Методическая разработка урока
Предмет биология
Урок по теме:
Устройство увеличительных приборов.
Лабораторная работа №1
«Устройство ручной лупы, светового микроскопа. Правила работы с ними.»
(5 класс, УМК «Биология (Бактерии, грибы, растения)» в рамках ФГОС ООО,
авторская программа В.В.Пасечника).
Учебник: Биология, 5 класс.
Авторы: В.В. Пасечник, В.В.Латюшин, Г.Г.Швецов
Москва «Дрофа»
Урок « Устройство увеличительных приборов.»
Лабораторная работа №1 «Устройство ручной лупы, светового микроскопа. Правила работы с ними.»
Тип урока: Урок применения знаний на практике.
Цели: сформировать знания об устройстве основных увеличительных приборов, правилах их использования.
Задачи: познакомить учащихся с устройством лупы и светового микроскопа, сформировать навыки работы с увеличительными приборами, научить самостоятельно проводить и оформлять лабораторную работу по биологии, способствовать развитию мотивации и логического мышления
Планируемые результаты:
Личностные:
- признавать право каждого на собственное мнение;
- уметь слушать и слышать другое мнение.
Предметные:
Учащиеся должны знать:
- устройство лупы и микроскопа.
Учащиеся должны уметь:
- работать с лупой и микроскопом;
- готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом
Метапредметные:
Познавательные УУД: овладение умением оценивать информацию, выделять в ней главное. Приобретение элементарных навыков работы с приборами.
Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников.
Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.
Коммуникативные УУД: умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками.
Формирование УУД:
Познавательные УУД
1. Продолжить формирование умения работать с учебником.
2. Продолжить формирование умения находить отличия, составлять схемы-опоры, работать с информационными текстами, объяснять значения новых слов, сравнивать и выделять признаки.
3. Продолжить формирование навыков использовать графические организаторы, символы, схемы для структурирования информации.
Коммуникативные УУД
1. Продолжить формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).
2. Продолжить формирование умения слушать товарища и обосновывать свое мнение.
3. Продолжить формирование умения выражать свои мысли и идеи.
Регулятивные УУД
1. Продолжить формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока), выдвигать версии.
2. Продолжить формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое.
3. Продолжить формирование умения определять критерии изучения строения увеличительных приборов.
4. Продолжить формирование навыков в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
5. Продолжить формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.
6. Продолжить обучение основам самоконтроля, самооценки и взаимооценки.
Личностные УУД
1. Создание условий (ДЗ) к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию.
2. Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию
3. Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом
4. Оценивать собственный вклад в работу группы.
Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Методы: частично-поисковый.
Информационно-технологические ресурсы: учебник, рабочая тетрадь, ПК
Этапы урока (в соответствии со структурой учебной деятельности) |
Деятельность учителя
|
Планируемая деятельность обучающихся |
Развиваемые (формируемые) учебные действия |
|
предметные |
универсальные |
|||
Организация мотивации, постановки учебной задачи, цели |
- приветствует обучающихся; - проверяет явку обучающихся; - заполняет классный журнал; - организует погружение в проблему; - организует планирование деятельности через поисковую беседу: задает вопрос, который пробуждает разные мнения: - а можно ли увидеть невидимое? - при помощи чего это можно сделать?
- использовали ли вы увеличительные приборы в своей жизни?
- как вы считаете, что мы сегодня будем изучать на уроке?
- называет тему урока: Устройство увеличительных приборов. «Лабораторная работа №1 Устройство ручной лупы, светового микроскопа. Правила работы с ними.». |
- приветствуют учителя; - называют фамилии отсутствующих;
- высказывают предположения;
- озвучивают все, что знают об увеличительных приборах;
- отвечают учителю;
- записывают число и тему урока в тетрадь.
|
|
Познавательные: *самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели * пытаются решить задачу известным способом * фиксируют проблему Регулятивные: *формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока). Личностные: *формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока). Коммуникативные: * умение высказывать свою точку зрения и принимать мнение другого * слушать и слышать. |
Планирование деятельности по достижению цели
|
- какая цель нашего урока?
- давайте вместе определим шаги, которые нас приведут к желаемой цели; - записывает шаги для достижения цели предложенные обучающимися на доске;
- устанавливает последовательность шагов для достижения цели. |
- отвечают учителю;
- предлагают шаги для достижения цели.
