умение находить и сопоставлять предметы и их назначение; умение ориентироваться в сферах труда;
4) личностные: умение проявлять способность к самооценке на основе критерия успешной деятельности; умение проявлять нравственные чувства.
5) познавательные: умение осуществлять поиск необходимой информации; умение использовать знаково-символические средства; умение устанавливать причинно-следственные связи.
Ход урока
I. Организационный момент
Звучит новогодняя музыка Слайд 1
Какой праздник скоро будет? Дети – Новый год!
Кто самый долгожданный гость на этом празднике? Дети – Дед Мороз! Слайд 2
Зачем он к нам приходит? Дети – Подарить подарки!
II. Актуализация опорных знаний
Но как же Дед Мороз узнает, какие подарки мы хотим получить? Предположения детей.
Вот и Муравьишка решил поздравить с Новым годом своего друга, который живет очень далеко, но как это сделать?
Дети – сотовый телефон, интернет.
Сотового телефона у него нет, интернета тоже!
А поможет ему - …………………
Чтение учителем отрывка из стихотворения С. Я. Маршака «Почта» Слайд 3
Кто стучится в дверь ко мне
С толстой сумкой на ремне,
С цифрой 5 на медной бляшке,
В синей форменной фуражке?
Это он,
Это он,
почтальон.
У него сегодня много
Писем в сумке на боку, -
Из Ташкента, Таганрога,
Из Тамбова и Баку.
В семь часов он начал дело,
В десять сумка похудела,
А к двенадцати часам
Всё разнёс по адресам.
Кто? Дети – почтальон!
III. Постановка учебной задачи
- Учитель. Ребята, как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке.
Познакомимся с работой почты и разнообразием почтовых отправлений (письмо, открытка, бандероль, посылка) ; увидим разновидности почтовой марки; раскроем значение почтовой связи; узнаем путь письма от отправителя к адресату.
IV. Определение темы урока. Усвоение новых знаний и способов действий
Значит Муравьишка что должен сделать?
- Верно, ребята, Муравьишка должен написать письмо. Он уже умеет хорошо писать. А вот и Мудрая Черепаха, она принесла ему лист бумаги. Слайд 4
Но сам по себе листок не умеет путешествовать. Его надо превратить. Догадайся, во что?
Сбоку марка и картинка.
В круглых штампах
Грудь и спинка.
Маленькое очень,
Быстрое, как птица,
Если ты захочешь –
За море умчится.
- Ученики. Письмо. Слайд 5
- Учитель. Если Муравьишка напишет письмо, сможет ли он отправить его другу? Почему? А что ещё ему нужно?
- Ученики. Конверт Слайд 6
-Учитель. Верно, только в конверте письмо и сможет отправиться в путешествие. Пока Муравьишка пишет письмо своему другу, мы с вами узнаем, как оно должно дойти в далёкую страну, другими словами как путешествует письмо.
Знакомство с маркой. Слайд 7
- Мудрая Черепаха принесла Муравьишке конверты на разные случаи жизни.
Открывается доска – конверты и коробка посылки.
Взгляните на них. Какой конверт должен выбрать наш друг и почему?
- Ответы детей
-Учитель. Правильно, конверт обыкновенный, а что обязательно должно быть на конверте?
Марка Слайд 8– это проездной билет письма.
Марки бывают самые разные: большие и маленькие, цветные и простые. Многие взрослые даже коллекционируют марки. Таких людей называют филателистами.
Марки собирают по темам, например: спорт, птицы, транспорт.
Показ марок.
Какой темой можно объединить наши марки – животные.
Знакомство с работой почты
- Учитель. Когда мы хотим отправить письмо, мы в первую очередь должны положить его в конверт с маркой и куда должны его опустить? В этом нам поможет загадка…
На стене на видном месте
Собирает вести вместе,
А потом его жильцы
Полетят во все концы.
-Ученики. Почтовый ящик. Слайд 9 Учитель показывает свой ящик.
- Учитель. Правильно! Муравьишка должен опустить свое письмо в почтовый ящик.
- Из почтового ящика письма отвозят на почту. Там их сортируют, то есть собирают в большие тюки или мешки те письма, которые нужно доставить в определенное место страны. Ускорить эту работу помогают машины-сортировщики. Они считывают не весь адрес, а только почтовый индекс, который находится в левом нижнем углу конверта. В индексе 6 цифр. Первые три цифры обозначают область, город. Три другие – почтовое отделение. Например: 632 743. 632 – Новосибирская область, Новосибирск, 743 – номер нашего почтового отделения. Укажите индекс на конверте. Слайд 10
Письма – это маленькие путешественники. Из города в город они едут на поезде, плывут на пароходе или даже летят на самолете. Но ведь, как и всякому путешественнику, письмам нужны проездные билеты. Поэтому каждый, кто посылает письмо, должен купить ему почтовую марку. Почтовые марки придуманы в Англии около 150 лет тому назад. Прибыв в нужный город, письмо попадает на почту и почтальоны – работники почты разносят их адресатам. Человек, посылающий письмо, - отправитель, а человек, получающий письмо – адресат.
