Разработка урока русского языка по теме "НЕ с прилагательными"
Оценка 4.8

Разработка урока русского языка по теме "НЕ с прилагательными"

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русский язык
6 кл
16.12.2019
Разработка урока русского языка по теме "НЕ с прилагательными"
Материал представляет собой подробный конспект урока в 6-м классе по теме "НЕ с прилагательными".
Мой консп. НЕ с прил.docx

Предмет: Русский язык

Класс: 6

Тема урока: «Не с прилагательными»

Средства, обеспечивающие учебный процесс на уроке: компьютер, проектор,  презентация, таблица, раздаточный материал.

Цели:

Обучающая:

·познакомить учащихся с правилом написания не с прилагательными,

·сформировать знания условий выбора написания не с именами прилагательными, умение правильно применять правило  написания не с именами прилагательными.

 

Развивающая:

·обогащать словарный запас, формировать умения и навыки связного изложения мыслей в устной и письменной форме,

·совершенствовать умение воспринимать новую информацию в обобщенном виде,

·развивать память, внимание, логическое мышление.

 

Воспитательная:

·воспитывать интерес к русскому языку, умение слушать учителя и одноклассников,

·воспитывать умение работать в парах  и индивидуально.

 

Тип урока: урок сообщения новых знаний

Методический комментарий: Данный урок проводится по методическому комплексу Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова.

 

 

 

 

Ход урока

1.          Организационный момент

Приветствие, информация о количестве отсутствующих.

Целью на данном этапе является настрой учащихся на урок, предполагающий изучение новой темы, касающейся имен прилагательных в большом разделе русского языка «Морфология».

2.          Выход на тему урока:

- устный опрос «Имя прилагательное –это…»,

- работа с материалом для наблюдения

 

Ненастье

не правда, а ложь

невнимательность

? Объясните правописание НЕ в этих примерах? Как они могут быть связаны с темой нашего урока?

Объявление темы, запись в тетрадь. Целеполагание:

Сформулируйте цель нашего урока, опираясь на его тему. Используйте опорные слова на доске.

1) Познакомиться с …

2) Научиться …

3)Совершенствовать…

3.          Изучение нового учебного материала

Целью данного этапа является развитие умения самостоятельно добывать информацию и с помощью учителя делать выводы.

? Можно ли от данных сущ. образовать прилагательные?

Ненастье – ненастный, ненастен

Не правдивый, а лживый; не правдив, а лжив

Невнимательный (=рассеянный), невнимателен

? Какой вывод можно сделать на этом этапе?

Правила написания НЕ с прил. такие же, как с сущ.

Ребята, пока всё просто. Эти правила мы открыли сами. А сейчас для того чтобы выяснить, всё ли мы узнали по теме, обратимся к источнику информации. Чтение параграфа 62.

Какая информация в учебнике была для нас открытием?

Есть такие слова, в сочетании с которыми НЕ с прил. пишется раздельно:

Далеко                                                не правдивый

Вовсе                                                   не интересна

Отнюдь                                               не добрый

Нисколько                                         не страшен

Ничуть                                                не злой

 Цветными мелками нарисован магнит, который притягивает НЕ, отрывая от слов- прил.

? Ребята, посмотрите на примеры и подумайте, каким образом предыдущая тема может быть связана с нашей сегодняшней? (Разряды прил.) Разряд всех этих прил.?

Верно, мы познакомились с правилами правописания НЕ с качественными прил.  Задайте мне вопрос!

(Как НЕ пишется с относительными и притяжательными прил.?)

С относительными и притяжательными прил. НЕ пишется раздельно! НЕ рядом с ними– отрицательная частица:

Не деревянный стол, не лисий воротник.

Запись правила

Первичное закрепление: упр.355 (устно). Какие прил. в этом упражнении относительные и притяжательные? Как пишутся они с НЕ? Раздельно.

4.Закрепление учебного материала.

 

Учащимся предлагается выполнить несколько заданий, заключающих в себе самостоятельную работу, работу у доски, коллективную работу.

Целью данного этапа является систематизация полученных знаний и навыков правописания не с прилагательными. Применение новых знаний в учебной деятельности.

