Тема: Какие грибы съедобны, а какие ядовитые. Распознавание съедобных и ядовитых грибов по наглядности.
Цель: ознакомить учащихся с понятиями съедобные грибы, ядовитые грибы; учить выявлять признаки грибов и за ними распознавать съедобные и ядовитые грибы на рисунках;
формировать представление о значении грибов в природе, о ценности их для людей, о необходимости охраны грибов, правильном их сборе;
развивать умение выражать собственные суждения, проверяя их правильность, доказывать утверждения, обосновывать выводы, развивать умение работать самостоятельно и в группе;
развивать память, внимание, логическое мышление, любознательность, познавательную активность, творческие способности, эмоциональное настроение ребенка;
воспитывать бережное отношение к природе способствовать сохранению здоровья.
Оборудование и материалы: рисунок урока; таблица «Знаем – узнаем – узнали»; раздаточный материал для каждого учащегося: вырезанные картинки грибов; таблички «Грибы: съедобные и ядовитые» (одна на парту); карты с задачами и иллюстрациями для групповой работы; иллюстрации грибов: съедобных и ядовитых; 2 корзины; иллюстрации животных, питающихся грибами;
Ход урока
И. Мотивация учебной деятельности учащихся, подготовка к усвоению новых знаний.
1. Организация класса на урок.
Все услышали вы звонок –
Он позвал к уроку.
Каждый из вас приготовился,
На перерыве постарался.
Так и мы времени не теряем,
Наш урок приступим.
- Дети, подумайте и скажите, каким должен быть наш урок (интересным, немного сказочным, загадочным, веселым, обучающим)
– А вы на уроке какими должны быть? (внимательными, собранными, активными, настойчивыми, искусными, сообразительными, трудолюбивыми).
2. Ознакомление с рисунковым планом урока
– А задачи у нас такие:
1. Упражнение «Микрофон»
2. «Мозговой штурм».
3. Рассмотри и узнай.
4. Физкультминутка.
5. Работа по учебнику.
6. Работа в тетрадях.
7. Групповая работа.
8. Игра «Да-Нет!»
9. Метод «Пресс»
10. Игра «В лес за грибами!»
11. Упражнение «Окончи предложение».
– Итак, приступаем к работе? (Да!)
II. Актуализация опорных знаний и опыта учащихся.
1. Минутка повторений. ( Упражнение «Микрофон»)
– Какой сегодня день, число и месяц?
– Какое состояние неба?
– Какая температура воздуха?
– Есть ли осадки?
– Есть ли ветер?
– Дети, давайте вспомним, какие признаки имеют «живые организмы»? (Все живые организмы рождаются, дышат, питаются, растут, размножаются, умирают).
– Какие вы знаете группы живых организмов? (растения, животные)
– На прошлом уроке мы с вами познакомились еще с одной отдельной группой живых организмов. Угадайте загадку.
И большие и малые
Одевались в глыбе, И дождя эти одноножки
Не боятся нисколько.
Лес – любимый их край,
А как зовут отгадай! (грибы)
– Так что это за отдельная группа организмов? (Это грибы)
– Вспомните, из каких частей состоит гриб? (Шапка, ножка, грибница)
– Какие части гриба составляют плодовое тело? (Шапка и ножка)
– А что же такое грибница? (Это главная часть каждого гриба)
– Где она расположена? (в почве)
– Какую функцию выполняет грибница? (Она питает гриб питательными веществами)
– Чем питаются грибы? (Питаются грибы отмершими растениями и животными. Они превращают отмершие остатки растений и животных в питательные вещества, способствуют плодородию почвы. Поэтому их еще называют санитарами леса.)
- Как размножаются грибы? (Из частиц грибницы вырастают новые грибы.)
- Подумайте, можно ли, собирая грибы, вырывать их с грибницей? (Нет)
- Почему? (Можно повредить грибницу.)
III. Сообщения темы урока.
– На сегодняшнем уроке мы расширим наши знания о грибах и узнаем, какие грибы съедобны, а какие ядовиты.
IV. Восприятие и осознание знаний.
1. Беседа с опорой на опыт жизни детей. («Мозговой штурм»)
– Дети, кто из вас вместе с родителями собирал грибы в лесу?
- Докажите, что грибы принадлежат к живой природе. (Грибы питаются, дышат, размножаются, растут, отмирают.)
– Что вы знаете о грибах? (Грибы растут в лесу, у деревьев и пней, есть съедобные и ядовитые грибы, грибы являются пищей для некоторых животных, люди тоже используют грибы в пищу. Имеют шляпу, ножку, грибницу.)
- предлагаю эти ответы зафиксировать в таблице. (Фиксируется на доске в таблице «Знаем – узнаем – узнали»)
2. Метод «Знаем – узнаем – узнали». Сообщения задач урока.
Что мы знаем? О чем узнаем? О чем узнали?
– Растут в лесу.
- Грибы – разные.
- Грибы – это еда.
- строение гриба.
- значение грибов для
леса.
- О чем мы сегодня узнаем?
- А узнаем мы о таком: группы грибов, кто ими питается, правила сбора грибов. (Фиксируется в таблице: Группы грибов. Правила сбора.)
3. Рассказ с элементами беседы с целью формирования представления о съедобных и ядовитых грибах, умении различать грибы. (Рассмотри и узнай)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.