Разработка урока по теме "Решение логарифмических уравнений"

  • pdf
  • 13.02.2022
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Урок Решение логарифмических уравнений.pdf

                              

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

 Ордынского района Новосибирской области- Вагайцевская средняя общеобразовательная школа  имени Н.Н. Медведева

 

 

 

 

 

 

Методическая разработка урока  по модульной технологии:

 

«Решение логарифмических уравнений»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                        Автор: Агафонова

                                                                                  Валентина Евгеньевна

                                                                       учитель математики 

                высшей квалификационной 

категории

                                                                          

 

 

 

 

 

 

С. Вагайцево 2020г.

 

 

 

Цель урока: систематизация знаний по теме «Решение логарифмических уравнений»,       через индивидуальный подход        и        педагогическую поддержку каждого ученика, через разно-уровневые задания и благоприятную психологическую атмосферу. 

Задачи урока:

Обучающие:   

ü  уметь применять различные методы решения логарифмических уравнений, ü уметь ориентироваться в заданиях разделов В и С.

 Развивающие:

ü  развитие логического мышления, 

ü  потребность к самообразованию,

ü  развитие навыков контроля и самоконтроля.

Воспитывающие: 

ü  воспитание познавательной активности, 

ü  формирование мотивации желания работать на уроке,

ü  культуры общения, взаимоподдержки, уверенности в себе.

 

Регулятивные УУД

ü  умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

ü  проговаривать последовательность действий на уроке;

ü  работать по составленному плану; 

ü  оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;

ü  планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

ü  вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение. 

Коммуникативные УУД

ü  умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме; 

ü  слушать и понимать речь других; 

ü  вовлечь учащихся в активную  деятельность.

 Познавательные УУД

ü  умение ориентироваться в своей системе знаний;

ü  отличать новое от уже известного; 

ü  добывать новые знания; 

ü  находить ответы на вопросы, используя руководство по усвоению учебного материала, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

 

 

 

 

 

План урока:

1.     Организационный момент – 1 мин                                                 

2.     Сообщение темы и цели урок – 1 мин                                           

3.     УЭ-0. Проверка домашнего задания - 3 мин                                 

4.     УЭ-1. Входной контроль умений и навыков учащихся – 10 мин  

5.     УЭ-2. Систематизация способов решения уравнений – 3 мин     

6.     УЭ-3. Решение уравнений – 7 мин                                               

7.     УЭ-4. Физ. Минутка – 2 мин                                                           

8.     УЭ-5. Выходной контроль (самостоятельная работа) – 10 мин    

9.     УЭ-4. Выявить уровень усвоения модуля – 2 мин                           

10. УЭ-5. Домашнее задание – 1 мин                                                   

 

Необходимое техническое оборудование: Компьютер, мультимедийный проектор, экран, плакаты, презентация слайдов, план урока, карточки  для проведения самостоятельной работы, оценочные листы.

 

Рекомендации по использованию урока: данный урок может быть использован в классах с разным уровнем подготовки учащихся, его можно провести в 10 классе после изучения темы «Решение логарифмических уравнений» и в 11 классе при повторении.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

Метод решения хорош, если

с самого начала мы можем предвидеть – и впоследствии подтвердить это, -

что, следя этому методу, мы достигли цели. Лейбниц.

 

 Тема урока: «Решение логарифмических уравнений».

 

1. Орг. момент.

     Французский писатель Анатоль Франс однажды заметил: «Учиться можно  только весело.… Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом». Давайте будем следовать этому совету писателя, будем активны, внимательны,  все будем делать с удовольствием и с большим желанием.

 

 

№ УЭ

Учебный элемент с указанием заданий

Руководство по усвоению

учебного материала.

 

УЭ- 0

Проверка выполнения домашнего задания.

0.1. Цель: актуализация знаний, предупредить появление типичных ошибок.

Проверьте ответы уравнений на  экране.

