лучшедома
Разработка урока по русскому языку "Правописание слов с разделительными твердым и мягким знаками"4 класс

Разработка урока по русскому языку "Правописание слов с разделительными твердым и мягким знаками"4 класс

Разработки уроков
doc
русский язык
4 кл
12.03.2020
Урок по теме "Правописание слов с разделительными Ъ и Ь знаками"

150.000₽ призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ

Опубликовать материал

открытый урок русс яз 4 кл Ъ иЬ.doc

Прокопенко Светлана Владимировна

МБОУ «СОШ№1г.Новоалтайска»

Урок русского языка «Правописание слов с разделительными ъ и ь знаками»

Программа: «Школа России» Класс: 4

Цель урока: создать условия для усвоения учащимися обобщенного правила правописания слов с Ъ и Ь знаками                                                                                 Задачи урока:                                                                                                      Формировать умения:

Предметные умения:

1.     систематизировать знания о правописании разделительных Ь и Ъ знаков в виде схемы; сформулировать обобщённое правило правописания букв Ь и Ъ;

2. находить в словах орфограммы по их опознавательным признакам;

3.           Осуществлять осознанный выбор разделительных Ъ и Ь, исходя из состава слова и фонетических опознавательных признаков.

 

Познавательные умения:

- извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, иллюстрация, таблица, схема);

- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

- осуществлять анализ и синтез;

устанавливать причинно-следственные связи;

- строить рассуждения.

Регулятивные:

-самостоятельно формулировать тему и цели урока;

- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других.

Коммуникативные:

-  высказывать свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;

владеть монологической и диалогической формами речи;

- высказывать и обосновывать свою точку зрения;

- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;                                    - задавать вопросы.

 

 

Личностные умения:

1.     умение осознавать и определять свои эмоции;

2.     умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

3.     любовь и уважение к родному языку;

4.     интерес к письму, к письменной форме общения;

5.     интерес к изучению языка.

 

Тип урока: повторительно - обобщающий

Оборудование:

План урока:

1.     Организационный момент.

2.     Актуализация знаний. Выход на тему. Целеполагание. Планирование.

3.     Обобщение знаний.

4.     Упражнения  в написании слов с разделительными Ъ и Ь знаками.

5.     Рефлексия

6.     Итог урока.

7.     Д.з.

Ход урока:

1.Организационный момент.

2. Актуализация знаний. Выход на тему. Целеполагание.                                                                                                               Выходят два мальчика


Ъ знак: Я – строгий, рассудительный,
И в кепке набекрень.
Противник всякой драки, 
Молчу и ночь и день.
Ь знак:
Какой ты странный
Тебя я не пойму никак!

Зачем ты в солнечный денёк
В тяжёлых башмаках идёшь?
И отдыхаешь если,
То в деревянном кресле?                                                                                                          Ъ знак: Ты - скромный и стеснительный.
Ты в классе, как мальчишка, 
С короткой модной стрижкой.

В любую непогоду
Ты в лёгких тапках ходишь, 
И отдыхаешь, если,
То в очень мягком кресле.                                                                                                      Ь знак: Кто б говорил, но ты бы

помолчал! 
Ты твёрд и груб, как суковатый дуб. 
Давным-давно пора, как букву ять, тебя из азбуки изъять!..                                                       Ъ знак: Не чересчур ли ты добряк? 
Слова и звуки ты всегда смягчить стремишься. 
Нет, в алфавит ты не годишься!                                                                                      


Учитель: - Ребята, как вы думаете, кто спорил друг с другом?                                             Уч-ся - Разделительные Ь и Ъ знаки                                                                             Учитель: -О чем могут спорить разделительные Ь и Ъ знаки?                                           Уч-ся: Кто главный из них и кому где стоять.

Учитель: - А знаете ли вы, как назывались эти буквы в славянской азбуке? Прочитайте сведения об этом. (Слайд)

Уч-ся:  В славянской азбуке было 43 буквы. Среди них - Ъ и Ь знаки назывались  по-другому: «ер» и «ерь».

До 1917 года твердый знак писался в конце слов после твердых согласных, например: домъ, дубъ, городъ. Бесполезный Ъ в конце слов занимал примерно 4 % объёма текста и на него ежегодно уходило около 8 миллионов лишних страниц.

Букву «ер» называли бездельником, самой  дорогой буквой мира.

Буква «ер» - разделительный Ъ - полезная буква. Она выполняет всегда одну и ту же скромную работу: разделяет согласную приставки от гласной.

Учитель: - Как назывались Ъ и Ь в славянской азбуке?

Уч-ся: - «Ерь» - ь знак  и «ер»- Ъ знак.

Учитель: -Что вас удивило в написании слов: домъ, дубъ, городъ?

Уч-ся: - стоят «ер» и «ерь».

Учитель: -Почему букву «ер» называли самой дорогой буквой и бездельником?

