Разработка урока русского языка для учащихся 5 класса, Тема урока: Систематизация, обобщение и коррекция знаний по теме: «Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи».
Оценка 4.6

Разработка урока русского языка для учащихся 5 класса, Тема урока: Систематизация, обобщение и коррекция знаний по теме: «Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи».

Оценка 4.6
Документация +1
docx
русский язык
5 кл
31.03.2021
Разработка урока  русского языка  для учащихся 5 класса, Тема урока: Систематизация, обобщение и коррекция знаний по теме: «Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи».
Тема урока: Систематизация, обобщение и коррекция знаний по теме: «Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи».
Разработка урока.docx

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ГОРЛОВКА

 

 

 

 

Номинация «Лучший урок русского языка»

 

Разработка урока

русского языка

для учащихся 5 класса

 

                                                                       Выполнили:

                                                     Савельева Т.Н., учитель русского                                     языка и литературы МОУ г.Горловки

«Школа №13»,

Левченко Т.Ю., учитель русского                                     языка и литературы МОУ г.Горловки

«Школа №13»

 

Горловка

2019

 

Класс: 5

Урок № 75

Тема урока: Систематизация, обобщение и коррекция знаний по теме: «Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи».

Цели урока: систематизировать и обобщить знания по теме: «Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи».

Предметные результаты:

обобщить знания по теме;

закрепить теоретические знания по темам;

обогатить словарный запас учащихся.

Метапредметные результаты:

Познавательные УУД:

- осуществлять поиск и анализ необходимой информации.

Регулятивные УУД:

- формировать умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Коммуникативные УУД:

- формировать умение слушать и вступать в диалог;

- формировать умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими нормами родного языка.

Личностные результаты:

- развивать навыки сотрудничества со сверстниками, воспитывать интерес к предмету.

Коррекционно-развивающие результаты:

- развивать связную речь, логическое мышление, умение анализировать, делать выводы.

Тип урока: урок обобщения знаний.

Форма урока: урок-путешествие.

Оборудование: орфографический словарь; кубики с буквосочетаниями ЧК, ЧН, НЩ, НЧ и т.д.; сигнальные карточки с буквами Е – И; карта СТРАНЫ БУКВ И ЗВУКОВ; проектор; учебник Русский язык. 5 класс: учебник для общеобразовательных организаций / Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская.

 

Ход урока.

I.                  Вступительное слово учителя.

Ребята! Вы любите дальние странствия, вас интересуют географические открытия? Конечно! Вот и сегодня мы отправимся в путешествие по стране Букв и Звуков. У нас не обычный урок, а урок-путешествие, цель которого – обобщить знания по фонетике и орфоэпии, графике и орфографии. Давайте вспомним:

- Что такое фонетика?

- Что изучает графика?

- Что такое орфоэпия?

- Что называется орфографией? (Ответы обучающихся)

Записываем тему урока.

Как и каждому путешественнику, нам нужна карта, чтобы не сбиться с дороги. Она поможет нам в пути.

II.               Основная часть.

- Посмотрите на нашу карту. (Приложение 1). Отправная точка нашего путешествия - поселок Звук. Здесь нас ждут следующие задания.

Задание 1. Послушайте стихотворение и ответьте на вопрос, поставленный в конце него.

Сколько на свете звуков?

Сколько в снегу снежинок?

Сколько в дожде дождинок?

Сколько в песке песчинок?

Сколько звуков в речи? (ответ обучающихся)

- На какие 2 группы делятся все звуки речи?

- Назовите количество гласных и согласных звуков.

- Укажите отличие в образовании гласных и согласных звуков.

- Какими бывают гласные звуки?

- Какими бывают согласные звуки?

- Чем отличаются глухие и звонкие согласные?

Повторение парных звонких и глухих согласных. (1-й ученик показывает звонкий согласный, 2-й ученик называет парный глухой)

- Назовите непарные звонкие согласные.

- Назовите непарные глухие согласные.

Вам нужно хорошо запомнить звонкие и глухие согласные. К этой теме мы обратимся, когда будем изучать правописание приставок  на з/с.

Задание 2.  Отгадайте загадки и скажите, чем отличаются слова друг от друга.

