«Проектирование урока математики с учетом формирования функциональной математической грамотности».
Мокина Вера Сергеевна учитель математики МАОУ гимназия №83 г.Тюмень
Технологическая карта урока по теме «Вычитание натуральных чисел и его свойства».
Класс: 5
Цель урока:
· обеспечить осознанное усвоение учащимися свойств вычитания натуральных чисел;
· активизировать мыслительную деятельность учащихся посредством участия каждого из них в процессе работы;
· проверить уровень сформированности знаний и умений по данной теме.
Задачи урока:
Предметные:
· находить разность натуральных чисел, формирование знаний о свойствах вычитания натуральных чисел.
Метапредметные:
Личностные:
Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний.
Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД:
1) предметные: обучающиеся должны уметь находить разность натуральных чисел и применять свойства вычитания натуральных чисел
2) метапредметные: учащиеся должны обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем; осуществлять самооценку и самокоррекцию учебной деятельности, саморефлексию; уметь понимать точку зрения другого, слушать;
3) личностные: способность осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, обучающиеся должны объяснять самому себе свои отдельные ближайшие цели саморазвития, понимать и осознавать социальную роль ученика; проявлять положительное отношение к урокам математики, интерес к способам решения новых учебных задач, понимать причины успеха или неуспеха в своей учебной деятельности.
Познавательные УУД: уметь ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного с помощью учителя); добывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке).
Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в тетради; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им; выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.
Регулятивные УУД: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; высказывать свое предложение; регулировать свою волю в ситуации затруднения.
Личностные УУД: уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности; формировать учебную мотивацию; понимать необходимость приобретения новых знаний; уметь аргументировать свою точку зрения.
Формы организации учебной деятельности: коллективная, групповая, индивидуальная.
Оборудование: кейс (с подбором информации), проектор, экран, презентация.
Методы обучения:
1. Основной: проблемно-поисковый.
2. Дополнительные: метод формирования познавательного интереса, стимулирование посредством анализа жизненных ситуаций.
Средства
обучения: раздаточный
материал - кейс «Экономия должна
быть экономной»,
презентация.
Технологическая карта урока к уроку математики в 5 классе по теме «Вычитание натуральных чисел и его свойства».
Этапы урока |
Дидактическая структура урока |
Методическая структура урока |
||||||||||||||||||||||||||||
Методы обучения |
Деятельность учителя |
Средства обучения |
Способы организации деятельности |
Деятельность ученика |
||||||||||||||||||||||||||
Организационный |
Мотивация и стимулирование деятельности учащихся, целевая установка. |
Познавательный. |
Организующая беседа. - Добрый день. Ребята, сегодня на уроке вы узнаете много нового и интересного. Перед вами листок учета: поставить оценку, которую хотели бы получить за работу на уроке. |
|
Фронтальный. (Самооценка) |
Настрой на урок, пробуждение интереса. |
||||||||||||||||||||||||
Актуализация знаний |
Актуализация опорных знаний и умений. |
Репродуктивно - проблемный. Словесно – наглядный (метод иллюстраций) |
-Назовите компоненты действия сложения -Перечислите свойства сложения. -Что называют периметром многоугольника? Мы повторили материал прошлого урока, и вы показали, как хорошо его усвоили (или ещё есть над чем поработать). -Что вы знаете о вычитании? - Как называется действие, в котором по сумме и одному слагаемому находят второе слагаемое? - Как называются компоненты вычитания? - Что показывает разность двух чисел? - Уменьшаемое может быть меньше вычитаемого? В вазе 59 конфет «ромашка», а ирисок на 12 меньше. Сколько ирисок в вазе? |
ИКТ |
Индивидуальный (самооценка) |
Готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний. -Первое слагаемое, второе слагаемое, сумма -переместительное, сочетательное -Сумма длин всех сторон многоугольника - вычитание - уменьшаемое, вычитаемое, разность - на сколько одно число больше (меньше) другого - нет
|
||||||||||||||||||||||||
Определение темы урока |
|
Проблемно - поисковый. |
Задание в парах: - решить два примера разными способами №1 27 – (14+3) (1 способ 27-17=10; 2 способ 27-14-3=13-3=10; 3 способ 27-3-14=24-14=10). Обучающиеся работают в парах 5 минут, обсуждаются итоги работы пар. - Как можно вычесть сумму из числа? Какую ошибку можно допустить при применении этого свойства? Помните! При вычитании суммы из числа вычитаем оба слагаемых! №2 (35+16)-15 Как вычесть число из суммы? Обратите внимание, сколько чисел здесь надо вычесть? Подумайте, всегда ли можно выполнить вычитание числа из суммы тремя способами? Обучающиеся обсуждают эти решения и формулируют свойство вычитания суммы из числа, свойство вычитания числа из суммы. Сформулировать тему урока; определить цели урока. Тема урока: «Вычитание натуральных чисел и его свойства» Записать тему урока в тетрадь. |
ИКТ |
|
1 способ 27-17=10; 2 способ 27-14-3=13-3=10; 3 способ 27-3-14 = 24-14 = 10.
