Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Пристанционная средняя общеобразовательная школа муниципального образования Арсеньевский район»
План-конспект открытого урока
РУССКИЙ ЯЗЫК
2 класс
Учитель: Хныкина Р.В.
2017 г.
ФИО: Хныкина Рита Владимировна.
Место работы: Муниципальное образовательное учреждение «Пристанционная средняя образовательная школа Муниципального образования Арсеньевский район» Тульской области.
Должность: учитель начальных классов.
Предмет: русский язык.
Класс: 2
Дата проведения урока: 5 марта 2017 год, 2 урок.
Тема и номер в плане и четверти урока: Единственное и множественное число имён существительным. Понятие об изменении имён существительных по числам. Определение числа существительных. 120, 40.
Базовый учебник: В.П.Канакина, В.Г.Горецкий. Русский язык. 2 кл. В 2-х частях. Часть 2. Москва «Просвещение», 2017 г.; В.П.Канакина. Русский язык. Рабочая тетрадь. Часть 2. Москва «Просвещений», 2017 г.
Цель урока: дать понятие об изменении имён существительных по числам; учить определять число имён существительных; употреблять в речи формы единственного и множественного числа; формировать навыки грамотного письма.
Задачи:
· обучающие:
- познакомить с понятием единственного и множественного числа имён существительных;
- способствовать усвоению знаний учащихся об изменении имён существительных по числам;
- организовывать деятельность учащихся по актуализации знаний о единственном и множественном числах имён существительных;
· развивающие:
- развивать речь, умение делать выводы, обобщать;
- создавать условия для развития логического и творческого мышления;
- развитие устной диалогической и монологической речи;
- развивать наблюдательность;
- способствовать развитию памяти, внимания, мышления, устной и письменной речи;
· воспитательные:
- воспитывать интерес к изучению русского языка;
- содействовать формированию положительного отношения к учебной деятельности;
- способствовать формированию навыков грамотного письма, привитию аккуратности;
- содействовать пробуждению потребности в осуществлении взаимопомощи и сотрудничества при работе в парах.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Формы работы учащихся: фронтальная, в парах, индивидуальная.
Оборудование: учебник В.П.Канакиной и В.Г.Горецкого, рабочая тетрадь, ноутбук, экран, проектор, слайды к уроку, электронное приложение к учебнику, рисунки лиц зелёного, жёлтого и красного цвета, по 3 кружочка разного цвета у детей.
Личностные результаты |
Метапредметные результаты |
Предметные результаты |
- сотрудничество с одноклассниками при выполнении учебной задачи; - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникациями; - формирование уважи тельного отношения к иному мнению; - развитие мотивов учебной деятельности и формирование лич- ностного смысла учения; - развитие этических чувств, доброжелатель ности и эмоционально –нравственной отзыв-чивости, понимания и сопереживания чувст-вам других людей; - умение слушать и понимать речь друг друга; - чувство любви к своей стране и её языку. |
- овладение способно- стью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществ-ления; - активное использова ние речевых средств и средств информацион-ных и коммуникатив-ных технологий для решения познаватель- ных задач; - использование различных способов сбора, обработки и передачи информации в соответствии с задачами урока; - использование специальной термино- логии; - отделение главного от второстепенного; - использование правила для подтверждения своей позиции; - работа с разными видами информации; - умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. |
- определение грамма-тического признака имён существитель – ных - числа; - изменение имён существительных по числам; - сформировать уважи-тельное отношение к русскому языку; - понимание особой роли русского языка в мировом языковом сообществе; - владение навыками причинно-следствен-ных связей в русском языке. |
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА:
1. Мотивационный этап.
Формирование УУД: на данном этапе происходит вовлечение учащихся в деятельность, на личностно значимом уровне (личностные УУД).
1) Организационный момент.
- Ребята посмотрите всё ли вы приготовили к уроку. На ваших столах учебники, рабочие тетради, ручки, простые карандаши, дневники, тетради.
