Тема учебного занятия по математике 6 класс: Проценты в нашей жизни.
Цель урока: организовать самостоятельную деятельность учащихся для формирования и расширения знаний и умений по данной теме; развивать познавательную активность, внимание, абстрактное мышление, память, интерес к предмету математики; воспитать внимательность и аккуратность при вычислении.
Задачи:
- образовательные (формирование познавательных УУД):
создать условия для усовершенствования уменияпо теме «Проценты»; применять алгоритмы, систематизировать, обобщить и углубить знания при решении задач на проценты;
- воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД):
развивать коммуникативные навыки работы (умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем), уважительное отношение к чужому мнению, культуре учебного труда, требовательному отношению к себе и своей работе; формировать внимание и аккуратность в вычислениях; выступать и защищать свою точку зрения;
- развивающие (формирование регулятивных УУД)
самостоятельно ставить новые учебные задачи путем задавания вопросов о неизвестном; планирование собственной деятельности, определение средств для ее осуществления; способствовать осмыслению связей учебного материала и жизненных ситуаций.
Формы работы учащихся: фронтальная, парная, групповая, индивидуальная.
Ход урока:
№ |
Дидактическая структура урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
УУД |
1. |
Мотивационно-ориентировочный блок. |
Учитель приветствует учащихся, проверяет готовность детей к уроку, создает условия для благоприятного психологического настроя на работу. Предлагает выбрать яблоки, листики разного цвета( зелёного, жёлтого) или цветок. |
Приветствуют учителя. Каждый ученик выбирает себе любой объект.
Учащиеся слушают учителя, повторяютдату и ассоциациисвязанные с ней.
Возникает вопрос, что за дата 22 марта?
|
Личностные: умение организовать рабочее место и настроиться на активную работу, смыслообразование.
Коммуникативные: участвуют в диалоге, общей беседе. |
1.1. |
Актуализация знаний. |
Учитель создаёт условия для возникновения у учащихся потребности включения в учебную деятельность. -Какие ассоциации, связанные с перечисленными датами, возникают у Вас? 1 сентября 4 ноября 12 декабря 23 февраля 8 марта 22 марта |
||
1.2. |
Проблематизация |
Учащимся предлагается текст (приложение 1) Проводит актуализацию опорных знаний и способов действий, организует работу в парах. - что за дата 22 марта, согласно прочитанному тексту? Учитель сообщает детям: С каждым годом все острее встает проблема истощения водных запасов планеты, загрязнения рек, озер и морей. На проблему нельзя закрывать глаза, поэтому был учрежден День воды. 22 марта всемирный день водных ресурсов. На экран выводится слайд№1, №2, №3,№4 - А теперь вам предстоит ответить на вопросы по прочитанному тексту, которые предложены в таблице. Задача: заполнить таблицу |
Читают вместе с соседом по парте, обсуждают свою деятельность и результат на местах самостоятельно.
Учащиеся делают вывод.
Обсуждают информацию, представленную на слайдах.
Представляют результаты труда с помощью вопросов и таблицы.(приложение 2 и 3). Работа осуществляется в парах. Можно пересесть по желанию. Но на 6 и 7 вопросы не могут найти ответ в тексте. При ответе на 6 вопрос, выполняют арифметическое действие. На 7 сразу ответить не могут. |
Личностные: Самоопределение, смыслообразование, необходимость приобретения знаний.
Метапредметные: Выражение своих мыслей, аргументирование своего мнения. Регулятивные: Самостоятельно формулируют вывод, оценивают правильность выполнения своих действий |
1.3. |
Этап целеполагания. |
Направляет обучающихся на формирование цели предстоящей работы. |
Пересаживаются на места. Формируют тему и цели урока. |
Личностные:Самоопределение, смыслообразование. Метапредметные: Формулирование познавательной цели. Коммуникативные: Контроль и оценка действий партнёра |
2. |
Организационно-деятельностный блок. |
|||
2.1. |
Этап моделирования. |
Предлагает: Чтобы ответить на 7 вопрос, необходимо сконструировать алгоритм решения проблемной задачи на основе чтения текста (учебник стр.20)
Координирует работу, осуществляет ответы на вопросы, если они возникают.