Историческая справка о почтовых голубях. - Учитель. Как вы думаете, ребята, каким образом много лет назад люди Могли передавать сообщения друг другу, когда не было почты, не было поездов и самолётов, радио и телеграфа.
Слайд 11 - Почтальоном был голубь. Его так и называли - почтовый голубь. Почтовые голуби могли точно находить дорогу и возвращаться даже из очень отдаленных мест, находящихся на расстоянии 500 и более километров. Много лет людям служил почтовый голубь. Сейчас, когда почту доставляют самолётами и другими видами транспорта, даже есть электронная почта через Интернет, голубиная почта утратила свое значение. В мирное время почтовые голуби приобрели статус спортивных, но в любое время их можно использовать, как почтовых. К примеру, в Англии почтовых голубей используют для доставки в лаборатории крови больных для анализа, с Олимпийских игр в Токио и Мюнхене было доставлено почтовыми голубями в редакции газет сотни фотоплёнок.
Физкультурная минутка.
V. Продолжение объяснения нового материала.
Слайд 12 Но существует и еще один древний способ отправлять письма – класть их в плотно закрытую бутылку и бросать в воду. Такое письмо может плавать по морям-океанам не один год, пока, наконец, не пристанет к какому-нибудь берегу. Там бутылку откроют и прочитают ваше письмо.
И под воздействием морского течения и волн письмо доплывало до другого берега. Называли этот способ «почта Нептуна». Издавна «почтой Нептуна» пользовались люди, потерпевшие кораблекрушение, чтобы послать сигнал помощи. Бутылки с записками должны были быть выброшены на берег, послание найдено и прочитано людьми.
-В настоящее время письма доставляют при помощи транспортных средств. Ребята, какие транспортные средства вы знаете?
- Учитель. Самыми крупными из них являются корабли, поезда, самолеты для перевозки писем на очень далекие расстояния.
VI. Закрепление и отработка полученных знаний
- Ребята, Муравьишка уже написал письмо. Ждёт нашей помощи.
Давайте расскажем и покажем ему, как же будет путешествовать его письмо. Что должен сделать Муравьишка в первую очередь, чтобы его письмо отправилось в путешествие?
Слайд 13
- Мы рассказали, а теперь давайте покажем.
- Учитель. Кроме писем, по почте отправляют открытки, телеграммы, посылки, бандероли.
Телеграмма – сообщение, переданное по телеграфу, а также бланк с таким сообщением
Открытка – специальная почтовая карточка для открытого письма.
Бандероль – почтовое отправление в бумажной обёртке.
Посылка – вещь, посланная в специальной упаковке.
- Ребята, а в чем почтальоны переносят письма?
Кто она — полным полна,
С почтальоном путь-дорогу
Делит вместе:
Носит вести
И худеет понемногу? Сумка – показ
Сюжетно-ролевая игра «Почта»
Цель: познакомить детей с работой почты, расширять представления о труде работников почты (отправитель, оператор-приемщик, сортировщик, шофер, машинист поезда, капитан самолета, почтальон, адресант)закреплять умения правильно пользоваться атрибутами игры.
Оборудование: письма, конверты, марки, сумка почтальона, ящик для писем, посылка.
Ход игры:
Нам нужно отправить письма Деду Морозу. Что мы попросим у него.
Беседа по рисункам.
А мы можем сами его поздравить?
Отправим наши пожелания в посылке. Сбор пожеланий.
Идем на почту.
Распределение ролей - оператор, почтальон, шофер, машинист поезда, отправитель письма и отправитель посылки, адресат, капитан самолета.
Уточняем представления об обязанностях работников почты. Дети выполняют игровые действия .
В ходе игры следует обращать внимание на правильное выполнение роли, взятой на себя.
VII. Рефлексивно-оценочный
- Учитель. Молодцы, ребята. Вы сегодня помогли своему другу.
Муравьишка очень рад, что у него есть такие друзья. Он многое узнал сегодня. А что вы интересного узнали сегодня на уроке?
– Что особенно запомнилось и понравилось? (высказывания детей)
– Спасибо за урок!
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.