Предмет: Русский язык
Класс: 6
Тема урока: «Не с прилагательными»
Средства, обеспечивающие учебный процесс на уроке: компьютер, проектор, презентация, таблица, раздаточный материал.
Цели:
Обучающая:
·познакомить учащихся с правилом написания не с прилагательными,
·сформировать знания условий выбора написания не с именами прилагательными, умение правильно применять правило написания не с именами прилагательными.
Развивающая:
·обогащать словарный запас, формировать умения и навыки связного изложения мыслей в устной и письменной форме,
·совершенствовать умение воспринимать новую информацию в обобщенном виде,
·развивать память, внимание, логическое мышление.
Воспитательная:
·воспитывать интерес к русскому языку, умение слушать учителя и одноклассников,
·воспитывать умение работать в парах и индивидуально.
Тип урока: урок сообщения новых знаний
Методический комментарий: Данный урок проводится по методическому комплексу Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова.
Ход урока
1. Организационный момент
Приветствие, информация о количестве отсутствующих.
Целью на данном этапе является настрой учащихся на урок, предполагающий изучение новой темы, касающейся имен прилагательных в большом разделе русского языка «Морфология».
2. Выход на тему урока:
- устный опрос «Имя прилагательное –это…»,
- работа с материалом для наблюдения
Ненастье
не правда, а ложь
невнимательность
? Объясните правописание НЕ в этих примерах? Как они могут быть связаны с темой нашего урока?
Объявление темы, запись в тетрадь. Целеполагание:
Сформулируйте цель нашего урока, опираясь на его тему. Используйте опорные слова на доске.
1) Познакомиться с …
2) Научиться …
3)Совершенствовать…
3. Изучение нового учебного материала
Целью данного этапа является развитие умения самостоятельно добывать информацию и с помощью учителя делать выводы.
? Можно ли от данных сущ. образовать прилагательные?
Ненастье – ненастный, ненастен
Не правдивый, а лживый; не правдив, а лжив
Невнимательный (=рассеянный), невнимателен
? Какой вывод можно сделать на этом этапе?
Правила написания НЕ с прил. такие же, как с сущ.
Ребята, пока всё просто. Эти правила мы открыли сами. А сейчас для того чтобы выяснить, всё ли мы узнали по теме, обратимся к источнику информации. Чтение параграфа 62.
Какая информация в учебнике была для нас открытием?
Есть такие слова, в сочетании с которыми НЕ с прил. пишется раздельно:
Далеко не правдивый
Вовсе не интересна
Отнюдь не добрый
Нисколько не страшен
Ничуть не злой
Цветными мелками нарисован магнит, который притягивает НЕ, отрывая от слов- прил.
? Ребята, посмотрите на примеры и подумайте, каким образом предыдущая тема может быть связана с нашей сегодняшней? (Разряды прил.) Разряд всех этих прил.?
Верно, мы познакомились с правилами правописания НЕ с качественными прил. Задайте мне вопрос!
(Как НЕ пишется с относительными и притяжательными прил.?)
С относительными и притяжательными прил. НЕ пишется раздельно! НЕ рядом с ними– отрицательная частица:
Не деревянный стол, не лисий воротник.
Запись правила
Первичное закрепление: упр.355 (устно). Какие прил. в этом упражнении относительные и притяжательные? Как пишутся они с НЕ? Раздельно.
4.Закрепление учебного материала.
Учащимся предлагается выполнить несколько заданий, заключающих в себе самостоятельную работу, работу у доски, коллективную работу.
Целью данного этапа является систематизация полученных знаний и навыков правописания не с прилагательными. Применение новых знаний в учебной деятельности.
1) Объясните написание НЕ с прил. (раздаточный материал):
Неаккуратная запись, отнюдь не серьёзный человек, это не яблочное повидло, небольшой дом, не пасмурный, а солнечный день, ничуть не нужный журнал, не папина куртка, походка нетороплива, далеко не лёгкая тема, необъятное дерево, непродолжительная пауза, нисколько не спелые фрукты.
Способ выполнения: устный комментарий с применением правила.
2) Самостоятельное выполнение задания №2. С самопроверкой (на обратной стороне доски)
(Не)ожиданное известие, далеко (не)удачный ответ, (не)обрывистый, а пологий берег, (не)строгий человек, (не)мягкий, а твёрдый, (не)глубокий овраг, отнюдь (не)удобная дорога, (не)чаянная встреча, (не)брежный почерк.
3) Выполнение задания №3 из раздаточного материала:
Ребята, какую функцию выполняют в предложении союзы А и НО? (Противопоставляют слова). Верно. Таким образом, слова противоположны по смыслу. Как они называются? (антонимы) Только в этом случае НЕ с прил. пишется раздельно. У вас возник вопрос? (есть случаи, когда союзы А и НО используются не с антонимами). И тогда НЕ пишется слитно.
(Не)простой, а сложный диктант написали ребята нашего класса. Мальчику купили (не)дорогую, но интересную игрушку. Мой друг (не)робкий, а смелый человек. Река была (не)глубока, а мелка. Наша речка (не)глубокая, но рыбная. Отец его трудолюбивый, но (не)богатый человек. Приятель был (не)трудолюбив, а ленив.
Способ выполнения: комментированное письмо.
4) Распределительный диктант. Диктуемые слова нужно записать в 3 колонки: НЕ с глаголами, НЕ с сущ., НЕ с прил., применяя изученные правила.
Ненаглядный, невежливость, негодовать, далеко не весёлый, неряха, не видел, ненастье, не забывай, не друг, а враг, невнимательный, не заячий след, вовсе не чуткий, не каменный дом, не бросай, неточность.
Способ проверки: чтение колонок.
? Посмотрите на ваши записи. Что общего в правописании с НЕ есть у всех частей речи? (если слово не употребляется без НЕ, оно пишется с НЕ слитно).
5. Подведение итогов.
- Итак, сегодня на уроке мы познакомились с темой…? (НЕ с прилагательными)
- Прежде, чем применить правила, нужно определить…? (Разряд прил. по значению)
- С относительными и притяжательными прил. НЕ пишется …? (Раздельно)
- С качественными прил. НЕ пишется слитно, если:
1)…? (слово не употребляется без НЕ)
2)…? (можно заменить синонимом без НЕ)
- НЕ с качественными прил. пишется раздельно, если:
1)…? (есть противопоставление с союзом а)
2)…? (есть слова-«магниты»)
6. Рефлексия.
- Поднимите руку те, кто усвоил новый материал, кто доволен своей работой на уроке.
- А теперь пусть поднимет руку тот, кто не в полной мере доволен тем, как понял новый материал.
-А я довольна тем, как прошёл наш урок. Надеюсь, он был ничуть не сложным! Спасибо за работу! И пусть ваш день, несмотря на ненастную погоду, будет не напряжённым, а лёгким и добрым!
7. Задание на дом: выучить правило, №160 по рабочей тетради «Скорая помощь по русскому языку»
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.