2) Психологический настрой.
- У нас сегодня открытый урок, на котором присутствует много народа.
Русский язык у нас, друзья,
На вас надеюсь я.
Вы хороший, дружный класс –
Всё получиться у вас!
- Посмотрите на изображения на доске (на доске висят лица разного настроения). Какое лицо отражает ваше настроение в начале урока?
Дети делятся своим настроением.
2. Учебно-познавательная деятельность.
Формирование УУД: понимать, принимать и сохранять учебный материал; уметь оценивать правильность выполнения действия по заданным внешним и сформированным внутренним критериям; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (регулятивные УУД); произвольно и осознанно владеть общим приёмом выполнения заданий (познавательные УУД); задавать вопросы; использовать речь для регуляции своего действия (коммуникативные).
1) Минутка чистописания.
(На доске и слайде 1 написаны слоги и слова)
ки ка ко ку ке кя кю
К К
Кубань Бейсуг Краснодар
- Какой частью речи являются написанные слова? (Это существительные). Почему они написаны с большой буквы? (Это имена собственные – географические названия).
2) Орфографическая минутка.
- Вставьте пропущенные буквы. Слайд 2.
…осква, …раснодар, …олгоград, …напа, …овороссийск.
- Какой частью речи являются эти слова? (Существительные). Как запишем эти слова? (С большой буквы), Почему мы запишем их с заглавной буквы? (Имена собственные). Подчеркните первую букву в этих словах. Как вы думаете, зачем вы её подчеркнули? (Это орфограмма).
- Обменяйтесь тетрадями и проверьте, как выполнил работу ваш товарищ. Сверьте написанное. Слайд 3.
3) Словарный диктант.
Отец, фамилия, улица, город, Россия, Москва, товарищ.
- Взаимопроверка: проверьте на слайде. Слайд 4.
3. Самоопределение к деятельности.
Формирование УУД: осознавать познавательную задачу, читать, извлекая нужную информацию, выявлять неизвестное (познавательные УУД); принимать и сохранять учебную задачу; ставить цели, позволяющие решать учебные задачи; планировать свои действия в соответствии с поставленной целью; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи (регулятивные УУД); формулировать собственное мнение и позицию в устной и письменной форме; договариваться друг с другом и приходить к единому мнению; уметь аргументировать свою позицию (коммуникативные).
1) Постановка учебной проблемы.
Работа в парах. Проблемная ситуация.
- Разделите слова на две группы: дом, тетради, улицы, дома, тетрадь, улица. Слайд 5.
По одному человеку из группы выполняют задание на доске.
- Какой частью речи являются эти слова? (Имена существительные). По какому признаку вы разделили слова? ( 1 столбик – один предмет, 2 столбик – много предметов).
- Что нового вы узнали об именах существительных? (Имена существительные бывают в единственном и во множественном числе).
2) Поиск решения, открытие нового знания.
- Проверьте правильность выполнения задания. Слайд 6.
- Чем отличаются слова первого столбика от слов второго? (1- столбик ед.ч., 2 – столбик мн.ч.).
- Определите, чем мы будем заниматься на уроке. Назовите тему нашего урока. Прочитайте тему урока на экране. Слайд 7.
4. Этап изучения нового материала.
Формирование УУД: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных задач; ориентироваться на разнообразие способов решения учебных задач; умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков (познавательные УУД); участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; строить монологические и диалогические высказывания; адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач (коммуникативные УУД); принимать и сохранять учебную задачу, планировать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия (регулятивные УУД).
1) Вступление в тему.
- Прочитайте тему урока в учебнике на странице 61. Сейчас мы познакомимся с новым правилом.
Ученик читает правило на с.61 учебника.
2) Работа по электронному приложению.
- Послушаем теперь правило в записи электронного приложения.
- Чему вы должны научиться на уроке, если тему вы уже определили? (Определять число имён существительных).
