Дата урока
Класс: 2 русский
Тема урока: Звуки и буквы.
Девиз урока : «Мало иметь хороший ум,
Главное – хорошо его
применять». (Р. Декарт).
Цели урока :
Образовательная: учащиеся продолжают знакомиться со звуками
и буквами русского языка, развивают представления о том, что в слове
количество звуков и букв может совпадать или не совпадать;
Воспитательная: учащиеся задумаются над своими
достижениями в учёбе, умеют ли они применять все свои умственные качества;
Развивающая: учащиеся развивают навыки грамотного письма,
совершенствуют опят работы со словарными
словами.
Формируемые компетенции:
К -5 умеет одеваться опрятно, придерживаться здорового образа жизни и культуры поведения
К – 4. может соблюдать нормы речевого этикета в учебной деятельности, в семье; может осознавать сопричастность к общественным событиям, процессам, участвовать в них.
П – 1 Речевая компетенция (чтение, письмо):
понимает и передаёт содержание и основной смысл простого текста; умеет выразительно читать, соблюдая логическое ударение; понимает содержание прочитанного текста,
П – 2 Лингвистическая компетенция.( лексика, грамматика).
различает звуки речи русского языка, соблюдает орфоэпические нормы в произношении звуков; умеет работать над лексическими значениями слов в контексте;.
Вид урока: интерактивный
Тип урока: урок формирования новых знаний и навыков;
Методы, используемые на уроке: иллюстративный метод
Оборудование урока: учебник «Русский язык 2 класс» (М.Х.
Тохтаходжаева, В.А. Белова, Н.М. Вейцман), рабочая тетрадь; памятки,
карточки по дифференциации, толковый словарь, фразеологический
словарь;
№ |
Ход урока |
Проводимая работа |
Время |
1 |
Организационный момент |
Организация рабочего места учащихся |
3 минуты |
2 |
Опрос домашнего задания |
Проводится обобщенное повторение пройденных тем Упражнение 160 на стр. 62 |
7 минут |
3
|
Объяснение новой темы |
Звуки и буквы. Упражнение 161 Задание 1 |
5минут |
4 |
Закрепление |
Задание 1 Задание 2 Задание 3 Физкультминутка |
20 минут |
5 |
Самостоятельная работа |
Выполнение работы учащимися. Работа по вариантам |
5 минут |
5 |
Итоги урока |
Выставление оценок учащимся Домашняя работа: Упражнение 66 |
3 минуты |
6 |
Рефлексия |
Учащиеся оценивают урок |
2 минуты |
1. Организационный момент.
- Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке?
Книжка, ручка и тетрадка?
Проверили? Садитесь!
С усердием трудитесь!
- Дети, каким вы хотите, чтобы получился наш урок?
- Это будет зависеть и от вас: от того, как вы
будете помогать мне и друг другу. А работать мы будем над сложной темой
русского языка. Мы будем учиться различать звуки и буквы в словах, определять
их количество, убеждаться в совпадении и несовпадении звуков и букв в одном и
том же слове. Ну и, конечно, развивать грамотное, каллиграфическое
письмо.
- В конце урока мы должны будем с вами ответить
на вопрос: Почему не всегда в слове одинаковое количество букв и звуков? А для
этого вы должны внимательно слушать меня и друг друга, думать, активно отвечать
и ничего не бояться.
- Девизом нашего урока станут слова французского
философа, сделавшего много открытий в математике, физике, астрономии и
обществознании. (Чтение с доски эпиграфа.)
- Как вы понимаете эти слова?
- Я надеюсь, что вы всегда будете правильно
применять свой ум и только на добрые дела.
2 . Опрос домашнего задания: Упражнение 160 на странице 62.
Учитель устно проводит опрос домашнего задания
Условия упражнения: выбери проверочное слово. Запиши слова так: лепит – лепка.
Удивительный – диво, лепит – лепка, ленивый- лень, скрипучий – скрип.
- Если вы правильно выполнили упражнение, значит, вы поняли
нашу пройденную тему. Молодцы!
Минутка чистописания.
Задание 1. Назовите буквы: Я Ё Ю И Е Ь, какая
буква лишняя? Почему? Запишите в тетрадь эти буквы.
