Разработка урока «Решение задач на нахождение скорости, времени, расстояния» .
Оценка 5

Разработка урока «Решение задач на нахождение скорости, времени, расстояния» .

Оценка 5
doc
01.02.2020
Разработка урока «Решение  задач на нахождение скорости, времени, расстояния» .
Урок «Решение задач на нахождение скорости, времени, расстояния» разработан для учащихся 7 класса. В конспекте описан процесс комплексного применения знаний и умений в ходе собственной учебной деятельности учащихся. Созданы условия для применения знаний и умений детьми решать физические задачи математическими методами, показаны необходимость и значимость этих приемов в практической деятельности. Для повышения интереса к учебной деятельности составлены задания с применением смартфонов со сканером QR-кодов, записан видеосюжет «Движение робота».
урок алгебры в 7 кл.doc

 

Аннотация.

Урок «Решение  задач на нахождение скорости, времени, расстояния» разработан для учащихся 7 класса. В конспекте описан процесс комплексного применения знаний и умений в ходе собственной учебной деятельности учащихся. Созданы условия для применения знаний и умений детьми решать физические задачи  математическими методами, показаны необходимость и значимость этих приемов в практической деятельности. Для повышения интереса к учебной деятельности составлены задания с применением смартфонов со сканером QR-кодов, записан видеосюжет «Движение робота».

 

Ключевые понятия.

Скорость, время, расстояние, уравнение.

 

Учебно-методическая разработка урока.

Класс:7в

Учитель математики Чудинова Ирина Викторовна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 « Центр образования № 24» города Тулы
Тема урока: «Решение  задач на нахождение скорости, времени, расстояния»

Тип урока: интегрированный урок по физике и математике

Цели урока:

·        Деятельностная цель: организовать процесс комплексного применения знаний и умений в ходе собственной учебной деятельности, учить учащихся самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути ее достижения.

·        Дидактическая цель: создать условия для применения знаний и умений детьми решать физические задачи  математическими методами; показать необходимость и значимость этих приемов в практической деятельности; способствовать усвоению алгоритма.

Задачи урока:

Образовательные:

·       повторить взаимосвязь таких физических величин как скорость, время, путь, средняя скорость;

·       закрепить навык решения физических задач с данными величинами;

·       научить решать задачи физического содержания с помощью линейных уравнений; использовать математические методы для решения физических задач.

·       сформировать потребность в знании через показ значимости математики как метода научного познания.

Развивающие:

·       Содействовать развитию прочных знаний, самостоятельно добытых учащимися;

·       Формировать элементарные навыки поисковой и исследовательской работы;

·       Формировать логическое мышление.

Воспитательные:

·       Воспитывать культуру речи;

·       Воспитывать интерес к учебной деятельности.

 

ЗУН учащихся: учащиеся должны знать понятия: скорость, время, расстояние, уравнение.

Оборудование: смартфоны со сканером QR-кодов, компьютер, проектор, экран, видеосюжет,  презентация, Лист учета знаний.

План урока:
1. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся.

2. Актуализация знаний.

3.Учебные действия. Выявление ЗУН, проверка уровня сформированности у учащихся общеучебных действий.

4. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

5. Динамическая пауза.

6. Составление и решение задачи с использованием робототехники.
7. Подведение итогов. Рефлексия.

8. Домашнее задание.
Ход урока:

1. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся.

- Здравствуйте, дети!

У вас на парте лежат карточки с
QR-кодами. С помощью смартфона считайте информацию в карточке 1(бесплатный сканер скачен из приложения Play Маркет перед уроком).

Какие слова вы прочитали?

Ответ:  ФИЗИКА, МАТЕМАТИКА
Они появились вместе неслучайно. Сегодня на уроке мы убедимся, что две науки: математика и физика тесно связаны друг с другом и им друг без друга не обойтись.

- У всех на столе есть
Лист учета знаний, который вы сдадите в конце урока. Подпишем его, запишем  фамилию, имя.


                                                               Лист учета знаний

Фамилия Имя______________________________________

Этапы зачета                                                                                                                       Оценка

Допиши определение (Запишите количество верно выполненных заданий)  _______                                                  

Верно – неверно  (Запишите количество верных утверждений)                           _______

Самостоятельная работа (решение задачи)                                                                _______  

Итоговая оценка есть результат сложения оценок за определения, верные утверждения и самостоятельную работу, поделенный на 3 (дробное число округлять по правилам округления дроби)

Итоговая оценка                                                   __________

  1. Актуализация имеющихся знаний.



