Повторительно-обобщающий урок по курсу истории России
7 класс ФГОС .
Учебник история России: XVI до конца XVII века 7 кл/ И.Л.Андреев, И.Н. Фёдоров, И.В.Амосова.- 2-е изд.,-М.: Дрофа,2017 .
Тип урока: повторительно-обобщающий (Игра Брей-Ринг)
Основные виды учебной деятельности: Актуализировать и систематизировать информацию по теме «Смута в России»; Высказывать суждения о деятелях Смутного времени; Обсуждать влияние итогов Смуты на развитие государства и общества; Выполнять практические и проверочные задания (в т.ч. тестового характера по образцу ОГЭ); Осуществлять анализ работы и коррекцию ошибок;Подводить итоги проектной деятельности; Осуществлять самооценку и взаимооценку.
Планируемые результаты :
Предметные:
-Повторение, обобщение и контроль по теме «Смута в России»
-Научатся определять термины, изученные в теме "Смута "
-Получат возможность научиться: называть основные даты, события, достижения, работать с документами.
Метапредметные:
Регулятивные: анализируют эмоциональные состояния, полученные от успешной/неуспешной деятельности; осуществляют итоговый контроль деятельности; осуществляют итоговый контроль деятельности и пооперационный контроль.
Познавательные: представляют подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде.
Коммуникативные: удерживают логику повествования, устанавливают и соблюдают очередность действий, сравнивают полученные результаты.
Личностные: Проявляют заинтересованность в не только в личном успехе, но и в развитии успешной деятельности всего коллектива; сохраняют мотивацию к учебной деятельности.
Цель игры: повторить, закрепить и обобщить материал, пройденный на прошлых уроках по теме «Смутное время». Игра проводилась как на 2 уроках , в рамках предметных декад.
Образовательные: -
повторить, систематизировать обобщить исторические факты и события Смуты;
- оценить вклад исторических деятелей данного периода в историю России;
- определить историческое значение, оценку «смутного времени» в истории России.
Развивающие:
- развивать умение учащихся решать проблемные задачи, давать оценку происходившим событиям (деятельность Лжедмитрия I и Лжедмитрия II, восстание под руководством И. Болотникова, Первое и Второе ополчения);
- закрепить умение работы c Internet ресурсами;
- продолжить формирование умений работы с дополнительным материалом;
- продолжить формирование умений и навыков выделять главное и делать выводы, обобщать, аргументировать свою точку зрения.
Воспитательные:
- продолжить развивать интерес у учащихся к изучаемому предмету, к самообразованию и самостоятельному поиску дополнительного материала;
- продолжить развивать чувства толерантности;
- продолжить формирование уважительного отношения к чужому мнению, навыков работы в коллективе;
- продолжить формировать умение давать собственную оценку историческим событиям;
- способствовать воспитанию ответственности (в ходе современной деятельности) и уважения к историческому прошлому свое страны (на примере защитников «земли русской»)
Задача: Выяснить: Действительно ли Смутное время – это время утраченных возможностей? Что это: время «падения» России или «взлета», шаг «назад» или «вперед» в ее развитии?
Оборудование: доска, ПК, портреты исторических деятелей Смутного времени (Лжедмитрий I, Лжедмитрий II, Борис Годунов, Дмитрий Пожарский, Кузьма Минин), листы оценивания для жюри
Дети разбиваются на 5 команд. Каждая команда придумывает название. Команды располагаются за отдельными столами.
Учитель на листке чертит таблицу результатов исторических раундов и отдает жюри.
В качестве жюри можно пригласить на урок или свободного от уроков учителя, или администрацию школы.
Ход урока:
1. Организационный момент
2. Актуализация опорных знаний учащихся по изученной теме: «Смутное время». Игра. Работа с Internet ресурсами – составление журнала по истории Смутного времени. Проверка усвоения знаний.
3. Подведение итогов игры. Подведение итогов работы на уроке. Выставление оценок.
4.Домашнее задание
Структура урока:
1.Организационный момент…(учитель)- 5 мин.
2. Представление команд
3.Игра « Брейн-ринг »
а) Представление своего исторического персонажа - 30мин.
2 урок
б)Раунды – ( Каждый раунд включает три вопроса разной степени сложности, которые оцениваются следующим образом: 1-й вопрос – 1 балл, 2-й – 2 балла, 3-й – 3 балла.)-
1-раунд. «Ты мне, я тебе.»
2 раунд. «1 раунд «Историческая разминка»
3- раунд . « Исторические термины»
4-раунд- «Знания + Догадка»
5 раунд-«Исторические личности».
6 раунд- «Знание карты».
7 раунд-«Головоломка «Летопись XVII века»
8 раунд – «Исторические ошибки в тексте»
Ход урока:
1. Организационный момент
2. Актуализация опорных знаний учащихся по изученной теме: «Смутное время». Игра. Работа с Internet ресурсами – составление журнала по истории Смутного времени. Проверка усвоения знаний.
3. Подведение итогов игры. Подведение итогов работы на уроке. Выставление оценок.
4.Домашнее задание
1.Вступление.(орг.момент)
Учитель- (Приветствие и вступление )
«Наше общество, кажется, шло путем, напоминающим наши проселочные дороги: чтобы ими пройти незначительное расстояние между двумя пунктами, надобно, благодаря извилистому пути сделать столько шагов, сколько при более прямой дороге потребовалось бы, чтобы пройти расстояние вдвое большее» историк В. О. Ключевский
1.Знакомство с правилами игры.
Методические рекомендации.
Учащиеся были заранее проинформированы о проведении игры и ознакомлены со списком литературы. Учащиеся делятся на четыре команды. Каждая из них выбирает капитана, который руководит подготовкой команды к игре. Объявляется тема игры. Назначается помощник для заполнения таблицы результатов.
