Я учитель математики и информатики, но уже девятый год преподаю только информатику. В прошлом году в рамках проекта «Информатизация системы образования» нашу школу подключили к Интернет. Это даёт широкие возможности, как ученикам, так и учителям. Мы с удовольствием участвуем в Интернет - карусели, в различных Интернет – конкурсах, в дистанционном обучении, переписываемся с друзьями с различных уголков нашей страны и других стран мира, путешествуем по виртуальным музеям, участвуем в Интернет - форумах, создаём и выставляем школьные сайты. Ну, а помощь Интернета к подготовке, организации и проведения урока просто неоценима.
Например, я на своих уроках успешно использую ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов – это готовые презентации, кроссворды, флэш тесты, предложенные по учебнику «Информатика - базовый курс», 8 класс (№118438) и
9 класс (№ 118454) И. Семакина, Л.Залоговой, С.Русакова, Л.Шестаковой.
Но особенно часто и результативно на своих уроках я использую ресурсы электронного наглядного пособия «Информатика» (№22717), где структурирован теоретический и практический материал учебных мультимедийных ресурсов для углублённого изучения курса «Информатика и ИКТ» и что, особенно подкупает так это яркие, красочные флэш ролики.
А также я постоянно совместно с учащимися разрабатываю медиа- и мультимедиа ресурсы для своих уроков. Так как я практикую модульную технологию, то к каждой теме курса «Информатика и ИКТ» разработаны опорные конспекты, вопросы
; видео - и аудиоматериалы; наглядные пособия; различные виды раздаточных материалов (разноуровневые); логические схемы, таблицы.
На данном уроке вначале используются готовые ЦОР, а потом в течение ленты, учащиеся, работая в группах над своим вопросом, готовят полезные и содержательные презентации, используя мультимедийные приложения и сеть Интернет.
Выполняют практические работы в различных программах и демонстрируют яркие красочные работы.
И в конце ленты обязательная защита своих проектов с комментариями и пояснениями.
Я предлагаю разработку занятия (120 мин) по теме «Кодирование текстовой, графической и звуковой информации»; дополнительный материал (презентации PowerPoint, графические иллюстрации, практические работы ребят, раздаточные материалы, задания для учащихся ).
Эта разработка может применяться как для первых уроков, так и для обобщения, систематизации, закрепления учебного материала по теме «Представление информации».
РАЗРАБОТКА ЗАНЯТИЯ ПО ТЕМЕ
«КОДИРОВАНИЕ ТЕКСТОВОЙ, ГРАФИЧЕСКОЙ, ЗВУКОВОЙ ИНФОРМАЦИИ»
Учитель: Гузова Тамара Ивановна, E-mail: Tamara_an64@mail.ru
МОУ Абанская СОШ№4 п. Абан, Красноярского края
Предмет: Информатика и ИКТ
Класс: 10 кл., информационно- технологический профиль
Тема: «Представление информации»
Тема занятия: «Кодирование текстовой, графической, звуковой информации»
Тип занятия: комбинированный
Цели:
v вспомнить, обобщить, систематизировать, дополнить информацию по данной теме
v овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий
v развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ
v выработка навыков применение средств ИКТ при выполнении индивидуальных и коллективных проектов
v воспитание ответственного отношения к информации с учётом правовых и этических аспектов её распространения, избирательного отношения к полученной информации
Методы:
v мозговой штурм
v работа в малых группах
v защита проектов
Техническое обеспечение:
v проектор
v локальная сеть
v подключение к Интернет
v соответствующее программное обеспечение
План занятия:
Ход занятия:
I Актуализация знаний:
Вспомнить общий принцип кодирования информации на компьютере.
Двоичное кодирование текстовой информации (основные таблицы кодировки, их сущность и назначение).
Двоичное кодирование графической информации (глубина цвета, модели цветопередачи). Просмотр флэш роликов из электронного наглядного пособия «Информатика» (№22717) модели цветопередачи:
Двоичное кодирование звуковой информации (временная дискретизация, частоты дискретизации, глубина кодирования звука). Просмотр флэш ролика «Аналоговое и цифровое представление звука (№125803)».
II Подгруппа из 10 человек разбивается на малые группы по 3 человека, и раздаются карточки – план работы групп и рабочий материал (заготовки).
(Смотри дополнительный материл – приложение).
Первая группа «Кодирование текстовой информации»
Пример карточки:
Теоретическая часть:
рабочий материал, заготовки:
Рабочий стол 10 «б» _
07 - 08г
1. Вспомнить, обобщить, систематизировать, дополнить материал по вопросу « Двоичное кодирование текстовой информации» ( стр.107 10-11 кл. Н.Д.Угринович).
