Разработка дидактического материала
Оценка 4.6

Разработка дидактического материала

Оценка 4.6
Раздаточные материалы
pdf
биология +1
5 кл—11 кл
13.03.2017
Разработка дидактического материала
Дидактический материал разработан авторским коллективом. За основу взят материал по Байкалу. Методическая разработка содержит пакет учебных заданий, направленных на формирование и оценку способности к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач, для учащихся 5-9-х классов по химии и биологии, учитывая специфику учебных предметов и особенности формирования УУД в конкретном возрасте. Представленные учебные задачи затрагивают значимые вопросы экологического образования при формировании у обучающихся системного представления о природе Байкала, экологически ориентированных жизненных установок.
5. Дидактический материал.pdf









5

 

Формирование универсальных учебных действий в процессе решения учебных задач на уроках биологии и химии

 

Одним из ключевых направление развития системы современного образования является введение Федеральных государственных образовательных стандартов. Изучая Стандарт, можно выделить ведущие моменты, на которых строится образовательный процесс: формирование продуктивных универсальных учебных действий, метапредметных результатов. 

В соответствии с деятельностным подходом, составляющим методологическую основу требований Стандарта, содержание планируемых результатов описывает и характеризует способы действий с учебным материалом, позволяющие учащимся успешно решать учебные и учебнопрактические задачи, в том числе и задачи, направленные на отработку теоретических моделей и понятий, и задачи, по возможности максимально приближенные к реальным жизненным ситуациям.

 Система планируемых результатов дает представление о том, какими именно учебными действиями – личностными, регулятивными, коммуникативными, познавательными, преломленными через специфику содержания того или иного предмета, овладеют учащиеся в ходе образовательного процесса. При этом в соответствии с требованиями Стандарта в системе планируемых результатов особо выделяется учебный материал, служащий основой для последующего обучения и подлежащий освоению всеми учащимися [1].

 В соответствии с требованиями Стандарта система планируемых результатов – личностных, метапредметных и предметных – устанавливает и описывает классы учебно-познавательных и учебно-практических задач, осваиваемых учащимися в ходе обучения. Успешное выполнение этих задач требует от учащихся овладения системой учебных действий (универсальных и специфических для данного учебного предмета: личностных, регулятивных, коммуникативных, познавательных) с учебным материалом, и прежде всего с опорным учебным материалом, служащим основой для последующего обучения.

 В результате изучения химии и биологии в основной школе ученик получит подготовку, достаточную для прохождения обучения в старшей школе и средних профессиональных общеобразовательных учреждениях, а также приобретет ключевые компетентности, которые имеют универсальное применение в любом виде деятельности.

 

6

 

 Основным элементом системы профессиональной деятельности учителя является образовательная деятельность, а ее ведущей организационной формой – урок. В условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования урок строится на основе решения учебно-познавательных и учебнопрактических задач. Их учащиеся осваивают «в ходе обучения, особо выделяя <…> те, которые выносятся на итоговую оценку, в том числе государственную итоговую аттестацию выпускников» [2].

 Функции учебно-познавательных и учебно-практических задач многообразны – они позволяют обучающимся применять знания, формировать опыт творческого мышления и т.д. Соответственно, они применяются в различных звеньях учебного процесса -  при постановке цели, изучении нового материала, его закреплении и для домашний заданий. Основным целевым ориентиром в процессе проектирования урока становится способность обучающихся решать учебно-практические и учебно-познавательные задачи, что означает не только и не столько усвоение определенного объема знаний, сколько формирование у обучающихся различных способов деятельности с позиции ее субъекта.

 В методической разработке представлены учебно-познавательные и учебно-практические задачи, которые ориентированы в основном не на проверку освоения отдельных знаний, а на оценку способности школьников решать эти задачи на основе сформированных предметных знаний и умений, а также универсальных учебных действий. 

 Предлагаемые планируемые результаты освоения предметного содержания при обучении химии и биологии в основной школе представлены в форме учебных задач, содержание которых основано на современных новейших данных об озере Байкал.  Каждый планируемый результат уточнен  с ориентацией на его измеряемость и достижимость. Это означает, что в планируемых результатах указаны те элементы предметного содержания и те, умения, которыми должны овладеть учащиеся в процессе обучения и которые можно измерить в рамках используемых оценочных процедур.

 Цель методической разработки: обмен опытом для преодоления методических затруднений педагогов при конструировании уроков в логике системно-деятельностного подхода (в части решения учебно-познавательных и учебно-практических задач, основанных на содержании материала и данных об озере Байкал).

 

 

 

















15 Задание 15 (базовый уровень)

     Первое свидетельство существования газовых гидратов на дне Байкала было получено летом 1978 г. Газогидраты внешне напоминают спрессованный снег и могут гореть. Газовые гидраты Байкала — твердые льдоподобные соединения метана с водой, устойчивые при высоких давлениях и низких температурах. Гидраты относятся к нестехиометрическим соединениям и описываются общей формулой М×nН2О, где М - молекула газа-гидратообразователя. В результате молекулярного уплотнения один кубометр природного метан-гидрата в твердом состоянии содержит около 164 м3 метана в газовой фазе и 0,87 м3 воды. 

