Разработка внеурочного занятия по теме: «Структура дохода семьи»
Оценка 4.7

Разработка внеурочного занятия по теме: «Структура дохода семьи»

Оценка 4.7
doc
11.06.2022
Разработка внеурочного занятия  по теме:  «Структура дохода семьи»
внеурочное занятия по теме.doc

                                   

 

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Российская академия народного хозяйства и государственной службы

при Президенте Российской Федерации»

 

Карельский филиал РАНХиГС

Карельский региональный методически центр по финансовой грамотности

 

 

 

 

Разработка внеурочного занятия  по теме:

 

«Структура дохода семьи»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор работы:

 

                                                                                   Уткина Ирина Викторовна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Петрозаводск, 2021


 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Деньги - это средства необходимые для существования человека, они играют в нашей жизни важную роль. Часто многие семьи испытывают нехватку в денежных средствах. Не только молодые семьи, которые только что начали вести совместную жизнь, но и семьи, прожившие в браке много лет.
          Вроде и доходы такие же, как в семьях подруг, но вот почему то не хватает, хоть плачь, и постоянно приходится до получки занимать то у родителей, то у друзей. Куда уходят деньги? Почему утекают, как песок сквозь пальцы? И как другим удается не только сохранить деньги до следующей зарплаты, но еще и приумножить и накопить? Почему у подруги всегда полный кошелёк, вроде и она покупает такие же продукты? Но у вас уже через неделю после получки денег нет, а у неё деньги есть всегда.

Семейный бюджет – это общая сумма доходов и расходов всех членов семьи в течение, определённого времени.

Семейный бюджет составляется для:

- контроля  за финансовым положением семьи;

- достижения  финансовых целей (квартира, машина, отдых, образование, и т. д.);

- финансовой защиты семьи (создания денежных сбережений в виде резервного фонда, инвестиций и пенсионных накоплений).

Семейный бюджет нужен прежде всего для того, чтобы понять  ОТКУДА ПРИХОДЯТ И КУДА УХОДЯТ ВАШИ ДЕНЬГИ. Только разобравшись с движением денег в  семье вы сможете их контролировать и начать управлять ими.

Основная задача при составлении бюджета - правильно распределить будущие доходы на необходимые статьи расходов, чтобы в конечном итоге расходы не превышали доходы (чтобы бюджет был сбалансированным) и нам  хватило денег на жизнь.  Для этого необходимо правильно определить основные статьи доходов и расходов в семье.

Доход семьи складывается из денежных средств, которые супруги получают в виде заработной платы, из выплат детских пособий, алиментов, пенсий, от сдачи в аренду жилого помещения, от начисления процентов по банковским вкладам и прочие денежные поступления.

Так же в доход семьи входит материальная помощь от родственников, например: родители ежемесячно дают определенную сумму денег молодой семье или дети помогают престарелым родителям.

Расходы - это денежные средства, затраченные на содержание семьи. Расходы бывают постоянные и непредвиденные.

Методическая разработка занятия на тему: «Структура  дохода семьи» отражает реализацию образовательной программы по финансовой грамотности. Она предназначена для учащихся 6 классов общеобразовательных школ в курсе внеурочной деятельности.


 

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

 

1.                 Общая характеристика занятия

 

Характеристика условий реализации проекта:

 

Объект: обучающиеся  6  классов общеобразовательных учреждений

Место: пгт Пряжа (Пряжинское городское поселение)

Название образовательной организации (пилотная площадка):

Участники проекта: обучающиеся  6  классов  общеобразовательных учреждений, учитель -предметник

 

Название предмета (факультатива), место занятия в логике реализации предмета (курса, факультатива)

 

Тема занятия: "Структура доходов семьи"

 

Вид деятельности учащихся: внеурочная деятельность

 

Тип занятия: практикум

 

Оборудование и/ или характеристика образовательной среды: демонстрационный ПК (мультимедиа проектор, экран)

 

Учебно-методическое обеспечение:

Интернет ресурсы:

 

            http://www.7budget.ru – сайт журнала «Семейный бюджет»;
      
http://ekonomica.org – сайт по основам финансовой грамотности;
      
http://www.dostatok.ru – сайт по основам финансовой грамотности.

 

 

 

 

 


 

2.                 Педагогическая характеристика занятия

 

Цель занятия: практическое закрепление знаний о структуре дохода семьи

 

         Задачи:

ü Выявить основные источники семейного бюджета.

ü Раскрыть содержательную сторону экономических понятий (доходы ) через решение практических задач.

ü Закрепление навыков формирования структуры  доходов семьи

 

         Усвоение (применение, и т.п.) понятий по теме: доход, деньги, бюджет

 

Предметные образовательные результаты: усвоение знаний о видах и структуре доходов семейного бюджеты.  