Уч-ся: Бесполезный Ъ в конце слов занимал примерно 4 % объёма текста и на него ежегодно уходило около 8 миллионов лишних страниц.

Учитель: -Какая роль Ъ знака сохранилась в современном русском языке?

Уч-ся: разделяет согласную приставки от гласной.

Учитель: - Определите тему нашего урока. Ваши варианты?

Уч-ся: Правописание слов с Ъ и Ь знаками и т.д.

(Учитель записывает тему на доске, учащиеся в тетради)

Учитель: Тема нам известна. Тогда какой будет цель урока? Ваши мнения?

Уч-ся: Вспомнить всё, что знаем о Ь и Ъ знаках. Научимся распознавать слова с данной орфограммой и правильно их писать.

Учитель:- Итак, какую формулировку выберем?

(дети предлагают, учитель корректирует и записывает на доске)

Планирование

Учитель: - Хорошо,  теперь нужно составить  план наших действий. Предлагайте. (учитель записывает на доске)

Уч-ся: -1) Какова роль Ь и Ъ знаков в слове?

- 2)Где стоят Ь и Ъ в слове?

- 3)Перед какими буквами пишутся Ь и Ъ?

- 4) Как переносить слова с ь и ъ знаками?

5) Тренировочные упражнения

Учитель: -Принимается такой план?

Уч-ся -ДА!

3.Обобщение знаний.

1)Чистописание

Учитель: - Ребята, предлагаю сначала провести минутку чистописания. - Как вы думаете, написание каких букв нужно повторить?

Уч-ся: Ъ и Ь знаки.

(учитель на доске показывает, дети в тетрадях прописывают эти буквы) Ьь Ъъ Ьь Ъъ Ъъ Ьь

2) Работа в парах. На доске записаны слова: Листья, предъюбилейный,  веселье, вьюга, съёжились, глушь, коньки, объявление, съехали, пень,  льёт, веселить, рожь, дочь, ручьи,                                                                                                      Учитель: - Прочитайте, подумайте и посоветуйтесь в парах на сколько групп можно распределить эти слова?

Уч-ся: - на 4 группы

Учитель: - Почему?

Уч-ся: - ь знак, как показатель мягкости; ь – показатель формы женского рода имён существительных; ь – разделительный; ъ – разделительный.

Учитель: Прочитайте слова, которые вы отнесете к первой группе. Согласны? Почему вы отнесли эти слова к одной группе? По какому признаку вы их объединили?

Уч-ся: коньки, пень, веселить. -В этих словах Ь знак – показатель мягкости предшествующего согласного.

Учитель: - Хорошо. Какие слова вы выделили во 2 группу?

Уч-ся: листья, вьюга, льёт, ручьи, веселье.

Учитель: - А эти слова почему объединили во 2 группу?

Уч-ся: Ь знак – разделительный.

Учитель: - А в 3 группу какие слова запишите? Почему?

Уч-ся: предъюбилейный, съёжились, объявление, съехали. Ъ разделительный.

Учитель: В 4 группу какие слова? По какому признаку?

Уч-ся: глушь, рожь, дочь. Показатель формы женского рода имён существительных, пишется после шипящих.

Учитель: - Какой вывод нам помогает сделать это упражнение? Посмотрим на 1 пункт плана.

Уч-ся: Повторяют вывод.

Учитель: - Запишите слова в 4 столбика.

Учитель: -А теперь посмотрите на слова во 2 столбике. Перед какими буквами стоит Ь знак? Подчеркните эти буквы и назовите.

Уч-ся: Я, Ю, Ё, Е, И.

Учитель: Так когда пишется разделительный Ь?

Уч-ся: Ь пишется после согласных, перед гласными Я, Е, Ё, Ю, И.

Учитель: А теперь посмотрите на слова в 3 столбике. После каких и перед какими буквами стоит разделительный Ъ знак?

Уч-ся: - После согласных перед гласными Ё, Е, Ю, Я. Подчеркните гласные буквы.

Учитель: - А в какой части слова находятся согласные буквы в этих словах?

Уч-ся: - В приставке.

Учитель: - Сделайте вывод, когда пишется разделительный Ъ?

Уч-ся: разделительный Ъ пишется после приставок, оканчивающихся на согласную, перед гласными Ё, Е, Ю, Я.

Учитель: - Обратите внимание на последнюю группу слов, скажите когда пишется Ь знак как показатель ж.р. имён существительных.

Уч-ся: Пишется после шипящих.

Учитель: - Проверьте свои выводы с выводами авторов учебника стр. 64.

Уч-ся: Читают про себя. Сравнивают.

Учитель: Наш вывод совпадает с правилом, которое предложили авторы?

Уч-ся: - Да, совпадает.

Учитель: - Посмотрите на наш план. Можно сказать, что мы знаем ответы на 2 и 3 вопросы?

Уч-ся: -Да. Но есть еще правило, которые мы не рассмотрели.

