Разработка занятия по химии для 8 класса по теме «Тепловой эффект химической реакции понятие о термохимическом уравнении экзо и эндотермические реакции»
Оценка 4.8

Разработка занятия по химии для 8 класса по теме «Тепловой эффект химической реакции понятие о термохимическом уравнении экзо и эндотермические реакции»

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
химия
8 кл—9 кл
01.11.2023
Разработка занятия по химии для 8 класса по теме «Тепловой эффект химической реакции понятие о термохимическом уравнении экзо и эндотермические реакции»
Занятие по химии по теме: «Тепловой эффект химической реакции понятие о термохимическом уравнении экзо и эндотермические реакции» позволит учащимся более полно Сформировать понятие об экзо- и эндотермических реакциях, тепловом эффекте химической реакции, термохимическом уравнении, научиться составлять термохимические уравнения и производить расчеты теплоты по уравнению реакции, развивать логическое мышление и умение сравнивать, обобщать, анализировать , наблюдать, анализировать природные явления и проводимый химический эксперимент. Воспитывать интерес к предмету химия. Формировать у учащихся коммуникативные навыки, чувство товарищества и взаимопомощи, умения работать в парах.
Разработка занятия Тепловой эффект химической реакции.docx

Пояснительная записка к занятию

Занятие по химии по теме: «Тепловой эффект химической реакции понятие о термохимическом уравнении экзо и эндотермические реакции» позволит учащимся более полно  Сформировать понятие об экзо- и эндотермических реакциях, тепловом эффекте химической реакции, термохимическом уравнении, научиться  составлять термохимические уравнения и производить расчеты теплоты по уравнению реакции, развивать логическое мышление и умение сравнивать, обобщать, анализировать ,  наблюдать, анализировать природные явления и проводимый химический эксперимент. Воспитывать интерес к предмету химия.  Формировать у учащихся коммуникативные  навыки, чувство товарищества и взаимопомощи, умения работать в парах.

Занятие по химии для 8 класса по теме «Тепловой эффект химической реакции понятие о термохимическом уравнении экзо и эндотермические реакции»

Цель занятия:

Учащиеся должны знать понятие теплового эффекта, уметь проводить термохимические расчеты, совершенствовать навыки составления химических уравнений реакций.

Планируемые результаты обучения:

- личностные результаты

1) патриотического воспитания:

ценностного отношения к отечественному культурному, историческому и научному наследию, понимания значения химической науки в жизни современного общества, способности владеть достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной химии, заинтересованности в научных знаниях об устройстве мира и общества;

- метапредметные результаты:

Базовые логические действия:

умения использовать приёмы логического мышления при освоении знаний: раскрывать смысл химических понятий (выделять их характерные признаки, устанавливать взаимосвязь с другими понятиями)

-  предметные результаты:

 иллюстрировать взаимосвязь основных химических понятий и применять эти понятия при описании веществ и их превращений;

использовать химическую символику для составления формул веществ и уравнений химических реакций;

Оборудование: вещества: штатив с пробирками, Zn; HCI; NH4NO3 , свеча, спички, Оборудование «Точка Роста», ноутбуки, программа «Релеон лайт», датчики температуры.

Дидактические материалы: Журнал «Химия в школе»;

Габриелян О.С. Изучаем химию в 8 кл.: дидактические материалы / О.С. Габриелян, Т.В. Смирнова. – М.: Блик плюс

 

Этапы занятия

1.                 Организационный этап

Приветствие учащихся. Проверка готовности класса к уроку. Настрой учащихся на работу. Предварительно учащиеся делятся на 2 команды. На столах у учащихся двух групп реактивы и оборудование «Релеон лайт»

 

Ребята, давайте с вами вспомним, что для химических реакций характерны различные признаки. Назовите их.

Если я зажгу свечу, посмотрите что происходит?

-(предполагаемый ответ учащихся) Горение. Горение – это химическая или физическая реакция?

- Если горение это химическая реакция, докажите, приведите доводы, есть ли образование новых веществ?

Понесите к пламени свечи кусочек стекла, зажимая его щипцами. Что мы видим?

- Выделение сажи - углерода, продуктов реакции.

- Можем ли мы утрверждать,что при горении веществ выделяется тепло?

- Да.

Значит , одним из признаков реакции является выделение теплоты?

Давайте проведем еще несколько экспериментов…

Вы поделены на 2 группы. Перед вами на столах есть реактивы, у каждой из групп они различны.

Проведем 1й эксперимент (1ая группа)

Взаимодействие цинка с кислотой.

В пробирку с Zn осторожно прилейте раствор соляной кислоты HCl, что наблюдаете?

Давайте тепрь подключим оборудование релеон лайт и опустим термопарный датчик в пробирку, что мы увидим на графике?

Температура начинает расти. Мы видим явный признак теплового эффекта.

Ребята запишите в свой рабочий лист наблюдаемое явление и запишем уравнение реакии

 Zn + 2HCl = ZnCl2 + H2↑ + Q

Признаками проводимой реакции будут выделение газа и теплоты.

Теперь обратимся ко 2й команде

В пробирку с белым кристаллическим веществом прилейте имеющуюся воду, встряхните. Возьмем термопарный датчик опустим в пробирку, что наблюдаем на графике?

На графике температура снижается

Запишите уравнение реакции и признаки

NH4NO3 + H2O  NH4OH + HNO3 – Q

- Мы провели с вами 2 реакции, по какому признаку можно их классифицировать?

