Тема урока: Методы изучения биологии
Цель: закрепить знания об основными методах исследования и их применении при изучении биологии.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: знать, характеризовать методы изучения живой природы.
Метапредметные: формировать у учащихся способности к открытию новых знаний через выполнение практических заданий, поиск решений проблемных вопросов: устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, извлекать информацию из различных источников, формировать способность конкретизировать, анализировать, обобщать.
Личностные: воспитывать самостоятельность, коммуникативные качества учащихся.
Формирование УУД
Личностные:
Коммуникативные:
Регулятивные
Познавательные:
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания. Актуализация знаний.
Учитель:
- Начинаем наш урок загадкой.
- Весь наукой увлечённый, ставит опыты ... (Ученый).
- Каким образом организована работа ученых?
- Какие методы используют в работе ученые?
Дети отвечают на вопросы.
3. Решение задач кейсов.
Учитель:
Сегодня каждый сможет почувствовать себя настоящим ученым или исследователем, решая практические задания кейсов.
Для работы ребята объединяются в группы, каждая группа получает задание кейса, раздаточный материал. Группа организует свою работу по предложенному плану, делает выводы, оформляет отчетный лист исследователя. После выполнения поставленной задачи группы, по одной, работающие по разным кейсам, представляет свой отчет перед классом.
4. Подведение итогов урока. Рефлексия.
Оборудование: листы исследователей, побеги и шишки разных видов хвойных растений местных видов, гербарий листьев деревьев покрытосеменных местных видов, набор веществ (сахар, поваренная соль, мел, вода), колба, химические стаканы, стеклянные палочки.
Приложение. Задания кейсов.
Кейс № 1. Голосеменные (Хвойные) растения. Листья хвойных растений.
Голосеменные растения известны тем, что семена у них развиваются на чешуях шишек, расположены открыто, ничем не защищены, то есть «голые». При созревании они высыпаются и разносятся ветром. Хвойными их называют из-за игольчатых узких листьев – хвои.
Задание. Рассмотреть побеги хвойных растений. Измерить длину каждого листочка (хвоинки), изучить расположение тонких игольчатых листьев в пучках (количество хвоинок в каждом пучке). Определить каким растениям принадлежали выданные вам побеги.
Полезная информация
Название растения |
Хвоя |
Шишки |
||||
|
Длина |
Окраска |
Расположение на ветке |
Размер/ форма |
Окраска |
Расположение чешуек |
Сосна обыкновенная |
4-7 см |
светло-зеленая |
по 2 вместе в пучке |
3-6 см, округлые |
молодые – зеленые, старые - коричневые |
плотно друг к другу |
Ель обыкновенная |
1-2 см |
темно-зеленая |
по одной |
до 15 см, вытянутые |
буро-коричневые |
рыхло |
Сосна кедровая сибирская |
6-14 см |
темно-зеленая с сизым налетом |
по 5 хвоинок в пучке |
вытянутые, яйцевидные до 5-8 см в ширину, до 13 см в длину |
молодые – фиолетовые, старые - коричневые |
чешуи плотные |
Отчетный лист исследователя
ФИ _____________________________________________________________________
Кейс № 1. Голосеменные (Хвойные) растения. Листья хвойных растений.
Образец |
Длина хвоинок |
Расположение хвоинок на ветке |
Название растения |
№ 1 |
|
|
|
№ 2 |
|
|
|
№ 3 |
|
|
|
В работе мы использовали методы: ________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
Кейс № 2. Голосеменные (Хвойные) растения. Шишки хвойных растений.
Голосеменные растения известны тем, что семена у них развиваются на чешуях шишек, расположены открыто, ничем не защищены, то есть «голые». При созревании они высыпаются и разносятся ветром. Хвойными их называют из-за игольчатых узких листьев – хвои.
Задание. Рассмотреть шишки хвойных растений. Определить средний размер шишки, используя технологию, рассмотренную на прошлых уроках. Определить какому растению принадлежали выданные вам шишки.
Полезная информация
Название растения |
Хвоя |
Шишки |
||||
|
Длина |
Окраска |
Расположение на ветке |
Размер/ форма |
Окраска |
Расположение чешуек |
Сосна обыкновенная |
4-7 см |
светло-зеленая |
по 2 вместе в пучке |
3-6 см, округлые |
молодые – зеленые, старые - коричневые |
плотно друг к другу |
Ель обыкновенная |
1-2 см |
темно-зеленая |
по одной |
до 15 см, вытянутые |
буро-коричневые |
рыхло |
Сосна кедровая сибирская |
6-14 см |
темно-зеленая с сизым налетом |
по 5 хвоинок в пучке |
вытянутые, яйцевидные до 5-8 см в ширину, до 13 см в длину |
молодые – фиолетовые, старые - коричневые |
чешуи плотные |
Отчетный лист исследователя
ФИ _____________________________________________________________________
Кейс № 1. Голосеменные (Хвойные) растения. Листья хвойных растений.
Образец |
Форма / цвет шишек |
Средний размер шишек |
Название растения |
№ 1 |
|
|
|
№ 2 |
|
|
|
№ 3 |
|
|
|
В работе мы использовали методы: ________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
Кейс № 3. Листья покрытосеменных растений.
Задание. Определить листья каких растений выданы вам в гербарии, какие можно назвать простыми, а какие – сложными.
Полезная информация
Простые листья имеют одну листовую пластинку на черешке, а сложные – несколько. Формы листовых пластинок представлены на рисунке.
Отчетный лист исследователя
ФИ ______________________________________________________________________
Кейс № 3. Листья покрытосеменных растений.
№ образца |
название растения |
лист простой или сложный |
1 |
|
|
2 |
|
|
3 |
|
|
4 |
|
|
5 |
|
|
6 |
|
|
7 |
|
|
Мы использовали методы: _______________________________________________________________
Кейс № 4. Растворимость веществ.
В стаканчики с образцами веществам (сахар, поваренная соль, мел) прилить по 50 мл воды, размешать стеклянной палочкой. Что наблюдаете? На какие группы делятся вещества по отношению к воде?
вещество |
отношение к воде |
группа веществ |
Сахар |
|
|
Поваренная соль |
|
|
Мел |
|
|
В работе мы использовали методы: ________________________________________________________
В работе мы использовали оборудование: __________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.