Разработка урока по предмету "Окружающий мир", УМК "Школа России", 1 класс

  • docx
  • 06.04.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала ом.docx

03.12.2019

Тема урока: «Как путешествует письмо?»

Тип урока: первичное восприятие новых знаний.

Цели урока:

раскрыть роль почтовой связи в жизни людей; познакомить учащихся с работой почты, видами почтовых отправлений;

Формируемые УУД:

1)    регулятивные: умение принимать и сохранять учебную задачу; умение адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей; умение вносить необходимые коррективы;

2)    коммуникативные: умение допускать возможность существования различных точек зрения; умение договариваться и приходить к общему решению;

3)    предметные: умение проявлять понимание, что реальная ситуация может быть представлена схемой; умение находить и сопоставлять предметы и их назначение; умение ориентироваться в сферах труда;

4)    личностные: умение проявлять способность к самооценке на основе критерия успешной деятельности; умение проявлять нравственные чувства.

5)    познавательные: умение осуществлять поиск необходимой информации; умение использовать знаково-символические средства; умение устанавливать причинно-следственные связи.

Ход урока

I. Организационный момент

Звучит новогодняя музыка          Слайд 1

Какой праздник скоро будет? Дети – Новый год!

Кто самый долгожданный гость на этом празднике? Дети – Дед Мороз! Слайд 2

Зачем он к нам приходит? Дети – Подарить подарки!

II. Актуализация опорных знаний

Но как же Дед Мороз узнает, какие подарки мы хотим получить? Предположения детей.

Вот и Муравьишка решил поздравить с Новым годом своего друга, который живет очень далеко, но как это сделать?

Дети – сотовый телефон, интернет.

Сотового телефона у него нет, интернета тоже!

А поможет ему - …………………

Чтение учителем отрывка из стихотворения С. Я. Маршака «Почта» Слайд 3

Кто стучится в дверь ко мне

С толстой сумкой на ремне,

С цифрой 5 на медной бляшке,

В синей форменной фуражке?

Это он,

Это он,

почтальон.

У него сегодня много

Писем в сумке на боку, -

Из Ташкента, Таганрога,

Из Тамбова и Баку.

В семь часов он начал дело,

В десять сумка похудела,

А к двенадцати часам

Всё разнёс по адресам.

Кто? Дети – почтальон!

III. Постановка учебной задачи

- Учитель. Ребята, как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке.

 Познакомимся с работой почты и разнообразием почтовых отправлений (письмо, открытка, бандероль, посылка) ; увидим разновидности почтовой марки; раскроем значение почтовой связи; узнаем путь письма от отправителя к адресату.

IV. Определение темы урока. Усвоение новых знаний и способов действий

Значит Муравьишка что должен сделать?

- Верно, ребята, Муравьишка должен написать письмо. Он уже умеет хорошо писать. А вот и Мудрая Черепаха, она принесла ему лист бумаги. Слайд 4

Но сам по себе листок не умеет путешествовать. Его надо превратить. Догадайся, во что?

Сбоку марка и картинка.

В круглых штампах

Грудь и спинка.

Маленькое очень,

Быстрое, как птица,

Если ты захочешь –

За море умчится.

- Ученики. Письмо. Слайд 5

- Учитель. Если Муравьишка напишет письмо, сможет ли он отправить его другу? Почему? А что ещё ему нужно?

- Ученики. Конверт Слайд 6

-Учитель. Верно, только в конверте письмо и сможет отправиться в путешествие. Пока Муравьишка пишет письмо своему другу, мы с вами узнаем, как оно должно дойти в далёкую страну, другими словами как путешествует письмо.

Знакомство с маркой. Слайд 7

- Мудрая Черепаха принесла Муравьишке  конверты на разные случаи жизни.

Открывается доска – конверты и коробка посылки.

Взгляните на них. Какой конверт должен выбрать наш друг и почему?

- Ответы детей

-Учитель. Правильно, конверт обыкновенный, а что обязательно должно быть на конверте?

Марка  Слайд 8– это проездной билет письма.

Марки бывают самые разные: большие и маленькие, цветные и простые. Многие взрослые даже коллекционируют марки. Таких людей называют филателистами.

Марки собирают по темам, например: спорт, птицы, транспорт.

Показ марок.

Какой темой можно объединить наши марки – животные.

Знакомство с работой почты

- Учитель. Когда мы хотим отправить письмо, мы в первую очередь должны положить его в конверт с маркой и куда должны его опустить? В этом нам поможет загадка…

На стене на видном месте

Собирает вести вместе,

А потом его жильцы

Полетят во все концы.

-Ученики. Почтовый ящик. Слайд 9 Учитель показывает свой ящик.

- Учитель. Правильно! Муравьишка должен опустить свое письмо в почтовый ящик.