За каждое правильно выполненное задание поставьте себе 1 балл.

 

УЭ-1

Входной контроль умений и навыков учащихся.

1.1. Цель: совершенствование умения быстро и  правильно решать логарифмические уравнения,  используя определение логарифма и свойства логарифмов.

1.2. Выполните самостоятельную работу.

1вариант:

Решите уравнение:

А1.     log2 (2х−2) =3

А2.    7 log7 х = 5

А3.     log 7 (х−1) = log 7 6

Укажите промежуток, которому принадлежит корень уравнения:

В1.   ln(х+1) = ln(5-х) + ln2

1) (-1; 2)            2) (2; 4)         3) (4; 7)         4) (-3; -1)

В2.  log2 (х+1) −log2 (8−х) =2

1) (-3; 1)            2) (1; 6)         3) (6; 8)         4) (8; 11)

 

2 вариант

Решите уравнение

А1.  log 3 (х−3) =2

А2.   5 log5 х =2

А3.   log 3 (х+4) = log 3 (2х−1)

Укажите промежуток, которому принадлежит корень уравнения:

В1.  lg(х−3) = lg3 + lg(7−х)

 

 

Внимательно

прочитайте цели

 

 

Запись делайте в тетрадях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1) (-7; 0)            2) (0;3)         3) (5;8)         4) (11;14)

В2.   log2 (7+х) − log2 (1−х) =2

1)  (-7; -4)        2) (-1; 2)     3) (-4; -1)      4) (2;5)

 

1.3. Проверьте правильность решения по карте      контроля №1 и выставьте себе балы  (за каждое правильно решенное задание 1б)

 

Самооценка.

 

УЭ-2

Проверка теоретических и знаний.

2.0. Цель: повторить и систематизировать основные способы решения логарифмических уравнений.

Смотрите на экран или буклет.

 

 

УЭ-3

 

 

 

 

 

Решение уравнений.

3.0. Цель: закрепить навыки решения уравнений различными способами.

3.1.  Часть А: (на оценку «3»)        А1.  log (х −3) = −3

        А2.  log 4 5 + log 4 (х−1) = 1         А3.  ln(х+1) + ln(х −1) = ln8

        А4.  lg 2 х − lgх =6

   

      Часть В и С: (на оценку «4» и «5»)

    В1.  log16 х + log4 х + log2 х = 7

    В2.  log1х(3−х) = log3х(1−х)  

    С1.   Найдите произведение корней уравнения:                 х log2 х 3 =

 

 Дополнительно:  

       С2.    log32 (2007x3 −2007x 2 + 1) + 5 1 =0   

3.1. Выставьте себе балы: за каждое, правильно решенное задание части А - 1 балл, части В и С          по 2б.

 

 

 

 

 

Применяйте определение логарифма и свойства логарифмов.

 

 

Работа в парах.

Помни!

1

1)logа х = 

logх

2)ОДЗ

3)отбор корней

 

 

 

 

Правильность выполнения проверь у учителя или по карте контроля №2

УЭ-4

4.0.  Софизм: «Логарифмическая комедия 2> 3».        

Цель: развитие логического мышления.

«Доказательство» неравенства 2 › 3.

Доказательство начинаем с верного неравенства.

                                                        1     1

                                      >       

                                                        4     8

                                   ( ) 2 > ( ) 3                                   lg( ) 2 > lg( ) 3

                                2 lg( )> 3 lg( )

После сокращения на lg( )  имеем  2 > 3.

 В чем состоит ошибка?         

 

 

 

 

Работаем устно

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

УЭ-5

      Выходной контроль.

   

Самостоятельная

 

 

 

5.0.  Цель: а) проверить умения и навыки решения логарифмических уравнений части А, В, С.

б) проверить полноту и качество усвоенного материала.

5.1.  Выполните самостоятельную работу по карточке.

5.2.   Проверьте друг у друга правильность выполнения по карте контроля № 3 или на экране.

работа на карточке.

