Разработка занятия по теме "Кодирование информации"

  • doc
  • 21.01.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Гузова Т.И. Подготовка урока с использованием_ЦОР_ИКТ.doc

Подготовка урока с использованием цифровых образовательных ресурсов (ЦОР), размещенных в Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов и использованием информационно-коммуникационных технологий

 

Пояснительная записка

Я учитель математики и информатики, но уже  девятый год преподаю только информатику. В прошлом году в рамках проекта «Информатизация системы образования»  нашу школу подключили к Интернет. Это даёт широкие возможности,  как ученикам, так и учителям. Мы с удовольствием участвуем в Интернет - карусели, в  различных Интернет – конкурсах, в дистанционном обучении, переписываемся с друзьями с различных уголков нашей  страны и других стран мира, путешествуем по виртуальным музеям, участвуем в Интернет - форумах, создаём и выставляем школьные сайты. Ну,  а помощь Интернета к подготовке, организации и проведения урока  просто неоценима.

Например,  я на своих уроках успешно использую ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов – это  готовые презентации, кроссворды, флэш тесты, предложенные по учебнику  «Информатика - базовый курс», 8 класс (№118438) и  

9 класс  (№ 118454) И. Семакина, Л.Залоговой, С.Русакова, Л.Шестаковой.

Но особенно часто и результативно на своих уроках я использую ресурсы электронного наглядного пособия «Информатика» (№22717), где структурирован  теоретический  и практический материал учебных мультимедийных ресурсов для углублённого изучения курса  «Информатика и ИКТ» и что, особенно подкупает так это яркие, красочные флэш ролики.

 

А также я постоянно совместно  с учащимися разрабатываю медиа- и мультимедиа ресурсы для своих уроков. Так как я практикую модульную технологию, то к каждой теме  курса «Информатика и ИКТ» разработаны опорные конспекты, вопросы

; видео - и аудиоматериалы; наглядные пособия; различные виды раздаточных материалов (разноуровневые); логические схемы, таблицы.

На  данном уроке вначале используются готовые ЦОР, а потом в течение ленты,  учащиеся, работая в группах над своим вопросом,  готовят полезные и   содержательные   презентации, используя  мультимедийные приложения и сеть Интернет.

Выполняют практические работы в различных  программах и демонстрируют яркие красочные работы.

И в конце ленты обязательная защита  своих проектов  с комментариями и пояснениями.

 

Я предлагаю разработку занятия (120 мин) по теме «Кодирование текстовой, графической и звуковой информации»; дополнительный материал (презентации PowerPoint, графические иллюстрации, практические работы ребят, раздаточные материалы, задания для учащихся ).

 

Эта разработка  может применяться  как для первых уроков, так и  для обобщения,  систематизации, закрепления  учебного материала по теме «Представление информации».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАЗРАБОТКА ЗАНЯТИЯ ПО ТЕМЕ

«КОДИРОВАНИЕ ТЕКСТОВОЙ, ГРАФИЧЕСКОЙ, ЗВУКОВОЙ ИНФОРМАЦИИ»

Учитель: Гузова Тамара Ивановна,  E-mail: Tamara_an64@mail.ru

МОУ Абанская СОШ№4  п. Абан,  Красноярского края

Предмет: Информатика и ИКТ

Класс: 10 кл., информационно- технологический профиль

Тема: «Представление информации»

Тема занятия: «Кодирование текстовой, графической, звуковой информации»

Тип занятия: комбинированный

Цели:

v  вспомнить, обобщить, систематизировать, дополнить информацию по данной теме

v  овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий

v  развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ

v  выработка навыков применение средств ИКТ при выполнении индивидуальных и коллективных проектов

v  воспитание ответственного отношения к информации с учётом правовых и этических аспектов её распространения, избирательного отношения к полученной информации

Методы:

v  мозговой штурм

v  работа в малых группах

v  защита проектов

 

Техническое обеспечение:

v  проектор

v  локальная сеть

v  подключение к Интернет

v  соответствующее программное  обеспечение

 

 

План занятия:

 

  1. Определение целей. Вспомнить основы теоретического материала
  2. Работа в группах над проектом
  3. Выполнение практической части задания
  4. Защита  своих проектов
  5. Рефлексия

 

Ход занятия:

 

    

I   Актуализация знаний:

 

Вспомнить общий  принцип кодирования информации на компьютере.

Двоичное кодирование текстовой информации (основные таблицы кодировки,  их сущность и назначение).

Двоичное кодирование графической информации (глубина цвета, модели цветопередачи). Просмотр флэш роликов из электронного наглядного пособия «Информатика» (№22717) модели цветопередачи:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Двоичное кодирование звуковой информации (временная дискретизация, частоты дискретизации,  глубина кодирования звука). Просмотр флэш ролика «Аналоговое и цифровое представление звука  (№125803)».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II  Подгруппа из 10 человек разбивается на малые группы по 3 человека, и раздаются карточки – план  работы групп и рабочий материал (заготовки).

      (Смотри дополнительный материл  –  приложение).

 

      

Первая  группа «Кодирование текстовой информации»

 

     Пример карточки:

Теоретическая частьрабочий материал, заготовки: Рабочий стол            10 «б» _

07 - 08г

1. Вспомнить, обобщить, систематизировать, дополнить  материал  по вопросу « Двоичное кодирование текстовой информации» ( стр.107 10-11 кл. Н.Д.Угринович).