-на Байкале тоже есть ряд экологических проблем, поэтому он нуждается в защите и охране своей уникальной территории. Какова приблизительно площадь озера Байкал? Предлагается задача на отработку алгоритма решения задач на %. Более серьезную проблему для байкальских вод и их обитателей представляют населенные пункты на берегу озера. Как Вы думаете почему? |
Контролируют алгоритм решения проблемной задачи. Учащиеся работают в группах по 4 человека. Выполняют действия по алгоритму, сообщают полученные результаты. Проверяют и оценивают результат своей деятельности. После коллективного обсуждения записывают решение в тетради. Площадь Бельгии 30500 квадратных километров, а площадь озера Байкал приблизительно на 3% больше. Какова площадь Байкала? Ответы детей: Туристы и отдыхающие, приезжая на Байкал, вытаптывают растительный покров, рубят деревья, оставляют пищевые отходы, стекло, пластик, выбрасывают в Байкал моющие вещества, мусор и остатки пищи – все это приводит к развитию болезнетворных микроорганизмов прибрежной воде. Автошины, пищевые отходы, стеклянная и пластиковая тара оставленная рыбаками, а также нефтепродукты, попадают в воду с приходом весны. Понятно, что экологическая проблема Байкала намного обширнее, чем мусор от туристов. Что может сделать абсолютно каждый: просто убрать за собой |
Личностные: Готовность к сотрудничеству, оказание помощи, осознание ответственности за общее дело. Метапредметные: Планирование учебного сотрудничества с одноклассниками Предметные: Записать алгоритм решения задачи в тетради.
Решить задачу и записать решение в тетради. |
2.2. |
Этап решения задач. |
-как вы думаете , а только ли Всемирный день водных ресурсов отмечается 22 марта?
|
Работа с интернет ресурсами, через мобильные телефоны.
Дети указывают на международный день таксиста. |
Личностные: Самооценка на основе критерия успешности. Метапредметные: Анализ, обобщение, аналогия. Регулятивные: Прогнозируют будущие события Познавательные: Поиск информации, расширение имеющихся знаний. |
2.3. |
Этап осмысления и закрепления знаний |
-есть ли необходимость таксисту уметь решать задачи на %? Организовывает коллективно самостоятельную работу, активный диалог между учащимися, где они смогли применить правило при выполнении заданий.
|
Предлагают задачи и способы решения.(приложение 4)
Оценивают деятельность и результат своей деятельности |
Личностные: Уметь ясно, точно, грамотно излагать свои мысли, уметь контролировать процесс и результат учебной деятельности. Метапредметные: Уметь применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждения. Предметные: Уметь решать различные задачи, вспоминают и применяют алгоритм решения задач, на нахождение процентов от числа |
2.4 |
Усовершенствование знаний и умений |
- а кому ещё необходимо уметь решать задачи на %? В партах лежат карточки.Смотри приложение 5
Предлагает решить задачи, выбирая по направлениям. Смотри приложение 6 -чем больше задач вы сможете решить, тем выше ваша оценка. |
Учащиеся, у кого в парте лежат карточки, необходимо найти пару и прикрепить на доску. приложение 5.
Сами выбирают задачи, решают, самостоятельно проверяют по готовым решениям на карточках самоконтроля. |
|
3. |
Рефлексивно-оценочный блок. |
Учитель выявляет ценностное отношение учащихся к полученному знанию и самому процессу познания. Подводим итоги урока. Вспомним тему урока, цель урока. Чему мы учились на уроке? Пригодиться ли умение решать задачи на % в жизни? слайд 5 Учитель предлагает учащимся оценить свою работу на уроке и заменить, если не совпало с выбором в начале урока Своей работой на
уроке я доволен
- Ещё нужна помощь
учителя- Материал на уроке мне был понятен- На уроке было неинтересно и я устал- Сами видите, решать задачи на проценты не так уж сложно. |
Делают вывод.
Меняют картинки, которые взяли в начале урока(если не совпадают). Подводят итоги своей работы. |
Личностные: Умение оценивать свои достижения, степень самостоятельности, причины неудачи.
Метапредметные: Большое практическое значение имеет умение решать задачи на проценты, потому что понятие процента широко используется как в реальной жизни, так и в различных областях науки. |
4 |
Домашнее задание |
Слайд 6 |
|
Личностные: Учебно-познавательный интерес к изучаемому материалу. |
Приложение 1.
Загрязнение рек происходит уже более двух тысяч лет. В России около 3 млн рек. И если ранее эту проблему люди не замечали, то сегодня она достигла глобального масштаба. В Байкал впадают 336 рек и ручьёв. Самые крупные из них: Верхняя Ангара, Баргузин, Турка, Снежная. Наиболее крупная река, впадающая в озеро Байкал – это Селенга. За год она приносит озеру около 30 кубических километров воды. Вода реки очень сильно загрязнена. Загрязненная вода Селенги поступает в озеро и ухудшает его состояние. Из озера вытекает единственная река — Ангара.
