Разработка урока.Звуки и буквы
Оценка 4.6

Разработка урока.Звуки и буквы

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
русский язык
10.12.2020
Разработка урока.Звуки и буквы
звуки и буквы 2 класс 20923.docx

Дата урока

Класс: 2 русский

Тема урока: Звуки и буквы.

Девиз урока : «Мало иметь хороший ум, 
                       Главное – хорошо его применять». (Р. Декарт). 

Цели урока : 

Образовательная: учащиеся продолжают знакомиться со звуками  и буквами русского языка, развивают  представления о том, что в слове количество звуков и букв может совпадать или не  совпадать; 
Воспитательная: учащиеся задумаются над своими достижениями в учёбе, умеют ли они применять все свои умственные качества;

Развивающая: учащиеся развивают  навыки грамотного письма,
совершенствуют опят  работы со словарными словами. 

Формируемые компетенции:

К -5  умеет одеваться опрятно, придерживаться здорового образа жизни и культуры поведения

К – 4. может соблюдать нормы речевого этикета в учебной деятельности, в семье; может осознавать сопричастность к общественным событиям, процессам, участвовать в них.                              

 П – 1 Речевая компетенция (чтение, письмо):

понимает и передаёт содержание и основной смысл простого текста; умеет выразительно читать, соблюдая логическое ударение; понимает содержание прочитанного текста,

П – 2 Лингвистическая компетенция.( лексика, грамматика).

различает звуки речи русского языка, соблюдает орфоэпические нормы в произношении звуков; умеет работать над лексическими значениями слов в контексте;.

Вид урока: интерактивный

Тип урока: урок формирования новых знаний и навыков;

Методы, используемые на уроке: иллюстративный метод
Оборудование урока: учебник «Русский язык 2 класс» (М.Х. Тохтаходжаева, В.А. Белова, Н.М. Вейцман), рабочая тетрадь; памятки, карточки по дифференциации, толковый словарь,  фразеологический словарь; 

Ход урока

Проводимая работа

Время

1

Организационный момент

Организация рабочего места учащихся

3 минуты

2

Опрос домашнего задания

Проводится обобщенное повторение пройденных тем

Упражнение 160 на  стр. 62

7 минут

3

 

 

Объяснение новой темы

Звуки и буквы.

Упражнение 161

Задание 1

5минут

 

4

Закрепление

Задание 1

Задание 2

Задание 3

Физкультминутка

 

 

20 минут

5

Самостоятельная работа

Выполнение работы учащимися. Работа по вариантам

5 минут

5

Итоги урока

Выставление оценок учащимся

 Домашняя работа: Упражнение 66

3 минуты

6

Рефлексия

Учащиеся оценивают урок

2 минуты


1. Организационный момент. 


- Проверь, дружок, 
Готов ли ты начать урок? 
Всё ль на месте, всё ль в порядке? 
Книжка, ручка и тетрадка? 
Проверили? Садитесь! 
С усердием трудитесь! 


- Дети, каким вы хотите, чтобы получился наш урок? 
- Это будет зависеть и от вас: от того, как вы будете помогать мне и друг другу. А работать мы будем над сложной темой русского языка. Мы будем учиться различать звуки и буквы в словах, определять их количество, убеждаться в совпадении и несовпадении звуков и букв в одном и том же слове. Ну и, конечно, развивать грамотное, каллиграфическое письмо. 
- В конце урока мы должны будем с вами ответить на вопрос: Почему не всегда в слове одинаковое количество букв и звуков? А для этого вы должны внимательно слушать меня и друг друга, думать, активно отвечать и ничего не бояться. 
- Девизом нашего урока станут слова французского философа, сделавшего много открытий в математике, физике, астрономии и обществознании. (Чтение с доски эпиграфа.) 
- Как вы понимаете эти слова? 
- Я надеюсь, что вы всегда будете правильно применять свой ум и только на добрые дела. 

2 . Опрос домашнего задания: Упражнение 160 на странице 62.
Учитель устно проводит опрос домашнего задания

Условия упражнения: выбери проверочное слово. Запиши слова так: лепит – лепка.

Удивительный – диво, лепит – лепка, ленивый- лень, скрипучий – скрип.

-  Если вы правильно выполнили упражнение, значит, вы поняли нашу пройденную тему. Молодцы!
Минутка чистописания. 
Задание 1.  Назовите буквы: Я Ё Ю И Е Ь, какая буква лишняя?  Почему?  Запишите в тетрадь эти буквы. 

- Пишите красиво! 
НЬ СЬ ДЬ ПЕНЬ ЛОСЬ 
- Что объединяет эти слоги и слова? Запишите в тетрадь. 

