Разработка внеклассного мероприятия по теме «БЛОКАДА ЛЕНИНГРАДА. ПОМНИМ. ЧТИМ. ГОРДИМСЯ»(для учащихся 5-го класса)

  • Разработки уроков
  • docx
  • 15.03.2023
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Разработка урока для учащихся 5-го класса.docx

Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №23»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    

 

 

 

 

РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ТЕМЕ

«БЛОКАДА ЛЕНИНГРАДА. ПОМНИМ. ЧТИМ. ГОРДИМСЯ»

(для учащихся 5-го класса)

 

 

 

 

                                                                           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2023 год

г. Оренбург

ОГЛАВЛЕНИЕ:

 

 

1.     Введение

стр. 3

2.     Методические рекомендации по подготовке и проведению урока по теме «Блокада Ленинграда. Помним. Чтим. Гордимся»

 

стр. 4

3.     Основная часть. Разработка урока по «Блокада Ленинграда. Помним. Чтим. Гордимся». 5 класс

 

стр. 5

4.     Список использованной литературы

стр. 12

5.     Приложения:

5.1. Приложение № 1. Карта «Начало блокады Ленинграда»

5.2. Приложение № 2. Фотоматериалы «Продовольственная карточка жителя блокадного Ленинграда»

5.3. Приложение № 3. Фотоматериалы «Дневник Тани Савичевой»

5.4. Приложение № 4. Фотоматериалы «Дорога жизни», «Дорога смерти»

5.5. Приложение № 5. Карта «Прорыв блокады Ленинграда»

5.6. Приложение № 6. Иллюстративный материал. Орден «За оборону Ленинграда»

 

стр. 13

стр. 14

 

стр. 15

 

 

стр. 16

стр. 17

стр. 18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Эта память всей земли нужна….

          

Война пришла в каждый дом и каждую семью, принеся с собой разрушения и жертвы, став временем героизма и самоотверженности.

События Великой Отечественной войны, её ход, итоги и значения очень актуальны в наше время.

Данная методическая разработка урока по теме «Блокада Ленинграда. Помним. Чтим. Гордимся» в рамках единого методического дня  «Внеклассные мероприятия по патриотическому воспитанию» призвана формировать у учащихся чувство патриотизма, гражданской и этнической идентичности, в  основе которой гордость за принадлежность к народу-победителю, осознания сопричастности подвигам героев фронта и тыла.

Главным аспектом урока является его духовно-нравственное, воспитательное содержание, достижения учителем и учащимися цели курса и поиска ответа на вопрос: почему сегодня так важно и необходимо хранить память о событиях 80-летней давности (18 января 2023 года исполнилось 80 лет прорыва блокады Ленинграда) и передавать ее из поколения в поколение?

При подготовке данной методической разработки используем системно-деятельностный подход, предполагающий формировать готовность учащихся к саморазвитию и непрерывному образованию.                    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ПОДГОТОВКЕ И ПРОВЕДЕНИЮ УРОКА ПО ТЕМЕ «БЛОКАДА ЛЕНИНГРАДА. ПОМНИМ. ЧТИМ. ГОРДИМСЯ»

 

1.        Используемый материал должен быть доступным, информационным и соответствовать возрастной категории.

2.        Используемая информация должна соответствовать исторической правде.

3.        Форма и методика проведения урока может корректироваться в зависимости от специфики аудитории и возрастных особенностей учащихся.

4.        Обстановка урока должна быть непринужденной, а атмосфера комфортной.

5.        На уроке должны быть созданы условия для развития личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных универсальных учебных действий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ТЕМЕ

«БЛОКАДА ЛЕНИНГРАДА. ПОМНИМ. ЧТИМ. ГОРДИМСЯ»

 

1.        Класс  5

2.        Тема урока: «Блокада Ленинграда. Помним. Чтим. Гордимся»

3.        Тип урока: изучение нового материала; форма проведения: историко-литературная композиция.

4.        Цели и задачи урока:

1)       Дидактические: объяснить понятие «блокада»; разъяснить цели фашистов; определить степень трудностей; выпавших на долю ленинградцев; определить источники победы ленинградцев.

2)       Развивающие: развивать умение работать с источниками знаний; умение связно, логически излагать факты.

3)       Воспитательные: способствовать формированию патриотических чувств у учащихся, гордости за мужество нашего народа в Великой Отечественной войне.

