Будущая профессия
Ткаченко О.Г,
Социальный педагог
специалист высшей категории
ГБОУ ЛНР « ЛСШ № 25 имени М.С.Лиховида»
Цель:
· помочь школьникам сделать осознанный выбор профессии;
· формирование психологической готовности к совершению осознанного профессионального выбора, соответствующего индивидуальным особенностям каждой личности;
· повышение компетентности учащихся в области планирования карьеры;
· развивать умение работать самостоятельно и в группе развивать умение планировать и оценивать свою деятельность;
· расширить знания детей о мире профессий;
· развитие осознанного отношения выпускников к своему профессиональному будущему;
· обеспечить готовность выпускников к профессиональному самоопределению.
Задачи:
· осознание своих желаний и возможностей;
· исследование способностей, интересов, интеллектуальных и личностных особенностей;
· ознакомление с основными принципами выбора профессии, планирования карьеры;
· знакомство с особенностями современного рынка труда;
· помощь в сопоставлении своих возможностей с требованиями выбираемых профессий;
· помощь в осознании трудностей в достижении профессиональных целей и найти пути их преодоления;
· формирование профессионального намерения и оказание помощи в его реализации.
Целевая аудитория: обучающиеся 9 класса.
Продолжительность занятия: 45 минут.
Материалы и оборудование: карточки по количеству участников, шариковые ручки, буквы алфавита, листы бумаги.
Ход занятия
Приветствие. В мире существует огромное количество профессий. Как найти среди них свою? Сколько из них мы себе более или менее представляем? На что ориентироваться? На вопрос: «Кем ты хочешь стать после школы?» - старшеклассники не всегда могут ответить. А между тем проблема выбора профессии очень серьёзна. Особенно сегодня, когда наше общество вступило в рыночные отношения. От человека всё в большей степени требуются высокий профессионализм, готовность быстро приспосабливаться к новым явлениям общественной и экономической жизни. Многие из вас, наверняка, уже задумывались над этой проблемой. Чтобы найти любимую работу, нужно прежде всего хорошо знать, какие работы вообще есть на свете. Все мы ,с вами, разные, со своими индивидуальными ,возможностями, интересами, каждый из нас - это отдельный мир знаний, эмоций, чувств, переживаний, стремлений, мотивов.
Разминка «Придумай профессию».
Цель: создание благоприятной атмосферы на занятии.
Инструкция: -К Р О П ( представитель команды вытягивает незаполненные
карточки с заданием).
Задание: надо придумать профессии или
специальности, начинающиеся на заданную букву. За каждую названную профессию
или специальность команда получает 1 балл. Если названная профессия или
специальность вызывает сомнение, команда должна объяснить, чем занимается
представитель данной профессии или специальности. Если команда не сможет дать
объяснение, то ответ не засчитывается. Чья команда это сделает лучше и быстрее?
- дополнительные 3 балла. Время выполнения – 3 минуты .
-О К Р П
Контролер, разведчик, проводник, орнитолог, киноартист,
рыбак, плотник, крановщик, редактор, пилот,
обходчик железнодорожных путей, кочегар, радиоведущий, пожарный ,киномеханик, рентгенолог,
полицейский, оператор связи, космонавт, радист, полярник, кабельщик, репортер, кровельщик,
печник, каменщик, пиротехник, кутюрье, повар, кондитер, пекарь, кондуктор, портной, парашютист.
Содержание занятия
1)Упражнение ««Моя профессия». » (15 мин.)
Цель: исследование способностей, интересов, интеллектуальных и личностных особенностей;
Инструкция: Каждая команда вытянет одну букву алфавита, придумает на эту букву профессию и покажет её особенности другим группам (пантомимой, жестами, мимикой). Остальные команды должны отгадать название профессии. (Представитель от каждой команды подходит к столу, где разложены все буквы алфавита, вытягивает любую; команда совещается, показывает, остальные группы отгадывают профессию.).
Придуманные вами профессии и составят название команды. Итак, у нас появились следующие команды______________________________________
2) Упражнение «Остров надежды» (10 мин.)
Цель: игра помогает лучше осознать роль тех или иных профессий в жизни общества.
Инструкция: На этом острове есть все условия для жизни: пресная вода, рыба в реках, птицы и звери в лесах, фруктовые деревья… А у вас, совершенно случайно, оказались семена подсолнечника и гороха, пшеницы и моркови, а также топор, пила, молоток, моток верёвки… Короче, что-то среднее между островом Робинзона Крузо из книги Даниэля Дефо и таинственным островом капитана Немо из книги Жюля Верна…Ваша задача: Каждая команда составляет список из 10 видов профессиональной деятельности, которые являются самыми необходимыми, на ваш взгляд, для того, чтобы выжить на необитаемом острове. Время!
3) Упражнение «Быстро понять» (15мин.)
Цель: дать возможность участникам соотнести свой образ с различными профессиями на основании знаний учащихся друг о друге.
Инструкция: 1. Перед началом самой игры ведущий спрашивает у участников, какие профессии для них наиболее интересны, и выписывает эти профессии (примерно 10-15) на доске; или использует материалы анкет. Это исключит случаи, когда названная профессия будет никому не интересна, а может даже и неприятна.
2. Затем ведущий объясняет правила проведения игры: «Сейчас я буду называть профессии; каждый в течение нескольких секунд должен посмотреть на своих товарищей и определить, кому эта профессия подойдет в наибольшей степени. Затем все по команде одновременно должны показать на выбранного человека, наиболее подходящего для данной профессии».
3. Показав на своего товарища, все участники должны замереть; ведущий подсчитывает, сколько рук показывает на каждого человека, то есть чей образ, по мнению большинства игроков, в наибольшей степени соответствует данной профессии.
Рефлексия.
Продолжите, пожалуйста,
предложения:
Игры мне понравились…
Игры мне не понравились и я бы посоветовал (а)…
Подведение итогов занятия.
Сегодня вы узнали о разных профессиях, о том, как правильно выбирать свое дело в жизни. Задача эта нелегкая, к ней надо готовиться уже сейчас. А чтобы профессия радовала, приносила удовольствие, нужно, чтобы она соответствовала вашему складу характера, мышления, психики. Для этого надо узнавать себя, изучать себя, наблюдать за собой, знать свои сильные и слабые стороны. Только тогда вы не ошибетесь и сделаете правильный выбор.
Что интересного вы узнали сегодня? Что осталось в памяти? О чем можно задуматься?
Литература:
1)ped-kopilka.ru
2)pandia.ru
3)портал «Учёба.ру,
4)Сайт «Профориентация: кем стать», раздел «Как выбрать профессию?» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ht.ru/prof/
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.