- Пишите красиво!
НЬ СЬ ДЬ ПЕНЬ ЛОСЬ
- Что объединяет эти слоги и слова? Запишите в
тетрадь.
3. Объяснение новой темы: Звуки и буквы
Мягкий знак – хитрый знак:
Не сказать его никак.
Он не произносится,
Только в слово просится!
- Для чего Ь просится в слово?
- Прочитайте сочетания: НЬ, СЬ, ДЬ.
Сколько в них букв? Сколько звуков?
Почему?
Работа по теме урока.
Страница 62 Упражнение 161 прочитай и дополни
высказывания.
На письме звуки обозначаются … .
Гласные буквы образуют …
- Рассмотрите рисунок. Назовите каждое
животное.
- Сколько звуков в каждом слове?
- Сколько букв в каждом слове?
- Объясните, почему количество звуков и букв в
слове не совпадает.
Конь – 3 зв., 4 б.
Лось – 3 зв., 4 б.
Медведь – 6 зв., 7 б.
- Почему разное количество букв и звуков в
словах?
- В каких словах количество букв и звуков не совпадает?
Почему?
- Выпишите эти слова. Сделайте транскрипцию этих
слов.
(2 чел. у доски делают транскрипцию).
- Сколько букв и сколько звуков в словах.
Почему?
Вывод: буква Ь не обозначает звука, поэтому в
словах с Ь не всегда количество звуков и букв одинаковое.
– А кто вспомнит, в каких случаях ещё бывает
несовпадение звуков и букв? (Ъ в словах; буквы Е, Ё, Я, Ю в начале слова или
после гласной; удвоенные согласные).
Физкультминутка.
Лесная лужайка.
Мы к лесной лужайке вышли,
Поднимая ноги выше,
Через кустики и кочки.
Через ветви и пенечки.
Кто, высоко так, шагая –
Не споткнулся, не упал.
4. Закрепление знаний.
– Догадайтесь-ка, ребята,
От чего ежи, ерши,
Щуки, чайки и волчата
Рассмеялись от души?
Задание 1.
(На доске: ежы, ершы, чяйка, волчята,
щюка.)
Вспоминаем правила: жи-ши, чу-щу, ча-ща.
- Исправьте ошибки. Запишите правильно,
выделите орфограммы.
Проверяют дети-«эксперты».
Задание 2
- Найдите слова, в которых звуков больше, чем
букв. Почему?
Звуко-буквенный анализ слова:
ежи – е-жи [й’ижы] – 2 слога, 3 б., 4 зв., 2
согл., 2 глас.
Вывод: буква Е, Ё, Я, Ю в начале слова
обозначают два звука.
Задание 3.
- Назовите слова с удвоенными согласными.
– Запишите одно слово в тетрадь и сделайте
звукобуквенный анализ этого слова: масса – мас – са [маса] – 5 б., 4 зв..
- Поменяйтесь тетрадями, проверьте и оцените
друг друга.
Вывод: удвоенные согласные буквы обозначают
один долгий звук.
5. Самостоятельная работа.
1) Работа по вариантам
(дифференциация):
1 вариант.
Подчеркни слова, в которых букв и звуков
одинаковое количество.
2 вариант.
Подчеркни слова, в которых букв больше, чем
звуков.
3 вариант.
Подчеркни слова, в которых звуков больше, чем букв.
Мельница, газета, кисель, дочь, мель, мел, юла,
касса, ёж.
Учитель проверяет и оценивает.
6. Итоги урока.
- Почему же в словах не всегда одинаковое
количество букв и звуков?
Вывод: количество букв и звуков в словах не
всегда совпадает потому что:
• Ь и Ъ – звуков не обозначают;
• Буквы Е, Ё, Я, Ю обозначают два звука, если
стоят в начале слова, после гласных и после Ь и Ъ знаков;
• Удвоенные согласные буквы произносятся как
один долгий звук.
- А для чего нам все это нужно знать?
7. Рефлексия.
- Дети, как вы думаете, каким у нас получился
урок? Почему?
- У вас на партах лежит «солнышко». Выберите то,
которое соответствует вашему настроению от работы на уроке.
- Спасибо за урок!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.