Разработка урока русского языка для 5 класса на тему «Письмо».
Тема урока: «Письмо».
Цели урока:
образовательные: рассказать о видах письма, познакомить со структурой построения письма, усвоить значение новых слов;
развивающие: развивать связную речь, обогатить словарный запас учащихся, выработать умение подписывать почтовый конверт, писать письмо;
воспитательные: воспитывать культуру общения, прививать чувство доброжелательности, внимание к адресату.
Тип урока: урок первичного восприятия нового материала.
Оборудование: компьютер, видеопроектор, экран; слайды с изображением писем, образца подписанного почтового конверта, иероглифа; чистые почтовые конверты, костюм для почтальона Печкина, открытки.
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания. Учащиеся приготовили чистые почтовые конверты, на листочках записали адреса ( друга, подруги, бабушки, кому можно написать письмо).
III. Введение в тему урока и объяснение нового материала.
Раздаётся стук в дверь. Учитель:
-- Кто там?
Голос за дверью:
-- Это я! Почтальон Печкин! Принёс почту для пятого класса.
В кабинет входит почтальон Печкин с сумкой на ремне через плечо.
Печкин:
--Здравствуйте! Посмотрите, ребята, сколько в моей сумке корреспонденции!
Учитель:
-- КОРРЕСПОНДЕНЦИЯ (новолатинск. сorrespondentia) – переписка, почтовые отправления.
Печкин (читает классу строчки из одного письма):
-- «Милый дедушка, Константин Макарыч! И пишу тебе письмо. Поздравляю вас с Рождеством и желаю тебе всего от господа бога. Нет у меня ни отца, ни маменьки, только ты у меня один остался…»
Печкин:
-- Кто автор этого письма, узнали?
( Ванька Жуков из рассказа А.П.Чехова «Ванька»)
Учитель:
-- Ванька Жуков является АДРЕСАНТОМ, то есть лицом, которое написало и отправило письмо.
Печкин:
-- А вот ещё одно. (Читает):
«Уважаемый ….. ……! Мы рады сообщить Вам, что Вы были приняты в Хогвартс, школу волшебства и чародейства. Пожалуйста, ознакомьтесь со списком необходимых книг и магических предметов…»
-- Кому адресовано это послание?
(Гарри Поттеру из романа Джоан Роулинг «Гарри Поттер и Философский Камень»)
Учитель:
--Значит, Гарри Поттер является АДРЕСАТОМ – лицом, которому адресовано почтовое отправление.
-- Спасибо, уважаемый Игорь Иванович! Благодаря Вам, ребята назовут тему сегодняшнего урока.
(Учащиеся называют тему «Письмо», которая записывается на доске и в тетрадях).
Сообщение учителя:
-- Письмо - написанный текст, посылаемый адресату для того, чтобы сообщить о чём-либо.
Письма бывают разные: деловые, личные, дружеские, поздравительные, письма в газету и другие.
Чаще всего мы пишем письма близким, знакомым, родным, чтобы поделиться своими мыслями, чувствами, переживаниями.
Нам важно знать, как живет наш собеседник, интересно знать его мнение о том, что нас волнует.
В письмах мы советуем, убеждаем, спорим, рассказываем о своих делах.
Традиционно письмо состоит из трёх частей:
1. Вступительная часть.
2. Основное изложение мыслей или формулировка основного содержания делового письма.
3. Заключительная часть ( или концовка).
Проследим эти части на примере письма героя рассказа О.Ф. Берггольц «Лучший друг»
Текст сповоцирован на экран.
Дорогой Павлик!
Ты спрашиваешь, видел ли я северное сияние. Ну, конечно, видел. Оно у нас так часто бывает, что мы уже совсем привыкли к нему. Оно бывает разноцветными столбами или разноцветной лентой, или точно занавес опускается с неба, свивается и дрожит. А я больше всего люблю, когда просто полнеба сияет золотисто-желтым светом, - кажется, точно открыты ворота в какую-то прекрасную страну…
Пока до свиданья, Павлик. Пиши мне побольше.
Твой друг.
IV. Активизация и закрепление нового материала.
v Работа с учебником. Устное выполнение упражнения 192. Прочитать отрывки из писем и определить, деловые они или личные.
v Письменное задание классу: написать небольшое письмо другу или подруге, рассказав в нем о каком-либо интересном событии из своей жизни, о своих успехах или увлечениях, о книге, которую вы прочитали и т.д.
v Чтение одного-двух писем, написанных учащимися.
Учитель:
-- У кого получилось интересное письмо? Все ли части представлены в письмах?
-- Если вы закончили письмо и поставили подпись, но вам необходимо что-либо добавить, то в начале новой строки ставятся буквы P.S. - ПОСТСКРИПТУМ - приписка к оконченному и подписанному письму.
v Словарная работа.
На доске и в тетрадях записываются новые слова, определяется лексическое значение слов, не названных ранее.
Адресант, адресат, иероглиф, индекс, респондент,
корреспондент, корреспонденция, постскриптум.
С каждым словом составляются словосочетания.
Учитель:
--- Для того, чтобы письмо дошло до адресата, нужно правильно подписать почтовый конверт.
( На экран проецируется образец подписанного конверта).
v После изучения образца учащиеся чётко и грамотно подписывают свои конверты.
v Чтение вслух текста «О видах письма» на стр. 93.
V. Обобщение. Подведение итогов урока.
Учитель:
--Ребята, что вы сегодня узнали о письме?
--Из каких частей состоит письмо?
--Какие новые слова теперь вы знаете?
Почтальон Печкин.:
-- Вы сегодня замечательно поработали на уроке. Мне понравились ваши письма. Ребята, я вам дарю мои письма-поздравления с отличной работой.
( Вручает каждому пятикласснику весёлые открытки с похвалой за отличную работу на уроке).
VI. Задание на дом: написать письмо своему любимому литературному герою, использовав в работе обращения, вводные слова, однородные члены предложения.
Замира Нурманова,
учитель русского языка и литературы
общеобразовательной школы № 21
города Ангрена.
Мой телефон: +9989-0-957-11-97.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.