Разработка урока русского языка 3 класс "Главные члены предложения"
Оценка 4.8

Разработка урока русского языка 3 класс "Главные члены предложения"

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русский язык
3 кл
02.02.2020
Разработка урока русского языка 3 класс "Главные члены предложения"
Представлена разработка урока русского языка в 3 классе "Главные члены предложения. Программа "Планета Знаний".
Сочнева 3 rkfcc.docx

Урок

 русского языка

Класс:

3

Учитель:

Сочнева И.А.

Программа:

Планета знаний

Тема урока:

Главные члены предложения

Тип урока

Урок рефлексии

Цели:

Обобщение умения распознавать подлежащее и сказуемое в предложении.

Задачи:

Обобщить знания учащихся о предложении, главных членах предложения.

Совершенствовать умения находить грамматическую основу предложения.

Развивать орфографическую зоркость на практическом материале.

Воспитывать интерес к урокам русского языка через разнообразные виды работ.

Планируемые результаты

личностные:

формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к занятиям русским языком;

познавательные: 

пользоваться знаками, символами, приведенными в учебной форме; находить  ответ на заданный вопрос; ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи; анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;  

регулятивные:

принимать и сохранять учебную задачу; в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи; осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя; вносить необходимые коррективы в свои действия;

коммуникативные:

выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками; воспринимать другое мнение и позицию; формулировать собственное мнение и позицию; договариваться, приходить к общему решению (во фронтальной, парной и групповой  деятельности )

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема: Главные  и второстепенные члены предложения.

Ход урока

 

1.     Организационный момент. Постановка целей урока.

Прозвенел звонок веселый.

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать,

И друг другу помогать.

 

Игра «Найдите лишнее слово» ~ поможет нам определить тему урока.

Докажите, что именно это слово лишнее.

 

Прилагательное,  ~ существительное,  ~ глагол, ~ подлежащее, ~ местоимение.         

                              

ПАУЗА В ВИДЕО

 

Лишнее слово – «подлежащее».

Ученики объясняют, что все слова кроме этого являются частями речи, а подлежащее – это главный член предложения. Вместе со сказуемым составляют грамматическую основу предложения.

 

На уроке вспомним, ~ какие члены предложения называются главными, а какие ~ второстепенными членами предложения.

Будем учиться ~ находить в предложении грамматическую основу; ~ разбирать предложение по членам предложения; ~ различать ~ распространённые и нераспространённые предложения.

 

2.     Чистописание.

 

 

Пропишите заглавную букву Ж  в соединении со строчной буквой  ~ и слоги: жи, ~ же.

На другой строчке запишите  слова ~ «жёлтый, ~  ежи, ~ предложение.

Запомните написание словарного слова ~ пред-ло-же-ни-е.

ПАУЗА В ВИДЕО

Укажите цифрой количество слогов в словах.

В словах «жёлтый» и «ежи» объясните написание выделенных букв.

Составьте с этими словами предложения.

ПАУЗА В ВИДЕО

 

3.     Актуализация знаний.

 

Вы знаете, что в предложении есть слова, без которых оно не может существовать.

Это главные члены предложения  – ~ подлежащее и сказуемое.

Подлежащее обозначает, ~ о ком или о чём говорится в предложении. Отвечает на вопрос кто? или что? ~ Подчёркивается одной чертой.

 

 

Сказуемое  обозначает, что говорится о подлежащем.

Отвечает на вопросы: что делает? ~ что делал? ~ что сделает? ~ что будет делать?

Сказуемое подчёркивается двумя чертами.

Подлежащее и сказуемое составляют грамматическую основу предложения.

 

4.     Работа по теме.

 

Рассмотрим предложение:

В лесу весёлые ежи шуршали сухими листьями.

О ком говорится в предложении?

ПАУЗА В ВИДЕО

В этом предложении говорится о ежах. ~ Кто? ежи – это подлежащее. Подчёркиваем одной чертой.

Что говорится о ежах?

Ежи что делали? шуршали – это ~ сказуемое. Подчёркиваем двумя чертами.

Определите вид предложения по цели высказывания ~ и по интонации.

ПАУЗА В ВИДЕО

 

Запишите предложение. Подчеркните подлежащее одной чертой, а сказуемое – двумя чертами.

 

ПАУЗА В ВИДЕО

 

Обратите внимание!

Одно и то же можно назвать по-разному:

Ежи шуршали~ это грамматическая основа предложения или ~ главные члены предложения, или ~ подлежащее и сказуемое.

 

А как называются другие члены предложения, ~ кроме подлежащего и сказуемого? ~3~

Члены предложения, не входящие в грамматическую основу, являются  ~ второстепенными членами предложения.

 

Они дополняют и ~ поясняют сведения, которые передают главные члены предложения ~ или ~ другой второстепенный член предложения.

Рассуждайте так:

Ставим вопрос от подлежащего:

~ ежи (какие?) весёлые. ~ Слово весёлые – второстепенный член предложения, который поясняет подлежащее.

Ставим вопросы от сказуемого: ~ шуршали (где?) в лесу ~ шуршали (чем?) листьями.

Слова ~ в лесу и ~ листьями – это второстепенные члены предложения, которые поясняют сказуемое.

 

Ставим вопрос от второстепенного члена предложения ~ листьями (какими?) сухими.

Слово – сухимивторостепенный член предложения, который поясняет другой второстепенный член предложения.

Это образец разбора предложения по членам предложения.

Запишите по образцу  словосочетания вместе с вопросами.

 

ПАУЗА В ВИДЕО

 

- Можно ли данную запись назвать текстом? Докажите.

