Загадки Древнего Рима
Урок-путешествие.
Цели:
- Систематизировать знания учащихся по истории Древнего Рима.
- Продолжить формирование умений работать с исторической картой, логически мыслить, делать выводы, обобщать, высказывать свою точку зрения.
- В ходе игры воспитывать в детях чувство товарищества, уважения к своим друзьям.
Ход урока:
I.Вступительное слово учителя.
Сегодня наш урок носит обобщающий характер. Мы с вами совершим необычное путешествие по станциям. Поможет нам в этом волшебный паровозик. В добрый путь! Итак, мы прибыли на первую станцию, где проверим знание карты, в частности знание географического положения Рима.
1 станция «Картово»
► На берегу какой реки основан Рим?
► Где находится Италия?
► Какие горы тянутся вдоль всего полуострова?
► Какие народы проживали на этом полуострове?
► Какие племена проживали на территории Рима?
Таким образом, мы проверили наши знания по карте.
Совершая дальше волшебное путешествие, прибываем на следующую станцию. Здесь нас ждут интересные творческие задачи. Перед решением первой из них давайте вспомним, кем и когда был основан Рим, а также когда произошли первые Олимпийские игры.(Выступление ученика)
2 станция «Задачкино»
Задача №1
► Мог ли Ромул что-нибудь слышать об Олимпийских играх?
► Мог ли он в них участвовать?
Действительно, история Древней Греции неразрывно связана с историей Рима. Интересно, а понимали ли друг друга жители этих стран. Для этого решим следующую задачу.
Задача №2
► Греки говорили на греческом языке, египтяне на- египетском.
► На каком языке говорили римляне?
В современном мире латынь также используется в медицине и юриспруденции. До сегодняшнего дня дошли и некоторые крылатые выражения. Мы попытаемся понять, в чём их смысл.
Задача №3
Как возникли крылатые выражения:
«Гуси Рим спасли»
«Горе побежденным»
«Пиррова победа»
«Ганнибал у ворот»
Жители Рима были известны не только своими крылатыми выражениями, но и своими законами. Они были образованным и культурным народом.
Задача №4
Римляне, установив Республику, стали принимать много новых законов. У кого они этому научились?
Таким образом, римляне не только что-то заимствовали у греков, но и создавали свое. Изучая историю Рима нельзя не знать некоторые термины. Проверить наши знания в терминологии поможет следующая станция.
3 станция «Терминово»
Какие термины здесь спрятались?
Потомки дрвнейших жителей Рима......
Высший орган власти управления Римом.......
Переселенцы из других поселений.....
Заседание старейшин родов......
Предсказатели будущего по внутренностям жертвенных животных.....
Казнь по жребию каждого десятого воина......
Право полководца-победителя торжественно въехать в Рим...
Полководец в дни триумфа....
Чтобы лучше разбираться в истории Рима недостаточно знать только термины, необходимо и ориентироваться в основных событиях, знать важные даты.
4 станция «Датово»
Соотнесите дату и событие:
► 509 г. до н.э. Основание Рима
► 390 г. до н.э. Нападение Пирра
► 280 г. до н.э. Запрещение долгового рабства
► 326 г. до н.э. Установление в Риме республики
► 753 г до н.э. Нашествие галльских племен
Теперь давайте узнаем, как же жили древние римляне. В этом нам поможет следующие станции.
5 станция «Рассказово»
Из слов составьте предложения так, чтобы получился рассказ о жизни римлян:
1. Римляне, в круглых, стены, хижинах, из прутьев, жили, которых, обмазаны, были, в далекие, глиной, времена.
2. Изготовлением, кузнечным, посуды, ткачеством, занимались, делом, они, глиняной.
3. Республики, на торжественных, в, эпоху, могли, только, трапезах, мужчины, присутствовать.
4. Не пользовались, римляне, руками, ели, они, прямо, вилками.
5. Вокруг, на, столов, сидя, обедали, в, стульях, старину, они.
6. Модным, во, трапезы, возлежать, на, ложах, специальных, потом, стало, время.
Древние римляне были не только образованны, но и дисциплинированны. Доказательством служат различные документы, оставшиеся от этого народа.
6 станция «Документово»
Представьте себе, что к вам в руки попал документ об истории Рима, но он зашифрован. Расшифруйте послание:
Ондогеже енялмир иларибзи хувд волуснок. Ино илялварпу имесв ималед в етанес и в иимра. Ьмесов воротерп илыб имяьдус. Ерытеч алидэ илыб ыназябо ьтадюлбан аз мокдяроп ан хакныр, хацилу. Ондогеже енялмир иларибыв воротсевк. Еыджак ьтяп тел зи хишвыб волуснок ьсиларибзи авд арознец мокорс ан 18 вецясем. Ино иляреворп иксипс воротанес,иларибос иголан, илачюлказ еынневтсрадусог аровогод.
Таким образом, сегодня мы попытались систематизировать знания по истории Древнего Рима, продолжили работать с исторической картой, попытались делать выводы, высказывали свою точку зрения, грамотно аргументировали, обобщали. В ходе игры мы не только высказывались сами, но и слушали мнения своих одноклассников.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.