1)                    Объясните написание НЕ с прил. (раздаточный материал):

Неаккуратная запись, отнюдь не серьёзный человек, это не яблочное повидло, небольшой дом, не пасмурный, а солнечный день, ничуть не нужный журнал, не папина куртка, походка нетороплива, далеко не лёгкая тема, необъятное дерево, непродолжительная пауза, нисколько не спелые фрукты.

Способ выполнения: устный комментарий с применением правила.

 

2)                    Самостоятельное выполнение задания №2. С самопроверкой (на обратной стороне доски)

(Не)ожиданное известие, далеко (не)удачный ответ, (не)обрывистый, а пологий берег, (не)строгий человек, (не)мягкий, а твёрдый, (не)глубокий овраг, отнюдь (не)удобная дорога, (не)чаянная встреча, (не)брежный почерк.

 

3)                    Выполнение задания №3 из раздаточного материала:

Ребята, какую функцию выполняют в предложении союзы А и НО? (Противопоставляют слова). Верно. Таким образом, слова противоположны по смыслу. Как они называются? (антонимы) Только в этом случае НЕ с прил. пишется раздельно. У вас возник вопрос? (есть случаи, когда союзы А и НО используются не с антонимами). И тогда НЕ пишется слитно.

 

(Не)простой, а сложный диктант написали ребята нашего класса. Мальчику купили (не)дорогую, но интересную игрушку. Мой друг (не)робкий, а смелый человек. Река была (не)глубока, а мелка. Наша речка (не)глубокая, но рыбная. Отец его трудолюбивый, но (не)богатый человек. Приятель был (не)трудолюбив, а ленив.

 

Способ выполнения: комментированное письмо.

4)                    Распределительный диктант. Диктуемые слова нужно записать в 3 колонки: НЕ с глаголами, НЕ с сущ., НЕ с прил., применяя изученные правила.

 

Ненаглядный, невежливость, негодовать, далеко не весёлый, неряха, не видел, ненастье, не забывай, не друг, а враг, невнимательный, не заячий след, вовсе не чуткий, не каменный дом, не бросай, неточность.

 

Способ проверки: чтение колонок.

? Посмотрите на ваши записи. Что общего в правописании с НЕ есть у всех частей речи? (если слово не употребляется без НЕ, оно пишется с НЕ слитно).

5.                     Подведение итогов.

- Итак, сегодня на уроке мы познакомились с темой…? (НЕ с прилагательными)

- Прежде, чем применить правила, нужно определить…? (Разряд прил. по значению)

- С относительными и притяжательными прил. НЕ пишется …? (Раздельно)

- С качественными прил. НЕ пишется слитно, если:

1)…? (слово не употребляется без НЕ)

2)…? (можно заменить синонимом без НЕ)

- НЕ с качественными прил. пишется раздельно, если:

1)…? (есть противопоставление с союзом а)

2)…? (есть слова-«магниты»)

6. Рефлексия.

- Поднимите руку те, кто усвоил новый материал, кто доволен своей работой на уроке.

- А теперь пусть поднимет руку тот, кто не в полной мере доволен тем, как понял новый материал.

-А я довольна тем, как прошёл наш урок. Надеюсь, он был ничуть не сложным! Спасибо за работу! И пусть ваш день, несмотря на ненастную погоду, будет не напряжённым, а лёгким и добрым!

7. Задание на дом: выучить правило, №160 по рабочей тетради «Скорая помощь по русскому языку»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Разработка урока русского языка по теме "НЕ с прилагательными"

Разработка урока русского языка по теме "НЕ с прилагательными"

Разработка урока русского языка по теме "НЕ с прилагательными"

Разработка урока русского языка по теме "НЕ с прилагательными"

Разработка урока русского языка по теме "НЕ с прилагательными"

Разработка урока русского языка по теме "НЕ с прилагательными"

Разработка урока русского языка по теме "НЕ с прилагательными"

Разработка урока русского языка по теме "НЕ с прилагательными"

Разработка урока русского языка по теме "НЕ с прилагательными"

Разработка урока русского языка по теме "НЕ с прилагательными"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.12.2019