- Из почтового ящика письма отвозят на почту. Там их сортируют, то есть собирают в большие тюки или мешки те письма, которые нужно доставить в определенное место страны. Ускорить эту работу помогают машины-сортировщики. Они считывают не весь адрес, а только почтовый индекс, который находится в левом нижнем углу конверта. В индексе 6 цифр. Первые три цифры обозначают область, город. Три другие – почтовое отделение. Например: 632 743. 632 – Новосибирская область, Новосибирск, 743 – номер нашего почтового отделения. Укажите индекс на конверте. Слайд 10

Письма – это маленькие путешественники. Из города в город они едут на поезде, плывут на пароходе или даже летят на самолете. Но ведь, как и всякому путешественнику, письмам нужны проездные билеты. Поэтому каждый, кто посылает письмо, должен купить ему почтовую марку. Почтовые марки придуманы в Англии около 150 лет тому назад. Прибыв в нужный город, письмо попадает на почту и почтальоны – работники почты разносят их адресатам. Человек, посылающий письмо, - отправитель, а человек, получающий письмо – адресат.

Историческая справка о почтовых голубях. - Учитель. Как вы думаете, ребята, каким образом много лет назад люди Могли передавать сообщения друг другу, когда не было почты, не было поездов и самолётов, радио и телеграфа.

Слайд 11 - Почтальоном был голубь. Его так и называли - почтовый голубь. Почтовые голуби могли точно находить дорогу и возвращаться даже из очень отдаленных мест, находящихся на расстоянии 500 и более километров. Много лет людям служил почтовый голубь. Сейчас, когда почту доставляют самолётами и другими видами транспорта, даже есть электронная почта через Интернет, голубиная почта утратила свое значение. В мирное время почтовые голуби приобрели статус спортивных, но в любое время их можно использовать, как почтовых. К примеру, в Англии почтовых голубей используют для доставки в лаборатории крови больных для анализа, с Олимпийских игр в Токио и Мюнхене было доставлено почтовыми голубями в редакции газет сотни фотоплёнок.

Физкультурная минутка.

V. Продолжение объяснения нового материала.

Слайд 12 Но существует и еще один древний способ отправлять письма – класть их в плотно закрытую бутылку и бросать в воду. Такое письмо может плавать по морям-океанам не один год, пока, наконец, не пристанет к какому-нибудь берегу. Там бутылку откроют и прочитают ваше письмо.

И под воздействием морского течения и волн письмо доплывало до другого берега. Называли этот способ «почта Нептуна». Издавна «почтой Нептуна» пользовались люди, потерпевшие кораблекрушение, чтобы послать сигнал помощи. Бутылки с записками должны были быть выброшены на берег, послание найдено и прочитано людьми.

-В настоящее время письма доставляют при помощи транспортных средств. Ребята, какие транспортные средства вы знаете?

- Учитель. Самыми крупными из них являются корабли, поезда, самолеты для перевозки писем на очень далекие расстояния.

VI. Закрепление и отработка полученных знаний

- Ребята, Муравьишка уже написал письмо. Ждёт нашей помощи.

Давайте расскажем и покажем ему, как же будет путешествовать его письмо. Что должен сделать Муравьишка в первую очередь, чтобы его письмо отправилось в путешествие?

Слайд 13

- Мы рассказали, а теперь давайте покажем.

- Учитель. Кроме писем, по почте отправляют открытки, телеграммы, посылки, бандероли.

Телеграмма – сообщение, переданное по телеграфу, а также бланк с таким сообщением

Открытка – специальная почтовая карточка для открытого письма.

Бандероль – почтовое отправление в бумажной обёртке.

Посылка – вещь, посланная в специальной упаковке.

- Ребята, а в чем почтальоны переносят письма?

Кто она — полным полна,

С почтальоном путь-дорогу

Делит вместе:

Носит вести

И худеет понемногу? Сумка – показ

Сюжетно-ролевая игра «Почта»

Цель: познакомить детей с работой почты, расширять представления о труде работников почты (отправитель, оператор-приемщик,  сортировщик, шофер, машинист поезда, капитан самолета, почтальон, адресант)закреплять умения правильно пользоваться атрибутами игры.

Оборудование: письма, конверты, марки, сумка почтальона, ящик для писем, посылка.

Ход игры:

Нам нужно отправить письма Деду Морозу. Что мы попросим у него.

Беседа по рисункам.

А мы можем сами его поздравить?

Отправим наши пожелания в посылке. Сбор пожеланий.

Идем на почту.

Распределение ролей - оператор, почтальон, шофер, машинист поезда,  отправитель письма и отправитель посылки, адресат, капитан самолета.

Уточняем представления об обязанностях работников почты.  Дети выполняют игровые действия .

В ходе игры следует обращать внимание на правильное выполнение роли, взятой на себя.

VII. Рефлексивно-оценочный

- Учитель. Молодцы, ребята. Вы сегодня помогли своему другу.

Муравьишка очень рад, что у него есть такие друзья. Он многое узнал сегодня. А что вы интересного узнали сегодня на уроке?

– Что особенно запомнилось и понравилось? (высказывания детей)

– Спасибо за урок!