1 способ 51-15=36; 2 способ 35-15+16 = 20+16=36; 3 способ 16 - 15 + 35 = 1+35=36. Тема урока: Вычитание натуральных чисел и его свойства» Формулируют задачи урока
|
||||||||||||||||||||||||
Изучение нового материала |
Обеспечение восприятия осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения. |
Словесно – практический |
В группах выполняют задания: 728 – (128 + 126) (719 + 282) – 319 2138-(1138+456) (3456+234)-1456
|
учебник |
Работа в группе |
Отчет о проделанной работе. 2138-1138-456=1000-456 = 544 3456 – 1456 + 234 = 2000 + 234 = 2234 |
||||||||||||||||||||||||
Физкультминутка |
|
|
- От перестановки мест слагаемых сумма не изменяется. - Чтобы найти неизвестное вычитаемое нужно из суммы отнять известное слагаемое. - 0 –натуральное число. - Координатный луч ничем не отличается от луча. - 1000 самое большое натуральное число
|
|
|
Встают из-за парт Поднимают руки вверх, если высказывание верное, выполняют поворот вокруг себя, если высказывание неверное Присаживаются на свои места |
||||||||||||||||||||||||
Первичное закрепление нового материала |
Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала; выявление пробелов и их коррекция. |
Репродуктивный – поисковый Практический (тренировочные письменные упр.) |
- Какое число нужно прибавить к числу 123, чтобы получилась разность чисел 345 и 77 - Какое число нужно вычесть из числа 543, чтобы получилась сумма чисел 98 и 325 Вычислить, применяя свойства сложения: 1728 – (728 + 26) (419 + 182) – 219 725 – (125 + 128) (517 + 281) – 317 Кейс: «Экономия должна быть экономной»
Необходимо купить: 4кг апельсинов, 3кг бананов, 2 бутылки лимонада. Задача: определить, в какой из супермаркетов города выгоднее всего отправиться за покупкой указанного набора продуктов. При выборе магазина постарайтесь учесть все факторы, требующие затраты денег. Ваши затраты должны быть минимальными. Выполните необходимые расчеты и дайте ответ на следующие вопросы: 1.В какой магазин вы отправитесь? 2.Какие факторы повлияли на ваш выбор? 3.Какое количество денег у вас останется после похода в магазин, если первоначально вам дали 2 тысячи рублей? |
карточки |
Индивидуализированный |
Усвоение сущности усваиваемых знаний и способов действий на репродуктивном уровне. Работая в группах, проводят числовой эксперимент Сообщают результат проведенного эксперимента, записав решение.