 

Метапредметные ожидаемые результаты:  

Познавательные:

              анализировать, сравнивать, обобщать факты и явления; давать определения понятиям

 

Регулятивные:

              самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; искать и выделять необходимую информацию.

 

Коммуникативные:

                   самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения.

 

 

Личностные результаты:

формирование ответственного отношения к учению, готовности и        способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

осознание себя как члена семьи

овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений


1.     Методическая характеристика занятия:

Описание учебного процесса, структура занятия

 

Этапы и типы задания для учащихся

 

Этапы

Продолжительность

Действия учащихся при выполнении заданий или типы заданий для учащихся

Действия учителя

Мотивация

2 мин

Слушаю т стихотворение про бюджет и анализируют ситуацию

У взрослых людей есть такая забота:
Ходить каждый год, каждый день на работу
За эту работу им платят зарплату,
А эту зарплату рассчитывать надо!
И вот собирают семейный СОВЕТ,
Где создаётся семейный БЮДЖЕТ!

О чем же мы сегодня будет говорить? Давайте разбираться

Что такое семья? (Семья - коллектив родственников, которые живут в одном доме и ведут общее хозяйство)

А зачем человеку семья? Аргументируйте свой ответ

Какие правила поведения в семье вы знаете? (Ведение общего хозяйства.выполнение обязанностей по дому, доверие, уважение, забота друг о друге и т.д.)

Да, у каждого из нас есть семья, большая или маленькая.  В ней мы воспитываемся, отдыхаем, выполняем определенные обязанности, радуемся победам, переживаем неудачи вместе с близкими людьми. Иногда в семье возникают трудности, которые связаны с нехваткой денежных средств. Семья не может обойтись без денег. 

Как вы думаете, управлять домашним хозяйством легко? Обоснуйте ответ.(Для ведения домашнего хозяйства требуется много знаний, умений и навыков.)             

Молодцы!Да, ребята, ведение домашнего хозяйства это целая наука.

Актуализация учебной задачи

5 мин

Отвечают на вопросы, соотносят термин с его определением на основе своего жизненного опята

Нажить много денег – храбрость;
сохранить их – мудрость, 
а умело расходовать – искусство.

1.                 Как вы считаете, о чем эти слова?б экономии денег)

2.                 А где вы берете деньги? (у родителей, родственников)

3.                 А для чего вам нужны деньги? (для удовлетворения потребностей).

4.                 А откуда берутся деньги в вашей семье? (зарабатывают)

Давайте попробуем выполнить задание

Задание. (Напротив цифры поставить соответствующую букву.) Раздать таблицы!

Соотнесите термин с его определением

1. Семья

А) Деньги или материальные ценности,  поступающие в бюджет семьи

2.Доход 

Б) Денежные затраты, идущие на удовлетворение потребностей членов семьи

3.Расход

В) Наука, о повседневной экономической жизни семьи

4.Семейная экономика

Г) Структура всех доходов и расходов за определенный период времени

5.Потребность

Д) Лица, связанные родственными узами  и  проживающие на одной территории, ведущие совместное хозяйство

6.Бюджет семьи

Е) Осознанная необходимость иметь что-либо

 

Ответ: 1 – д, 2 – а, 3 – б, 4 – в, 5-е, 6- г.

Усвоение новых знаний

10 мин

Просмотр мультфильмов, участвуют в диалоге, отвечают на вопросы

Что же такое бюджет?

Просмотр  мультфильма «Богатый  Бобренок»,  10 серия  «Бюджет».

Бюджет семьи – это деньги, которые семья зарабатывает и расходует.

- Разным семьям необходима различные суммы денег, так как одни расходуют много средств, а другие на всем экономят, но и у тех, и у других, бюджет складывается из доходов и расходов.

А что такое доходы?

Просмотр  мультфильма «Богатый  Бобренок»,  11 серия  «Доходы».

Доходы – это деньги, которые мы зарабатываем и получаем.

Из чего складываются доходы, другими словами, откуда в семье берутся деньги? (Ответы учащихся).

Мама и папа работают. Что они получают за свой труд?  (Зарплату).

- В семье есть дедушка и бабушка. Они уже пожилые, не работают. Что получают дедушка и бабушка? (Пенсию).

- Кому еще в нашем государстве платят пенсию?? (Инвалидам)

- Дочка учится в училище и за хорошую учебу получает  …? (Стипендию)

- Что еще может приносить доход семье? (Государственные дотации: пособия, субсидии; доход от акций, доход от приусадебного хозяйства; от сдачи жилья, машины, дачи в наем и другие).

Решение практических задач

20 мин

Делятся на группы, работают в группах по решению практических задач

Работа в группах.

