Тема урока: «Столбчатые и круговые диаграммы»
Цель: ввести определение столбчатая и круговая диаграмма, ознакомить с принципом их построения.
1) Организационный момент.
2) Актуализация знаний
Сегодняшний урок посвящён теме « Столбчатые и круговые диаграммы». Был проведен опрос обучающихся с 5 по 9 классы, на темы их любимые фрукты. И вот какие ответы были получены: яблоко, банан, банан, апельсин, яблоко, мандарин, апельсин, апельсин, мандарин, яблоко, банан, апельсин, груша, банан, яблоко, мандарин, апельсин, груша, груша, банан, яблоко, банан, мандарин.
Насколько удобна такая информация? Чем она неудобна? (Из этого списка не видно, сколько человек было опрошено, какой фрукт набрал большее количество голосов, какой меньшее).
А в каком виде было удобно представить эти данные. (В виде таблицы).
Совершенно верно, табличное изображение упорядочить информацию. Данные будет легко систематизировать, а составить таблицу довольно просто. Давайте еще раз вспомним как это делается. Сколько, по вашему, должно быть столбцов в таблице и какие названия они будут носить? (Два столбца: название фрукта и количество человек его выбравших).
Наименование фрукта |
Количество человек |
яблоко |
5 |
мандарин |
4 |
апельсин |
5 |
груша |
3 |
банан |
6 |
Но собранную информацию можно представить и в другом виде, в виде круговой диаграммы. Посмотрите, как это будет выглядеть.
Как вы думаете, для чего нужны диаграммы? ( С их помощью можно наглядно представить данные, а так же более легко выполнить сравнение и проанализировать данные).
«Диаграмма — графическое представление данных линейными отрезками или геометрическими фигурами, позволяющее быстро оценить соотношение нескольких величин.»
Их использование довольно широко. Их можно встретить в учебниках, книгах, журналах, с их помощью иллюстрируются необходимые данные.
Представленная ранее диаграмма носит название круговой. Так как она представлена в виде круга, разбитого на части – сектора. Каждый сектор представляет собой часть данных.
А теперь перерисуйте эту диаграмму в тетрадь. (это сделать трудно, так как не все умеют хорошо рисовать).
Ну что ж тогда давайте представим данные с помощью другой диаграммы, которая носит название столбчатой. Здесь каждый вид данных представлен отдельным столбцом.
Эта диаграмма значительно облегчает работу. Данные из нее извлекать проще, сравнивать их так же легче. И главное, вы легко сможете начертить ее в тетради.
А теперь давайте попробуем построить столбчатую диаграмму по нашей первой задаче про фрукты:
ü И так, проводим оси.
ü По горизонтали будут идти названия фруктов, а по вертикали количество голосов, которое за них отдано.
ü Не забываем про масштаб, 1 голос будет равняться 1 см.
ü Отмечает количество голосов и проводим столбцы.
ü Диаграмма готова.
Не забываем, что расстояние между столбцами должно быть одинаковым, так же как и ширина столбцов должна быть равной.
В завершение подведем небольшой итог:
ü Что удобнее таблица или диаграмма?
ü Как строиться столбчатая диаграмма?
ü Какие требования предъявляют к столбчатой диаграмме?
Вывод
Столбчатые диаграммы значительно облегчают анализ данных и их сравнение.
Домашнее задание : выполнит задания по карточкам.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.