- Эпиграфом к уроку выбрано высказывание М.В.Ломоносова «Математика - царица всех наук, но служанка физики...»
- И для того чтобы приступить к нашему уроку вспомним с вами ранее изученный материал.


Задание 1. Допиши определение.


  1. Длина траектории, по которой двигалось тело в течение какого-то промежутка времени, называется … (путь)

  2. Равенство, в котором неизвестное обозначается буквой, называется … (уравнение)

  3. Отношение перемещения к промежутку времени – это … (скорость)

  4. Физическая величина, основной единицей которой является секунда – это …(время)

  5. Изменение положения тела или его частей относительно друг друга с течением времени называется механическое … (движение)

 

-Проверка. С помощью смартфона считайте информацию в карточке 2.

- Заполняем Лист учета знаний.  Количество верно выполненных заданий определяет вашу оценку.

Задание 2. Верно – неверно.

Найди верные утверждения. 
1. Скорость не является физической величиной. (неверно)

2. Физическую величину можно измерить. (верно)

3. Основная единица длины – метр.(верно)

4. Одна миля – русская мера длины. (неверно)

5. Корнем уравнения называется значение переменной, при котором уравнение обращается в верное равенство. (верно)
6. Основная единица времени – секунда. (верно)

7. Решить уравнение – значит найти его корни или доказать, что их нет. (верно)

 

-Проверка. С помощью смартфона считайте информацию в карточке 3.

 

Ответ: 2 3 5 6 7


- Заполняем
Лист учета знаний.  Количество верно выполненных заданий определяет вашу оценку.

 

3.Учебные действия. Выявление ЗУН, проверка уровня сформированности у учащихся общеучебных действий.
- Приступим к решению задач. Сегодня мы будем решать с Вами задачи с физической точки зрения и с математической. И в итоге составим алгоритм решения физических задач с помощью линейных уравнений.


Вспомним формулы для нахождения скорости, времени и расстояния.

         

Вспомним опорные схемы, которые помогут нам составить уравнение для решения задач.

1 вид. Одна величина + другая величина = сумма величин

2 вид. Одна величина - другая величина = разность величин

3 вид. Одна величина = другая величина
Задача 1.
- Итак, представим себе следующую сказочную ситуацию. 


Ученик читает условие задачи:

В лесу мимо пня на котором сидела Маша в 20 часов 00 минут пробежал Медведь со скоростью 1,8 км/ч. Через некоторое время в 20 часов 06 минут Маша пустилась в погоню за Медведем со скоростью 3,6 км/ч. Сколько времени понадобится Маше, чтобы догнать Медведя?



Математический способ решения

- Для решения данной задачи нам понадобится.




υ, км/ч


t, ч


S, км



- Какая физическая величина известна? (скорость)

Чтобы найти взаимосвязь t и S, проследите еще раз за ситуацией .

- Какой путь S, пробежал каждый? (одинаковый)

- Что можно сказать о времени t? (время движения Маши на 6 мин больше)

- Какое препятствие есть в решении задачи? (единицы измерения времени)

- Как можно выразить 6 мин в часах?

(Учитель на доске) 

- Какое время возьмем за х? (наименьшее – время движения Медведя)

- Тогда какое время была в пути Маша? (на 0,1 ч больше, т.е. х+0,1 ч)

- Запишем это в таблицу.




υ, км/ч


t, ч


S, км


Маша



х ч


S1, км


S1= S2


Медведь




S2, км


Вспомним опорную схему (3 вид). Одна величина = другая величина.

Составим и решим уравнение:
3,6х =1,8(х+0,1)

3,6х –1,8 х – 0,18 = 0

1,8х – 0,18 = 0

1,8х = 0,18 

х = 0,18/1,8

х = 0,1            

Устно проанализируем результат.

0,1 часа – время движения Маши

Ответ: Время Маши – 0,1 часа.



 

 

 


Физический способ решения


Дано:










СИ:







Решение:



 , т.к.  =>














Ответ: 


 - ?



Проверка и сравнение ответов:


МАТЕМАТИЧЕСКИЙ СПОСОБ РЕШЕНИЯ

ФИЗИЧЕСКИЙ СПОСОБ РЕШЕНИЯ

Маша догнала медведя за 0,1 часа.

0,1 часа = 360 секунд

( 1 час = 3600 секунд)

 

Маша догнала медведя за 360 секунд.

 


Все верно!


4. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.


- Теперь будем решать задачу самостоятельно.


