Тема: Цепи питания и обмен веществ и энергии организмов
Цель урока: 1. Сформировать понятия «пищевая цепь» и «пищевая сеть»; показать ярусное строение биоценозов, ёмкость биотопа.
2. Развивать умение работать со схемами, рисунками, справочниками.
3. Воспитывать культуру умственного труда.
Тип урока: комбинированный
Методы: словесный, наглядно-практический; репродуктивный, частично-поисковый,
интерактивный информационный.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, гербарные экземпляры растений,
презентация.
ХОД УРОКА.
І. Организационный момент.
ІІ. Проверка домашнего задания
Но прежде чем перейти к изучению новой темы, давайте повторим, кто чем питается. Для этого выполним небольшую тестовую работу: «Вставь пропущенное слово». (на партах лежат листочки с заданием).
1.Растительноядные животные питаются _________________________.
2.Хищники питаются __________________________________________.
3.Паразиты питаются __________________________________________.
4.Человек питается ____________________________________________.
5.Растения образуют на свету__________________ вещества из _______
__________ .При этом выделяется ______________________.
1. В чем особенность строения клетки растений?
2. В чем особенность строения клетки животных?
3. Каково значение митохондрий и пластидов?
На доске: Наш мир – не случайность, не хаос, - есть система во всем.
4. О какой системе в живой природе говориться в данном высказывании? Что такое экосистема?
5. Что такое биоценоз?
ІІІ. Объяснение новой темы:
По способу питания нам уже известны автотрофный и гетеротрофные способы питания организмов.
Теперь мы остановимся на экологической роли этих организмов в природе.
Каждый организм в цепи питания образует звено.
Продуценты или автотрофы - это организмы, которые образуют органические вещества из неорганических. Эти органические вещества или продукты являются пищей для всех других организмов.
Консументы – организмы, питающиеся готовой органической пищей. Консументы передают пищу от одного организма к другому.
Редуценты –гетеротрофные организмы их функция – это превращение органические вещества в неорганические. К ним относятся микроорганизмы, некоторые редуценты питаются растительными остатками, их называют детритофагами.
Обратим внимание на их цепи питания.
Слайд
Составьте цепочку питания организмов:
· Какую закономерность наблюдаете?
Каждое звено в цепи питания образуют трофический уровень.
Таким образом происходит круговорот веществ.
Пищевые сети служат основой для построения экологических пирамид. Простейшими из них являются пирамиды численности, которые отражают количество организмов (отдельных особей) на каждом трофическом уровне. Для удобства анализа эти количества отображаются прямоугольниками, длина которых пропорциональна количеству организмов, обитающих в изучаемой экосистеме, либо логарифму этого количества. Часто пирамиды численности строят в расчёте на единицу площади (в наземных экосистемах) или объёма (в водных экосистемах).
Для океана правило пирамиды биомасс недействительно (пирамида имеет перевернутый вид).
Упрощённый вариант экологической пирамиды.
VI. Закрепление темы.
Задача№1
В одном из канадских заповедников уничтожили всех волков, чтобы добиться увеличения стада оленей. Удалось ли таким образом достичь цели? Ответ объясните.
Задача№2
Если предположить, что волчонок месячного возраста, имея массу 1кг, питался исключительно зайцами весом, средняя масса которых 2 кг, то подсчитайте, какое количество зайцев съел волк для достижения им массы в 40 кг и какое количество растений съели эти зайцы.
Решение:
Волк – (40 кг-1 кг)= 39 кг
Заяц – (39 кг *10) = 390 кг / масса/ ; количество зайцев – 390 кг /2 кг= 195 шт
Растения - (39 кг *10) * 10= 3900 кг
V. Домашнее задание: параграф 55, страница 276-278, построить схему пищевых связей ,вопр. 1-4, по желанию подготовить сообщения по теме.
VIІ. Приложение к уроку
БИОТОП, участок суши или водоёма, занятый определённым биоценозом, видовой состав которого определяется комплексом абиотических факторов
Напр., биотопом можно считать открытый пресноводный водоём и его мелководье, где щуки охотятся, мечут икру и нагуливаются, или же участок со старыми деревьями, где грачи устраивают гнездовые колонии и находят пищу.
БИОЦЕНОЗ, совокупность организмов – популяций растений, животных, грибов, микроорганизмов, населяющих однородный участок суши или водоёма и характеризующихся определёнными взаимоотношениями (пищевые цепи, симбиоз и т. д.) и приспособленностью к условиям окружающей среды. Каждая группа организмов занимает в биоценозе определённую ступень экологической пирамиды (продуценты, консументы и редуценты). Примерами биоценозов могут служить совокупность организмов пруда, дубравы, соснового или берёзового леса и т. Д.
ЭКОСИСТЕМА - динамическое и устойчивое сообщество живых организмов, находящихся в постоянной взаимосвязи и непосредственном контакте с компонентами неживой природы: БИОТОП +БИОЦЕНОЗ = ЭКОСИСТЕМА
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.