Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Российская академия народного хозяйства и государственной службы
при Президенте Российской Федерации»
Карельский филиал РАНХиГС
Карельский региональный методически центр по финансовой грамотности
Автор работы:
Уткина Ирина Викторовна
Петрозаводск, 2021
ВВЕДЕНИЕ
Деньги
- это средства необходимые для существования человека, они играют в нашей жизни
важную роль. Часто многие семьи испытывают нехватку в денежных средствах. Не
только молодые семьи, которые только что начали вести совместную жизнь, но и
семьи, прожившие в браке много лет.
Вроде и доходы такие же, как в семьях подруг, но вот почему то не
хватает, хоть плачь, и постоянно приходится до получки занимать то у родителей,
то у друзей. Куда уходят деньги? Почему утекают, как песок сквозь пальцы? И как
другим удается не только сохранить деньги до следующей зарплаты, но еще и
приумножить и накопить? Почему у подруги всегда полный кошелёк, вроде и она
покупает такие же продукты? Но у вас уже через неделю после получки денег нет,
а у неё деньги есть всегда.
Семейный бюджет – это общая сумма доходов и расходов всех членов семьи в течение, определённого времени.
Семейный бюджет составляется для:
- контроля за финансовым положением семьи;
- достижения финансовых целей (квартира, машина, отдых, образование, и т. д.);
- финансовой защиты семьи (создания денежных сбережений в виде резервного фонда, инвестиций и пенсионных накоплений).
Семейный бюджет нужен прежде всего для того, чтобы понять ОТКУДА ПРИХОДЯТ И КУДА УХОДЯТ ВАШИ ДЕНЬГИ. Только разобравшись с движением денег в семье вы сможете их контролировать и начать управлять ими.
Основная задача при составлении бюджета - правильно распределить будущие доходы на необходимые статьи расходов, чтобы в конечном итоге расходы не превышали доходы (чтобы бюджет был сбалансированным) и нам хватило денег на жизнь. Для этого необходимо правильно определить основные статьи доходов и расходов в семье.
Доход семьи складывается из денежных средств, которые супруги получают в виде заработной платы, из выплат детских пособий, алиментов, пенсий, от сдачи в аренду жилого помещения, от начисления процентов по банковским вкладам и прочие денежные поступления.
Так же в доход семьи входит материальная помощь от родственников, например: родители ежемесячно дают определенную сумму денег молодой семье или дети помогают престарелым родителям.
Расходы - это денежные средства, затраченные на содержание семьи. Расходы бывают постоянные и непредвиденные.
Методическая разработка занятия на тему: «Структура дохода семьи» отражает реализацию образовательной программы по финансовой грамотности. Она предназначена для учащихся 6 классов общеобразовательных школ в курсе внеурочной деятельности.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1. Общая характеристика занятия
Характеристика условий реализации проекта:
Объект: обучающиеся 6 классов общеобразовательных учреждений
Место: пгт Пряжа (Пряжинское городское поселение)
Название образовательной организации (пилотная площадка):
Участники проекта: обучающиеся 6 классов общеобразовательных учреждений, учитель -предметник
Название предмета (факультатива), место занятия в логике реализации предмета (курса, факультатива)
Тема занятия: "Структура доходов семьи"
Вид деятельности учащихся: внеурочная деятельность
Тип занятия: практикум
Оборудование и/ или характеристика образовательной среды: демонстрационный ПК (мультимедиа проектор, экран)
Учебно-методическое обеспечение:
Интернет ресурсы:
http://www.7budget.ru – сайт журнала «Семейный бюджет»;
http://ekonomica.org – сайт по основам финансовой грамотности;
http://www.dostatok.ru – сайт по основам финансовой грамотности.
2. Педагогическая характеристика занятия
Цель занятия: практическое закрепление знаний о структуре дохода семьи
Задачи:
ü Выявить основные источники семейного бюджета.
ü Раскрыть содержательную сторону экономических понятий (доходы ) через решение практических задач.
ü Закрепление навыков формирования структуры доходов семьи
Усвоение (применение, и т.п.) понятий по теме: доход, деньги, бюджет
Предметные образовательные результаты: усвоение знаний о видах и структуре доходов семейного бюджеты.
Метапредметные ожидаемые результаты:
Познавательные:
• анализировать, сравнивать, обобщать факты и явления; давать определения понятиям
Регулятивные:
• самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; искать и выделять необходимую информацию.
Коммуникативные:
самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения.
Личностные результаты:
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.