- Правильно, по поглощению или по выделению теплоты.

 - Количество теплоты, которое выделяется или поглощается при химической реакции, называют тепловым эффектом реакции.

Тепловой эффект обозначается Q и измеряется в Дж или кДж.

Давайте запишем классификацию химических реакций по тепловому эффекту.

Реакции, протекающие с выделение теплоты, называют экзотермическими.

Реакции, протекающие с поглощением теплоты, называют эндотермическими.

Самостоятельно, в рабочих листах запишите классификацию химических реакций по тепловому эффекту и дайте пояснения.

2. Актуализация знаний.

 Итак, какие реакции называются экзотермическими?

 К ним относятся, как правило, все типы реакций, кроме реакций разложения. При записи уравнений экзотермических реакций в правой части пишут +Q.

-  А какие реакции называют эндотермическими? К ним, как правило, относятся реакции разложения. При записи эндотермических реакций в правой части пишут –Q.

Если при записи химического уравнения указан тепловой эффект (необязательно числовое значение, но даже в виде символов +Q или –Q), то уравнение называют термохимическим.

В термохимических уравнения указывают агрегатное состояние вещества, так как одно и тоже вещество в разных агрегатных состояниях имеет разную энергию.

   Раздел химии, в задачу которого входит определение и изучение тепловых эффектов реакции называется Термохимией.

3.Закрепление изученного материала

Чтобы проверить степень усвоения вами нового материала, давайте проведем небольшую тестовую работу. (Приложение)

4. Подведение итогов:

Подведение результатов, объявление оценок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Рабочие листы

Команда 1

1.Практическая работа . Взаимодействие цинка и соляной кислоты.

В пробирку с Zn осторожно прилейте раствор соляной кислоты HCl, что наблюдаете?

Что делаю

Что наблюдаю

 

 

 

 

 

 

2.Запишите схему классификации химических реакций по тепловому эффекту:

3. Работа в приложении Learning App

https://learningapps.org/watch?v=pkhd1wyec23

Команда 2.

1.Практическая работа. Взаимодействие аммиачной селитры и воды.

В пробирку с белым кристаллическим веществом прилейте имеющуюся воду, встряхните. Возьмем термопарный датчик опустим в пробирку, что наблюдаем на графике?

Что делаю

Что наблюдаю

 

 

 

 

 

 

2.Запишите схему классификации химических реакций по тепловому эффекту:

 

3. Работа в приложении Learning App

https://learningapps.org/watch?v=pkhd1wyec23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2.

Тест.

1. Заполни пропуски

Реакции, протекающие с выделением теплоты и света, называют реакциями

…. Это реакции .

Выберите пропущенные слова (укажи буквы, соответствующие по смыслу пропускам):

а) разложения;

б) эндотермические;

в) экзотермические.

г)замещения

2. Какие схемы можно назвать термохимическими уравнениями реакций?

а) 2 H2(г) + O2(г) = 2 H2О(ж) + 572 кДж

б) 2 H2 + O2 = 2 H2О + 572 кДж

в) 2 H2(г) + O2(г) = 2 H2О(ж)

3. Какая запись, соответствует эндотермической реакции?

а) С(тв) + O2(г) = СO2(г) + 394 кДж

б) СаСO3 = СO2 + СаО – 310 кДж

г) Н2 + I2 = 2HI – 52 кДж

д) 3Fe + O2 = Fe3O+ 118 кДж

4. Приведены уравнения реакций:

1. С+О2 = СО2 + 402,24кДж

2. 2HgO = 2Hg + О2 -180кДж

4.Определите тип, к которому относятся данные реакции.

а) обе реакции экзотермические

б) обе реакции эндотермические

в) А – эндотермическая, а Б – экзотермическая

г) А – экзотермическая, а Б – эндотермическая

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Пояснительная записка к занятию

Пояснительная записка к занятию

Базовые логические действия: умения использовать приёмы логического мышления при освоении знаний: раскрывать смысл химических понятий (выделять их характерные признаки, устанавливать взаимосвязь с другими понятиями) -…

Базовые логические действия: умения использовать приёмы логического мышления при освоении знаний: раскрывать смысл химических понятий (выделять их характерные признаки, устанавливать взаимосвязь с другими понятиями) -…

Горение. Горение – это химическая или физическая реакция? -

Горение. Горение – это химическая или физическая реакция? -

Zn + 2HCl = ZnCl2 + H2↑ + Q

Zn + 2HCl = ZnCl2 + H2↑ + Q

К ним относятся, как правило, все типы реакций, кроме реакций разложения

К ним относятся, как правило, все типы реакций, кроме реакций разложения

Разработка занятия по химии для 8 класса по теме «Тепловой эффект химической реакции понятие о термохимическом уравнении экзо и эндотермические реакции»

Разработка занятия по химии для 8 класса по теме «Тепловой эффект химической реакции понятие о термохимическом уравнении экзо и эндотермические реакции»

Приложение 1 Рабочие листы

Приложение 1 Рабочие листы

Запишите схему классификации химических реакций по тепловому эффекту: 3

Запишите схему классификации химических реакций по тепловому эффекту: 3

Тест. 1. Заполни пропуски

Тест. 1. Заполни пропуски

А – эндотермическая, а Б – экзотермическая г)

А – эндотермическая, а Б – экзотермическая г)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.11.2023