Использовать ключивые понятия:

Ø  :таблица  кодировки, таблица  кодировки ASCII (American Standard Code for Information Interchange), международный стандарт (таб.кодировки) Unicode

Ø уметь пояснить формулу  N=2i

 

Ø  пять различных кодировок для русских букв (кириллицы)  (КОИ8-Р, Windows СР1251,  MS-DOS СР866, Mac  (Macintosh) и ISO 8859-5 (международная организация по стандартизации  - International Standards Organization))

Ø  коротко дать характеристику каждой

Ø  какие программы заботятся о перекодировках текстовых документах

Ø  найти дополнительную информацию по этому  вопросу, используя Интернет (дополнительную информацию о таблицах кодировки, какие ещё существуют таблицы кодировки и т.д.)

2. Оформить в виде презентации. Уметь прокомментировать и защитить.

 

Практическая часть: Наглядно продемонстрировать отображение текстов в различных кодировках

                        1. Запустить текстовый редактор Hieroglyph

                            Пуск               все программы              Hieroglyph 3.7          Hieroglyph

                                    

                        2. Пуск               Text Processor                Text Processor

                        3. Определение числового кода символа – стр.110  10-11 кл. Н.Д.Угринович

                        4.  Ввод символа по числовому коду – стр.110 10-11 кл. Н.Д.Угринович

 

 

 

      Вторая группа  «Кодирование графической информации»

 

Пример карточки:

Теоретическая частьрабочий материал, заготовки: Рабочий стол            10 «б» _

07 - 08г

1. Вспомнить, обобщить, систематизировать, дополнить  материал  по вопросу « Двоичное кодирование графической  информации» ( стр.112  10-11 кл. Н.Д.Угринович и стр.10  - 9 кл.).

Использовать ключивые понятия:

Ø  пространственная дискретизация,

Ø  пиксель, разрешающая способность растрового изображения,

Ø глубина цвета, формула  N=2i

Ø  умение рассчитать объём видеопамяти для одного из графических режимов

Ø  палитры цветов в системах  цветопередачи (RGB, CMYK, HSB)  

Ø  коротко дать характеристику каждой

Ø  найти дополнительную информацию по этому  вопросу, используя Интернет (какие модели цветообразования существуют ещё и т.д.)

2. Оформить в виде презентации. Уметь прокомментировать и защитить.

 

Практическая часть:

1. Наглядно продемонстрировать выбор цвета с использованием систем  цветопередачи  в   

различных программах MS Word, Macromedia Flash, Adobe Photoshop, MS PowerPoint, Corel Draw 

можно подготовить небольшие работы.                                    

2. Установка графического режима, переключение видеорежимов, просмотреть информацию об адаптере – стр.115  10-11 кл. Н.Д.Угринович.

3. Д/П Растровая и векторная графика. Достоинства и недостатки.

 

 

  

 

   

 

 Третья группа  «Кодирование звуковой  информации»

 

Пример карточки:

Теоретическая частьрабочий материал, заготовки: Рабочий стол            10 «б»

_07 - 08г

1. Вспомнить, обобщить, систематизировать, дополнить  материал  по вопросу « Двоичное кодирование звуковой й информации»  ( стр.116 10-11 кл. Н.Д.Угринович и стр.42 -  9 кл.).

Использовать ключивые понятия:

Ø  интенсивность и частота звуковой волны

Ø  временная дискретизация, при которой в определенные моменты времени амплитуда звуковой волны измеряется и квантуется, т.е. ей присваивается определенное значение из некоторого фиксированного набора. Данный метод называется еще импульсно-кодовой модуляцией PCM (Pulse Code Modulation).

Ø  частоты дискретизации — количества измерений уровня сигнала в единицу времени(за одну секунду). Эта величина может принимать значения - диапазон от 8 до 48 кГц.

Ø  глубина кодирования звука (количество информации, необходимое для кодирования дискретных уровней громкости цифрового звука)     N=2i

Ø  качество оцифрованного звука (от частоты и глубины дискретизации звука)

Ø  оценить информационный объем цифрового стереозвукового файла

Ø  звуковые редакторы (записывать, воспроизводить, редактировать)

2. Оформить в виде презентации. Уметь прокомментировать и защитить.

 

Практическая часть:

1. Работа в фонографе «Звукозапись» - стр.118 10-11 кл. Угринович

2. Обработка звукового файла с помощью звукового редактора Audacity подготовить небольшие работы

3. С помощью Интернет найти информацию о других звуковых редакторах и их возможностях.

 

 

III  Каждая группа работает в соответствии своему плану. Углубляется в теоретическую часть своего вопроса, готовит презентацию, ищет нужную информацию с помощью Интернет,   выполняет практические работы. Можно распределить обязанности в группе.

 

IV  Защита своих проектов, которая сопровождается демонстрацией выполненных практических работ. Ребята задают вопросы на понимания, дополняют друг друга.

        (Смотри дополнительный материл – приложение).

 

V   Подведение итогов. После защиты проектов можно предложить вопросы:

      - Какую закономерность в  кодировании  информации вы заметили?

      - Как  пояснить формулу  N=2i  при кодировании текстовой, графической, звуковой информации

      - Предложить задачи:  найти информационный объём текста в различных кодировках,

        рассчитать объём видеопамяти для одного из графических режимов,

       оценить информационный объем цифрового стереозвукового файла.

         (Смотри дополнительный материл – приложение).