осознание себя как члена семьи
овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений
1. Методическая характеристика занятия:
Описание учебного процесса, структура занятия
Этапы и типы задания для учащихся
Этапы |
Продолжительность |
Действия учащихся при выполнении заданий или типы заданий для учащихся |
Действия учителя |
||||||||||||
Мотивация |
2 мин |
Слушаю т стихотворение про бюджет и анализируют ситуацию |
У
взрослых людей есть такая забота: О чем же мы сегодня будет говорить? Давайте разбираться Что такое семья? (Семья - коллектив родственников, которые живут в одном доме и ведут общее хозяйство) А зачем человеку семья? Аргументируйте свой ответ Какие правила поведения в семье вы знаете? (Ведение общего хозяйства.выполнение обязанностей по дому, доверие, уважение, забота друг о друге и т.д.) Да, у каждого из нас есть семья, большая или маленькая. В ней мы воспитываемся, отдыхаем, выполняем определенные обязанности, радуемся победам, переживаем неудачи вместе с близкими людьми. Иногда в семье возникают трудности, которые связаны с нехваткой денежных средств. Семья не может обойтись без денег. Как вы думаете, управлять домашним хозяйством легко? Обоснуйте ответ.(Для ведения домашнего хозяйства требуется много знаний, умений и навыков.) Молодцы!Да, ребята, ведение домашнего хозяйства это целая наука. |
||||||||||||
Актуализация учебной задачи |
5 мин |
Отвечают на вопросы, соотносят термин с его определением на основе своего жизненного опята |
Нажить много денег –
храбрость; 1. Как вы считаете, о чем эти слова? (об экономии денег) 2. А где вы берете деньги? (у родителей, родственников) 3. А для чего вам нужны деньги? (для удовлетворения потребностей). 4. А откуда берутся деньги в вашей семье? (зарабатывают) Давайте попробуем выполнить задание Задание. (Напротив цифры поставить соответствующую букву.) Раздать таблицы! Соотнесите термин с его определением
Ответ: 1 – д, 2 – а, 3 – б, 4 – в, 5-е, 6- г. |
||||||||||||
Усвоение новых знаний |
10 мин |
Просмотр мультфильмов, участвуют в диалоге, отвечают на вопросы |
Что же такое бюджет? Просмотр мультфильма «Богатый Бобренок», 10 серия «Бюджет». Бюджет семьи – это деньги, которые семья зарабатывает и расходует. - Разным семьям необходима различные суммы денег, так как одни расходуют много средств, а другие на всем экономят, но и у тех, и у других, бюджет складывается из доходов и расходов. А что такое доходы? Просмотр мультфильма «Богатый Бобренок», 11 серия «Доходы». Доходы – это деньги, которые мы зарабатываем и получаем. Из чего складываются доходы, другими словами, откуда в семье берутся деньги? (Ответы учащихся). Мама и папа работают. Что они получают за свой труд? (Зарплату). - В семье есть дедушка и бабушка. Они уже пожилые, не работают. Что получают дедушка и бабушка? (Пенсию). - Кому еще в нашем государстве платят пенсию?? (Инвалидам) - Дочка учится в училище и за хорошую учебу получает …? (Стипендию) - Что еще может приносить доход семье? (Государственные дотации: пособия, субсидии; доход от акций, доход от приусадебного хозяйства; от сдачи жилья, машины, дачи в наем и другие). |
||||||||||||
Решение практических задач |
20 мин |
Делятся на группы, работают в группах по решению практических задач |
Работа в группах. Задания для работы в группе. 1. Задание: вам необходимо вставить пропущенное слово, и вы узнаете, вид дохода семьи Мама с папой на работе, У станков стоят все дни. За труды их есть награда, Называется ___________ (зарплата) 1. Ребята, кто получает зарплату? ( дети: тот, кто работает) 2. С какого возраста человек в России может пойти на работу и получать зарплату? (дети:В России человек, достигший 14-летнего возраста, уже может пойти работать и он будет получать зарплату.) 3. От чего зависит величина заработной платы ? ( дети: она зависит от образования, квалификации, опыта и сложности, которую он выполняет и т.д.) Вот почему так важно получить профессиональное образование после окончания школы. А двадцатого числа Бабе _______ пришла (пенсия). 1. Ребята, кто в семье может получать пенсию, в каких случаях и кто ее выплачивает?(дети: пожилые люди, инвалиды, дети по утере кормильца, выплачивает государство) 2.Во сколько лет в нашей стране наступает пенсионный возраст? для женщин и мужчин?В нашей стране пенсионный возраст-55-60 лет. Брат собрался с мыслью тут, Поступил он в институт. Он ____________ несет, И бюджет семьи растет (стипендия). 1. Что такое стипендия?(Дети: Стипендия - денежная помощь тем, кто учиться. Ведь учеба-это труд во имя будущего.) 2. Ребята, кто получает стипендию и кто ее выплачивает? (дети: стипендию платят только тем, кто хорошо учится, платит государство) И бюджет из года в год Пополняет ___________(огород) Если хочешь урожай, То давай поли, сажай. 1.Ребята, каким образом огород пополняет бюджет семьи?(дети: употребление своего урожая, продажа излишек выращенной продукции) 2. Какие доходы можно получать от личного подсобного хозяйства?(дети: выращивание животных для получения мяса, молока, яиц.)