 

 

 

 

Взаимопроверка.

 

 

 

УЭ-6

6.0. Цель: выявить уровень усвоения модуля.

6.1. Ответьте на вопрос:

       Достигли вы поставленной цели на уроке?

      Для этого вернитесь к началу модуля и прочитайте, какие цели стояли перед вами.

6.2. Подсчитайте общее количество балов и выставьте себе оценку.

6.3. Выберите домашнее задание:

      а) если вы получили «5» и «4» выполняете            задание по карточке «Домашняя работа №2»,

      б) если вы получили «3» или «2» повторите свойства логарифмов, основные способы решения логарифмических уравнений,  выполните этот модуль еще раз и карточка «Домашняя работа №1»

6.4. Рефлексия.     

 

 

 

 

 

Используйте шкалу оценок.

 

 

И напоследок притча:

«Однажды царь решил выбрать из своих придворных первого помощника.

Он подвел их к огромному дверному замку. Кто откроет, тот и будет первым помощником. Никто не притронулся даже к замку. Лишь один визирь подошел и толкнул замок, который открылся. Он не был закрыт на ключ.

Ты получишь эту должность, потому что полагаешься не только на то, что видишь и слышишь, но надеешься, на собственные силы и не боишься сделать попытку».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение.

Самостоятельная работа.

Вариант №1.

А1. Укажите промежуток, которому принадлежит корень уравнения:                 log5 (2х−1) = 2

1) (11; 14)         2) (14; 17)      3) (10;12)       4) (0;3). А2.  Решите уравнение: log2 (х−5) + log2 (х+2) =3 А3.  Найдите сумму корней уравнения:

                  log32 − 2 log3 х =3

В1. Решите уравнение и выпишите целое решение:  5log 4 х + 3log х 4 = 8 С1. Решите уравнение: log х (х−6) 2 =4

 

 

 

Самостоятельная работа.

 

Вариант №2

А1.  Укажите промежуток, которому принадлежит корень уравнения:                             log (х−2) = −2

         1) (10; 14)     2) (15; 19)   3) (0; 13)    4) (-16; -12)

А2.  Решите уравнение:    log3 (х −2) + log3 (х+6) = 2 

А3.  Найдите сумму корней уравнения: log52 х −log5х =2

1

В1.  Решите уравнение и в ответе укажите целое решение:    4log3 х + log х    = 3

3 С1.  Решите уравнение:    log (2х5)2 5 =

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Домашняя работа №1.

А1. log3(4х +5) + log3(х +2) = log3(2х +3)

А2. log2(3 ─ х) = 0

А3. logх9 + 4log9х = 4

А4. log2 + 4х ─ 5) = ─ 4

 

Домашняя работа №2.

1.     log3(5х ─ 6) = log32 +3

2.     lg (7 + х) ─ lg (з ─ х) = lg4

3.     logх  + log4х -1 = ─ 2

4.     logх – 32 ─ 4х)2 = 4

 

2

5.     5log 5 х = 36

6.     log2 ─ 9) = log(2х ─ 1)

7.     1 + 2 logх+25 = log5(х +2)

    

Карта контроля №1.

 

А1

А2

А3

В1

В2

Вариант №1

5

5

7

2

3

Вариант №2

12

2

5

3

2

 

Карта контроля №2

А1

А2

А3

А4

В1

В2

С1

С2

11

1,8

3

1000 

0,01

16

Нет решения

0,25

0

 

Карта контроля №3.

 

А1

А2

А3

В1

С1

Вариант №1

1

6

27

4

2

Вариант №2

2

-25

25,2

3

5 и 0

 

Шкала оценок.

       Ф.И,

УЭ-0

УЭ-1

УЭ-2

УЭ-4

УЭ-5

Итого

Оценка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Шкала оценок: 

18-22 б оценка «5»

12-17 б оценка «4»

7 - 11 б  оценка «3»

6 б и ниже оценка «2».