Разработка урока по теме: "Понятие о дисперсных системах"
Оценка 4.8

Разработка урока по теме: "Понятие о дисперсных системах"

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
химия
9 кл
19.06.2020
Разработка урока по теме: "Понятие о дисперсных системах"
разработка урока по химии
разработка урока понятие о дисперсных системах.doc

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Разработка уроков

по теме:

Значение растворов в природе и жизни человека.

Понятие о дисперсных системах.

 

 

 

Власова Л.Д.

учитель химии высшей категории,

учитель-методист

МОУ «Школа № 2

им. Героя Советского Союза

Ю.М. Двужильного г. Донецка»

 

 

 

 

 

 

 

 

Донецк  2020
Урок

Тема: Значение растворов в природе и жизни человека. Понятие о дисперсных системах.

Цели:                                       

1) Познакомить учащихся с растворами, указать их значение в природе и жизни человека;

2) Дать понятия дисперсным системам;

3) Развивать логическое мышление, память, умение сравнивать, развивать умения и навыки в познавательной деятельности учащихся;

4) Тренировать внимание в процессе демонстрации химических опытов;

5) Повышать интерес учащихся к предмету.

Тип урока: Урок усвоения новых знаний.

Элементы новых педагогических технологий. Использование коммуникативной компетентности:

1. Включение учащихся в активную речевую деятельность.

2. Стремление к грамотному общению.

Методы и формы обучения: рассказ учителя, фронтальная беседа, демонстрация опытов, рассказ с элементами беседы.

Оборудование и реактивы:

1. Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева;

2. Таблица «Растворимость кислот, щелочей, солей»;

3. Набор химических реактивов: вода, мел, песок, сахар, NaCl, подсолнечное масло, яичный белок.

Литература:

1 Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Химия. 8 класс. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2016.

2. Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Химия. 9 класс. 2-е изд. М.: Просвещение, 2016.

 

 

 

Ход урока

І. Организационный момент.

ІІ. Актуализация опорных знаний.

Из курса природоведения и из повседневной жизни вам известно, что в воде растворяются многие вещества. При этом образуются растворы.

ІІІ. Мотивация учебной деятельности.

А что же представляют собой растворы и каково их значение для человека, и какую роль они играют в природе? Нам это предстоит узнать на данном уроке.

IV. Сообщение темы, цели и задач урока.

V. Изучение нового материала.

Вам известно, что при смешивании веществ с водой образуюся однородные системы (растворы).

Примеры. Сахар растворяется в воде или соль. Образуется однородная система – раствор.

Вопрос. А если песок растворить в воде? Образуется неоднородная система, т.к. песок плохо растворяется в воде. Процесс растворения веществ в воде – это не только физическое явление. Из практики вам известно, что при растворении многих веществ в воде, например серной кислоты, происходит разогревание. Выделение теплоты – это признак химической реакции.

Отсюда – определение.

Растворы однородные системы, состоящие из молекул растворителя и частиц растворенного вещества, между которыми происходят физические и химические взаимодействия.

При растворении вещества измельчаются, дробятся.

Поэтому растворы относятся к дисперсным системам.

Слово «диспергирование» означает дробление.

Наибольшее значение имеют дисперсные системы, в которых средой является Вода и другие жидкости.

Дисперсные системы делятся на:

1) Истинные растворы;

2) Коллоидные растворы;

3) Грубодисперсные.

Рассмотрим подробно, что собой представляют эти растворы.

І. Истинные растворы однородны, частицы растворенного вещества малы меньше 1нм (1нм = 10-9м), их нельзя обнаружить даже при помощи ультрамикроскопа.

Задание. Привести примеры.

Демонстрация.

К истинным растворам относятся растворы сахара, соли в воде.

ІІ. Коллоидные растворы

Примеры. Раствор яичного белка, силикатного клея.

Демонстрация.

Они прозрачны, как истинные растворы, но размер частиц растворенного вещества больше – от 1 до 100нм.

Эти частицы состоят из множества молекул, способны рассеивать проходящий свет эти растворы. Отдельные частицы обнаруживаются с помощью ультрамикроскопа.

Слипание коллоидных частиц называется коагуляцией. При этом образуется гель – студнеобразная масса (желе, мармелад, студень).

ІІІ. Грубодисперсные системы.

При смешивании некоторых веществ с водой образуются не растворы а мутные смеси, их называют взвесями.

Они делятся на суспензии, эмульсии и аэрозоли.

Суспензии – это взвеси, в которых мелкие частицы твердого вещества равномерно распределены между молекулами воды.

Примеры: глина, песок с водой.

Демонстрация.

Эмульсии – взвеси, в которых мелкие капельки жидкости равномерно распределены между молекулами другой жидкости.

Примеры: растительное масло с водой, керосин с водой.

Демонстрация.

Аэрозоли – взвеси, в которых мелкие частицы твердого вещества или жидкости равномерно распределены в газовой среде.

Примеры: пыль в воздухе, туман.

Размеры частиц растворенного вещества во взвесях > 100нм.

 

Мы рассмотрели различные виды дисперсных систем.

А где же в жизни человек встречается с растворами?

И какое они имеют значение в природе и жизни человека?

 

С растворами человек встречается в быту, медицине, природе, химическом производстве и т.д.

Например: в быту – растворы соли, сахара в воде, столовый уксус – раствор уксусной кислоты в воде, газированная вода – раствор СО2 в Н2О и т.д.

В медицине – растворы лекарственных препаратов для инъекций, микстуры и т.д.

В сельском хозяйстве, химической промышленности, авто- а авиа- промышленности и т.д., значение растворов также велико.

В парфюмерии широко применяют различные эмульсии и аэрозоли.

В строительстве – грубодисперсные системы (растворы песка, мела, цемента и т.д.) имеют важное значение для данной отрасли народного хозяйства.

Такие примеры можно приводить бесконечно, потому что в воде растворяются многие твердые вещества, газы и жидкости.

VI. Закрепление.

Изучив данную тему, повторим некоторые важные моменты.

Вопросы учащимся:

1) Что такое растворы?

2) На какие группы делятся растворы, привести примеры.

3) Какое значение имеют растворы для человека?

4) Где в природе вы встречались с растворами и каково их значение.

VII. Подведение итогов работы, выставление оценивающих балов.

VIII. Домашнее задание.

Творческое задание: Значение растворов в природе и жизни человека.


Разработка уроков по теме:

Разработка уроков по теме:

Урок Тема: Значение растворов в природе и жизни человека

Урок Тема: Значение растворов в природе и жизни человека

Ход урока І. Организационный момент

Ход урока І. Организационный момент

Истинные растворы; 2) Коллоидные растворы; 3)

Истинные растворы; 2) Коллоидные растворы; 3)

Примеры: растительное масло с водой, керосин с водой

Примеры: растительное масло с водой, керосин с водой

Где в природе вы встречались с растворами и каково их значение

Где в природе вы встречались с растворами и каково их значение
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.06.2020