Пояснительная записка к занятию
Занятие по химии по теме: «Тепловой эффект химической реакции понятие о термохимическом уравнении экзо и эндотермические реакции» позволит учащимся более полно Сформировать понятие об экзо- и эндотермических реакциях, тепловом эффекте химической реакции, термохимическом уравнении, научиться составлять термохимические уравнения и производить расчеты теплоты по уравнению реакции, развивать логическое мышление и умение сравнивать, обобщать, анализировать , наблюдать, анализировать природные явления и проводимый химический эксперимент. Воспитывать интерес к предмету химия. Формировать у учащихся коммуникативные навыки, чувство товарищества и взаимопомощи, умения работать в парах.
Занятие по химии для 8 класса по теме «Тепловой эффект химической реакции понятие о термохимическом уравнении экзо и эндотермические реакции»
Цель занятия:
Учащиеся должны знать понятие теплового эффекта, уметь проводить термохимические расчеты, совершенствовать навыки составления химических уравнений реакций.
Планируемые результаты обучения:
- личностные результаты
1) патриотического воспитания:
ценностного отношения к отечественному культурному, историческому и научному наследию, понимания значения химической науки в жизни современного общества, способности владеть достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной химии, заинтересованности в научных знаниях об устройстве мира и общества;
- метапредметные результаты:
Базовые логические действия:
умения использовать приёмы логического мышления при освоении знаний: раскрывать смысл химических понятий (выделять их характерные признаки, устанавливать взаимосвязь с другими понятиями)
- предметные результаты:
иллюстрировать взаимосвязь основных химических понятий и применять эти понятия при описании веществ и их превращений;
использовать химическую символику для составления формул веществ и уравнений химических реакций;
Оборудование: вещества: штатив с пробирками, Zn; HCI; NH4NO3 , свеча, спички, Оборудование «Точка Роста», ноутбуки, программа «Релеон лайт», датчики температуры.
Дидактические материалы: Журнал «Химия в школе»;
Габриелян О.С. Изучаем химию в 8 кл.: дидактические материалы / О.С. Габриелян, Т.В. Смирнова. – М.: Блик плюс
Этапы занятия
1. Организационный этап
Приветствие учащихся. Проверка готовности класса к уроку. Настрой учащихся на работу. Предварительно учащиеся делятся на 2 команды. На столах у учащихся двух групп реактивы и оборудование «Релеон лайт»
Ребята, давайте с вами вспомним, что для химических реакций характерны различные признаки. Назовите их.
Если я зажгу свечу, посмотрите что происходит?
-(предполагаемый ответ учащихся) Горение. Горение – это химическая или физическая реакция?
- Если горение это химическая реакция, докажите, приведите доводы, есть ли образование новых веществ?
Понесите к пламени свечи кусочек стекла, зажимая его щипцами. Что мы видим?
- Выделение сажи - углерода, продуктов реакции.
- Можем ли мы утрверждать,что при горении веществ выделяется тепло?
- Да.
Значит , одним из признаков реакции является выделение теплоты?
Давайте проведем еще несколько экспериментов…
Вы поделены на 2 группы. Перед вами на столах есть реактивы, у каждой из групп они различны.
Проведем 1й эксперимент (1ая группа)
Взаимодействие цинка с кислотой.
В пробирку с Zn осторожно прилейте раствор соляной кислоты HCl, что наблюдаете?
Давайте тепрь подключим оборудование релеон лайт и опустим термопарный датчик в пробирку, что мы увидим на графике?
Температура начинает расти. Мы видим явный признак теплового эффекта.
Ребята запишите в свой рабочий лист наблюдаемое явление и запишем уравнение реакии
Zn + 2HCl = ZnCl2 + H2↑ + Q
Признаками проводимой реакции будут выделение газа и теплоты.
Теперь обратимся ко 2й команде
В пробирку с белым кристаллическим веществом прилейте имеющуюся воду, встряхните. Возьмем термопарный датчик опустим в пробирку, что наблюдаем на графике?
