Урок – проект
по русскому языку в 3 «А» классе
по программе «Гармония»
Тема: «Обобщение знаний по изученным орфограммам. Разработка орфографической игры»
Учитель: Антошкова Надежда Васильевна, учитель начальных классов МОУ «Новоржевская средняя школа» Псковской области
Цель:
Систематизировать изученный материал по орфографии.
Формирование универсальных учебных действий.
1. Предметные УУД:
· Обнаруживаем орфограммы по освоенным признакам (на слух и при зрительном восприятии слов);
· Определяем разновидности орфограмм;
· Проверяем написанное и вносим коррективы.
2. Личностные УУД:
· Участие в продуктивной деятельности в ходе создания совместного проекта.
3. Регулятивные УУД:
· Понимать и сохранять учебную задачу;
· Анализировать языковой материал;
· Планировать свои действия и действовать по плану;
· Выполнять учебные действия, контролировать процесс и результат, вносить коррективы, обосновывать решения;
· Оценивать свои действия и их результат.
4. Познавательные УУД:
· Использовать известные сведения для решения практических задач;
· Анализировать, сравнивать, группировать, подводить факты языка под определённые правила, классифицировать, обобщать, делать умозаключения и выводы.
5. Коммуникативные УУД:
· Участвовать в совместной деятельности; отвечать на вопросы, высказывать своё мнение.
Оборудование: ПК, проектор, интерактивная доска, карточки – заголовки для создания игровых полей, карточки со словами. Пустые игровые поля, смайлики, презентация Microsoft Office PowerPoint.
Ход урока:
1. Эмоциональный настрой.
Слайд 1
- Прозвенел звонок, начинам наш урок.
- Сейчас я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу и подумайте о том, как хорошо, что мы все вместе. Мы спокойны, добры, приветливы. Мы все здоровы. Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните обиду, злость, беспокойство. Забудьте о них. Вдохните в себя праздничное настроение новогодних праздников. Я желаю вам терпеливого отношения друг к другу и удачной работы на уроке.
2. Актуализация опорных знаний.
- Что мы изучаем на уроках русского языка? /Орфограммы/
- Конечно, тайны языка
Не все открыли мы пока
И орфографии проблемы
Решили, но ещё не все мы.
- Кто догадался, над чем мы сегодня будем работать?
- Сегодняшний урок будет отличаться от других уроков русского языка. Сегодня на уроке мы не будем работать по учебнику, не будем писать в тетрадях. Сегодня мы потренируемся в нахождении орфограмм в словах, причём орфограмм, которые мы изучили со 2 по 3 класс.
Слайд 2
Поэтому тема урока «Обобщение знаний по изученным орфограммам». А повторение орфограмм предлагаю провести в виде игры. Правда, эту игру нам нужно будет придумать. Причём такую, чтобы в игре в словах мы повторили все изученные орфограммы.
- Какую цель ставим перед собой? /Повторить изученные орфограммы/
Щелчок мышью
- Какую задачу будем решать? /Придумывать игру/
Щелчок мышью
3. Создание проблемной ситуации.
- Таким образом, сегодня мы создадим игру. Это и будет нашим проектом.
- Любой проект должен отвечать определённым требованиям:
Слайд 3
Требования:
1. В результате работы должно получиться изделие или пособие.
2. Проект должен помогать тренироваться в нахождении орфограмм.
3. Интересный.
4. Можно использовать несколько раз.
5. Работать с ним может несколько человек.
6. Можно определить победителя.
- Итак, приступаем к созданию проекта.
4. Подготовка к созданию проекта.
Слайд 4
- До этого урока мы провели подготовительный этап. На этом этапе мы распределились на научные группы:
группа №1 /говорят хором названия групп /«Иллюстраторы»/
группа №2 / «Аналитики» /
группа №3 / «Экспериментаторы»/
группа №4 / «Испытатели»/.
- Далее работа шла в этих научных группах.
- Расскажите о проделанной работе.
Отчёты групп:
Слайд 5
1. Отчёт «Иллюстраторов»
Слайд 6, 7
2. Отчёт «Аналитиков»
5. Разработка проекта.
- Итак, орфограммы, которые выписали «Иллюстраторы» и игру, которую разработали «Аналитики», нужно объединить.
- Перемещаемся в Научную лабораторию.
Наша лаборатория будет состоять из 3-х отделов:
/всё рабочее пространство доски разделено на 3 части/
1 отдел: Экспериментальная лаборатория
2 отдел: Сборка
3 отдел: Площадка испытаний
- Итак, к работе приступают «Экспериментаторы». Работаем в «Экспериментальной лаборатории». (На этом поле доски появляется картинка зажжённой лампочки)
/Аналитики и Иллюстраторы им помогают/
1) «Экспериментаторы» работают в парах.
Слайд 8
Они получают карточки со словами и пустые карточки. На карточке со словом находят орфограмму, определяют, как она называется, смотрят на список орфограмм и в соответствии с этим списком ставят номер этой орфограммы на пустой карточке. /Учитель показывает на примере/
5 пар отчитываются у доски. Командир встаёт, прикрепляет карточку со словом и карточку с номерами орфограмм в поле «Сборка», доказывает выбор орфограмм.
(На этом поле доски появляется картинка зажжённой лампочки)
- Остальные проверьте, правильно ли вы указали номера орфограмм, перевернув карточку со словом.
6. Испытание проекта.
1. - У каждого из вас на парте лежит ещё один комплект: карточка со словом и пустая карточка. Проделайте опять ту же работу, подписав Ф.И. на обратной стороне пустой карточки.
- После определения номера орфограмм укажите на линеечке достижений трудно или нет было определять орфограммы.
2. - Пришла очередь поработать «Испытателю».
(На этом поле доски появляется картинка зажжённой лампочки)
Испытатель вновь зачитывает «Правила игры».
Испытатель достаёт мешочек с бочонками, вытаскивает бочонок, объявляет номер, игроки закрывают номер орфограммы фишкой. Победителем считается тот, кто первым закрыл все номера орфограмм.
Свои карточки оставьте на партах, я проверю правильность определения орфограмм и выставлю вам отметки.
7. Домашнее задание.
Слайд 9
Подобрать и записать на листочке по 2 слова с разными орфограммами для этой игры. Указать номер орфограммы.
8. Итог урока. Рефлексия.
- Какая тема нашего урока?
Слайд 10
- Какую цель ставили перед собой?
/повторить изученные орфограммы/
Щелчок мышью
- Какую задачу решали?
/Создавали игру/
Щелчок мышью
- Получилась ли игра?
Слайд 11
- Выполнены ли Требования к проекту?
- Что понравилось?
- С какими трудностями столкнулись?
- В чём причины затруднений?
- Давайте дадим название нашей игре.
- Покажите смайликами, всё ли вам было понятно в игре и удалась ли она.
/Аналитики на подготовительном этапе провели большую работу, поэтому они получают отметку «5», остальные получат отметку за определение орфограмм/
Слайд 12
- Спасибо за работу. Урок окончен.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.