Разработка внеклассного мероприятия "ОТ ПРОСТОГО К СЛОЖНОМУ. ШАГИ ЭВОЛЮЦИИ"
Оценка 5

Разработка внеклассного мероприятия "ОТ ПРОСТОГО К СЛОЖНОМУ. ШАГИ ЭВОЛЮЦИИ"

Оценка 5
docx
18.03.2022
Разработка внеклассного мероприятия "ОТ ПРОСТОГО   К   СЛОЖНОМУ. ШАГИ ЭВОЛЮЦИИ"
урок 1.docx

ОТ ПРОСТОГО   К   СЛОЖНОМУ. ШАГИ ЭВОЛЮЦИИ

 

  Цель деятельности учителя: систематизация, обобщение и расширение знаний о   движущих силах эволюции организмов

Результаты изучения темы:

1. Предметные – применяют знания о путях эволюции  организмов в новых ситуациях для решения практических задач; принимают коллективное решение в процессе совместной деятельности; оценивают уровень своего познавательного интереса к изучаемой теме; владеют навыками установления и выявления причинно-следственных связей в окружающем мире природы; наблюдают, фиксируют явления окружающего мира, выделяют характерные особенности движущих сил эволюции

 

2. Личностные –   в сфере социально-нравственных представлений осваивают социальную роль ученика, воспринимают образование как личностную ценность, дают адекватную самооценку с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития этических чувств, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в мире природы.

3.  Метапредметные.

Регулятивные:– регулируют учебную деятельность, направленную на познание (в сотрудничестве и самостоятельно) закономерностей эволюции

Познавательные: извлекают необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников, интернета) об особенностях движущих сил эволюции и обсуждают полученные сведения; соблюдают нормы  информационной избирательности, этики и этикета.

Коммуникативные: осваивают правила и нормы социокультурного взаимодействия со сверстниками в классе.

Оборудование: дидактический материал, карточки с заданиями, фишки – «умники», карточки со словами «да», «нет».

 

                                                   Ход   игры.

Учитель. Ребята! Сегодня мы  с вами продолжаем цикл интеллектуальных игр по курсу «Общая биология». Эта игра не первая в этом году,  вы уже знакомы  с правилами игры, условиями проведения. Запомните, что в игре главное – не победа, а участие, радость от совместного решения заданий. А чтобы победить, надо слушать и слышать друг друга, уважать чужое мнение, иметь хорошие знания по пройденной теме.

 

 Конкурс    капитанов    «Верите те ли  вы, что…»

1.     Линней считал, что виды существуют, но не изменяются

2.     Жирность молока коров – признак с широкой нормой реакции   ( нет)

3.     Разные породы животных – это и разные виды    ( нет)

4.     Комбинативная изменчивость связана с возникновением новых генов (нет)

5.     Видообразование происходит и в наше время

6.     Полиплоидия  может быть полезной для организмов   ( нет)

7.     Эволюционные факторы направляющего значения – естественный отбор, изоляция, волны жизни   ( только естественный отбор)

8.     Масса и цвет глаз человека – признаки с широкой нормой реакции  (  нет, только масса тела)

9.     Ламарк считал, что виды изменяются, но не существуют

10.Видовые приспособления могут быть вредны для отдельных организмов

11.Приспособленность организмов полезна в любых условиях  ( нет)

12.Географическое видообразование происходит только при разрыве ареала   ( нет, и при его расширении)

13.При изменяющихся условиях действует стабилизирующий отбор

14.Промышленный меланизм подтверждает существование  естественного отбора в природе

15.Люди разных  рас относятся к разным видам   ( нет)

Конкурс  «Подсказка»

1.     Это то, что проявляется в трех видах

2.     Это помогает регулировать численность организмов

3.     И приводит к совершенствованию организмов

                                                                        ( борьба за существование)

1.     Это происходит в природе постоянно

2.     Даже если условия не изменяются

3.     Он происходит в трех формах

                                                                         ( естественный отбор)

1.     Это то, что помогает организмам

2.     Но это относительно

3.     Относительность этого проявляется при изменении среды

                                                                          ( приспособленность)

1.     Это происходит, когда численность организмов увеличивается

2.     Вид расширяет свой ареал

3.     А микроэволюция приводит к образованию новых видов

                                                                         ( видообразование)

1.     Это изменяет генотип организмов

2.     Причем, это может быть полезно и вредно для организмов

3.     Это является поставщиком материала для отбора

                                                                       ( изменчивость)

Конкурс – кроссворд  «  Как называется наука»

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответив на вопросы кроссворда, вы вспомните название науки

1.   Систематическая единица, реально существующая в природе  ( вид)

2.     Область расселения вида      ( ареал)

3.     Это    …………..     не питания, а реакции  организма   ( норма)

4.     Процесс длительного исторического развития  организмов  ( эволюция)

5.     Сходство с другим отдельным предметом  или  организмом ( мимикрия)

6.     Наиболее важный критерий для определения видовой принадлежности организмов     ( генетический)

7.     Именно это ученый заложил основы систематики растений  ( Линней)

8.     Одна из форм   естественного  отбора   ( дизруптивный)

9.     Это он считал, что виды изменяются, но не существуют   ( Ламарк)

Ключевое слово -    дарвинизм

 

Конкурс   «Акула»

 

1.     Макроэволюция    

2.     Микроэволюция  

3.     Популяция

4.     Изоляция

5.     Экологическое видообразование

6.     Акула

7.     Естественный отбор

8.     Борьба за существование

9.     Ароморфоз

10.Акула

11.Дивергенция

12.Идиоадаптация

13.Акула

14.Дегенерация

15.Акула

16.Волны жизни

 

Конкурс  « Биоаукцион»

            Вопрос о противоположностях, которые всегда вместе

Это про них писал Пушкин: «Они сошлись ,вода и камень, стихи и проза, лед и пламень…». Эти два биологических явления тесно связаны между собой и нужны для эволюции и организмов. Но если один все старается изменить, то другой – консерватор. Ему все нужно сохранить в неизменном виде, обеспечить видовое постоянство признаков организмов. Что же это за две противоположности?                    ( изменчивость и наследственность)

            Вопрос о том, кто правит балом

Этот оркестр в живой природе сформировался очень давно. Каждый здесь играет свою роль. Кто-то вносит изменения, кто-то – регулирует численность, кто-то регулирует число участников. Благодаря главной скрипке оркестра уживаются и сложные, и простые организмы, происходит их приспособленность к среде обитания. Кто же играет роль главной скрипки и правит балом?                                  ( естественный отбор)

            Вопрос о том, что хорошо растениям, но плохо животным

Это явление может происходить у растений и животных. Чаще этот процесс происходит у растений, живущих в суровых условиях тундр и высокогорий. Это обеспечивает им устойчивость к неблагоприятным условиям среды. Это явление использует человек для получения высокоурожайных сортов. А возникновение этого у животных приводит к гибели организмов. Что это такое?                                                ( полиплоидия)

            Вопрос о том, что исчезает и вновь появляется.

Эти изменения приводят к нарушению развития человека, они нежелательны, так как приводят к слабоумию, бесплодию. Но несмотря на то, что организмы с подобными изменениями не оставляют потомства,  численность этих изменений у человека остается на определенном уровне. Как назвать эти нежелательные приобретения?            ( мутации)

            Вопрос о трех дорогах, приводящих к одному результату

Этих путей-дорог три. Первая – очень узкая, все там четко приспособлено. При движении по другой дороге все упрощается. А пойдешь по третьей

- все усложняется. Но все дороги приводят к увеличению численности организмов, расширению их ареала, возникновению новых популяций. Как назвать эти три дороги?   Идиоадаптация, дегенерация, ароморфоз)

Подведение итогов

            После завершения игры команде-победительнице вручается переходящий приз – «Мудрая тетушка Сова», все ученики из этой команды при условии их активного участия в игре получают отметку «пять». Дополнительные оценки получают капитаны команд и лучшие игроки из каждой команды.

 


 

ОТ ПРОСТОГО К СЛОЖНОМУ

ОТ ПРОСТОГО К СЛОЖНОМУ

Ход игры. Учитель. Ребята!

Ход игры. Учитель. Ребята!

Это помогает регулировать численность организмов 2

Это помогает регулировать численность организмов 2

Ответив на вопросы кроссворда, вы вспомните название науки 1

Ответив на вопросы кроссворда, вы вспомните название науки 1

Вопрос о противоположностях, которые всегда вместе

Вопрос о противоположностях, которые всегда вместе

Но все дороги приводят к увеличению численности организмов, расширению их ареала, возникновению новых популяций

Но все дороги приводят к увеличению численности организмов, расширению их ареала, возникновению новых популяций
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.03.2022