Разработка урока "Великобритания: конец Викторианской эпохи"
Оценка 4.6

Разработка урока "Великобритания: конец Викторианской эпохи"

Оценка 4.6
docx
11.11.2020
Разработка урока "Великобритания: конец Викторианской эпохи"
Великобритания конец Викторианской эпохи.docx

Великобритания: конец Викторианской эпохи

Цель урока: Показать особенности социально-экономического и политического развития Великобритании в последней трети ХІХ века

 

Задачи урока:

1.      Выяснить причины утраты Великобританией промышленного и торгового первенства;

2.      Охарактеризовать эпоху реформ;

3.      Раскрыть суть колониальной политики страны;

4.      Формировать умения самостоятельно работать с учебником, оценивать отдельные исторические процессы и явления;

5.      Воспитывать интерес к истории

 

Ожидаемые результаты

После этого урока лицеисты смогут:
устанавливать хронологическую последовательность событий;
показывать на карте территории, входившие в Британскую империю в конце Х
ІХ века;
объяснять причины утраты промышленного и торгового первенства страны;
называть реформы, которые были проведены либералами и консерваторами во второй 

   половине ХІХ века;

знать события, происходившие в Ирландии

применять и объяснять на примерах термины и понятия.

 

Основные понятия: тори, виги, гомруль,

 

Тип урока: изучение нового материала

План нового материала:

1.      Утраты промышленного и торгового первенства

2.      Реформаторской деятельностью Б. Дизраэли и У. Гладстона

3.      Колониальная политика

4.      Борьба Ирландии за гомруль

 

Ход урока

 

І. Организационный момент

 

ІІ. Актуализация знаний

Вопрос: Вспомните, почему Англия в 50 – 60-е гг. ХІХ века стала «мастерской мира», «мировым извозчиком» и «мировым банкиром»?

Англия заслужила название "мастерская мира", потому что в середине ХІХ века все лучшие товары изготавливались в Англии. Весь остальной мир превратился в поставщика сырья и покупателя готовых английских товаров. Англия уничтожила всех конкурентов дешевизной и качеством товаров.

Вопрос: Как вы думаете, почему это произошло? Потому, что она раньше всех стран завершила промышленный переворот, в результате которого стала обладать самой передовой промышленностью.

ІІІ. Изучение нового материала

Задачи на урок:

1.      Выяснить причины того, что статус «мастерская мира» уходит в прошлое;

2.      Установить соответствуют ли действительному положению вещей на рубеже XIXXX вв. слова государственного гимна Великобритании «Правь, Британия, морями!»?

Задание:  Прочитайте  «Мастерская мира» уходит в прошлое на стр.179 – 180 и  знаком  +  или  —  отметьте,  согласны ли вы с данными утверждениями.

1

2

3

4

5

6

7

8

 

 

 

 

 

 

 

 

Для экономического развития Великобритании на рубеже XIXXX вв. были характерны следующие особенности:

1. Увеличение темпов экономического развития;

2. Английские предприниматели и банкиры активно вывозили капиталы за границу;

3. Страна по-прежнему сохраняла положение мастерской мира»;

4. Возникновение монополий привело к ослаблению конкурентной борьбы;

5. На многих промышленных предприятиях страны устарело техническое оборудование;

6. Снизилась конкурентоспособность англий­ских промышленных товаров;

7. Продукты, производимые английскими фер­мерами, не могли выдержать конкуренцию с отно­сительно дешевыми продуктами питания, ввозимы­ми из колоний;

8. Англия по-прежнему придерживалась тради­ций беспошлинной торговли;

1

2

3

4

5

6

7

8

-

+

-

-

+

+

+

+

Задание: Какой вывод можно сделать?

Конец XIX века – Великобритания теряет лидерство  в экономическом развитии среди ведущих стран мира:

1.             Усиление вывоза капитала за границу (капиталы вкладывались не в отечественную

промышленность, а в страны, где дешевле сырье и рабочие руки)

2.             Разорение английских фермеров (не выдерживали конкуренции с дешевым

продовольствием из колоний)

  3.   Европейские страны установили высокие таможенные пошлины на ввозимые товары

Задание: Охарактеризуйте политическую систему Великобритании.

Форма правления – конституционная монархия

Ведущую роль играли две политические партии: тори и виги.

В 60-е годы ХІХ века партии тори и вигов стали называться консервативной и либеральной.

Вопрос:  Какой метод разрешения социальных противоречий использовался в Англии в первой половине ХІХ века?

Основной метод разрешения противоречий – проведение политических и социальных реформ.

Вопрос: Какое название получило в Англии движение за избирательную реформу? Чартизм

Вопрос:  Почему парламентская реформа 1832 г. не остановила борьбу за реформу избирательного права? (сократилось количество «гнилых местечек», увеличилось число избирателей, но сохранялся високий имущественный ценз – бедняки не могли попасть в парламент, сохранялось открытое голосование)

Избирательная реформа 1832 г. в Англии не решила всех проблем. 60 – 70-е годы ХІХ века – это время реформ, отцами которыхявляются Б. Дизраэли – лидер консерваторов и У. Гладстон – лидер либералов.