     Сколько м3 метана и воды содержится в 5 объемах байкальского газогидрата?

 

Ответ: 820 м3 метана, 4,35 м3 воды. 

 

Задание 16 (базовый уровень)

     Естественные проявления газа и нефти на Байкале могут представлять значительную экологическую опасность. Выбросы газа со дна озера создают газовые грифоны и грязевые вулканы. В зимнее время газовые грифоны проявляются в виде малозаметных с поверхности льда «пропарин», представляющих угрозу для транспортных средств и рыбаков. Газовый вулканизм представляет опасность, прежде всего для людей, населенных пунктов и предприятий, расположенных в прибрежной зоне Байкала. Такие события, как катастрофические извержения горючего газа, происходили здесь в недалеком прошлом и сохранились в памяти людей, живших на его берегах. Одним из вариантов названия озера Байкал является перевод с бурятского языка как «Бай Гал» - «стоящий огонь». Свидетельством тому являются также вулканические постройки, сохранившиеся лучше всего на дне озера. Они сложены из вязкого материала темно-коричневого цвета, имеют конусовидную форму, высоту до 1 м, диаметр до 1,5 м.   Постройки  содержат до 87% углерода и 11-14% водорода, их органическое вещество относится к парафиновым. 

       Определите формулу газа, образующего байкальский газогидрат.

 

Ответ: СН4, метан.

 

 

 

 



17 Задание 19 (базовый уровень)

      Вода в Байкале имеет слабощелочную реакцию из-за наличия в ней щелочных элементов: натрия, кальция, магния и калия и низкого содержания свободной углекислоты. У элементов, принадлежащих к семейству щелочных металлов, с возрастанием относительных атомных масс металлические свойства:

1) изменяются периодически;  2) не изменяются;   3) ослабевают;   4) усиливаются.

 

Ответ: 4.

 

Планируемый результат: характеризовать состав атомных ядер и распределение числа электронов по электронным слоям атомов химических элементов малых периодов периодической системы, а также калия и кальция.

 

Умения, характеризующие эти результаты:

                  определять число протонов в ядре атома химического элемента по его положению в периодической системе Д.И.Менделеева;

                  устанавливать порядок распределения числа электронов по электронным слоям в атоме на основании положения химического элемента в периоде и группе периодической системы.

 

Задание 20 (базовый уровень)

     Концентрация микроэлементов в воде Байкала очень низка. Наиболее устойчивыми малыми элементами глубинной байкальской воды являются V, Co, Cu, Zn, Pb и Mn. У какого из этих элементов в ядре атома содержится 29 протонов? Опишите положение этого элемента в периодической системе (порядковый номер, период, группа, подгруппа). Запишите электронную формулу атома этого элемента.

 

Ответ: Cu, порядковый № 29, 4 период, I группа, побочная подгруппа. 1s22s22p63s23p63d104s

 

Задание 21 (повышенный уровень)

       В байкальской воде растворены практически все газы, которые существуют в атмосфере, а также газы подземного происхождения, выделяющиеся со дна озера. Но пропорции газов значительно отличаются, потому что неодинакова их растворимость в воде и не все они участвуют в биологическом и биохимическом круговороте. Так, в воде озера больше всего растворено азота, в значительном количестве содержится кислород,  



19

Задание 23 (повышенный уровень)

     Одна из уникальных особенностей оз. Байкала – высокая концентрация кислорода в воде на всех глубинах. Содержание   его    в   водной     толще  изменяется в среднем от 9 до 14,5 мг/дм³. Насыщение воды кислородом составляет 85-100%, в периоды интенсивного развития фитопланктона оно достигает 105-115%, а в придонной области не опускается ниже 75%. Чем можно объяснить увеличение содержания кислорода в воде в период интенсивного развития фитопланктона в озере? Напишите суммарное уравнение этого процесса.

 

Задание 24  (повышенный уровень)

     Основные растворенные газы, которые содержатся в воде Байкала, - диоксид углерода и кислород. Динамика содержания растворенных газов в байкальских водах имеет выраженные  сезонные изменения. Так, например, весной при вскрытии озера ото льда по мере прогрева воды начинается развитие водорослей, и содержание диоксида углерода в воде снижается. С чем это связано? Напишите суммарное уравнение этого процесса.

 

Критерии оценивания: содержание верного ответ, и указания по его оцениванию (допускаются иные формулировки, не искажающие его смысла).

 

Элементы ответа:

      Назван и описан процесс фотосинтеза.

      Объясняется взаимосвязь увеличения количества кислорода или снижения содержания диоксида углерода в воде и интенсивности развития водных растений.

      Записано суммарное уравнение фотосинтеза.