5.        Планируемые результаты обучения – УУД:

- познавательные: умение поставить учебную задачу; работать с информацией, структурировать полученные знания;

- коммуникативные: умение вступать в диалог и вести его; толерантное отношение к собеседнику;

- регулятивные: целеполагание, планирование своих действий;

- личностные: формирование ценностно-смысловой ориентации учащихся; умение ориентироваться в межличностных отношениях.

6. Планируемые методы, приёмы, технологии: «необъявленная тема», «опережающее задание», «мозговой штурм», «микрофон», ИКТ.

7. Ключевые дефиниции, даты, личности: 8 сентября 1941 г. – 18 января 1943 г. – блокада Ленинграда; блокада, «дорога жизни».

8. Домашнее задание.

 

Структура урока:

I.                   Организационный момент.

II.                Актуализация опорных знаний.

III.             Мотивация учебной деятельности.

IV.            Изучение нового материала.

1.       Цели фашистской Германии.

2.       Начало блокады.

3.       Последствия установления блокады.

4.       «Дорога жизни».

5.       Прорыв блокады.

V.               Обобщение и систематизация знаний.

VI.            Рефлексия. Оценивание деятельности учащихся.

VII.         Домашнее задание.

 

Ход урока:

 

I.         Организационный момент.

Стихотворение читает Раимова Камила (7б кл).

Учителя приветствуют ребят.

Татьяна Александровна:

- В этом году исполняется 78 лет Великой Победы советского народа в  Великой Отечественной войне. Сегодня мы остановимся на одном героическом и самом трагическом периоде этой войны.

- На урок я взяла с собой хлеб (маленькие кусочки – 125 гр.). Именно такой была суточная порция в этом городе. И продолжалось это не день, не два, а 872 дня. Как вы думаете, о каком городе мы будем сегодня говорить? (Ответы детей)

-  Мы посвятим наш урок памяти ленинградцев и периоду с 08 января 1941 года по 18 января 1943 года – тем 900 дням, которые вошли в историю под названием «Блокада».

 

II.     Актуализация опорных знаний.

Елена Валерьена:

«Мозговой штурм»

- План «Барбаросса» - это…. (закончить предложение)

- Что такое война?

- Какие ассоциации вызывает у нас это слово? (Ответы детей)

 

III. Мотивация учебной деятельности

Татьяна Александровна:

Человеческая память уникальна. Очень часто люди быстро  забывают хорошие моменты жизни. А вот печальные события наше сознание хранит долго, перекладывая «с одной полочки на другую». Говоря о событиях ВОВ, перечитывая всё новые и новые факты, видя ветеранов, невольно понимаешь, что это та память, которая не должна умирать, потому что каждая страница ВОВ – это боль, трагедия страны, общества, города, села, семьи, каждого. Поэтому сегодня очень важно – не забыть. Помнить.

 

IV. Изучение нового материала.

В плане «Барбаросса» немецко-фашистское командование, учитывая значение Ленинграда, ставило захват этого города одной из ближайших задач. В сентябре 1941 г. гитлеровские захватчики оккупировали Гатчину, Павловск, Пушкин, Петергоф.

(На экране карта – приложение № 1).

Елена Валерьевна:

4 сентября противник произвел первый обстрел города. Жители вышли на строительство оборонительных укреплений. Общая протяженность вырытых окопов составила 1000 км. 6 сентября  – прервана железнодорожная связь со страной. 8 сентября 1941 г. сомкнулось кольцо, город был окружен. Начались 900 суровых дней блокады Ленинграда. Гитлер говорил: «Для СССР с падением Ленинграда «может наступить полная катастрофа».

Татьяна Александровна:

- Ребята, как вы понимаете значение слова «блокада»? (Ответы детей)

 

Работа над понятием «блокада» – окружение города со всех сторон.

 

Татьяна Александровна: Советский народ был полон решимости отстоять Ленинград. Вокруг города создавалась система обороны, которая состояла из нескольких поясов. Десятки партизанских отрядов, организованных из добровольцев города, включились в активную борьбу в тылу. На заводах и фабриках ковалось оружие для фронта.