Метаграммы.

С глухим траву она срезает, со звонким все листочки объедает. (Коса – коза).

С глухим согласным мы его читаем, со звонким – в нем мы обитаем. (Том – дом).

С глухим согласным наливаюсь в поле, со звонким – сам звеню я на раздолье. (Колос – голос).

Все молодцы! А сейчас сделаем вывод: какова роль звуков в речи?

(ответ обучающихся: при помощи звуков различаются слова).

Чтобы добраться к следующей точке на карте, нам нужно перейти через речку. Это сможет сделать тот, кто правильно и быстро произведет фонетический разбор слов. 

 Задание 3. Фонетический разбор слова. Слова – река, пень.

Вывод: как произвести фонетический разбор слова?

Вот и перебрались мы через реку по мостику. И оказались на привале «У костра».

Здесь у нас необычное задание. Вы, как знающие люди, помогите дошкольнику Алёше исправить ошибки. Он уже знает буквы, но ему неизвестно, как обозначаются на письме мягкие согласные.

Ньаньа Ньюра! Йа буду у Йуры.

Альоша.

(Один ученик у доски пишет правильный текст записки).

- Какие буквы служат для обозначения мягкости согласных?

- Какие буквы могут обозначать 2 звука?

- Когда буквы е, ё, ю, я обозначают 2 звука? Приведите примеры.

Снова в путь! Приближаемся к городу Алфавит.

Войти нам в этот город можно только тогда, когда ответим на вопросы:

- Что такое алфавит?

- Почему он имеет такое название?

- Каким другим словом можно назвать алфавит и почему?

- Для чего нужно знать алфавит? (ответы детей).

Молодцы! Вот мы и в городе.

Задание 1. Расставьте знаки препинания, раскройте скобки и вставьте пропущенные буквы. Обозначьте орфограммы.

(В) н..род..  г..в..рят азбука (к) мудрост.. ступен..ка.

- Раскройте смысл пословицы.

Правильно, ребята!

Дальше по городу будете передвигаться 3-мя группами. И следующее задание – работа с орфографическим словарем. Из словаря нужно выписать:

1 группа      -     10 существительных в алфавитном порядке;

2 группа      -     10 слов с разделительными Ь и Ъ;

3 группа      -     10 существительных с двойными согласными.

(Проверка выполнения заданий).

- Какие женские и мужские имена пишутся с двойными согласными?

Задание 2. Работа по сигнальным карточкам е-и.

Спиши задачу – поспеши домой, запевать песню – запивать лекарство, поседеть от горя – посидеть за столом, примирять друзей – примерять платье.

- Какую орфограмму мы повторили?

Все группы встретились в центре города. И снова в путь!

Мы сможем достичь вершины горы, взобраться на пик «Ударение», если правильно прочитаем слова, соблюдая ударение. Введите слова в словосочетания (устно).

Орфоэпический диктант.

Арбуз, украинский, цыган, щавель, звонит, алфавит, документ, верба, крапива, магазин, поняла, портфель.

А сейчас, ребята, внимательно послушайте стихотворение Ю. Тимянского «Рассказ школьного портфеля». (Индивидуальное задание. – Приложение 2).

- Какие ошибки допускает мальчик?

- А у вас бывают такие ошибки?

Вывод: необходимо следить за своей речью.

Все молодцы! Мы достигли вершины горы. Нам нужно отдохнуть. У нас «Веселый привал».

Мы сыграем в игру «Не пиши Ь». (Кубики с буквосочетаниями ЧК, ЧН, НЧ, РЩ и т.д.)

Вы подбрасываете кубик и называете слово на буквосочетание, которое вам выпало.

Вывод: какое правило мы повторили?

- Отдохнули? Теперь нам предстоит путь в долину Орфографию.

Какое задание нам приготовила долина?

Задание – написать отгадки с орфограммой «Непроверяемые гласные и согласные в корне слова».

Он на вокзале есть всегда,

К нему подходят поезда.

Двойное р содержит он

И называется … (перрон).

Загадка эта нелегка:

Пишусь всегда через два к.