Использовать ключивые понятия:
Ø :таблица кодировки, таблица кодировки ASCII (American Standard Code for Information Interchange), международный стандарт (таб.кодировки) Unicode
Ø уметь пояснить формулу N=2i
Ø пять различных кодировок для русских букв (кириллицы) (КОИ8-Р, Windows СР1251, MS-DOS СР866, Mac (Macintosh) и ISO 8859-5 (международная организация по стандартизации - International Standards Organization))
Ø коротко дать характеристику каждой
Ø какие программы заботятся о перекодировках текстовых документах
Ø найти дополнительную информацию по этому вопросу, используя Интернет (дополнительную информацию о таблицах кодировки, какие ещё существуют таблицы кодировки и т.д.)
2. Оформить в виде презентации. Уметь прокомментировать и защитить.
Практическая часть: Наглядно продемонстрировать отображение текстов в различных кодировках
1. Запустить текстовый редактор Hieroglyph
Пуск
все программы Hieroglyph
3.7 Hieroglyph
2.
Пуск Text Processor Text Processor
3. Определение числового кода символа – стр.110 10-11 кл. Н.Д.Угринович
4. Ввод символа по числовому коду – стр.110 10-11 кл. Н.Д.Угринович
Вторая группа «Кодирование графической информации»
Пример карточки:
Теоретическая часть:
рабочий материал, заготовки:
Рабочий стол 10 «б» _
07 - 08г
1. Вспомнить, обобщить, систематизировать, дополнить материал по вопросу « Двоичное кодирование графической информации» ( стр.112 10-11 кл. Н.Д.Угринович и стр.10 - 9 кл.).
Использовать ключивые понятия:
Ø пространственная дискретизация,
Ø пиксель, разрешающая способность растрового изображения,
Ø глубина цвета, формула N=2i
Ø умение рассчитать объём видеопамяти для одного из графических режимов
Ø палитры цветов в системах цветопередачи (RGB, CMYK, HSB)
Ø коротко дать характеристику каждой
Ø найти дополнительную информацию по этому вопросу, используя Интернет (какие модели цветообразования существуют ещё и т.д.)
2. Оформить в виде презентации. Уметь прокомментировать и защитить.
Практическая часть:
1. Наглядно продемонстрировать выбор цвета с использованием систем цветопередачи в
различных программах MS Word, Macromedia Flash, Adobe Photoshop, MS PowerPoint, Corel Draw
можно подготовить небольшие работы.
2. Установка графического режима, переключение видеорежимов, просмотреть информацию об адаптере – стр.115 10-11 кл. Н.Д.Угринович.
3. Д/П Растровая и векторная графика. Достоинства и недостатки.
Третья группа «Кодирование звуковой информации»
Пример карточки:
Теоретическая часть:
рабочий материал, заготовки:
Рабочий стол 10 «б»
_07 - 08г
1. Вспомнить, обобщить, систематизировать, дополнить материал по вопросу « Двоичное кодирование звуковой й информации» ( стр.116 10-11 кл. Н.Д.Угринович и стр.42 - 9 кл.).
Использовать ключивые понятия:
Ø интенсивность и частота звуковой волны
Ø временная дискретизация, при которой в определенные моменты времени амплитуда звуковой волны измеряется и квантуется, т.е. ей присваивается определенное значение из некоторого фиксированного набора. Данный метод называется еще импульсно-кодовой модуляцией PCM (Pulse Code Modulation).
Ø частоты дискретизации — количества измерений уровня сигнала в единицу времени(за одну секунду). Эта величина может принимать значения - диапазон от 8 до 48 кГц.
Ø глубина кодирования звука (количество информации, необходимое для кодирования дискретных уровней громкости цифрового звука) N=2i
Ø качество оцифрованного звука (от частоты и глубины дискретизации звука)
Ø оценить информационный объем цифрового стереозвукового файла
Ø звуковые редакторы (записывать, воспроизводить, редактировать)
2. Оформить в виде презентации. Уметь прокомментировать и защитить.
Практическая часть:
1. Работа в фонографе «Звукозапись» - стр.118 10-11 кл. Угринович
2. Обработка звукового файла с помощью звукового редактора Audacity подготовить небольшие работы
3. С помощью Интернет найти информацию о других звуковых редакторах и их возможностях.
III Каждая группа работает в соответствии своему плану. Углубляется в теоретическую часть своего вопроса, готовит презентацию, ищет нужную информацию с помощью Интернет, выполняет практические работы. Можно распределить обязанности в группе.
IV Защита своих проектов, которая сопровождается демонстрацией выполненных практических работ. Ребята задают вопросы на понимания, дополняют друг друга.
(Смотри дополнительный материл – приложение).
V Подведение итогов. После защиты проектов можно предложить вопросы:
- Какую закономерность в кодировании информации вы заметили?
- Как пояснить формулу N=2i при кодировании текстовой, графической, звуковой информации
- Предложить задачи: найти информационный объём текста в различных кодировках,
рассчитать объём видеопамяти для одного из графических режимов,
оценить информационный объем цифрового стереозвукового файла.
(Смотри дополнительный материл – приложение).
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.