Сообщение № 1 (опережающее задание) –

зачитывает Куприянова Екатерина

Вечером 8 сентября, в 18 часов 55 минут на Ленинград обрушился невиданный ранее по ударной мощи налет вражеской авиации. Только за один заход бомбардировщиков на город было сброшено 6327 зажигательных бомб. Черные клубы дыма от 178 пожаров потянулись к небу. От немецкой бомбежки загорелись Бадаевские склады. Ущерб складам был нанесен незначительный, но сам факт пожара породил устойчивую легенду, согласно которой при пожаре сгорели "стратегические запасы продовольствия", что и стало причиной последующего страшного голода. На самом деле во время этого пожара были уничтожены трехсуточный запас сахара и примерно полуторасуточный запас муки - то есть текущие запасы. По ведомости состояния товарных запасов, на Бадаевских складах тогда были лишь «соль, помидоры соленые технические, слива маринованная техническая, яблочная кожура, мыло семейное, сахарный песок, печенье, конфеты, желуди».

В отделе Спецфонда Информационного центра ГУВД Санкт-Петербурга и Ленинградской области хранится папка с грифом СО-3, дело № 2901 от 9 сентября 1941 года «О пожаре на Бадаевских складах». Эти документы не так давно были рассекречены и приняты на хранение. В этой папке содержатся протоколы допросов, квитанции, выписки из ведомостей товарных запасов, перечни складских помещений - все документы. Исследование показало, что продуктов, исходя из распределительных норм сентября и численности населения, хватило бы городу всего на день-два.
Никакого серьезного запаса в Ленинграде в принципе не существовало - город жил на привозных продуктах, питаясь "с колес". В конце июля 1941 года в наличии был примерно недельный запас продуктов. Более того, создать стратегические запасы продовольствия для города с почти трехмиллионным населением было практически невозможно, тем более в условиях августа-сентября того года. В первые дни блокады при довольно скудных нормах ежесуточно в городе расходовалось 2100 тонн муки. Годовой запас муки составил бы более 700 тысяч тонн, и условий для ее хранения не было.

Татьяна Александровна: К концу сентября город был блокирован фашистскими войсками, все сухопутные коммуникации Ленинграда с центром были перерезаны. Не сумев захватить город, противник решил сломить сопротивление его защитников длительной блокадой, систематическим артиллерийским огнем и бомбардировками с воздуха.

Литературная страничка

Стихотворение зачитывает Шорин Егор

Работа с историческим источником №1- зачитывает Куприянова Екатерина

Невиданные трудности и страдания пришлось пережить Ленинграду, его жителям и защитникам в блокадную зиму 1941-1942 года. Город был лишен запасов продовольствия и топлива, вышли из строя водопровод и канализация. Осенью 1941 года нормы продовольствия снижались пять раз. В ноябре рабочие получали по 250 грамм хлеба в день, все остальные по – 125 грамм. К началу осады из Ленинграда вывезли только небольшую часть жителей (менее 500 тыс. человек). Около 3 млн. человек не успели уехать. В осажденном городе осталось более 400 тыс. детей. Не было электричества, и почти весь город погрузился во тьму. Дома не отапливались. Воду приходилось брать из прорубей. Осажденный Ленинград оказался почти без запасов продовольствия. 10 и 11 сентября был проведён переучёт всех съестных припасов, скота, птицы, зерна. Исходя из фактического расхода на обеспечение войск и населения, на 12 сентября имелось: муки и зерна на 35 дней, крупы и макарон на 30, мяса на 33 дня, жиров на 45, сахара и кондитерских изделий на 60 дней. Почти отсутствовали картофель и овощи. Чтобы растянуть ничтожные запасы муки, по решению Ленгорисполкома к ней подмешивалось 12 процентов солодовой, соевой и овсяной муки, 2,5 процента размолотых жмыхов и 1,5 процента отрубей.

С первых дней сентября в Ленинграде были введены продовольственные карточки. Закрылись столовые и рестораны. Весь скот, имевшийся в колхозах и госхозах, был забит, мясо сдали на заготовительные пункты. Кормовое фуражное зерно перевезли на мельницы с тем, чтобы перемолоть и использовать в качестве добавки к ржаной муке. Администрацию лечебных заведений обязали вырезать из карточек граждан, находящихся на лечении, талоны на продукты за время их пребывания в больницах. Такой же порядок распространялся и на детей, находившихся в детских домах. Занятия в школах были отменены до особого распоряжения.
Как только стало понятно, что город оказался в блокаде, настроение его жителей стало меняться в худшую сторону. Чтобы быть в курсе того, о чем думает население, военная цензура вскрывала все письма - некоторые, в которых горожане высказывали крамольные мысли, изымались. В августе 1941 года цензура изъяла 1,5 процента писем. В декабре - уже 20 процентов.