Задания для работы в группе.

1. Задание: вам необходимо вставить пропущенное слово, и вы узнаете,  вид дохода семьи

Мама с папой на работе,

У станков стоят все дни.

За труды их есть награда,

Называется ___________ (зарплата)

1. Ребята, кто получает зарплату?  ( дети: тот, кто работает)

2. С какого возраста человек в России может пойти на работу и получать зарплату?  (дети:В России человек, достигший 14-летнего возраста, уже может пойти работать и он будет получать зарплату.)

3. От чего  зависит величина заработной платы ? ( дети: она зависит от образования, квалификации, опыта и сложности, которую он выполняет и т.д.)

Вот почему так важно получить профессиональное образование после окончания школы.

А двадцатого числа

Бабе _______ пришла (пенсия).

1. Ребята, кто в семье может получать пенсию,  в каких случаях и кто ее выплачивает?(дети:  пожилые люди, инвалиды, дети по утере кормильца, выплачивает государство)

2.Во сколько лет  в нашей стране наступает пенсионный возраст?  для женщин и мужчин?В нашей стране пенсионный возраст-55-60 лет.

Брат собрался с мыслью тут,

Поступил он в институт.

Он ____________ несет,

И бюджет семьи растет (стипендия).

1. Что такое стипендия?(Дети: Стипендия - денежная помощь тем, кто учиться. Ведь учеба-это труд во имя будущего.)

2. Ребята, кто получает стипендию и кто ее выплачивает?

 (дети: стипендию платят только тем, кто хорошо учится, платит государство)

И бюджет из года в год

Пополняет ___________(огород)

Если хочешь урожай,

То давай поли, сажай.

1.Ребята, каким образом огород пополняет бюджет семьи?(дети: употребление своего урожая, продажа излишек выращенной продукции)

2. Какие доходы можно получать от личного подсобного хозяйства?(дети: выращивание животных для получения мяса, молока, яиц.)

 

Этот доход называется - доход в виде благ.

Папа может сдать в __________(аренда)

Дом, гараж, машину, землю.

 1.Ребята, а вы знаете, что такое аренда?

(дети: предоставление своего имущества другим людям за определенную плату)

2.Что еще можно сдать в аренду?(Свою дачу, гараж, машину, квартиру, землю, сдают в аренду. Это тоже  часть дохода.)

Имущество может приносить неплохой доход.

Денег много накопили,

В банк скорее поспешили.

Валютный счет семьи открыли,

За год ________ получили (проценты).

1. Ребята, почему выгодно хранить деньги в банке?

(дети: банк за это платит) Через некоторое время их возвращают, да еще и проценты за услугу

 

2.  Задание:

Семья  Ивановых (Красновых) состоит из 5 человек: папа, мама, бабушка, сын и дочь.

Папа (работает): зарплата 50 000 рублей в месяц.

Мама (работает): зарплата 28 000 рублей в месяц, получила премию 15 000 рублей.

Бабушка (пенсионерка): пенсия 10 000 руб. в месяц, выиграла в лотерею 5 000 руб.

Сын (студент): стипендия 2 000 руб. в мес.

Дочь (школьница) __________________________.

 

 

Семья Петровых (Веселовых) состоит из 3 человек.

Мама – работает воспитателем, зарплата 15000 рублей, детское пособие на ребенка  4000 рублей

Дочь – 13 лет (учится в школе)

Бабушка – пенсионерка, получает пенсию 10000 рублей

 

Задания.

1. Заполните таблицу «Доходы»

Виды доходов

Сумма в месяц

Сумма в год

 

 

 

 

 

 

Итого

 

 

Подведение итогов.

Каждый член семьи вносит посильный вклад в бюджет семьи своим посильным трудом. Поэтому необходимо  уважать труд каждого из  членов вашей семьи, так как все заботятся о пополнение семейного бюджета, чтобы росло  благосостояние семьи.

Ребята, сегодня  мы с вами поговорили  доходах семейного бюджета и научились выполнять некоторые расчеты.

Но мы с вами понимаем, что в семье есть не только доходы, но есть и расходы. И чтобы не возникла ситуация, когда расходы превышают доходы, необходимо просчитывать семейный бюджет.

 

Рефлексия

3 мин

Отвечают на вопросы, делают выводы

Закончите  предложение

Мама, папа, я – наша дружная …Семья

• Родители получают на работе …Зарплату

• То, что тратит семья …Расходы

• Её получают бабушки и дедушки…Пенсия

• Бывает государственный, семейный…Бюджет

• Назовите одним словом: зарплата, премия, пенсия, пособие …Доходы

 

- Если, вы не поняли, для чего вам нужно знать семейный бюджет, то закрасьте средний смайлик.