Учитель: Прочитайте его.

Уч-ся: Читают сведения на с. 64 учебника вслух.

Учитель: откройте учебник стр. 66 упр. 109. Применим эти знания для выполнения упражнения. Преобразуйте звуковые обозначения в буквенные.

Уч-ся: записывают в тетрадях, один у доски.

Учитель: Так на что ещё указывают ъ и ь знаки?

Уч-ся: - указывают на то, что буквы Е, Ё, Ю, Я, И обозначают слияние звука «Й» и последующего гласного.

Учитель: Я думаю, что вы хорошо потрудились, а теперь нужно отдохнуть.

Физминутка

4.     Обобщение знаний

Учитель: - А теперь, ребята, посмотрите на план, что нам предстоит сейчас сделать?

Уч-ся: - Ответить на вопрос «Как переносить слова с Ъ и Ь знаками?»

Учитель: – Хорошо, предлагаю в упражнении 109 разделить слова для переноса. В парах обдумайте и простым карандашом поставьте, где надо вертикальную черту.

Уч-ся: в парах обдумывают, предлагают.

Уч-ся: Ъ и Ь знаки при переносе остаются с согласной,  после которой они стоят.

Учитель: - Сформулируйте правило переноса слов с Ъ и Ь знаком.

Учитель: - Можно сказать, что мы знаем ответ на 4  вопрос нашего плана?

Уч-ся: -Да.

5.     Закрепление знаний

v Учитель: - Хорошо. А теперь потренируемся. Вот первое упражнение. На слайде вы видите слова. Подумайте и вставьте, где нужно Ъ, где Ь, что бы слова изменились. Запишите пары слов в тетрадь. Помните правило написания.

(Слова проектируются на экран) 1 слайд: Подели-…, Уля-.., сел-…, обедать-…, полёт-…, Сёмка-…., Коля-….

2 слайд (для проверки): Подели-подъели, Уля-улья, сел-съел, обедать- объедать, полёт- польёт, Сёмка- съёмка, Коля-колья.

Учитель: - Проверьте с образцом на экране.

Учитель: - Поднимите руки те, у кого всё выполнено, как на слайде.

Учитель: - Ребята, а у кого были 1 или 2 ошибки? Вы теперь разобрались?

v Учитель: - Сейчас я предлагаю вам выбрать упражнение, с заданием которого вы справитесь. Реально оцените свои возможности, прочитав задания про себя. Правильность выполнения упражнения вы оцените сами. Вам нужно выбрать упражнение, выполнить его, сверить с образцом и оценить правильность выполнения.                                                                                                                      Критерии оценки:                                                                                                                                          нет ошибок-«5»                                                                                                                                          1-2 ошибки – «4»                                                                                                                                                3-4 ошибки- «3»                                                                                                                                            5 ошибок и более – «2»

Откройте тетрадь на печатной основе с. 44-45 упр. 99, 100, 103.

Уч-ся: выбирают упражнение, выполняют, сверяют с образцом (на карточках), оценивают.

Учитель: Итак, кто получил «5»? Кто - «4»? Кто – «3»? «2»?

6.     Рефлексия

Учитель: - Итак, ребята. Давайте подведём итог урока. Посмотрите на доску, какой была тема урока?

Уч-ся: - Правописание слов с Ъ и Ь знаками.

Учитель: - Какую цель мы ставили?

Уч-ся: - Вспомнить всё, что знаем о Ь и Ъ знаках. Научиться распознавать слова с данной орфограммой и правильно их писать.

Учитель: - Подумайте. Может ли каждый из вас сказать, что правила понятны и усвоены? Поднимите руки, кто усвоил всё? А у кого есть ещё затруднения? Продолжите предложения, которые вам подходят:

  • Мне еще нужно отработать…
  • Для меня самым трудным было…
  • Сегодня на уроке мне было…
  • Для меня самым интересным было…
  • С каким настроением окончили урок? (покажите)

Описание: http://doc4web.ru/uploads/files/16/15077/hello_html_511aeb7d.gif

Учитель: - Итак, ребята, сегодня вы очень хорошо потрудились. Знания правописания Ъ и Ь знаков нам очень нужны. А зачем?

Уч-ся: - Чтобы грамотно писать, быть грамотными.

  1. Домашнее задание.

Учитель: - Запишите домашнее задание: уч. С. 64 сведения ещё раз повторить, упр. 107 с. 65. Прочитайте задание. (Комментируется задание)

 

 


скачать по прямой ссылке
Заполните анкету и получите свидетельство финалиста.
Опубликуйте свои методические разработки в официальном издании.
Бесплатные материалы для классных часов и грамота организатора.
Друзья! Добро пожаловать на обновленный сайт «Знанио»!

Если у вас уже есть кабинет, вы можете войти в него, используя обычные данные.

Что-то не получается или не работает? Мы всегда на связи ;)