Каждая команда заранее заготавливает по три вопроса своим соперникам; где команды по разному выдают вопросы . (Варианты раздачи вопросов были следующими в воздушных шарах; напечатанные на конфете; на бумажных сердечках; крутили колесо)
2. Командир представляет команду ( название команд 5 баллов; девиз- 3 балла; газета- 5 баллов)-каждой команде не более 3 минут.
а)представление своего исторического персонажа. (Борис Годунов; Лжедмитрий 1; Лжедмитрий 2; Восстание Болотникова; Минин и Пожарский) в виде презентации; видео-урок; вопрос-ответ - 30мин.
1 раунд - «Ты мне, я тебе.»(домашняя заготовка)
(Обучающиеся самостоятельно дома заготавливают вопросы все командам соперникам по три вопроса разной сложности. Первый вопрос 1 балл; 2 вопрос 2 балла; 3 вопрос 3 балла. Вопросы касаются периода Смутного времени )
2 раунд- «1 раунд «Историческая разминка»
Раунд на знание исторических дат по теме. Каждой команде учитель раздает листочек с заранее заготовленной карточкой где вписаны 6 дат . Максимальное количество заработанных очков в раунде 6 баллов .
Задание вопрос-ответ
а.1606-1607-Востание Болотникова
б1598-1605-Царствование Бориса Годунова
в.1605-1606-Уарствование Лжедмитрия 1
г.1617- Столбовский мир.
д.1607-1610-Движение Лжедмитрия 2
е.1601-1603- Голод
.
3- раунд . « Исторические термины»
Обучающиеся на листочках пишут обозначение данного термина.(Максимальное количество заработанных очков в раунде 3 балла.
а. «Заповедные лета»
б. «Смутное время»
в. «Семибоярщина»
Ответ: а . Запове́дные ле́та (также заповедные годы, от «заповедь» — повеление, запрет) — годы, в течение которых в некоторых районах Русского государства запрещался крестьянский выход в осенний Юрьев день (предусмотренный ст. 57 Судебника 1497 года). Ограничения стали появляться с 1581 года, когда правительство Ивана Грозного занялось всеобщей переписью земель с целью определения масштабов упадка хозяйства страны в 1570—1580-е годы.
б) смута — термин, обозначающий события конца XVI—начала XVII вв. в России. Введен русскими писателями XVII в., употреблялся дворянскими и буржуазными историками.
в) боярское правительство (7 человек) в России в 1610 г., номинально до 1612 г. Передало фактически власть польским интервентам, ликвидировано Вторым ополчением под руководством К. Минина и Д. Пожарского в октябре 1612 г.( · боярин Шереметев;боярин Романов; князь Лыков-Оболенский; князь Голицын;князь Трубецкой; князь Воротынский; князь Мстиславский.
4-раунд- «Знания + Догадка» Раздаются карточки. (3 балла максимум)
В именах русских царей перепутались буквы. Расставьте их в нужном порядке и подчеркните имя царя, правившего дольше всех (вопрос ответ)
А.НВАИ ОЙЫНЗРГ – Иван Горозный
Б.ИОСРБ ООУВНДГ – Борис Годунов
В.ЙИИАЛСВ ЙИЙУКСШ – Иван Шуйский
5 раунд-«Исторические личности».
Кем являлись эти исторические личности?
Вопрос-ответ.
а. Марина Мнишек- жена Лжедмитрия I
б. Прокопий Ляпунов.- руководитель первого ополчения
в.Мария Нагая,- жена Ивана Грозного
г.Кузьма Минин- руководитель второго ополчения
д. «Тушинский вор»- Лжедмитрий II
6 раунд- «Знание карты».
Команды должны определить по карте к какому временному событию соответствует карта.
Максимальное количество заработанных очков в раунде 2 балла.
А.Чей путь указан на этой карте? Ответ: путь Лжедмитрия 1
б.Чей путь указан на карте. Ответ путь второго ополчения
7 раунд – «Исторические ошибки в тексте»
Найдите 10 ошибок в тексте
Велики и радостным днем для русского народа 21 февраля 1613 г. : в этот день кончилось на Руси «бездарное» время! Пять лет в стране не было царя. И вот представители духовенства и бояре вышли на Красную площадь, чтобы с Лобного места возвестить имя нового государя – Михаила Федоровича Романова. Наконец, Русская земля обрела царя – царя русского православного, из дворянского рода, с не запятнанного никакими темными делами. Михаил Федорович, 12-летний юноша, жил тогда с матерью, инокиней Александрой, в родовом имении Домнине под Калугой. Шайка крымских татар разыскивала Михаила Федоровича, чтобы погубить его и передать русский престол польскому королю. Крестьянин Иван Сусанин вызвался провести их в усадьбу Михаила Федоровича, а сам завел глухими тропами в село Исупово. Тем временем Михаил Федорович успел уехать с матерью в Москву.
Ответ: 1) Семибоярщина - три года
2) Представители от всех российских земель
3) Царя выбирал Земской собор, он проходил в Успенском соборе Кремля, а Лобное место, насколько я знаю, на Красной площади. Вот в этом я не уверена
4) Царь происходил из боярского рода
5) Ему было 16 лет
6) Мать звали Марфой
7) Домнино - под Костромой
8) Шайки крымских татар не было
9) Сусанин - вообще легендарный персонаж, но по легенде - не в усадьбу, а в Ипатьевский монастырь,
10) Завел не в Исупово, а в болото (а в Исупово якобы похоронены останки Сусанина)
Итоги урока…6 мин.
Домашнее задание …2 мин.(Повторение пройденного материала).
В окончании мы создали опубликовали газеты и материалы в нашей школе.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.