3. Объяснение новой темы: Звуки и буквы

 Мягкий знак – хитрый знак: 
Не сказать его никак. 
Он не произносится, 
Только в слово просится! 
- Для чего Ь просится в слово? 
- Прочитайте сочетания: НЬ, СЬ, ДЬ. 
Сколько в них букв? Сколько звуков? Почему? 
 Работа по теме урока. 
Страница 62 Упражнение 161 прочитай и дополни высказывания.

 На письме звуки обозначаются …  .

Гласные буквы образуют …
- Рассмотрите рисунок. Назовите каждое животное. 
- Сколько звуков в каждом слове? 
- Сколько букв в каждом слове? 
- Объясните, почему количество звуков и букв в слове не совпадает. 
Конь – 3 зв., 4 б. 
Лось – 3 зв., 4 б. 
Медведь – 6 зв., 7 б. 
-  Почему разное количество букв и звуков в словах? 

 - В каких словах количество букв и звуков не совпадает? Почему? 
- Выпишите эти слова. Сделайте транскрипцию этих слов. 
(2 чел. у доски делают транскрипцию). 
- Сколько букв и сколько звуков в словах. Почему? 
 Вывод: буква Ь не обозначает звука, поэтому в словах с Ь не всегда количество звуков и букв одинаковое. 
 – А кто вспомнит, в каких случаях ещё бывает несовпадение звуков и букв? (Ъ в словах; буквы Е, Ё, Я, Ю в начале слова или после гласной; удвоенные согласные). 

Физкультминутка. 


Лесная лужайка. 
Мы к лесной лужайке вышли, 
Поднимая ноги выше, 
Через кустики и кочки. 
Через ветви и пенечки. 
Кто, высоко так, шагая – 
Не споткнулся, не упал. 


4. Закрепление знаний. 
 – Догадайтесь-ка, ребята, 
От чего ежи, ерши, 
Щуки, чайки и волчата 
Рассмеялись от души? 

Задание 1.
(На доске: ежы, ершы, чяйка, волчята, щюка.) 
 Вспоминаем правила: жи-ши, чу-щу, ча-ща. 
 - Исправьте ошибки. Запишите правильно, выделите орфограммы. 
 Проверяют дети-«эксперты». 

Задание 2
 - Найдите слова, в которых звуков больше, чем букв. Почему? 
 Звуко-буквенный анализ слова: 
ежи – е-жи [й’ижы] – 2 слога, 3 б., 4 зв., 2 согл., 2 глас. 
 Вывод: буква Е, Ё, Я, Ю в начале слова обозначают два звука. 

Задание 3.
 - Назовите слова с удвоенными согласными. 
 – Запишите одно слово в тетрадь и сделайте звукобуквенный анализ этого слова: масса – мас – са [маса] – 5 б., 4 зв.. 
 - Поменяйтесь тетрадями, проверьте и оцените друг друга. 
 Вывод: удвоенные согласные буквы обозначают один долгий звук. 
5. Самостоятельная работа. 
1) Работа по вариантам (дифференциация): 
1 вариант. 
Подчеркни слова, в которых букв и звуков одинаковое количество. 
2 вариант. 
Подчеркни слова, в которых букв больше, чем звуков. 
3 вариант. 
Подчеркни слова, в которых звуков больше, чем букв. 
Мельница, газета, кисель, дочь, мель, мел, юла, касса, ёж. 
 Учитель проверяет и оценивает. 
6. Итоги урока
- Почему же в словах не всегда одинаковое количество букв и звуков? 
Вывод: количество букв и звуков в словах не всегда совпадает потому что: 
• Ь и Ъ – звуков не обозначают; 
• Буквы Е, Ё, Я, Ю обозначают два звука, если стоят в начале слова, после гласных и после Ь и Ъ знаков; 
• Удвоенные согласные буквы произносятся как один долгий звук. 
- А для чего нам все это нужно знать? 
7. Рефлексия. 
- Дети, как вы думаете, каким у нас получился урок? Почему? 
- У вас на партах лежит «солнышко». Выберите то, которое соответствует вашему настроению от работы на уроке. 
- Спасибо за урок! 


 

Дата урока Класс: 2 русский

Дата урока Класс: 2 русский

В.А. Белова, Н.М. Вейцман), рабочая тетрадь; памятки, карточки по дифференциации, толковый словарь, фразеологический словарь; №

В.А. Белова, Н.М. Вейцман), рабочая тетрадь; памятки, карточки по дифференциации, толковый словарь, фразеологический словарь; №

Дети, каким вы хотите, чтобы получился наш урок? -

Дети, каким вы хотите, чтобы получился наш урок? -

Мягкий знак – хитрый знак: Не сказать его никак

Мягкий знак – хитрый знак: Не сказать его никак

Лесная лужайка. Мы к лесной лужайке вышли,

Лесная лужайка. Мы к лесной лужайке вышли,

Подчеркни слова, в которых звуков больше, чем букв

Подчеркни слова, в которых звуков больше, чем букв
Скачать файл