Этот доход называется - доход в виде благ. Папа может сдать в __________(аренда) Дом, гараж, машину, землю. 1.Ребята, а вы знаете, что такое аренда? (дети: предоставление своего имущества другим людям за определенную плату) 2.Что еще можно сдать в аренду?(Свою дачу, гараж, машину, квартиру, землю, сдают в аренду. Это тоже часть дохода.) Имущество может приносить неплохой доход. Денег много накопили, В банк скорее поспешили. Валютный счет семьи открыли, За год ________ получили (проценты). 1. Ребята, почему выгодно хранить деньги в банке? (дети: банк за это платит) Через некоторое время их возвращают, да еще и проценты за услугу
2. Задание: Семья Ивановых (Красновых) состоит из 5 человек: папа, мама, бабушка, сын и дочь. Папа (работает): зарплата 50 000 рублей в месяц. Мама (работает): зарплата 28 000 рублей в месяц, получила премию 15 000 рублей. Бабушка (пенсионерка): пенсия 10 000 руб. в месяц, выиграла в лотерею 5 000 руб. Сын (студент): стипендия 2 000 руб. в мес. Дочь (школьница) __________________________.
Семья Петровых (Веселовых) состоит из 3 человек. Мама – работает воспитателем, зарплата 15000 рублей, детское пособие на ребенка 4000 рублей Дочь – 13 лет (учится в школе) Бабушка – пенсионерка, получает пенсию 10000 рублей
Задания. 1. Заполните таблицу «Доходы»
Подведение итогов. Каждый член семьи вносит посильный вклад в бюджет семьи своим посильным трудом. Поэтому необходимо уважать труд каждого из членов вашей семьи, так как все заботятся о пополнение семейного бюджета, чтобы росло благосостояние семьи. Ребята, сегодня мы с вами поговорили доходах семейного бюджета и научились выполнять некоторые расчеты. Но мы с вами понимаем, что в семье есть не только доходы, но есть и расходы. И чтобы не возникла ситуация, когда расходы превышают доходы, необходимо просчитывать семейный бюджет.
|
||||||||||||
Рефлексия |
3 мин |
Отвечают на вопросы, делают выводы |
Закончите предложение Мама, папа, я – наша дружная …Семья • Родители получают на работе …Зарплату • То, что тратит семья …Расходы • Её получают бабушки и дедушки…Пенсия • Бывает государственный, семейный…Бюджет • Назовите одним словом: зарплата, премия, пенсия, пособие …Доходы
- Если, вы не поняли, для чего вам нужно знать семейный бюджет, то закрасьте средний смайлик. - Если, вы считаете, что вы зря потратили время на занятии и эта информация вам не нужна, то закрасьте последний смайлик.
Спасибо за внимание и хорошую работу.
|
Ожидаемые результаты и методы оценки их достижения учащимися
Этапы |
Ожидаемые результаты |
Типы заданий контрольно-измерительных процедур |
Мотивация |
Повышение мотивации в получении дополнительных знаний |
Слушаю т стихотворение про бюджет и анализируют ситуацию |
Актуализация учебной задачи |
Получение информации о знаниях обучающихся |
Отвечают на вопросы, соотносят термин с его определением на основе своего жизненного опята |
Усвоение новых знаний |
Получение новых знаний и их обобщение для использования в практических действиях |
Просмотр мультфильмов, «Богатый Бобренок»: «Бюджет», «Доходы». участвуют в диалоге, отвечают на вопросы |
Решение практических задач |
Использование на практике, имеющихся у обучающихся знаний |
Делятся на группы, работают в группах по решению практических задач |
Рефлексия |
Оценка усвоения полученных знаний обучающихся |
Отвечают на вопросы, делают выводы |
Описание методик, рекомендуемых к использованию на занятии:
- словесные (беседа);
- наглядные (демонстрация мультимедийной презентации);
- работа учащихся в группах (решение практических задач).
Описание методики оценки педагогической эффективности занятия:
Критерии оценки эффективности занятия:
- обучающиеся увлечены и активно участвуют в различных видах деятельности;
- обучающиеся проявляют сплоченность команды при выполнении заданий;
- обучающиеся понимают и выполняют предложенные учителем задания.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Данное занятие позволяет показать учащимся взаимосвязь между доходами семьи и ее структурой, с одной стороны, и уровнем финансового благополучия – с другой, что, в свою очередь, повышает финансовую грамотность обучающихся младшего школьного возраста. Приобретенные в процессе занятия умения и навыки помогут в практическом применении знаний при формировании семейного бюджета.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ДОКУМЕНТОВ И ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ
Интернет ресурсы:
http://www.7budget.ru – сайт журнала «Семейный бюджет»;
http://ekonomica.org –
сайт по основам финансовой грамотности;
http://www.dostatok.ru –
сайт по основам финансовой грамотности.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.