3) Первичное усвоение новых знаний.
- Распределите слова по корзинам.
Выполнение задания на электронном приложении. «Лоси»
4) Работа по учебнику.
С.61 упражнение 104 (устное выполнение).
- Прочитайте слова. Докажите, что это имена существительные. (Обозначают предмет и отвечают на вопросы: кто? что?). В чём сходство и различие слов в столбиках? (Значение одинаково, а число разное). Назовите имена существительные ед.ч., мн.ч.
5. Физкультминутка.
Цель: способствовать сохранению здоровья школьников, дать возможность учащимся отдохнуть.
Учитель читает стихотворение, учащиеся движениями показывают действия.
Почему повсюду лужи? (Развести руки в стороны, пожать плечами)
Мама зонтик свой берёт. (Раскрыть воображаемый зонтик)
Почему же? Почему же? (Развести руки в стороны пожать плечами)
Потому что дождь идёт. (Хлопок в ладоши)
6. Этап углубления изученных знаний.
Формирование УУД: донести свою точку зрения до других, научиться находить ответы на вопросы в учебнике; достаточно точно, последовательно и полно передать информацию, необходимую одноклассникам (коммуникативные УУД); уметь осуществлять сравнение, сериацию и классификацию по заданиям учебника; уметь устанавливать аналогии; уметь строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте (познавательные УУД); формулировать выводы из изученного материала; выполнять учебные действия в материализованной, речевой и мыслительной форме; вносить необходимые коррективы после проверки работы; осуществлять взаимопроверку и самопроверку (регулятивные УУД).
1) Работа с учебником.
- Выполните на с.61 упражнение 105 (письменно).
- Прочитайте задание. Выпишите сначала существительные в ед.ч., затем во мн.ч. Слайд 8.
Двое учащихся выполняют задание у доски. Затем проверяют по слайду. Слайды 9, 10.
- В какие группы ещё можно объединить слова? (Слова с проверяемой безударной гласной и слова с непроверяемой безударной гласной).
- Оцените работу товарищей с помощью «светофора».
Ученики показывают карточку того цвета, который соответствует работе одноклассников.
- Выполните упражнение 107 на с.62 самостоятельно.
Ребята выполняют упражнение, обмениваются тетрадями и проверяют работу своих товарищей, затем оценивают работу с помощью «светофора». Слайд 11.
7. Итог урока.
Формируемые УУД: соотнесение результата своей деятельности с целью, ценностное отношение к жизни (регулятивные УУД); формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы, оценивать достижения на уроке (познавательные и личностные УУД).
- Что узнали на уроке? На какие группы делятся существительные? Как определить число существительных? Что получилось? Что не получилось? Почему?
8. Рефлексия.
Формируемые УУД: соотнесение результата своей деятельности с целью, ценностное отношение к жизни (регулятивные УУД); формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы, оценивать достижения на уроке (познавательные и личностные УУД).
Учащиеся дополняют фразы учителя:
«Я узнал сегодня на уроке…».
«У меня получилось …».
«Мне надо ещё поработать …».
- Ребята, как вы думаете, мы достигли цели нашего урока?
Ответы детей.
- Какой рисунок теперь соответствует вашему настроению?
8. Домашнее задание. Слайд 12.
- Посмотрите, какое задание вам будет на дом на 6 марта:
Страница 62 упражнение 106 (прочитайте, измените число каждого имени существительного, запишите пары слов, над каждым словом укажите число, выделите окончания).
- Как вы думаете, на какие оценки вы сегодня поработали?
Учащиеся оценивают себя.
План урока.
№ |
Этап урока |
Название исполь- зуемых ЭОР |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Время (в мин) |
I |
Мотивацио нный этап |
|
Учитель мотивирует учащихся на продуктивную работу на уроке
Психологически настраивает на цель урока
|
Учащиеся проверяют готовность к уроку
Настраиваются на продуктивную работу с помощью выбора «лица» определённого цвета
Объясняют своё мнение |
2 мин |
II |
Учебно – познавательная деятель-ность |
ЭОР 1 «Слайды 1»
ЭОР 2 «Слайды 2»
ЭОР 3 «Слайды 3»
ЭОР 4 «Слайды 4» |
Проводит минутку чистописания с целью повторения написания слов
Актуализирует знания учащихся с помощью орфографической минутки и словарного диктанта
Демонстрирует слайды с заданиями и проверкой этих заданий |
Учащиеся пишут каллиграфически буквы, слоги и слова
Пишут слова и вставляют пропущенные буквы, объясняют написанное, осуществляют взаимопроверку
Осуществляют самоконтроль с помощью слайдов |
ЭОР 5 мин
Всего: 8 мин |
III |
Самоопреде- ление к деятель- ности |
ЭОР 5 «Слайд 5»
ЭОР 6 «Слайды 6»
ЭОР 7 «Слайды 7» |
Демонстирирует слайды с заданиями и проверкой выполнения заданий
Представляет ЭОР с целью выявления проблемного вопроса: почему слова поделили на 2 столбика
|
Работают в парах, делят слова на две группы, ставят проблемный вопрос
Находят ответ на проблемный вопрос
Осуществляют самопроверку с помощью ЭОРа
Читают тему урока на слайде и в учебнике |
ЭОР 3 мин
Всего 5 мин |
IV |
Этап изучения нового материала |
ЭОР 8 «Правило в ЭП»
ЭОР 9 «Задание в ЭП - Лоси»
|
Читает тему урока в учебнике
Демонстрирует правило в записи ЭП
Просит выполнить задание в ЭП: «Распределите слова по корзинам»
|
Учащиеся знакомятся с правилом на с.61
Слушают правило в записи ЭП, определяют задачи урока
Выполняют задание на ЭП: распределяют слова на 2 корзины
Выполняют устно упражнение 104 в учебнике |
ЭОР 2 мин
Всего 10 мин |
V |
Физкульт-минутка |
|
Способствует сохранения здоровья учащихся: читает стихотворение и показывает движения |
Выполняют физические упражнения по команде учителя |
2 мин |
VI |
Этап углубления и закрепле-ния знаний |
ЭОР 10 «Слайды 8. 9, 10»
ЭОР 11 «Слайд 11»
|
Разъясняет задания в упражнении 105
Организует на основе ЭОР самостоятельную деятельность учащихся в новых условиях. Представляет задания и просит оценить свою работу
Организует самостоятельную работу учащихся |
Учаться выполняют упражнение письменно Выполняют задание слайда у доски. Осуществляют самопроверку с помощью экрана Оценивают работу товарищей с помощью «светофора» Выполняют самостоятельно упражнение 107 Представляют результат классу. Результат обсуждается. |
ЭОР 6 мин
Всего 12 мин |
VII |
Итог урока |
|
Выясняет, что узнали, какова была цель урока
Задаёт вопросы с целью выяснения изученности материала |
Соотносят результат своей деятельности с целью урока
Формулируют выводы по изученному материалу
Отвечают на итоговые вопросы
Оценивают достижения на уроке |
2 мин |
VIII |
Рефлексия настроения и эмоционального состояния |
|
Учитель просит дополнить фразы
Просит теперь выбрать рисунок, соответствующий настроению |
Учащиеся дополняют фразы учителя
Выясняют, достигли цели урока или нет
Выбирают рисунок и поясняют свой выбор |
3 мин |
Домашнее задание. Слайд 12 - 1 мин
- Посмотрите, какое задание вам будет на следующий урок:
Страница 62 упражнение 106 (прочитайте, измените число каждого имени существительного, запишите пары слов, над каждым словом укажите число, выделите окончания).
Длительность урока: 45 минут. ЭОР: 17 мин
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.