Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр искусств» городского округа город Салават
Республики Башкортостан
Разработка занятия, по предмету: «Музыкальный инструмент»(баян). Тема:"Средства музыкальной выразительности (динамика, штрихи) в раскрытии художественного образа"
Выполнила : Шарипова Гульназ Маратовна,
педагог дополнительного образования
Салават 2023
Разработка занятия педагога дополнительного образования Шариповой Гульназ Маратовны, с учащимся 4-го года обучения, по предмету: « Музыкальный инструмент»(баян).
Тип занятия: углубление.
Вид занятия: традиционный.
Форма занятия: индивидуальная.
Тема: «Средства музыкальной выразительности (динамика, штрихи) в раскрытии художественного образа»
Цель: развитие навыка работы над художественным образом в произведениях, посредством использования средств музыкальной выразительности.
Задачи: 1. Обучающие: продолжить формирование практических навыков (научить раскрывать замысел произведения, работа над средствами музыкальной выразительности, исполнение в среднем темпе с поставленными задачами).
2. Развивающие: развивать умение слушать и понимать исполняемое произведение, координацию движений, образное музыкальное мышление.
3. Воспитательные: воспитывать любовь к музыке, воспитывать эстетический вкус, усидчивость, трудолюбие, собранность.
Методы обучения: словесный, наглядный, практический.
Технические средства обучения:
Инструмент (баян), стул, пульт, нотные пособия.
Репертуарный план занятия :
1.Организационный момент
2. Гамма Соль мажор, исполнение различными техниками.
3.Игра упражнений .
4.Работа над произведением А.Куклина «Прыг-скок».
5.Физ.разминка
6.Работа над произведением «Янгали», башкирская народная мелодия.
7.Работа над произведением «Рождественские колокольчики»
8.Итог занятия. Домашнее задание.
Ход занятия:
1) Организационный момент. Приветствие, посадка за инструмент, настрой на активную творческую работу.
2)-игра гаммы Соль мажор с динамическими оттенками, разными штрихами, разными приёмами игры.
3)-игра упражнений, направленные на свободу двигательного аппарата.
Следим за качеством звукоизвлечения, ритмическим рисунком и свободой пальцев правой руки.
4) Работа над произведением А.Куклина «Прыг-скок».
Обсуждение художественного образа произведения. При диалоге возможно использовать картины, рисунки, помогающие понять смысл произведения.
1.Кого или что характеризует это произведение, твоё представление ?
2. Что помогло понять, о чем
это произведение? Какие средства музыкальной выразительности использовал
композитор?
4. Какой темп в этом произведении? Динамика, штрихи, характер аккомпанемента?
5. На сколько частей можно условно разделить пьесу? Что мы представили в первой
части, а что во второй? Как в музыке заметно это изменение?
Исполнение произведения «Прыг-скок» с выполнением раннее поставленных задач:
1.производить смены меха в
указанных местах нотного текста;
2.точно выполнять аппликатурные требования – соблюдать выставленные над нотными
знаками пальцы;
3.точно выдерживать все длительности;
4.держать единый темп исполнения;
5.добиться безостановочной игры двумя руками, при этом точно соблюдая нотный
текст.
5)- физ. разминка (с использованием здоровьесберегающей технологии):
Ча-ча –ча, ча-ча –ча, ( хлопки)
1-2-3-4
Печка очень горяча ,(хлопки по бедру)
1-2-3-4.(прыжки)
Чи-чи-чи, Чи-чи-чи (поворот ,хлопки)
1-2-3-4 (наклоны)
Печёт печка пироги, (приседание, хлопки)
1-2-3-4.
6)Работа над произведением «Янгали», башкирская народная мелодия.
Выявить самостоятельно в следующем произведении художественный образ. Определить кульминационные точки и движение фразировки.
Отработать вариации , исполняя их различными приёмами игры.
7) Работа над произведением «Рождественские колокольчики»
Умение раскрыть худ. образ путем правильного исполнения средств муз. выразительности. Игра в ансамбле.
Закрепление пройденного материала.
Обсуждение всей проделанной работы на занятии . 8) Итог занятия .
Все средства музыкальной выразительности имеют большое значение в определении замысла композитора, т.к. непосредственным образом влияют на характер музыкального произведения, его внутреннее содержание. Одновременная концентрация внимания в работе над разнообразными средствами музыкальной выразительности значительно повышает эффективность овладения каждым навыком в отдельности и обеспечивает целостный, системный подход к обучению, который способствует правильно определить художественный образ произведения. Эмоциональное переживание музыкального произведения помогает развитию восприятия музыки и положительно сказывается на творческом процессе, что способствует развитию интереса и воспитанию чувства любви к музыке с формированием художественно-эстетического вкуса.
Домашнее задание, проставление оценки.
Самоанализ и самооценка учащегося о проделанной работе на занятии с корректировкой преподавателем. Определение домашнего задания.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.