|
|
Познавательные: * пытаются решить задачу известным способом * фиксируют проблему * формируют умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. Регулятивные: *формирование умения в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки. Личностные: *смыслообразование на основе развития мотивации и целеполагания учения Коммуникативные: * самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в паре. |
Реализация намеченного плана, поиск способа решения учебной задачи |
- показывает обучающимся микроскоп и лупу; - устанавливает знания учеников из начальной школы о микроскопе и лупе; - предлагает выполнить задание №21 рабочей печатной тетради (для чего используют увеличительные приборы?) пользуясь текстом параграфа № 6;
- задает вопрос (Что можно рассмотреть при помощи лупы?);
- задает вопрос (на сколько происходит увеличение предмета при помощи лупы?);
- задает вопрос (из чего состоит ручная лупа?);
- предлагает выполнить лабораторную работу №1 «Устройство увеличительных приборов и правила работы с ними» №22 -рабочей печатной тетради, задание №3 - №5 (приложение №1);
- показывает микроскоп, объясняет его устройство и правила пользования микроскопом;
- предлагает прочитать задание №1 (приложение №2) и выполнить задание №22 рабочей печатной тетради (приложение №3);
- предлагает выполнить задание №2 (приложение №4);
- предлагает выполнить задание №3 стр.16 (приложение №5);
- выясняет знания обучающихся по определению увеличения изображения объекта;
- объясняет как правильно определить во сколько раз микроскоп увеличивает изображение объекта;
- предлагает выполнить задание №5 (приложение №6);
- что мы узнали нового об оптических приборах?
- через вопросы выясняет: 1. где вам понадобятся эти знания?
- при изучении каких тем нашего учебника?
- в дальнейшей жизни пригодятся эти навыки? |
-отвечают на вопросы;
- выполняют задание №21 рабочей печатной тетради пользуясь текстом параграфа № 6;
- читают текст параграфа и находят нужную информацию; - отвечают на вопрос пользуясь текстом параграфа №6; - отвечают на вопрос и выполняют задание №2 (рассматривают ручную лупу, записывают название ее частей и функции, которые они выполняют.); выполняют лабораторную работу №1" рабочей печатной тетради №22, задание №3 - №5 (приложение №1) делают выводы по работе; - слушают учителя;
- выполняют задание №1
- читают параграф №6 Стр .32;
- проверяют знание правил пользования микроскопом друг у друга (в парах);
- высказывают предположения;
- слушают учителя, определяют во сколько раз микроскоп увеличивает изображение объекта; - рассматривают готовые микропрепараты под микроскопом, сравнивают найденное изображение с контрольным изображением в микроскопе на учительском столе;
- оценивают правильность своих выводов;
отвечают на вопрос.
|
- узнают строение и назначение лупы;
- учатся работать с лупой, рассматривая мякоть томата;
- узнают устройство и правила пользования микроскопом;
- учатся определять увеличение объекта;
- учатся работать со световым микроскопом, настраивать его.
|
Познавательные: * тренируют желание быть активным, проявлять инициативу, * учатся находить заданную (требующуюся) информацию * умение структурировать знания. Регулятивные: * формирование умения выдвигать версии решения проблемы. Личностные: * формируются такие личностные качества как уверенность в себе, умение выступать перед классом, готовность задавать и отвечать на неподготовленные вопросы Коммуникативные: * учатся взаимодействовать в паре, оказывать взаимопомощь, быть объективным и терпимым.
|
Контроль за процессом и результатом |
- предлагает вспомнить тему и задачи урока;
- на сколько наша деятельность соответствовала теме урока?
- используя свои новые знания выполните задания для закрепления
задает домашнее задание: - проработать текст параграфа №6, выполнить задания рабочей печатной тетради №23 - №25 , подготовить презентацию о создателе и истории микроскопа. |
- называют тему и задачи урока; - отмечают наиболее трудные этапы урока; - высказывают оценочные суждения о работе партнера; - определяют степень совместного продвижения к цели; - отмечают успешные ответы, интересные вопросы;
записывают домашнее задание. |
|
Познавательные: *формирование умения ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию. * формирование умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений (подводящий диалог с учителем, выполнение продуктивных заданий). Регулятивные: *формирование умения в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки. Личностные: * постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение. Коммуникативные: * умение слушать и вступать в диалог. |
Оценивание продвижения к цели, рефлексивный анализ деятельности
|
- оценивает активных обучающихся; - выставляет оценки в журнал; Задает вопросы: - кто усвоил тему полностью? (поднимите правую руку) - у кого остались вопросы, на которые нужно найти ответы? (поднимите левую руку)
Благодарит за урок. |
- поднимают правую руку;
- поднимают левую руку;
|
|
Познавательные: * применение методов информационного поиска. Регулятивные: * выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению. Личностные: * ориентация в межличностных отношениях. Коммуникативные: * учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности. |
Приложение №1
*задание №3. Возьмите кусочки мякоти плодов томата (арбуза, яблока). Рассмотрите их невооруженным глазом. Что вы видите? Сделайте рисунок.
*задание №4. Рассмотрите кусочки с помощью лупы. Что вы видите? Сделайте рисунок и сравните его с предыдущим.
*задание №5. Вывод.
Приложение №2
*задание №1. Изучите микроскоп. Найдите основные части микроскопа. С помощью текста учебника и рисунка выясните, каково их значение.
Приложение №3
*задание №22. На рисунке подпишите части микроскопа. Заполните таблицу.
Приложение №4
*задание №2 стр.16. Ознакомьтесь с правилами работы с микроскопом. Научитесь устанавливать свет, добейтесь хорошей освещенности поля зрения.
Приложение №5
*задание №3 стр.16. Проверьте знание правил пользования микроскопом друг у друга.
Приложение №6
*задание №5 стр.16. Отработайте последовательность действий при работе с микроскопом.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.