разработка урока по теме увеличительные приборы

  • doc
  • 31.12.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Устройство ув.приборов.doc

 

 

Методическая разработка урока

Предмет биология

Урок по теме:

Устройство увеличительных приборов.

Лабораторная работа №1

«Устройство ручной лупы, светового микроскопа. Правила работы с ними.»

(5 класс, УМК «Биология  (Бактерии, грибы, растения)» в рамках ФГОС ООО,

авторская программа В.В.Пасечника).

Учебник: Биология, 5 класс.

Авторы: В.В. Пасечник, В.В.Латюшин, Г.Г.Швецов

 Москва «Дрофа»

 

 

 

Урок « Устройство увеличительных приборов.»

Лабораторная работа №1 «Устройство ручной лупы, светового микроскопа. Правила работы с ними.»

Тип урока: Урок применения знаний на практике.

Цели: сформировать знания об устройстве основных увеличительных приборов, правилах их использования.

Задачи: познакомить учащихся с устройством лупы и светового микроскопа, сформировать навыки работы с увеличительными приборами, научить самостоятельно проводить и оформлять лабораторную работу по биологии, способствовать развитию мотивации и логического мышления

Планируемые результаты:

Личностные:

- признавать право каждого на собственное мнение;

- уметь слушать и слышать другое мнение.

 

Предметные:

Учащиеся должны знать:

- устройство лупы и микроскопа.

Учащиеся должны уметь:

- работать с лупой и микроскопом;

- готовить микропрепараты  и рассматривать их под микроскопом

Метапредметные:

Познавательные УУД: овладение умением оценивать информацию, выделять в ней главное. Приобретение элементарных навыков работы с приборами.

Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД: умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками.

Формирование УУД:

Познавательные УУД

1.     Продолжить формирование умения работать  с учебником.

2.     Продолжить формирование умения находить  отличия, составлять схемы-опоры, работать с информационными текстами, объяснять значения новых слов, сравнивать и выделять признаки.

3.     Продолжить формирование  навыков  использовать графические организаторы, символы, схемы для структурирования информации.

Коммуникативные УУД

1.     Продолжить формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).

2.     Продолжить формирование умения слушать товарища и обосновывать свое мнение.

3.     Продолжить формирование умения выражать свои мысли и идеи.

Регулятивные УУД

1.     Продолжить формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока), выдвигать версии.

2.     Продолжить формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое.

3.     Продолжить формирование умения определять критерии изучения строения увеличительных приборов.

4.     Продолжить формирование навыков в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

5.     Продолжить формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

6.     Продолжить обучение основам самоконтроля, самооценки и взаимооценки.

Личностные УУД

1.     Создание условий (ДЗ) к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию.

2.     Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию

3.      Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом

4.     Оценивать собственный вклад в работу группы.

 

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Методы: частично-поисковый.

Информационно-технологические ресурсы:  учебник, рабочая тетрадь, ПК

Этапы урока

(в соответствии со структурой учебной деятельности)

Деятельность учителя

 

Планируемая деятельность обучающихся

Развиваемые

(формируемые) учебные действия

предметные

универсальные

Организация мотивации, постановки учебной задачи, цели

- приветствует обучающихся;              

- проверяет явку  обучающихся; 

- заполняет классный журнал;

- организует погружение в проблему; 

- организует планирование деятельности через поисковую беседу: задает вопрос, который пробуждает разные мнения: - а можно ли увидеть невидимое?

- при помощи чего это можно сделать?

 

использовали ли вы увеличительные  приборы в своей жизни?            

 

 - как вы считаете, что мы сегодня будем изучать на уроке?

 

 - называет тему урока:

Устройство увеличительных приборов.

«Лабораторная работа №1 Устройство ручной лупы, светового микроскопа. Правила работы с ними.».

- приветствуют учителя;   

- называют фамилии отсутствующих;

 

 

 

 

 

- высказывают предположения;

 

 

- озвучивают все, что знают об увеличительных приборах;

 

- отвечают учителю;

 

 

 

- записывают число и  тему урока в тетрадь.

 

 

Познавательные:

*самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели

* пытаются решить задачу известным способом

* фиксируют проблему

Регулятивные:

*формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).

Личностные:

*формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).

Коммуникативные:

* умение высказывать свою точку зрения и принимать мнение другого

* слушать и слышать.

Планирование деятельности по достижению цели

 

- какая цель нашего урока?

 

- давайте вместе определим шаги, которые нас приведут к желаемой цели;   

                                                                                            - записывает шаги для достижения цели предложенные обучающимися на доске;

 

- устанавливает последовательность шагов для достижения цели.

- отвечают учителю;

 

 

- предлагают шаги для достижения цели.

 

 

 

Познавательные:     

* пытаются решить задачу известным способом

* фиксируют проблему

* формируют умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Регулятивные: *формирование умения в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Личностные: *смыслообразование

на основе развития мотивации и целеполагания  учения

 Коммуникативные:

* самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в паре.