Подавляющий объем загрязненных сточных вод Иркутской области приходится на бассейн Ангары - 93%, причем 85% их выпускается непосредственно в Ангару и ее водохранилища. Байкал обеспечивает 20% всех запасов пресной воды на планете. В 2019 году годовой объем канализационных стоков в городе Бодайбо, составил более 1 млн. 200 тысяч кубических метров, при пропускной способности очистных сооружений 766 тыс. куб. м. Неочищенные воды поступают в реку Витим рыбохозяйственного значения. Каждый год человек загрязняет 2% всех рек. Сколько всего рек загрязняет человек в год в России?
Приложение 2.
Вопрос 1. Верно ли, что в России около 3 млн. рек?
Вопрос 2. Верно ли, что в Байкал впадает около 100 рек и ручьёв?
Вопрос 3. Верно ли, что Байкал обеспечивает 20% запасов пресной воды?
Вопрос 4. Верно ли, что Селенга приносит озеру около 20 м3 воды?
Вопрос 5. Верно ли, что в реку Витим (по данным 2019 года) поступают неочищенные воды более 1 млн. 200 тысяч кубических метров?
Вопрос 6. Верно ли, что объём канализационных стоков в реку Витим превышает на 434 тыс. куб. м?
Вопрос 7.Верно ли, что каждый год в России человек загрязняет около 60000рек?
Приложение 3.
номер вопроса |
верно |
неверно |
нет информации в тексте
|
дополнительные действия |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Приложение 4( задачи, которые предложили дети)
1. Таксист Иван Петрович решил купить бензин на одной из заправочных станций. На первой заправке 1 литр стоит 45 рублей, а на второй на 2% меньше. Сколько стоит литр бензина на второй заправке?
Ответ___________________
2. При поездке в аэропорт мне необходимо вызвать такси. Одна фирма предлагает поездку за 250 рублей, а другая на 10 % дешевле. Сколько можно сэкономить?
Ответ___________________
3. Таксист дядя Вася должен заплатить налог государству от своей прибыли. Сколько он должен заплатить, если доход составил 150000 руб, а налог составил 13%?
Ответ_________________
4. Бак автомобиля вмещает 60л бензина. Сколько литров бензина в баке, если заполнено 55% его объёма?
Ответ______________
Приложение
5
ВКЛАД
БАНКИР ЦЕМЕНТ
СТРОИТЕЛЬ АНТИВИРУС
ПРОГРАММИСТ
ПРОДАВЕЦ
ПОКУПКА
ДИЗАЙНЕР
РЕМОНТ ЗЕРНО
ФЕРМЕР
Приложение 6.
дизайнер |
Нужно покрасить 60 м2 поверхности стены. 75 % уже сделали. Сколько квадратных метров стены покрасили? |
фермер |
Фермер имеет 420 га посевных площадей. 60% нужно засеять зерновыми культурами. Сколько га нужно засеять зерновыми культурами? |
программист |
Время загрузки антивирусной программы составляет 30 минут. Программа загрузилась на 10%. Сколько времени осталось до конца загрузки? |
продавец |
Набор инструментов стоит 300 рублей. Он подорожал на 5%. Сколько стал стоить набор после подорожания? |
банкир |
Клиент открыл в банке счёт и положил на срочный вклад 20000 рублей. Сколько он может снять через год, если банк начисляет 12% от вклада? |
строитель |
Строитель для приготовления раствора использовал 50% цемента. Сколько цемента содержится в 250 кг раствора? |
Слайд№1
Слайд№2
Слайд№3
Слайд №4
Слайд №5
Самоанализ
Тема учебного занятия по математике 6 класс: Проценты в нашей жизни.
Цель урока:организовать самостоятельную деятельность учащихся для формирования и расширения знаний и умений по данной теме; развивать познавательную активность, внимание, абстрактное мышление, память, интерес к предмету математики; воспитать внимательность и аккуратность при вычислении.
Цель урока соответствовала программным требованиям, содержанию материала.
Обучающиеся подошли к постановке задачи, поставили цель и дошли до конечного результата. Формирование УУД осуществлялось в условиях решения учебных задач ( познавательная, речевая деятельность; работа с источниками информации; организационная деятельность). Решение проблемной ситуации позволило учащимся сформировать алгоритм решения задачи на % и перейти к решению различных задач практико-ориентированного направления. Для формирования метапредметных УУД подобраны задачи из окружающей жизни. Все обучающиеся класса были включены в активную деятельность. Здоровьесберегающие условия выполнены (перемещение обучающихся по классу для объединения в группы, в пары). В конце урока подведены итоги за счёт рефлексии. Проведён инструктаж по выполнению творческого домашнего задания.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.