На графике температура снижается
Запишите уравнение реакции и признаки
NH4NO3 + H2O ⇄ NH4OH + HNO3 – Q
- Мы провели с вами 2 реакции, по какому признаку можно их классифицировать?
- Правильно, по поглощению или по выделению теплоты.
- Количество теплоты, которое выделяется или поглощается при химической реакции, называют тепловым эффектом реакции.
Тепловой эффект обозначается Q и измеряется в Дж или кДж.
Давайте запишем классификацию химических реакций по тепловому эффекту.
Реакции, протекающие с выделение теплоты, называют экзотермическими.
Реакции, протекающие с поглощением теплоты, называют эндотермическими.
Самостоятельно, в рабочих листах запишите классификацию химических реакций по тепловому эффекту и дайте пояснения.
2. Актуализация знаний.
Итак, какие реакции называются экзотермическими?
К ним относятся, как правило, все типы реакций, кроме реакций разложения. При записи уравнений экзотермических реакций в правой части пишут +Q.
- А какие реакции называют эндотермическими? К ним, как правило, относятся реакции разложения. При записи эндотермических реакций в правой части пишут –Q.
Если при записи химического уравнения указан тепловой эффект (необязательно числовое значение, но даже в виде символов +Q или –Q), то уравнение называют термохимическим.
В термохимических уравнения указывают агрегатное состояние вещества, так как одно и тоже вещество в разных агрегатных состояниях имеет разную энергию.
Раздел химии, в задачу которого входит определение и изучение тепловых эффектов реакции называется Термохимией.
3.Закрепление изученного материала
Чтобы проверить степень усвоения вами нового материала, давайте проведем небольшую тестовую работу. (Приложение)
4. Подведение итогов:
Подведение результатов, объявление оценок.
Приложение 1
Рабочие листы
Команда 1
1.Практическая работа . Взаимодействие цинка и соляной кислоты.
В пробирку с Zn осторожно прилейте раствор соляной кислоты HCl, что наблюдаете?
Что делаю |
Что наблюдаю |
|
|
2.Запишите схему классификации химических реакций по тепловому эффекту:
3. Работа в приложении Learning App
https://learningapps.org/watch?v=pkhd1wyec23
Команда 2.
1.Практическая работа. Взаимодействие аммиачной селитры и воды.
В пробирку с белым кристаллическим веществом прилейте имеющуюся воду, встряхните. Возьмем термопарный датчик опустим в пробирку, что наблюдаем на графике?
Что делаю |
Что наблюдаю |
|
|
2.Запишите схему классификации химических реакций по тепловому эффекту:
3. Работа в приложении Learning App
https://learningapps.org/watch?v=pkhd1wyec23
Приложение 2.
Тест.
1. Заполни пропуски
Реакции, протекающие с выделением теплоты и света, называют реакциями
…. Это реакции ….
Выберите пропущенные слова (укажи буквы, соответствующие по смыслу пропускам):
а) разложения;
б) эндотермические;
в) экзотермические.
г)замещения
2. Какие схемы можно назвать термохимическими уравнениями реакций?
а) 2 H2(г) + O2(г) = 2 H2О(ж) + 572 кДж
б) 2 H2 + O2 = 2 H2О + 572 кДж
в) 2 H2(г) + O2(г) = 2 H2О(ж)
3. Какая запись, соответствует эндотермической реакции?
а) С(тв) + O2(г) = СO2(г) + 394 кДж
б) СаСO3 = СO2 + СаО – 310 кДж
г) Н2 + I2 = 2HI – 52 кДж
д) 3Fe + O2 = Fe3O4 + 118 кДж
4. Приведены уравнения реакций:
1. С+О2 = СО2 + 402,24кДж
2. 2HgO = 2Hg + О2 -180кДж
4.Определите тип, к которому относятся данные реакции.
а) обе реакции экзотермические
б) обе реакции эндотермические
в) А – эндотермическая, а Б – экзотермическая
г) А – экзотермическая, а Б – эндотермическая
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.