Реализация намеченного плана, поиск способа решения учебной задачи

- показывает обучающимся микроскоп и лупу;

- устанавливает знания учеников из начальной школы о микроскопе и лупе;

- предлагает выполнить задание №21 рабочей печатной тетради  (для чего используют увеличительные приборы?) пользуясь текстом параграфа № 6;

 

- задает вопрос (Что можно рассмотреть при помощи лупы?);

 

- задает вопрос (на сколько происходит увеличение предмета при помощи лупы?);

 

- задает вопрос (из чего состоит ручная лупа?);

 

- предлагает выполнить лабораторную работу №1 «Устройство увеличительных приборов и правила работы с ними»  №22 -рабочей печатной тетради, задание №3 - №5 (приложение №1);

 

- показывает микроскоп, объясняет его устройство и правила пользования микроскопом;

 

- предлагает прочитать задание №1  (приложение №2) и выполнить задание №22  рабочей печатной тетради (приложение №3);

 

- предлагает выполнить задание №2  (приложение №4);

 

- предлагает выполнить задание №3 стр.16 (приложение №5);

 

- выясняет знания обучающихся по определению  увеличения изображения объекта;

 

- объясняет как правильно определить во сколько раз микроскоп увеличивает изображение объекта;

 

- предлагает выполнить задание №5  (приложение №6); 

                                        

- что мы узнали нового об оптических приборах?

 

- через вопросы выясняет:

1. где вам понадобятся эти знания?

 

- при изучении каких тем нашего учебника?

 

- в дальнейшей жизни пригодятся эти навыки?

 

 

-отвечают на вопросы;

 

 

- выполняют задание №21  рабочей печатной тетради  пользуясь текстом параграфа № 6;

 

 

- читают текст параграфа и находят нужную информацию;

- отвечают на вопрос пользуясь текстом параграфа №6;         

                                                                                                                                - отвечают на вопрос и выполняют задание №2  (рассматривают ручную лупу, записывают название ее частей и функции, которые они выполняют.);

                                выполняют лабораторную работу №1" рабочей печатной тетради №22, задание №3 - №5 (приложение №1) делают выводы по работе;

- слушают учителя;

 

- выполняют задание №1  

                                             

- читают параграф №6

 Стр .32;

 

- проверяют знание правил пользования микроскопом друг у друга (в парах);

 

- высказывают предположения;

 

- слушают учителя, определяют во сколько раз микроскоп увеличивает изображение объекта;

                                                                                                  - рассматривают готовые микропрепараты под микроскопом, сравнивают  найденное изображение с контрольным изображением в микроскопе на учительском столе;

 

- оценивают правильность своих выводов;

 

отвечают на вопрос.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-   узнают строение и назначение лупы;

 

 

 

 

- учатся работать с лупой, рассматривая мякоть томата;

 

 

 

- узнают устройство и правила пользования микроскопом;

 

 

- учатся определять увеличение объекта;

 

 

- учатся работать со  световым микроскопом, настраивать его.

 

Познавательные:

* тренируют желание быть активным, проявлять инициативу,

* учатся находить заданную (требующуюся) информацию

* умение структурировать знания.

Регулятивные:

* формирование умения выдвигать версии решения проблемы.                         Личностные:

* формируются такие личностные качества как уверенность в себе, умение выступать перед классом, готовность задавать и отвечать на неподготовленные вопросы

Коммуникативные:

 * учатся взаимодействовать в паре, оказывать взаимопомощь, быть объективным и терпимым.

 

 

Контроль за процессом и результатом

- предлагает вспомнить тему и задачи урока;

 

- на сколько  наша деятельность соответствовала теме урока?

 

 

 

 

 

- используя свои новые знания выполните задания для закрепления

                  

 

 

 

                       

задает  домашнее задание:  

- проработать текст параграфа №6, выполнить задания рабочей печатной тетради №23 - №25 , подготовить презентацию о создателе и истории микроскопа.

- называют тему и задачи урока;                       

- отмечают наиболее трудные  этапы урока;        

 - высказывают оценочные суждения о работе партнера;                            - определяют  степень совместного продвижения к цели;

- отмечают успешные ответы, интересные  вопросы;

                       

                    

 

 

 

записывают домашнее задание.

 

Познавательные: *формирование умения ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию.

* формирование умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений (подводящий диалог с учителем, выполнение продуктивных заданий).

Регулятивные: ормирование умения в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Личностные:

* постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.

Коммуникативные:

* умение слушать и вступать в диалог.                                                       

Оценивание продвижения

к цели, рефлексивный анализ деятельности

 

 - оценивает активных обучающихся;

- выставляет оценки в журнал;

                                                       Задает вопросы:

- кто усвоил тему полностью?

(поднимите правую руку)

- у кого остались вопросы, на которые нужно найти ответы?

(поднимите левую руку)

 

Благодарит за урок.

 

 

 

 

- поднимают правую руку;

     

                                                                      - поднимают левую руку;

 

 

 

Познавательные:

* применение методов информационного поиска.

Регулятивные:                                         * выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению.

Личностные:

* ориентация в межличностных отношениях.                                        

Коммуникативные:

* учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности.

 

Приложение №1

*задание №3. Возьмите кусочки мякоти плодов томата (арбуза, яблока). Рассмотрите их невооруженным глазом. Что вы видите? Сделайте рисунок.

*задание №4. Рассмотрите кусочки с помощью лупы. Что вы видите? Сделайте рисунок и сравните его с предыдущим.

*задание №5. Вывод.

 

Приложение №2

*задание №1. Изучите микроскоп. Найдите основные части микроскопа. С помощью текста учебника и рисунка выясните, каково их значение.

 

Приложение №3

*задание №22.  На рисунке подпишите части микроскопа. Заполните таблицу.

 

Приложение №4

*задание №2 стр.16. Ознакомьтесь с правилами работы с микроскопом. Научитесь устанавливать свет, добейтесь хорошей освещенности поля зрения.

 

Приложение №5

*задание №3 стр.16.  Проверьте знание правил пользования микроскопом друг у друга.

 

Приложение №6

*задание №5 стр.16.  Отработайте последовательность действий при работе с микроскопом.