- Подберите к тексту заголовок и запишите его.

Спишите текст, вставляя пропущенные буквы. ~ Подчеркните главные члены предложения.

Объясните правописание пропущенных  орфограмм.

 

ПАУЗА В ВИДЕО

 

Проверьте себя!

Налетел сильный ветер. С деревьев полетели жёлтые листья. Листья закружились в воздухе.

5.     Физкультминутка для глаз «Ветер»

 

 

Работа по теме (2)

 

Сравните предложения.

Что в них общего? ~ Чем они различаются?

ПАУЗА В ВИДЕО

С помощью каких членов предложения мы узнали, ~ о каком самолёте идёт речь ~ и куда он летит?

ПАУЗА В ВИДЕО

Какое из этих предложений можно назвать нераспространённым, ~ какое – распространённым?

ПАУЗА В ВИДЕО

Делаем вывод: предложения по составу могут быть распространённые и нераспространённые.

Предложения, которые состоят только из главных членов, – ~ это нераспространённые предложения.

Предложения, которые состоят из главных и второстепенных членов, – ~ это распространённые предложения.

Запишите распространённое предложение. Разберите его по членам предложения.

 

ПАУЗА В ВИДЕО

 

Обратите внимание!

Разобрать предложение по членам предложения – ~ значит найти его главные и второстепенные члены.

Чтобы определить второстепенные члены предложения, надо:

1.     Определить грамматическую основу предложения.

2.     Определить слово, к которому можно задать вопрос от подлежащего.

3.     Определить слово, к которому можно задать вопрос от сказуемого.

4.     Определить слово, к которому можно задать вопрос от других второстепенных членов.

 

Составьте из слов распространённое предложение. 

Запишите и разберите составленное предложение по членам.

Покажите стрелками связь главных членов предложения со второстепенными.

Объясните написание заглавных букв.

 

ПАУЗА В ВИДЕО

 

Проверьте себя!

Грамматическая основаВинни-Пух ~  (подлежащее),  побывал ~ (сказуемое).

Ставим вопросы от главных членов предложения и ~ определяем второстепенные члены:

Побывал (когда?) однажды;

побывал (когда?) утром;

побывал (где?) в гостях;

в гостях (у кого?) у Кролика.

Слова в предложении связаны по смыслу. ~ Для того, чтобы найти слова, которые связаны между собой по смыслу, ~ ставьте вопрос от одного слова к другому.

 

6.     Закрепление материала.

 

Для каждого нераспространённого предложения

подберите подходящие по смыслу слова, пользуясь

вопросами.

Составьте предложения. Используйте слова для справок.

 

ПАУЗА В ВИДЕО

 

Составьте предложения.

Для этого расставьте слова в нужном порядке  ~  согласно вопросам.

Подчеркните  подлежащее и сказуемое.

(Когда? кто? что делают? что?).  Пчёлы, мёд, собирают, летом.

(Какие? кто? что делают? как?).  Работают, труженицы, маленькие, без устали.

(Каким? чем? что делает? что? откуда?). Хоботком, нектар, тянет, длинным, пчела, из цветков.

 

ПАУЗА В ВИДЕО

 

7.     Самостоятельная работа.

 

Составьте из слов каждой строчки предложения.

Озаглавьте текст и запишите его. ~ В каждом предложении подчеркните главные члены.

на, сидел, котёнок, полу

столе, на, шляпа, лежала

шляпа, со, упала, стола

шляпа, прямо, на, ребят, поползла

 

ПАУЗА В ВИДЕО

 

Проверьте себя!

Живая шляпа

Котёнок сидел на полу. На столе лежала шляпа. Шляпа упала со стола. Она накрыла шалуна.  Шляпа поползла прямо на ребят.

 

8.     ИТОГ УРОКА.  Рефлексия.

Игра «Верите ли вы, что…»

Приготовьте сигнальные карточки. ~  Верите ли вы, что…

 

В предложении есть главные и второстепенные члены?

Второстепенные члены не входят в грамматическую основу предложения?

Главные члены — это подлежащее и сказуемое?

Разобрать предложение по членам предложения значит найти его главные и члены?

Предложение может быть без второстепенных членов?

Второстепенные члены не зависят от главных и других членов предложения?

Подлежащее и сказуемое составляют основу предложения?

Если предложение состоит только из главных членов, то оно называется нераспространённым предложением?

Предложение может состоять из подлежащего, сказуемого и  второстепенных членов предложения. Такое предложение называется  распространённым?

Рефлексия:

  • Сегодня я узнал…
  • Было интересно…
  • Я выполнял задания…
  • Я понял, что…
  • Меня удивило…
  • Мне захотелось…
  • Я попробую…
  • Урок дал мне для жизни…
  • Я смог…

Молодцы! Отличная работа!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Урок русского языка

Урок русского языка

Тема: Главные и второстепенные члены предложения

Тема: Главные и второстепенные члены предложения

Подлежащее обозначает, ~ о ком или о чём говорится в предложении

Подлежащее обозначает, ~ о ком или о чём говорится в предложении

Ставим вопрос от второстепенного члена предложения ~ листьями (какими?) сухими

Ставим вопрос от второстепенного члена предложения ~ листьями (какими?) сухими

Разобрать предложение по членам предложения – ~ значит найти его главные и второстепенные члены

Разобрать предложение по членам предложения – ~ значит найти его главные и второстепенные члены

Самостоятельная работа.

Самостоятельная работа.

Разработка урока русского языка 3 класс "Главные члены предложения"

Разработка урока русского языка 3 класс "Главные члены предложения"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.02.2020