- Если, вы считаете, что вы зря потратили время на занятии и эта информация вам не нужна, то закрасьте последний смайлик.

 

Спасибо за внимание и хорошую работу.

 

 

 

Ожидаемые результаты и методы оценки их достижения учащимися

 

Этапы

Ожидаемые результаты

Типы заданий контрольно-измерительных процедур

Мотивация

Повышение мотивации в получении дополнительных знаний

Слушаю т стихотворение про бюджет и анализируют ситуацию

Актуализация учебной задачи

Получение информации о знаниях обучающихся

Отвечают на вопросы, соотносят термин с его определением на основе своего жизненного опята

Усвоение новых знаний

Получение новых знаний и их обобщение для использования  в практических действиях

Просмотр мультфильмов, «Богатый  Бобренок»:  «Бюджет»,  «Доходы».

 участвуют в диалоге, отвечают на вопросы

Решение практических задач

Использование на практике, имеющихся у обучающихся знаний

Делятся на группы, работают в группах по решению практических задач

Рефлексия

Оценка усвоения  полученных знаний обучающихся

Отвечают на вопросы, делают выводы

 

Описание методик, рекомендуемых к использованию на занятии:

- словесные (беседа);

- наглядные (демонстрация мультимедийной презентации);

- работа учащихся в группах (решение практических задач).

 

Описание методики оценки педагогической эффективности занятия:

Критерии оценки эффективности занятия:

-       обучающиеся увлечены и активно участвуют в различных видах деятельности;

-       обучающиеся проявляют сплоченность команды при выполнении заданий;

-       обучающиеся понимают и выполняют предложенные учителем задания.

 


 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Данное занятие позволяет показать учащимся взаимосвязь между доходами семьи и ее структурой, с одной стороны, и уровнем финансового благополучия – с другой, что, в свою очередь, повышает финансовую грамотность обучающихся младшего школьного возраста. Приобретенные в процессе занятия умения и навыки помогут в практическом применении знаний при формировании семейного бюджета.

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ДОКУМЕНТОВ И ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ

Интернет ресурсы:

 

            http://www.7budget.ru – сайт журнала «Семейный бюджет»;
      
http://ekonomica.org – сайт по основам финансовой грамотности;
      
http://www.dostatok.ru – сайт по основам финансовой грамотности.

 

 


Скачано с www.znanio.ru

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при

ВВЕДЕНИЕ Деньги - это средства необходимые для существования человека, они играют в нашей жизни важную роль

ВВЕДЕНИЕ Деньги - это средства необходимые для существования человека, они играют в нашей жизни важную роль

Доход семьи складывается из денежных средств, которые супруги получают в виде заработной платы, из выплат детских пособий, алиментов, пенсий, от сдачи в аренду жилого помещения,…

Доход семьи складывается из денежных средств, которые супруги получают в виде заработной платы, из выплат детских пособий, алиментов, пенсий, от сдачи в аренду жилого помещения,…

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 1.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 1.

Педагогическая характеристика занятия

Педагогическая характеристика занятия

Методическая характеристика занятия:

Методическая характеристика занятия:

Как вы думаете, управлять домашним хозяйством легко?

Как вы думаете, управлять домашним хозяйством легко?

Бюджет семьи Е) Осознанная необходимость иметь что-либо

Бюджет семьи Е) Осознанная необходимость иметь что-либо

Государственные дотации: пособия, субсидии; доход от акций, доход от приусадебного хозяйства; от сдачи жилья, машины, дачи в наем и другие)

Государственные дотации: пособия, субсидии; доход от акций, доход от приусадебного хозяйства; от сдачи жилья, машины, дачи в наем и другие)

В нашей стране пенсионный возраст-55-60 лет

В нашей стране пенсионный возраст-55-60 лет

Что еще можно сдать в аренду ? (Свою дачу, гараж, машину, квартиру, землю, сдают в аренду

Что еще можно сдать в аренду ? (Свою дачу, гараж, машину, квартиру, землю, сдают в аренду

Дочь – 13 лет (учится в школе)

Дочь – 13 лет (учится в школе)

Бывает государственный, семейный…Бюджет •

Бывает государственный, семейный…Бюджет •

Усвоение новых знаний Получение новых знаний и их обобщение для использования в практических действиях

Усвоение новых знаний Получение новых знаний и их обобщение для использования в практических действиях

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Данное занятие позволяет показать учащимся взаимосвязь между доходами семьи и ее структурой, с одной стороны, и уровнем финансового благополучия – с другой, что, в…

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Данное занятие позволяет показать учащимся взаимосвязь между доходами семьи и ее структурой, с одной стороны, и уровнем финансового благополучия – с другой, что, в…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.06.2022