Разработка уроков
по теме:
Значение растворов в природе и жизни человека.
Понятие о дисперсных системах.
Власова Л.Д.
учитель химии высшей категории,
учитель-методист
МОУ «Школа № 2
им. Героя Советского Союза
Ю.М. Двужильного г. Донецка»
Донецк 2020
Урок
Тема: Значение растворов в природе и жизни человека. Понятие о дисперсных системах.
Цели:
1) Познакомить учащихся с растворами, указать их значение в природе и жизни человека;
2) Дать понятия дисперсным системам;
3) Развивать логическое мышление, память, умение сравнивать, развивать умения и навыки в познавательной деятельности учащихся;
4) Тренировать внимание в процессе демонстрации химических опытов;
5) Повышать интерес учащихся к предмету.
Тип урока: Урок усвоения новых знаний.
Элементы новых педагогических технологий. Использование коммуникативной компетентности:
1. Включение учащихся в активную речевую деятельность.
2. Стремление к грамотному общению.
Методы и формы обучения: рассказ учителя, фронтальная беседа, демонстрация опытов, рассказ с элементами беседы.
Оборудование и реактивы:
1. Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева;
2. Таблица «Растворимость кислот, щелочей, солей»;
3. Набор химических реактивов: вода, мел, песок, сахар, NaCl, подсолнечное масло, яичный белок.
Литература:
1 Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Химия. 8 класс. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2016.
2. Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Химия. 9 класс. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2016.
Ход урока
І. Организационный момент.
ІІ. Актуализация опорных знаний.
Из курса природоведения и из повседневной жизни вам известно, что в воде растворяются многие вещества. При этом образуются растворы.
ІІІ. Мотивация учебной деятельности.
А что же представляют собой растворы и каково их значение для человека, и какую роль они играют в природе? Нам это предстоит узнать на данном уроке.
IV. Сообщение темы, цели и задач урока.
V. Изучение нового материала.
Вам известно, что при смешивании веществ с водой образуюся однородные системы (растворы).
Примеры. Сахар растворяется в воде или соль. Образуется однородная система – раствор.
Вопрос. А если песок растворить в воде? Образуется неоднородная система, т.к. песок плохо растворяется в воде. Процесс растворения веществ в воде – это не только физическое явление. Из практики вам известно, что при растворении многих веществ в воде, например серной кислоты, происходит разогревание. Выделение теплоты – это признак химической реакции.
Отсюда – определение.
Растворы – однородные системы, состоящие из молекул растворителя и частиц растворенного вещества, между которыми происходят физические и химические взаимодействия.
При растворении вещества измельчаются, дробятся.
Поэтому растворы относятся к дисперсным системам.
Слово «диспергирование» означает дробление.
Наибольшее значение имеют дисперсные системы, в которых средой является Вода и другие жидкости.
Дисперсные системы делятся на:
1) Истинные растворы;
2) Коллоидные растворы;
3) Грубодисперсные.
Рассмотрим подробно, что собой представляют эти растворы.
І. Истинные растворы однородны, частицы растворенного вещества малы меньше 1нм (1нм = 10-9м), их нельзя обнаружить даже при помощи ультрамикроскопа.
Задание. Привести примеры.
Демонстрация.
К истинным растворам относятся растворы сахара, соли в воде.
ІІ. Коллоидные растворы
Примеры. Раствор яичного белка, силикатного клея.
Демонстрация.
Они прозрачны, как истинные растворы, но размер частиц растворенного вещества больше – от 1 до 100нм.
Эти частицы состоят из множества молекул, способны рассеивать проходящий свет эти растворы. Отдельные частицы обнаруживаются с помощью ультрамикроскопа.
Слипание коллоидных частиц называется коагуляцией. При этом образуется гель – студнеобразная масса (желе, мармелад, студень).
ІІІ. Грубодисперсные системы.
При смешивании некоторых веществ с водой образуются не растворы а мутные смеси, их называют взвесями.
Они делятся на суспензии, эмульсии и аэрозоли.
Суспензии – это взвеси, в которых мелкие частицы твердого вещества равномерно распределены между молекулами воды.
Примеры: глина, песок с водой.
Демонстрация.
Эмульсии – взвеси, в которых мелкие капельки жидкости равномерно распределены между молекулами другой жидкости.
Примеры: растительное масло с водой, керосин с водой.
Демонстрация.
Аэрозоли – взвеси, в которых мелкие частицы твердого вещества или жидкости равномерно распределены в газовой среде.
Примеры: пыль в воздухе, туман.
Размеры частиц растворенного вещества во взвесях > 100нм.
Мы рассмотрели различные виды дисперсных систем.
А где же в жизни человек встречается с растворами?
И какое они имеют значение в природе и жизни человека?
С растворами человек встречается в быту, медицине, природе, химическом производстве и т.д.
Например: в быту – растворы соли, сахара в воде, столовый уксус – раствор уксусной кислоты в воде, газированная вода – раствор СО2 в Н2О и т.д.
В медицине – растворы лекарственных препаратов для инъекций, микстуры и т.д.
В сельском хозяйстве, химической промышленности, авто- а авиа- промышленности и т.д., значение растворов также велико.
В парфюмерии широко применяют различные эмульсии и аэрозоли.
В строительстве – грубодисперсные системы (растворы песка, мела, цемента и т.д.) имеют важное значение для данной отрасли народного хозяйства.
Такие примеры можно приводить бесконечно, потому что в воде растворяются многие твердые вещества, газы и жидкости.
VI. Закрепление.
Изучив данную тему, повторим некоторые важные моменты.
Вопросы учащимся:
1) Что такое растворы?
2) На какие группы делятся растворы, привести примеры.
3) Какое значение имеют растворы для человека?
4) Где в природе вы встречались с растворами и каково их значение.
VII. Подведение итогов работы, выставление оценивающих балов.
VIII. Домашнее задание.
Творческое задание: Значение растворов в природе и жизни человека.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.