И мяч, и шайбу клюшкой бей,

А называюсь я … (хоккей)

На большом расстоянии

Мчится он без опоздания,

Пишется в конце два с,

Называется … (экспресс).

Во мне два к, не забывайте,

Таким, как я, всегда бывайте:

Я точный, чистый и опрятный,

Иным же словом - … (аккуратный).

III.           Информация о домашнем задании, инструктаж по выполнению.

Перед тем, как подойдем к нашей конечной остановке, запишите домашнее задание. Вам нужно повторить параграфы 50-63, ответить на контрольные вопросы на стр. 147.

IV.            Подведение итогов, рефлексия.

Вот и пришли мы с вами к привалу Оценка.

Удачно пришли к нему….  (комментирование оценок).

Справились ли мы с задачами, которые ставили в начале урока?

– Какие задания понравились? Почему?

– Какие виды работ вызывали сложность?

 

Завтра вы испытаете себя на контрольной работе. Успехов вам!

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

КАРТА СТРАНЫ БУКВ И ЗВУКОВ

Пик «Ударение»

https://ds02.infourok.ru/uploads/ex/0cdc/00077363-223c46de/img23.jpg

 

                 Город Алфавит                                                  «Весёлый привал»                                                                                         

https://ozon-st.cdn.ngenix.net/multimedia/1022238726.jpg                                                                            https://fhd.multiurok.ru/c/8/8/c8820e09cc941d317a84945edf2e69a97538e53e/opisaniie-kartinki-na-niemietskom-iazykie_2.png

Привал «У костра»                                                        Долина Орфография

https://img2.freepng.ru/20180421/ure/kisspng-camping-campfire-tent-clip-art-5adb3437be7905.4177140715243151917802.jpg                                                          https://i.pinimg.com/736x/ab/7c/b4/ab7cb4a88f15f5a4844d2ede5fed4b4a--image-search-menu.jpg

Посёлок Звук                                                                      Привал «Оценка»

https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/1870806/8990ee9e-36f5-4ae2-bb55-e6ebc4eba872/s1200                                                              https://i.pinimg.com/736x/ab/7c/b4/ab7cb4a88f15f5a4844d2ede5fed4b4a--image-search-menu.jpg

Приложение 2

 

Рассказ школьного портфеля


Знакомьтесь: Петя. Мой сосед.

Ему уже двенадцать лет.

Но говорит он до сих пор

Не «коридор», а «колидор».

«Дилектор входит в кабинет…»

«Закрой магазин на обед…»

«Хозяйка моет стаканы…»

«Секет свеклу…»

«Пекет блины…»

И до меня дошел черед:

Портфель он «портфелем» зовет.

Но мне не зря «родную речь»

Судьбой доверено беречь.

И я придумал не шутя:

Пусть и его зовут Петя.

- Петя! – несется со двора, -

Тебе домой идти пора!

- Не трогай малыша, Петя,

Ведь ты большой, а он дитя!

«Петя» обижен на ребят:

- Скажите, в чем я виноват?

Я не ругался, не грубил

И никого не оскорбил,

За что же среди бела дня

Отняли имя у меня?


                                                                                           Ю.Тимянский


 

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ

Класс: 5 Урок № 75 Тема урока:

Класс: 5 Урок № 75 Тема урока:

Ход урока. I.

Ход урока. I.

Чем отличаются глухие и звонкие согласные?

Чем отличаются глухие и звонкие согласные?

Какие буквы служат для обозначения мягкости согласных? -

Какие буквы служат для обозначения мягкости согласных? -

Мы сможем достичь вершины горы, взобраться на пик «Ударение» , если правильно прочитаем слова, соблюдая ударение

Мы сможем достичь вершины горы, взобраться на пик «Ударение» , если правильно прочитаем слова, соблюдая ударение

А называюсь я … (х о кк ей) На большом расстоянии

А называюсь я … (х о кк ей) На большом расстоянии

Приложение 1 КАРТА СТРАНЫ БУКВ

Приложение 1 КАРТА СТРАНЫ БУКВ

Приложение 2 Рассказ школьного портфеля

Приложение 2 Рассказ школьного портфеля
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.03.2021