Задача 2. Составьте задачу по рисунку и решите ее

1 вариант - математическим способом,

2 вариант - физическим способом.




Математический способ решения

Решение:




υ, км/ч


t, ч


S, км




2 ч


4х км



108 км


II


х


2 ч


2х км


Составляем уравнение

4х + 2х = 108

6х = 108

х =  км/ч – скорость второго

2х = 2∙18 = 36 км/ч – скорость первого

Ответ: Через 2 часа скорость первого равна 36 км/ч и скорость второго - 18 км/ч.


Физический способ решения.



Дано:








СИ:


7200 с

108000 м


Решение:




















Ответ: через 2 часа скорость первого равна 10 м/с и скорость второго – 5 м/с.


 - ?

 


Проверка по эталону и сравнение ответов:


МАТЕМАТИЧЕСКИЙ СПОСОБ РЕШЕНИЯ

ФИЗИЧЕСКИЙ СПОСОБ РЕШЕНИЯ

Через 2 часа скорость первого равна 36 км/ч и скорость второго - 18 км/ч.

36 км/ч = 36*1000:3600=10 м/с

18 км/ч = 18*1000:3600=5 м/с

 

Через 2 часа скорость первого равна 10 м/с и скорость второго – 5 м/с.


Все верно!
- Заполняем
Лист учета знаний.  Все верно выполнено – 5, уравнение составлено  верно, но допущена вычислительная ошибка – 4, верно составил таблицу (дано и СИ) - 3,не смог выполнить задание -2.

5. Динамическая пауза.

Дружно с вами мы считали, уравнения решали,

А теперь мы улыбнемся,

Подмигнем слегка друг другу,

Вправо, влево повернемся

И кивнем затем по кругу.

Все в работе победили,

Вверх взметнулись наши руки.

Груз забот с себя стряхнули,

Молодцы, вы отдохнули.

 

6.Составление и решение задачи с использованием робототехники.

 

 

Ученик нашего класса занимается в кружке робототехники, на занятиях он создал робота, который умеет двигаться по прямой траектории с постоянной скоростью. Внимание на экран!

 

Робот проезжает расстояние 160 см за 9 секунд. Найдите скорость движения робота и выразите ее в км/ч (ученики, решившие задачу верно и быстрее всех, получают отметку 5).

Решение: 160 см = 0,0016 км

                  9 с = 9:3600 = 0,0025 ч

                  0,0016 км : 0,0025 ч = 0,64 км/ч

-Проверка. С помощью смартфона считайте информацию в карточке 4.

 


Домашнее задание


Задача 1. От станции А первый поезд находится на расстоянии 70,5 км, а второй поезд – на расстоянии 56,75 км. Первый поезд едет со скоростью 57 км/ч, а второй – со скоростью 62,5 км/ч. Через сколько часов оба поезда будут на одинаковом расстоянии от станции А.
Задача 2. Составьте по уравнению 7,8х = 9,3(х-10) условие задачи и решите ее.


Подведение итогов, рефлексия.


- Итак, сегодня на уроке мы очень плодотворно поработали. Теперь давайте посчитаем свои баллы на оценочном листе и передадим их на первую парту.
Поднимите руки у кого «5», у кого «4», у кого «3». Молодцы.
Сегодня мы с вами решали физические задачи с помощью уравнения. Давайте сейчас с Вами составим алгоритм решения подобных задач.
Алгоритм решения задачи:





 

 

 

 

 


Аннотация. Урок «Решение задач на нахождение скорости, времени, расстояния » разработан для учащихся 7 класса

Аннотация. Урок «Решение задач на нахождение скорости, времени, расстояния » разработан для учащихся 7 класса

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Задание 1. Допиши определение.

Задание 1. Допиши определение.

Проверка. С помощью смартфона считайте информацию в карточке 3

Проверка. С помощью смартфона считайте информацию в карточке 3

Какая физическая величина известна? (скорость)

Какая физическая величина известна? (скорость)

Физический способ решения

Физический способ решения

Математический способ решения

Математический способ решения

Дано: СИ: 7200 с 108000 м

Дано: СИ: 7200 с 108000 м

Ученик нашего класса занимается в кружке робототехники, на занятиях он создал робота, который умеет двигаться по прямой траектории с постоянной скоростью

Ученик нашего класса занимается в кружке робототехники, на занятиях он создал робота, который умеет двигаться по прямой траектории с постоянной скоростью

Разработка урока «Решение задач на нахождение скорости, времени, расстояния» .

Разработка урока «Решение  задач на нахождение скорости, времени, расстояния» .
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.02.2020