1867 год – вторая избирательная реформа.

Дизраэли

 

1870-е годы

1884—1885 гг. - третья избирательная реформа.  Гладстон

  1. Ликвидировано 46 «гнилых местечек».
  2. Уменьшился имущественный ценз.

   

Число избирателей увеличилось с 1,35 до 2,25 млн. человек.

 

- право тред-юнионов на судебную зашиту и проведение стачек;

- тайное голосование на выборах в парламент;

- 54-часовая рабочая неделя;

- запрещалось принимать на роботу детей до 10 лет

  1. Уничтожено более 100 «гнилых местечек».
  2. Уменьшился имущественный ценз.

  

Число избирателей выросло до 5,5 млн. человек и составило 13% населения.

 

Вопрос: Подумайте, почему консерваторы и либералы перешли к политике реформ? Политика либералов и консерваторов была направлена на сохранение социальной стабильности.

Деятельность парламента усиливала веру трудящихся в возможность улучшения своего положения путем проведения либеральных реформ. В 1900 г.был создан Комитет рабочего представительства, который добивался избрания рабочих в парламент. Тред-юнионы добивались перехода на 8 часовой рабочий день и введения пенсионного обеспечения с 60 лет. (В 1906 г. Комитет рабочего представительства преобразован в лейбористскую партию. Лидер – Рамсей Макдональд)

Таким образом, реформы способствовали формированию гражданского общества и правового государства

Вопрос: Каков был характер внешней политики Англии в середине ХІХ века? (в Крымской войне выступила на стороне Османской империи против России, вела опиумные войны с Китаем, в гражданской войне в США поддержала рабовладельческий Юг)

Внешняя политика носила колониальный характер. К середине ХІХ века она стала огромной колониальной империей.

Задание: Используя карту, назовите самые крупные колониальные владения британской империи. Канада, Австралия, Индия …

Задание: Прочитайте отрывок из документа и подумайте, какие сведения по истории Великобритании можно получить из него?

Из выступления английского политического деятеля Д. Чемберлена (Извлечения).

«...Посмотрите на результаты нашей связи с колониями, последствия нашего влияния в Египте и могущества в Индии, на громадные усилия, прилагаемые нашими соотечественниками, чтобы развить еще не изведанные и громадные области Африканского континента, и вы убедитесь, что будущность трудящихся классов более зависит от успеха наших заграничных предприятий, распространившихся по всей вселенной, чем... от мер, направленных на поощрение производства».

По мнению Чемберлена благополучие трудящихся зависит больше от колониальных захватов, чем от развития промышленности. Можно предположить, что внешняя политика направлена на необходимость создания британской колониальной империи

Записать: Вт. пол.XIX вв. – расширение колониальной империи

Колониальные владения:

- Индия → в 1876 г. королева Виктория была провозглашена императрицей Индии, а Великобритания стала империей.

- Австралия

- Канада → с 1876 г. получила права доминиона

- Египет → в 1875 г. Англия выкупила у правителя Египта 45% акций Суэцкого канала → обеспечило ей господство на пути в Индию.

Вопрос: Какие моря соединяет Суэцкий канал? Средиземное и Красное моря

- Судан

- Нигерия → в Западной Африке

- Сомали, Кения, Уганда → в Восточной Африке

- Капская колония → в Южной Африке

- Новая Зеландия

- Бирма

На рубеже XIX – XX вв. – развернулась борьба Ирландии за го́мруль

Го́мруль — движение за автономию Ирландии.

Вопрос: Что вы знаете о состоянии «ирландского вопроса» в современной Англии?

 

ІV. Закрепление нових знаний

1.Подберите факты, иллюстрирующие вывод: «Экономика Англии оставалась мощной, но её роль «мастерской мира» уходит в прошлое».

2. Установите соответствие между событиями и их годами: к каждому элементу, данному в первом столице, подберите элемент из второго столбца.

События

Годы

А  Создание Комитета рабочего представительства

Б  Вторая избирательная реформа

В  Провозглашение королевы Виктории императрицей Индии

Г  Создание лейборист ской партии

Д  Третья избирательная реформа

1)       1867

2)      1876

3)      1884-1885

4)      1900

5)      1906

3.    Подумайте, соответствуют ли действительному положению вещей на рубеже XIXXX вв. слова государственного гимна Великобритании «Правь, Британия, морями!»?

В начале XX в. Великобритания выходит из состояния «блестящей изоляции», а ее стремление к сохранению мирового лидерства приведёт страну к участию в Первой мировой войне.

 

V. Домашнее задание

Прочитать § 20, подготовить сообщения о лидерах английских партий в конце XIX – начале XX вв.


 

Великобритания : конец Викторианской эпохи

Великобритания : конец Викторианской эпохи

Установить соответствуют ли действительному положению вещей на рубеже

Установить соответствуют ли действительному положению вещей на рубеже

Дизраэли 1870-е годы 1884—1885 гг

Дизраэли 1870-е годы 1884—1885 гг

Сомали, Кения, Уганда → в Восточной

Сомали, Кения, Уганда → в Восточной
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.11.2020