 

Елена Валерьевна:

Обсуждение источника:

- Что вы узнали из данного сообщения?

- Что такое продовольственные карточки?

 

 Работа с иллюстративным материалом. (Приложение № 2)

- Почему менялось настроение жителей Ленинграда?

 

Татьяна Александровна: Врагу не удалось задушить ленинградцев в тисках голодной блокады. Ленинград оставался неприступной крепостью, где каждый житель был бойцом, а фронт и тыл слились воедино.

        

Литературная страничка № 2

Стихотворение про Таню Савичеву читает Аня Маслакова

Фотоматериалы (Шорин Егор рассказывает о дневнике Тани Савичевой

 

Сообщение № 2 (опережающее задание)

28 декабря 1941 года. Одиннадцатилетняя ленинградская девочка Таня Савичева сделала в этот день первую запись в своем дневнике: «Женя умерла 28 декабря в 12.00 час. утра 1941 г.» Несколько нарушая хронологию, приведем остальные записи этого потрясающего дневника, состоящего всего лишь из нескольких строк: «Бабушка умерла 25 янв. 3 ч. дня 1942 г. Лека умер 17 марта в 5 часов утра 1942. Дядя Вася умер 13 апр. 2 ч. ночь 1942. Дядя Леша 10 мая в 4 ч. дня 1942. Мама 13 мая в 7.30 утра 1942. Савичевы умерли. Умерли все». Дневник Тани Савичевой фигурировал на Нюрнбергском процессе как один из обвинительных документов против фашистских преступников.

Работа с иллюстративным материалом. (Приложение № 3)

 

Литературная страничка № 3

Почему не проходит над Ладогой мост?!

Нам подошвы невмочь ото льда отрывать.
Сумасшедшие мысли буравят мозг:
Почему на льду не растет трава?!

 

Елена Валерьевна: «Дорога жизни» или «Дорога смерти»? На этот проблемный вопрос вам предстоит дать ответ, внимательно прослушав следующее сообщение.

 

Сообщение № 3 (опережающее задание) зачитывает Куприянова Екатерина

Надо отметить, что предпринимались все возможные меры, чтобы облегчить положение ленинградцев, сократить число неминуемых жертв. По льду Ладожского озера была проложена автомобильная дорога, названная “дорогой жизни”. Она позволила подвозить боеприпасы, продукты, вывозить больных из блокадного города. За 102 дня работы ледовой трассы по ней было доставлено в Ленинград более 200 т грузов. Работа ледовой трассы сделала возможным уже с 25 декабря повысить нормы выдачи хлеба рабочим на 100 г, служащим, инвалидам и детям - на 75 г в сутки.

По дну озера был проложен энергетический кабель, а также трубопровод, снабжавший Ленинград горючим. Хлеб доставляли теперь не только по воздуху, но и по ледовой дороге через Ладожское озеро. Грузовики шли по льду под постоянными бомбежками, поэтому этот путь прозвали «Дорогой смерти».


Татьяна Александровна:      

Сообщение № 4 (опережающее задание)

Перерезать Дорогу жизни немцы стремились постоянно. В первые недели работы трассы немецкие лётчики безнаказанно расстреливали с бреющего полёта автомашины и бомбами разбивали лёд на трассе. Для прикрытия Дороги жизни командование Ленинградского фронта установило прямо на льду Ладоги зенитные орудия и пулемёты, а также привлекло истребительную авиацию. Результаты не замедлили сказаться - 16 января 1942 года на западный берег Ладоги вместо запланированных 2000 тонн было доставлено 2506 тонн грузов.

В начале апреля 1942 года растаял снег, и лёд на озере покрылся водой - порой на 30-40 сантиметров. Но движение по Дороге жизни не прерывалось. 24 апреля, когда начал разрушаться снежный покров, Ладожская ледовая трасса была закрыта. Всего с 24 ноября 1941 года по 21 апреля 1942 года через Ладожское озеро в Ленинград было доставлено 361309 тонн грузов, три четверти которых составляли продовольствие и фураж.