 

Задание 25 (повышенный уровень)

     В верхнем слое воды существуют суточные колебания содержания растворенных газов. В формировании суточного хода концентрации растворенных газов,  ведущая роль принадлежит биологическим процессам. В дневные и вечерние часы с ростом биомассы фитопланктона концентрация кислорода возрастает, а диоксида углерода уменьшается. Ночным и утренним максимумам содержания СО2 соответствуют минимальные значения О2. С каким биохимическим процессом это связано?

 

 

 

20

Критерии оценивания: содержание верного ответ, и указания по его оцениванию (допускаются иные формулировки, не искажающие его смысла).

Элементы ответа:

      Назван и описан процесс фотосинтеза.

      Объясняется суточная противоположность поглощения СО2 и выделения О2 – световая, темновая фазы фотосинтеза.

      Записано суммарное уравнение фотосинтеза.

 

Примеры заданий по биологии

 

РАЗДЕЛ I. Живые организмы

 

Планируемый результат: выделять  существенные признаки биологических объектов  (клеток и организмов растений, животных, грибов, бактерий) и процессов, характерных для живых организмов.

 

Умения, характеризующее достижение этого результата:

      различать существенные и несущественные признаки клеток растений, животных, грибов, бактерий; организмов растений животных, грибов, бактерий;

      выявлять отличительные признаки процессов, характерных для живых организмов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма);

      различать существенные и несущественные признаки процессов, характерных для живых организмов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция выявлять отличительные признаки клеток и тканей растений животных, грибов, бактерий; организмов растений животных, грибов, бактерий жизнедеятельности организма);

      выявлять отличительные признаки клеток и тканей растений животных, грибов, бактерий; организмов растений животных, грибов, бактерий.

 

 

Умение: выявлять отличительные признаки процессов, характерных для живых организмов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма).






































Разработка дидактического материала

Разработка дидактического материала

Разработка дидактического материала

Разработка дидактического материала

Разработка дидактического материала

Разработка дидактического материала

Разработка дидактического материала

Разработка дидактического материала

Формирование универсальных учебных действий в процессе решения учебных задач на уроках биологии и химии

Формирование универсальных учебных действий в процессе решения учебных задач на уроках биологии и химии

Основным элементом системы профессиональной деятельности учителя является образовательная деятельность, а ее ведущей организационной формой – урок

Основным элементом системы профессиональной деятельности учителя является образовательная деятельность, а ее ведущей организационной формой – урок

и учебно-практических задач, основанных на содержании материала и данных об озере Байкал).

и учебно-практических задач, основанных на содержании материала и данных об озере Байкал).

Разработка дидактического материала

Разработка дидактического материала

Разработка дидактического материала

Разработка дидактического материала

Разработка дидактического материала

Разработка дидактического материала

Разработка дидактического материала

Разработка дидактического материала

Разработка дидактического материала

Разработка дидактического материала

Разработка дидактического материала

Разработка дидактического материала

Разработка дидактического материала

Разработка дидактического материала

Разработка дидактического материала

Разработка дидактического материала

Задание 15 (базовый уровень)

Задание 15 (базовый уровень)

Разработка дидактического материала

Разработка дидактического материала

Разработка дидактического материала

Разработка дидактического материала

Задание 19 (базовый уровень)

Задание 19 (базовый уровень)

Но пропорции газов значительно отличаются, потому что неодинакова их растворимость в воде и не все они участвуют в биологическом и биохимическом круговороте

Но пропорции газов значительно отличаются, потому что неодинакова их растворимость в воде и не все они участвуют в биологическом и биохимическом круговороте

Разработка дидактического материала

Разработка дидактического материала

Задание 23 (повышенный уровень)

Задание 23 (повышенный уровень)

СО 2 соответствуют минимальные значения

СО 2 соответствуют минимальные значения

Умение : выявлять отличительные признаки процессов, характерных для живых организмов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности…

Умение : выявлять отличительные признаки процессов, характерных для живых организмов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности…

Разработка дидактического материала

Разработка дидактического материала

Разработка дидактического материала

Разработка дидактического материала

Разработка дидактического материала

Разработка дидактического материала

Разработка дидактического материала

Разработка дидактического материала

Разработка дидактического материала

Разработка дидактического материала

Разработка дидактического материала

Разработка дидактического материала

Разработка дидактического материала

Разработка дидактического материала

Разработка дидактического материала

Разработка дидактического материала

Разработка дидактического материала

Разработка дидактического материала

Разработка дидактического материала

Разработка дидактического материала

Разработка дидактического материала

Разработка дидактического материала

Разработка дидактического материала

Разработка дидактического материала

Разработка дидактического материала

Разработка дидактического материала

Разработка дидактического материала

Разработка дидактического материала

Разработка дидактического материала

Разработка дидактического материала

Разработка дидактического материала

Разработка дидактического материала

Разработка дидактического материала

Разработка дидактического материала

Разработка дидактического материала

Разработка дидактического материала