|
||||||||||||||||||||||||
Самостоятельная работа |
|
|
Составить пять различных заданий по нашей теме. Прикрепить свои работы на доску |
Карточки |
работа в группах |
Работая в группах Сообщают результат
|
||||||||||||||||||||||||
Итог урока |
|
|
- Достигли ли поставленных целей? |
|
Индивидуальный
|
Получение информации о достижении всеми учащимися планируемых результатов обучения |
||||||||||||||||||||||||
Рефлексия |
|
- Предлагает продолжить предложение «Сегодня на уроке Я повторил … Я закрепил … Я научился … Я узнал …» 2. Предлагает отметить в карточке то высказывание, которое больше всего подходит к качеству усвоения материала на уроке 3. Выставляет оценки |
карточки |
Индивидуальный |
Открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке. |
|||||||||||||||||||||||||
Домашнее задание |
|
П.8, № 231, № 227, составить кроссворд на тему «Сложение и вычитание натуральных чисел» |
|
|
|
Приложение
Кейс: «Экономия должна быть экономной»
Прочитайте текст и ответьте на вопросы 1–3. Вам необходимо купить следующий набор продуктов: 1кг апельсинов, 1 кг бананов, 10 яиц, 1бутылку лимонада «Байкал». Рядом с вашим домом располагаются сетевые магазины «Магнит», «Ашан», «Лента» и «Пятёрочка». У вас в телефоне установлено приложение «Едадил», и вы постоянно следите за обновлениями акционных товаров в этих магазинах. Цены на необходимые товары в данных магазинах представлены в Таблице.
Необходимо купить: 4кг апельсинов, 3кг бананов, 2 бутылки лимонада. Задача: определить, в какой из супермаркетов города выгоднее всего отправиться за покупкой указанного набора продуктов. При выборе магазина постарайтесь учесть все факторы, требующие затраты денег. Ваши затраты должны быть минимальными. Выполните необходимые расчеты и дайте ответ на следующие вопросы: 1.В какой магазин вы отправитесь? 2.Какие факторы повлияли на ваш выбор? 3.Какое количество денег у вас останется после похода в магазин, если первоначально вам дали 2 тысячи рублей?
Запишите ответ и приведите соответствующее решение.
|
Вопрос 1, 3. Определите стоимость необходимого набора товаров, если вы будете покупать отдельные продукты в тех магазинах, где наиболее выгодно. В какой магазин вы отправитесь? Какое количество денег у вас останется после похода в магазин, если первоначально вам дали 2000 рублей?
ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАДАНИЯ
Содержательная область оценки |
количество |
Компетентностная область оценки |
применять |
Контекст |
личная жизнь |
Уровень сложности |
средний |
Формат ответа |
развернутый ответ (запись решения) |
Объект оценки |
сопоставить информацию, представленную в виде текста и в виде таблицы, определить стоимость покупки, выбрать магазин |
Максимальный балл |
1 балл |
Виды грамотности, которые развиваются у обучающегося: читательская, математическая, финансовая.
СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ
КОД |
СОДЕРЖАНИЕ КРИТЕРИЯ |
2 |
Дан верный ответ: магазин «пятерочка» останется 1167 руб. и приведено решение, подтверждающее полученный ответ. Возможное решение: 1) за все продукты в магазине «Магнит» вы заплатите: 105 ·4 + 88 + 79 ·3 = 745 (руб.) 2000 – 745 = 1255 (руб.) – останется денег. 2) за все продукты в магазине «Лента» вы заплатите: 110 ·4 + 70 ·2 + 70 ·3 = 790 (руб.) 2000 – 790 = 1210 (руб.) – останется денег. 3) за все продукты в магазине «Пятёрочка» вы заплатите: 130 ·4 + 74 ·2 + 55 ·3 = 833 (руб.) 2000 – 833 = 1167 (руб.) – останется денег. 4) за все продукты в магазине «Ашан» вы заплатите: 134 ·4 + 107 ·3 + 75 ·2 = 1007 (руб.) 2000 – 1007 = 993 (руб.) – останется денег. |
1 |
Дан верный ответ, но приведено неполное решение (при этом ход решения верный) |
0 |
Дан неверный ответ или не приведено решение |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.