Дорога жизни была под особым контролем, но и на ней не обходилось без преступлений. Водители ухитрялись сворачивать с пути, расшивали мешки с продуктами, отсыпали по несколько килограммов и вновь зашивали. На пунктах приема хищения не обнаруживали - мешки принимали не по весу, а по количеству. Но если факт кражи доказывался, то водитель немедленно представал перед военным трибуналом, который обычно выносил смертный приговор.

 

Работа с иллюстративным материалом. (Приложение № 4)

Вопрос к залу: Как вы думаете – это дорога жизни или смерти?

 

Елена Валерьевна: 12 января 1943 года в 9 часов 30 минут утреннюю тишину разорвал залп «катюш» - по всей полосе наступления началась артиллерийская подготовка. Как только она закончилась, на лед вышли тысячи солдат. К концу первого дня наступления войска закрепились на двух плацдармах на левом берегу Невы. К полудню 18 января произошла встреча двух фронтов. В ночь на 19 января 1943 года радио Ленинграда передало, что блокада прорвана. (Карта – Приложение № 5)

Стихотворение читает Куприянова Екатерина

 

 

Татьяна Александровна: Подвиг защитников Ленинграда затмил древние мифы и исторические были о выдержке, стойкости и героизме осажденных врагом городов. В суровые дни блокады умерло от голода более 600 тыс. человек. Битва за Ленинград закончилась. Родина высоко оценила заслуги города-героя. 26 января 1945 года он был награжден орденом Ленина. Более 930 тыс. человек удостоились медали «За оборону Ленинграда». (Приложение № 8)

(При наличии времени демонстрируется видеофильм «Дети Блокады Ленинграда»)

 

V.      Обобщение и систематизация знаний.

Педагогическая ситуация общения:

- Что такое блокада?

- Когда началась блокада Ленинграда?

- Каковы были планы Гитлера в отношении Ленинграда?

- Что такое продовольственная карточка?

- Как Ладожское озеро связано с блокадным Ленинградом?

- Как была прорвана блокада Ленинграда?

- Как называлась медаль правительства, которой удостоились ленинградцы?

VI.           Рефлексия. Оценивание деятельности учащихся.

·          Что нового я узнал(а) на уроке?

·          Меня потрясло, что…..

·          Меня удивило, что…..

·          Мне запомнилось,……..

·          Вызвало  сложности…..

 VII. Домашнее задание.

1)       Подготовить сообщение, проект «Блокадный Ленинград».

 

Почтим память погибших во время осады Ленинграда п минутой молчания

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

 

1.   Блокадной памяти страницы: Поэтический сб. Вып. 2 / Сост. М. М. Рыбальченко, Н. Я. Спиридонова, О. Н. Тюлева. — Санкт-Петербург, 2002. — 107 с.

2.   Литературный Ленинград в дни блокады / Ред. В. А. Ковалёв, А. И. Павловский; АН СССР, ИРЛИ (Пушкинский Дом). Ленинград: Наука, 1973. 292 c.

3.   Сапаров, А. В. Дорога жизни. Повесть о блокадном времени / А. В. Сапаров. Москва: Советская Россия, 1967.341 с.: ил.

4.   Блокада Ленинграда. Википедия – свободная энциклопедия: сайт. — URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Блокада_Ленинграда (дата обращения: 25.02.2020). — Текст: электронный.

5.   Начало блокады Ленинграда. Лента времени: сайт. — URL: https://histrf.ru/lenta-vremeni/event/view/nachalo-blokady-lieninghrada (дата обращения: 20.02.2020). — Текст: электронный.

6.   РИА Новости. Блокада Ленинграда: история 900 дней осады: сайт. — URL: https://ria.ru/20110908/431315949.html (дата обращения: 24.02.2020). — Текст: электронный.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1.

 

Карта «Начало блокады Ленинграда»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                             

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2.

 

Фотоматериалы «Продовольственная карточка жителя блокадного Ленинграда»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ № 3.

 

Фотоматериал «Дневник Тани Савичевой»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ № 4.

 

Фотоматериалы «Дорога жизни», «Дорога смерти»

 

ПРИЛОЖЕНИЕ № 5.

 

Карта «Прорыв блокады Ленинграда»

 

        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ № 6.

 

Иллюстративный материал. Орден «За оборону Ленинграда»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                      

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru