МКОУ «Средняя школа №2»
г. Сухиничи
Разработка занятия внеурочной деятельности
«Чтение с увлечением»
по теме
Терпение и труд в рассказах для детей.
Учитель начальных классов:
Серкова Е.А.
2021г
Цель : воспитывать уважение и любовь к трудолюбивым людям; показать, на примере литературных героев, как терпение и труд помогают человеку в жизни.
Задачи:
- учить определять смысл понятий «терпение» и «труд» .
-расширять знания детей о пользе труда, на примере исторических лиц.
- развивать словарный запас, коммуникативные навыки, навыки сотрудничества во время работы в группе.
-воспитывать ответственность, терпение, целеустремлённость.
Ход занятия
1. Орг. момент
2. Актуализация знаний.
Ребята, как называется наш кружок внеурочной деятельности? (Чтение с увлечением). Прочитайте, что написано на экране? (Книга-друг человека.) Слайд 1
Как вы понимаете это высказывание? Чему учат книги детей? (Дружбе, взаимовыручке, честности, трудолюбию.) Правильно, писатели в своих произведениях раскрывают самые разнообразные темы. Каждый из вас должен помнить, что главное не просто прочитать, а понять смысл прочитанного. Кто из вас может ответить, что такое главная мысль произведения?
Каждое произведение несёт в себе какой-то смысл, заставляет задуматься, учит читателя.
Я вам предлагаю прочитать скороговорки и объяснить их смысл, а потом попробовать быстро произнести. ( На партах лежат листочки, дети читают и объясняют смысл прочитанного ).
Ткёт ткач ткани
На платки Тане.
Не будь тороплив, а будь терпелив.
Ребята, кто из вас догадался, какую тему мы будем сегодня обсуждать?
3. Изучение нового материала.
Тема нашего урока : «Терпение и труд в рассказах для детей. Слайд 2.
Давайте прочитаем в толковом словаре значение этих слов.
Терпение - способность терпеть, стойко и безропотно переносить, сносить что-либо.
Труд – это такая деятельность человека, которая приносит пользу людям. Эта деятельность требует затрат умственной и физической энергии.
- Кто из вас может назвать слова - родственники слову труд? (Трудный, трудолюбивый, труженик.)
( Дети называют и объясняют смысл).
Физкультминутка.
Быстро все ребята встали,
Руки быстро вверх подняли,
Быстро хлопнули 5 раз
А теперь морганье глаз:
Быстро-быстро поморгали
И…ногами постучали.
Быстро влево наклонились
И сейчас же распрямились!
Вправо-влево 10 раз-
Отдохнул уставший класс.
Как пингвины полетели
И на место тихо сели.
Послушайте рассказ великого русского писателя Л.Н. Толстого « Как тётушка рассказывала о том, как она выучилась шить». Слайд 3
(Дети слушают аудиозапись рассказа Л.Н.Толстого)
Когда мне было шесть лет, я просила мать дать мне шить. Она сказала: «Ты еще мала, ты только пальцы наколешь»; а я все приставала. Мать достала из сундука красный лоскут и дала мне; потом вдела в иголку красную нитку и показала мне, как держать. Я стала шить, но не могла делать ровных стежков; один стежок выходил большой, а другой попадал на самый край и прорывался насквозь. Потом я уколола палец и хотела не заплакать, да мать спросила меня: «Что ты?» – я не удержалась и заплакала. Тогда мать велела мне идти играть.
Когда я легла спать, мне все мерещились стежки: я все думала о том, как бы мне скорее выучиться шить, и мне казалось так трудно, что я никогда не выучусь. А теперь я выросла большая и не помню, как выучилась шить; и когда я учу шить свою девочку, удивляюсь, как она не может держать иголку.
-Назовите главных героев рассказа. (Мама и дочка.)
- Что вы можете сказать о маме? Какая она? (Добрая, терпеливая, понимающая.)
-Какой вы представили девочку? (Нетерпеливой, поспешной.)
-Назовите её положительное качество. (Целеустремлённая. У неё была цель -выучиться шить.)
-А над чем ей надо было работать? ( Над терпением.)
Благодаря чему она научилась шить и стала терпеливой? (Благодаря труду.)
Правильно. Недаром говорят: « Терпение и труд - всё перетрут»
Как вы думаете, почему Л. Толстой написал такой рассказ? (Он сам был трудолюбивым человеком, много работал.) Слайд 4
Лев Николаевич любил труд, он занимался и крестьянской работой: пахал землю, косил траву, пилил и колол дрова, строил избы, клал печи, шил сапоги. Он считал, что всякий труд полезен и нужен. Уважать можно только такого человека, который всю жизнь трудится.
А зачем вообще нужно трудиться? (Предположения детей)
Труд был неотъемлемой частью жизни русского народа. О труде придумано много пословиц и поговорок. Давайте поиграем в игру «Собери пословицы»
Дети делятся на группы, выполняют задание.
Пословицы.
Кто не работает, тот не ест.
На чужой каравай рот не разевай, а пораньше вставай да свой затевай.
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
Лучше день подумать, чем целую неделю трудиться впустую.
Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.
Труд кормит, а лень портит.
Терпенье и труд всё перетрут.
Труд кормит и одевает.
Тяжко тому жить, кто от работы бежит.
Будьте трудолюбивы, потому что труд украшает человека. Русские люди всегда славились выносливостью, трудолюбием.
Послушайте отрывок из рассказа А. Ишимовой об одном из самых выдающихся государственных деятелей в российской истории - Петре Великом. Слайд 5
Труда Пётр первый не боялся и сам трудился больше всех. Он сказал одному морскому офицеру: «Надо трудиться, братец. Я и царь вам, а у меня на руках мозоли, всё для того, чтобы показать пример и хоть под старость увидеть в вас хороших помощников мне и слуг отечеству». Царь был мастер во всех ремёслах. На фабриках , которые заводил, иногда сам работал за станком; на железном заводе выковал своими руками 18 прутов железа и попросил с хозяина деньги за работу. Хозяин заплатил ему 18 червонцев, но Пётр сказал: «Я не лучше других работал, дай мне то, что следует». Хозяин так и сделал, заплатил царю 18 алтын (алтын – монета достоинством 3 копейки). Царь купил на них башмаки и часто хвалился вельможам: «Вот эти башмаки я купил на трудовую копейку». Но больше всего он любил токарное мастерство и занимался им по нескольку часов в день.
Что заставляло Петра I трудиться? ( Предположения детей)
Как вы думаете, можно у себя воспитать трудолюбие? (Предположения детей)
- Что для вас настоящее дело, работа? (Предположения детей)
У каждого человека должно быть настоящее дело и любимая профессия.
Давайте послушаем сказку Джанни Родари «Чем пахнут ремёсла». ( Читает ребёнок).
Чем пахнут ремесла - сказка знакомая и любимая многими с раннего детства. В ней автор раскроет секрет о том, что каждое дело имеет свой запах. Как распознать человека определенной профессии по аромату, узнайте это из небольшой сказки.
У каждого дела
Запах
особый:
В булочной пахнет
Тестом и сдобой.
Мимо
столярной
Идёшь мастерской, —
Стружкою пахнет
И свежей доской.
Пахнет
маляр
Скипидаром и краской.
Пахнет стекольщик
Оконной замазкой.
Куртка
шофёра
Пахнет бензином.
Блуза рабочего —
Маслом машинным.
Пахнет
кондитер
Орехом мускатным.
Доктор в халате —
Лекарством приятным.
Рыхлой
землёю,
Полем и лугом
Пахнет крестьянин,
Идущий за плугом.
Рыбой и
морем
Пахнет рыбак.
Только безделье
Не пахнет никак.
Сколько
ни душится
Лодырь богатый,
Очень неважно
Он пахнет, ребята!
Ленивым людям вовсе не скучно жить. Они даже и не знают о том, что ленивы. Бездельник-это не значит, что человек сидит без дела, сложа руки. Он вечно занят .
- Чем может быть занят бездельник? (Предположения детей)
- К чему приводит лень?
-Будут ли ценить такого человека?
-Можно ли избавиться от лени? Предложите свои рецепты.
(Дети предлагают свои рецепты)
Чему учит вас эта сказка? (Она учит юных читателей уважать труд и призывает найти дело по душе уже сегодня.)
Послушайте ещё одно стихотворение
Веселая работа.
Папа для мамы сажает цветок.
Мама для бабушки вяжет платок.
Бабушка гладит Катины платья.
Катя стирает панамки для братьев.
Братья для всех мастерят самолет.
Весело в доме работа идет.
А почему? Это дело понятное:
Весело делать.
Друг другу приятное.
Б. Белова
- Как вы помогаете своим родным?
- Всё ли у вас получается?
Какие качества требуются для осуществления работы? (Терпение, воля, целеустремлённость, желание учиться)
Благодаря труду человек развивает у себя эти качества.
- Давайте послушаем притчу о терпении. ( Рассказывает учитель )
Как-то суровой зимой у нас закончились дрова. Отец вышел за околицу, нашел мертвое дерево и срубил его.
Весной он увидел, что из пня срубленного им дерева пробиваются побеги.
— Я был уверен, — сказал отец, — что это дерево мертвое. Тогда было так холодно, что от мороза его ветви трескались, ломались и падали на землю, как будто у него в корнях не оставалось и капли жизни. Теперь я вижу, что жизнь еще теплилась в этом стволе. И, повернувшись ко мне, он сказал:
— Запомни этот урок. Никогда не руби дерево зимой. Никогда не принимай решения в неподходящее время или когда находишься в плохом состоянии души. Жди. Будь терпеливым, плохие времена пройдут. Помни, что весна возвратится.
- Что для вас значит быть терпеливым?(Ответы детей)
Почему терпение и труд неразрывно связаны друг с другом? (Ответы детей)
4. Итог урока. Рефлексия.
- Что нового вы сегодня узнали?
- Какие выводы для себя сделали?
- В чём же состоит ценность труда?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.